* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 8pt;} h1 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 24pt; font-weight: bold;} .Заголовок 1 Знак {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 24pt; font-weight: bold;} .No Spacing {font-family: 'Calibri';} .List Paragraph {margin-bottom: 8pt;} .Содержимое таблицы {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Body Text {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Основной текст Знак {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Table Paragraph {font-family: 'Times New Roman';} .Balloon Text {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;} .Текст выноски Знак {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;}

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Детско-юношеская спортивная школа»

(МБОУ ДО «ДЮСШ»)

ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНА

На заседании Приказом директора

педагогического совета МБОУ ДО «ДЮСШ»

МБОУ ДО «ДЮСШ» № 119-од от 03.09.2024

протокол № 5 от 03.09.2024

Рабочая программа

спортивной подготовки по виду спорта

«ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГИМНАСТИКА»

(программа разработана в соответствии с Федеральным стандартом спортивной подготовки по виду спота «художественная гимнастика» приказ Минспорта России

от 15.11.2022 года № 984 и примерной дополнительной образовательной программы спортивной подготовки по виду спорта «художественная гимнастика», утвержденной приказом Министерства спорта России от 22.12.2022 № 1350).

Этап начальной подготовки 2-3 годов обучения. ( 10-11лет).

Авторы-разработчики:

Сибирикова Е.Д., тренер МБОУ ДО

«ДЮСШ»

г. Сосновый Бор, 2024 год

Пояснительная записка: Рабочая образовательная программа спортивной подготовки по виду спорта «художественная гимнастика» (далее – Программа) предназначена для организации образовательной деятельности по спортивной подготовке по виду спорта «художественная гимнастика» с учётом совокупности минимальных требований к спортивной подготовке, определённых федеральным стандартом спортивной подготовки по виду спорта «художественная гимнастика», утверждённым приказом Минспорта России от 15 ноября 2022 года № 984, а также в соответствии с примерной дополнительной образовательной программой спортивной подготовки по виду спорта «художественная гимнастика», утверждённой приказам Минспорта России 22 декабря 2022 года № 1350.

Программа содержит теоретико-методический и практический материал для практических занятий по общей физической и специальной физической подготовке, технической, тактической, психологической (и других специальных разделов) подготовки занимающихся. Даны примеры элементов, упражнений, а также объединения элементов, упражнений, направленные на развитие как отдельных физических качеств, так и комплекса качеств, а также на освоение техники элементов.

Основные требования к результатам реализации Программы: формирование устойчивого интереса к занятиям спортом; освоение основ техники по виду спорта художественная гимнастика; выступления на официальных спортивных соревнованиях по виду спорта художественная гимнастика; формирование общей и специальной физической, технико-тактической подготовки; поддержание высокого уровня спортивной мотивации; сохранение здоровья; гармоничное развитие; знание антидопинговых правил и др.

Основные задачи реализации Программы:

формирование и развитие творческих и спортивных способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в физическом, интеллектуальном и нравственном совершенствовании.

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья занимающихся.

Выявление и поддержка детей, проявивших выдающиеся способности в спорте.

Формирование навыков адаптации к жизни в обществе, проф. Ориентации

Частные задачи на тренировочный год:

1. Укрепление здоровья и всестороннее развитие, формирование правильной осанки

2. развитие физических способностей и физических качеств

3. освоение подготовительных, подводящих и простейших базовых элементов: равновесий, прыжков, поворотов, элементов с предметами (скакалка, обруч)

4. развитие специфических качеств (танцевальности, музыкальности, выразительности)

5. формирование устойчивого интереса к занятиям художественной гимнастикой.

На этапе начальной подготовки (НП):

Формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом;

Получение общих теоретических знаний о физической культуре и спорте, в том числе о виде спорта «художественная гимнастика»;

Формирование двигательных умений и навыков, в том числе о виде спорта «художественная гимнастика»;

Повышение уровня физической подготовленности и всестороннее гармоническое развитие физических качеств;

Обеспечение участия в официальных спортивных соревнованиях;

Укрепление здоровья.

План-график. Годовой план на тренировочный год.

Разделы подготовки

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Июль

Август

Всего

Теоретическая, психологическая, тактическая подготовка

2

2

2

2

2

10

Общая

физическая

подготовка

15

10

10

10

10

10

10

15

10

15

10

15

140

Специальная

физическая

подготовка

10

5

5

5

10

10

10

5

5

15

7

15

102

Техническая

подготовка

15

10

10

10

10

10

10

15

15

15

10

10

140

Участие в спортивных соревнованиях,

2

2

2

2

2

2

12

Медицинские, медико-биологические, восстановительные мероприятия, тестирование и контроль

-

2

2

2

-

2

-

-

-

2

-

2

12

Общее количество часов (в год)

42

29

31

31

32

34

32

35

32

47

29

42

416

Тематическое планирование на тренировочный год:

№ п/п

Содержание программного материала

Количество часов

Сроки освоения

1.

Теоретическая подготовка:

10

Сентябрь-август

Требования к ТБ и ОТ.

2

Правила поведения и дисциплина.

3

Режим дня, гигиена, ЗОЖ.

3

Психологическая подготовка.

2

2.

Общая физическая подготовка:

140

Сннтябрь-август

Бег, ходьба, прыжки, скоростно-силовая

45

Строевые упражнения и ОРУ

35

Подвижные игры, выносливость

30

Развитие амплитуды

40

3.

Специальная физическая подготовка:

102

Сентябрь-Август

Развитие гибкости

32

Упражнения для развития силы

20

Полу-акробатические упражнения

20

Упражнения на ловкость и быстроту

10

Акробатика

20

4.

Техническая (в т.ч. тактическая) подготовка:

140

Сентябрь-август

Беспредметная (волны, равновесия)

30

Предметная (вращения, манипуляции)

60

Хореографическая (позиции ног, рук)

30

Музыкально-двигательная

10

Танцевальная подготовка

10

5.

Медицинское обследования

12

Сентябрь-август

Восстановительные мероприятия

6.

Соревновательная деятельность:

10

Сентябрь-август

Тренировочные соревнования

6

Контрольные соревнования

4

Краткое содержание программного материала на тренировочный год:

Группа, этап подготовки: НП-2

Разделы Программы:

Основные упражнения (элементы, группы элементов) данных разделов Программы (для каждого вида, раздела отдельно):

Программа 2 и 1 юношеских разрядов.

Упражнение без предмета.

Обруч

Мяч

Булавы

Скакалка

Групповое упражнение

Состав упражнения без предмета: элементы движения тела: прыжки, равновесия, повороты, танцевальные дорожки.

Прыжки толчком одной: касаясь, касаясь в кольцо, шагом.

Прыжки толчком двумя: касаясь, касаясь в кольцо.

Равновесия на полной стопе и на полу-пальце: пассе, с ногой вперед на 90*, арабеск, аттитюд, кольцо с помощью, равновесие в шпагат с ногой в сторону, равновесие планше.

Повороты: в пассе, с ногой вперед, аттитюд, арабеск.

Танцевальные дорожки различные по ритму, темпу движений, с разным уровнем, амплитудой, с различными движениями корпуса, рук и ног.

Состав упражнения с обручем имеет идентичное наличие элементов движений тела: равновесий, прыжков, поворотов.

Работа предмета: каты, перекаты, вертушки на полу, вокруг кисти, головы, ног, вращения на различных частях тела: руках, ногах, голове, туловище, маленькие броски в горизонтальной плоскости, высокие броски: рукой, ногой, в горизонтальной, вертикальной плоскости, различные ловли обруча: руками без зрительного контроля в плечи, ногами сидя на полу, ногами в кувырок без зрительного контроля. Разучивание и совершенствование элементов МАСТЕРСТВА

Разучивание перекатов по различным частям тела и по полу, обволакиваний, отбивов руками и различными частями тела, броски мяча: одной и двумя руками, ловли мяча : в ноги на полу и на коленях, без зрительного контроля за головой и за спиной. Разучивание и совершенствование элементов МАСТЕРСТВА.

Разучивание вращений одной и двумя булавами, перебрасывание одной и двух булав на половину и на целый круг, оттталкивания, перекаты по руке и туловищу, броски одной булавы, ловля булавы в одну и две руки.

Совершенствование простых и скрестных прыжков, вращений скакалки в различных плоскостях. Выполнение двойных прыжков, прыжков вдвое сложенную скакалку, отбивов и простейших эшапе, бросков скакалки: завязанной и незавязанной, ловли в руки за два узла, на ногу.

Упражнение без предмета

Упражнение с обручем. Разучивание и совершенствование перебросок и бросков в сотрудничествах с вращательными движениями и без.

Примечание: разучивание, освоение и совершенствование упражнений программного материала осуществляется с учётом возрастных и индивидуальных особенностей занимающихся (в том числе антропометрических и морфофункциональных показателей); с учётом разрядных требований для данного возраста и этапа подготовки, согласно единой всероссийской спортивной классификации (ЕВСК) и в соответствии с утверждёнными (действующими) правилами соревнований вида спорта.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

Воспитательная работа – необходимый элемент всего педагогического процесса со спортсменками любого возраста, пола и уровня подготовленности. Спорт – это такое поле деятельности, где открываются большие возможности для осуществления всестороннего воспитания гимнасток. При этом важным условием успешной работы является единство воспитательных воздействий, направленных на формирование личности, комплексного влияния факторов социальной системы воспитания, в том числе: семьи, общеобразовательной школы, коллектива педагогов.

По мере углубления в специализированные формы обучения и тренировки, нарастания тренировочных нагрузок особенно важным становится воспитание морально-волевых качеств спортсменок. Прежде всего это целеустремленность, трудолюбие, дисциплинированность, терпеливое отношение к неудачам, уважительное отношение к тренерам, спортивному коллективу, соперникам.

Воспитательная работа проводится в соответствии с планом, утвержденным директором спортивной школы, в процессе учебно-тренировочных занятий, соревнований, выездов в другие города, летних лагерных сборов, оздоровительных и других мероприятий.

Цели деятельности в физическом воспитании:

формирование потребности на занятиях в физических упражнениях;

укрепление здоровья;

повышение трудоспособности;

интеллектуальное, нравственное, эстетическое и этическое развитие.

1.

Здоровье-сбережение

1.1.

Организация и проведение мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни

Дни здоровья и спорта, в рамках которых предусмотрено:

- формирование знаний и умений
в проведении дней здоровья и спорта, спортивных фестивалей (написание положений, требований, регламентов к организации и проведению мероприятий, ведение протоколов);

- подготовка пропагандистских акций по формированию здорового образа жизни средствами различных видов спорта;

- участие в тематических мероприятиях по направлению ЗОЖ.

В течение года

1.2.

Режим питания и отдыха

Практическая деятельность и восстановительные процессы обучающихся:

- формирование навыков правильного режима дня с учетом спортивного режима (продолжительности учебно-тренировочного процесса, периодов сна, отдыха, восстановительных мероприятий после тренировки, оптимальное питание, профилактика переутомления и травм, поддержка физических кондиций, знание способов закаливания и укрепления иммунитета, витаминизация);

- роль спортивного режима и питания.

В течение года

1.3

Личная и общественная гигиена

- понятие о гигиене и санитарии;

- уход за телом;

- гигиенические требования к спортивной одежде и обуви;

- гигиена спортивных сооружений.

В течение года

2.

Патриотическое воспитание обучающихся

2.1.

Теоретическая подготовка

(воспитание патриотизма, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн), готовность к служению Отечеству, его защите на примере роли, традиций и развития вида спорта в современном обществе, легендарных спортсменов в Российской Федерации, в регионе, культура поведения болельщиков и спортсменов на соревнованиях)

Беседы, встречи, диспуты, другие

мероприятия с приглашением именитых спортсменов, тренеров и ветеранов спорта с обучающимися и иные мероприятия, определяемые организацией, реализующей дополнительную образовательную программу спортивной подготовки

В течение года

Воспитательная работа способствует индивидуализации воспитанников в коллективе, активном усвоении и воспроизведении знаний, умений и двигательных действий, приобретаемых учащимися в процессе освоения, воспроизведения и самостоятельного использования накапливаемого опыта в физкультурно-спортивной деятельности. К воспитательной работе относится также и работа с родителями.

К воспитательным средствам относятся:

личный пример и педагогическое мастерство тренера;

высокая организация учебно-тренировочного процесса;

атмосфера трудолюбия, взаимопомощи, творчества;

формирование дружного коллектива;

система морального стимулирования, повышение мотивации;

наставничество опытных спортсменов

Контрольно-переводные нормативы:

Нормативы общей физической и специальной физической подготовки для зачисления и перевода на этапе начальной подготовки 2-3 годов обучения по виду спорта «художественная гимнастика»

1.

«Мост» из положения лежа

балл

«5» - кисти рук в упоре у пяток

«4» - расстояние от кистей рук до пяток 2-5 см

«3» - расстояние от кистей рук до пяток 6-8 см

2.

«Мост» из положения стоя

балл

«5» - «Мост» с захватом за голени

«4» - кисти рук в упоре у пяток

«3» - расстояние от кистей рук до пяток 2-3 см

«2» - расстояние от кистей рук до пяток 4-5 см

«1» - расстояние от кистей рук до пяток 6-8 см

3.

«Мост» в стойке на коленях с захватом за стопы и фиксацией положения

балл

«5» - в захвате руки выпрямлены, ноги вместе

«4» - руки согнуты

«3» - руки согнуты, ноги врозь

4.

Шпагаты с правой и левой стороны

балл

«5» - сед с касанием пола правым и левым бедром без поворота таза

«4» - расстояние от пола до бедра – 1-5 см

«3» - расстояние от пола до бедра 6-10 см

5.

Поперечный шпагат

балл

«5» - сед ноги врозь, ноги по одной прямой, туловище прямое, вертикально

«4» - с небольшим поворотом бедер внутрь

«3» - с небольшим поворотом бедер внутрь и прогибом в поясничном отделе туловища

«2» - расстояние от поперечной линии до паха 10 см, бедра повернуты внутрь

6.

Сохранение равновесия с закрытыми глазами. Выполнить на правой и левой ноге

балл

«5» - сохранение равновесия на полной стопе 4 с

«4» - сохранение равновесия 3 с

«3» - сохранение равновесия 2 с

7.

10 прыжков на двух ногах через скакалку с вращением ее вперед

балл

«5» - туловище и ноги выпрямлены, плечи опущены, стопы оттянуты

«4» - в прыжке туловище и ноги выпрямлены, стопы оттянуты, но плечи приподняты

«3» - в прыжке стопы не оттянуты, плечи приподняты

«2» - в прыжке стопы полусогнуты, стопы не оттянуты, плечи приподняты

«1» - в прыжке ноги полусогнуты, стопы не оттянуты, сутулая спина

8.

Сед «углом», руки в стороны (в течение 10 сек)

балл

«5» - угол между ногами и туловищем 90 °, туловище прямое, ноги выпрямлены, стопы оттянуты, руки точно в стороны

«4» - угол между ногами и туловищем 90 °, туловище прямое, ноги выпрямлены, стопы оттянуты, руки приподняты

«3» - угол между ногами и туловищем 90 °, сутулая спина, ноги выпрямлены, стопы оттянуты, руки приподняты

«2» - угол между ногами и туловищем 90 °, сутулая спина, ноги незначительно согнуты, руки приподняты

«1» - угол между ногами и туловищем более 90 °, сутулая спина, ноги незначительно согнуты выпрямлены, стопы не оттянуты

9.

В положении стоя выполнить 10 вращений скакалкой в боковой, лицевой, горизонтальной плоскости. Выполнить поочередно одной и другой рукой

балл

«5» - сохранение правильной осанки, вращение выпрямленной рукой и точно в заданной плоскости, скакалка имеет натянутую форму

«4» - вращение выпрямленной рукой, 1-2 отклонения от заданной плоскости, скакалка имеет натянутую форму

«3» - вращение выпрямленной рукой, 3 отклонения от заданной плоскости, скакалка имеет натянутую форму

«2» - вращение выпрямленной рукой с тремя и более отклонениями от заданной плоскости, скакалка имеет натянутую форму

«1» - вращение полусогнутой рукой с отклонениями от заданной плоскости, скакалка не натянута

10.

Техническое мастерство

Обязательная техническая программа. Для групп начальной подготовки 2 года – занять место на соревнованиях спортивной организации, членом которой является спортсменка. Балл учитывается в соответствии с занятым местом в спортивных соревнованиях организации и устанавливается (определяется) организацией, реализующей дополнительную образовательную программу спортивной подготовки

Средний балл, позволяющий определить уровень специальной физической подготовки:

5,0-4,5 – высокий

4,4-4,0 – выше среднего

3,9-3,5 – средний

3,4-3,0 – ниже среднего

2,9-0,0 – низкий уровень

Планируемые результаты на тренировочный год:

Наименование соревнований

Дата проведения соревнований

Планируемый результат

(место)

Первенство по ОФП.

Январь-февраль; май-июнь

Участие; (1-6)

Спортивные и физкультурные областные соревнования

Декабрь, март, апрель, май, сентябрь.

Участие; (1-6)

Первенство ЛО по групповым упражнениям.

октябрь

Участие; (1-6)

Первенство СШ

Ноябрь

Участие; (1-6)

Выполнение разрядных нормативов согласно ЕВСК

2ю; 1ю.

В течении учебного года. В групповых упражнениях и индивидуальной программе.

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ.

Программа предусматривает: возможность дистанционного обучения с использованием выбора формы проведения дистанционных занятий.

1. Проведение разъяснительной работы с родителями (законными представителями) по вопросам организации образовательной деятельности в МБОУДО «ДЮСШ» с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий: группа или беседа ВК; беседа в Zoom, WhatsApp, Viber, Telegram или др.

2. Разработка методических рекомендаций с выбором форм проведения дистанционных занятий:

2.1 Онлайн занятие, проводимое в режиме реального времени с применением средств онлайн трансляции (видео и аудио связь с возможностью демонстрации учебных материалов).

2.2 Чат-занятие, проводимое в режиме реального времени с применением чат- технологий (переписка или голосовая связь, возможность пересылки в чат файлов с заданиями или ссылок на онлайн платформы с интерактивными заданиями).

2.3 Организация самостоятельной работы обучающимися по предоставленным тренером-преподавателем материалам с последующей проверкой работы и индивидуальной консультацией (с помощью телефона, чата и т.д.) с разбором ошибок, вопросов и т.д.

Организация контроля за реализацией дополнительных

обще-образовательных

программ в условиях удаленного доступа. (

фото-отчет

на электронный адрес учреждения).

ЛИТЕРАТУРА:

Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта художественная гимнастика. Приказ Министерства спорта РФ № 984 от 15.11.2022г. Зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ № 71709 от 20.12.2022г.

Примерная дополнительная образовательная программа спортивной подготовки по виду спорта «художественная гимнастика». Приказ Министерства спорта РФ № 1350 от 22.12.2022г.

Белокопытова Ж. А., Романова Г. Г., Карпенко Л. А.

Учебная программа по художественной гимнастике для ДЮСШ, СДЮШОР и ШВСМ.; ГДОИФК, Госкомспорт СССР, 1991г.

Карпенко Л. А.,

Овчинникова

Н.А., Терехина Р.Н., Винер И.А.

 Художественная гимнастика, учебник;

СПбГАФК

им. П.Ф. Лесгафта, ВФХГ, Москва, 2003. - 382 с.

Зайцев В.Н.,

Моручкова

Л.В.

Художественная гимнастика – от истоков до олимпийских игр. Спорт. Олимпизм. Гуманизм; ФА по ФКиС, Смоленская академия ФКСиТ, Смоленск, 2007. – 55 с.

Лаврухина Г.М.,

Бордовский

П.Г.

Художественная гимнастика как основа грации и привлекательности. НГУФКСиЗ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, 2010. – 53 с.

Венгерова Н.Н.,

К. В.

Гобузева

Современные вопросы подготовки в технико-эстетических видах спорта: учебное пособие; М-во спорта, туризма и молодежной политики Рос. Федерации,

НГУФКСиЗ

им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, 2010. - 138 с.

Журавина

М. Л., Меньшикова Н. К.

Гимнастика

: учебник для студентов высших учебных заведений. Москва: Академия, 2010. - 444с.