Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования ?Детско-юношеская спортивная школа? (МБОУ ДО ?ДЮСШ?) ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНА На заседании Приказом директора педагогического совета МБОУ ДО ?ДЮСШ? МБОУ ДО ?ДЮСШ? от 25.05.2023г. протокол № 4 от 25.05.2023г Рабочая программа спортивной подготовки по виду спорта ?ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГИМНАСТИКА? (программа разработана в соответствии с Федеральным стандартом спортивной подготовки по виду спота ?художественная гимнастика? приказ Минспорта России от 15.11.2022 года № 984 и примерной дополнительной образовательной программы спортивной подготовки по виду спорта ?художественная гимнастика?, утвержденной приказом Министерства спорта России от 22.12.2022 № 1350). Этап учебно- тренировочный 1 года обучения. Автор-разработчик: Веселова Н.О., старший тренер – преподаватель МБОУ ДО ?ДЮСШ? г. Сосновый Бор, 2023 год Пояснительная записка: Рабочая образовательная программа спортивной подготовки по виду спорта ?художественная гимнастика? (далее – Программа) предназначена для организации образовательной деятельности по спортивной подготовке по виду спорта ?художественная гимнастика? с учётом совокупности минимальных требований к спортивной подготовке, определённых федеральным стандартом спортивной подготовки по виду спорта ?художественная гимнастика?, утверждённым приказом Минспорта России от 15 ноября 2022 года № 984, а также в соответствии с примерной дополнительной образовательной программой спортивной подготовки по виду спорта ?художественная гимнастика?, утверждённой приказам Минспорта России 22 декабря 2022 года № 1350. Программа содержит теоретико-методический и практический материал для практических занятий по общей физической и специальной физической подготовке, технической, тактической, психологической (и других специальных разделов) подготовки занимающихся. Даны примеры элементов, упражнений, а также объединения элементов, упражнений, направленные на развитие как отдельных физических качеств, так и комплекса качеств, а также на освоение техники элементов. Основные требования к результатам реализации Программы: формирование устойчивого интереса к занятиям спортом; освоение основ техники по виду спорта художественная гимнастика; выступления на официальных спортивных соревнованиях по виду спорта художественная гимнастика; формирование общей и специальной физической, технико-тактической подготовки; поддержание высокого уровня спортивной мотивации; сохранение здоровья; гармоничное развитие; знание антидопинговых правил и др. Основные задачи реализации программы: 1. Укрепление здоровья и гармоническое развитие форм и функций организма занимающихся; 2. Формирование устойчивой мотивации к занятиям художественной гимнастикой; 3. Формирование гимнастического стиля (?школы?) выполнения упражнений. Частные задачи на тренировочный год: 1. Совершенствование физических качеств: сила, гибкость, выносливость, координация; 2. Совершенствование технической подготовленности - освоение базовых элементов средней и высшей степени трудности, освоение специфических (фундаментальных) элементов с предметом и без предмета; 3. Базовая хореографическая подготовка - освоение элементов классических и современных танцевальных форм. 4. Совершенствование музыкально-двигательной подготовленности, развитие творческих способностей; 5. Базовая психологическая подготовка. 6. Начальная теоретическая и тактическая подготовка. 7. Регулярное участие в школьных/областных и всероссийских соревнованиях. План-график. Годовой план на тренировочный год. УТ-1 Разделы подготовки Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Всего Теоретическая, психологическая, тактическая подготовка 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 24 Общая физическая подготовка 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 60 Специальная физическая подготовка 10 10 10 13 10 13 12 13 13 15 10 15 144 Техническая подготовка 30 30 30 30 25 25 30 30 25 30 12 25 322 Участие в спортивных соревнованиях 2 4 3 4 3 3 3 3 3 2 30 Медицинские, медико-биологические, восстановительные мероприятия, тестирование и контроль 3 3 3 3 4 4 3 2 4 6 3 6 44 Общее количество часов (в год) 52 54 53 57 49 52 55 55 52 60 32 53 624 Тематическое планирование на тренировочный год: № п/п Содержание программного материала Количество часов Сроки освоения 1. Теоретическая подготовка: 24 Январь-декабрь - требования к ТБ, ОТ; 8 - правила поведения, дисциплина; 6 - режим дня, ЗОЖ; 5 - правила х/г. 5 2. Общая физическая подготовка: 60 Январь-декабрь - бег, ходьба, прыжковые упражнения; 20 - ОРУ; 20 - спорт. игры, элементы других ВС; 20 3. Специальная физическая подготовка: 142 Январь-декабрь - упр. на развитие силы (пресса, спины, рук); 25 - упр. на развитие гибкости; 25 - упр. на развитие быстроты; 35 - упр. на развитие координации; 35 - в т.ч. хореографическая подготовка. 22 4. Техническая (в т.ч. тактическая) подготовка: 322 Январь-декабрь - беспредметная подготовка (волны, равновесия, вращения); 47 - предметная подготовка (скакалка, обруч, мяч, булавы, лента); 145 - музыкально-двигательная подготовка (танцевальная подготовка); 30 - тактическая подготовка (индивидуальная программа/ групповые упражнения); 100 5. Контрольно-нормативные требования: 30 Январь-декабрь - шпагаты с опоры 30 см; - поперечный шпагат ;- мост; - прогибы назад; - сед ?углом?; - равновесие; - двойные прыжки на скакалке; 6. Соревновательная деятельность: Январь-декабрь - тренировочные соревнования; - контрольные соревнования; - основные соревнования. 7. Восстановительные мероприятия: 44 Январь-декабрь - врачебный контроль, мед. осмотр (УМО). 20 - самомассаж, элементы из ЛФК. 24 Краткое содержание программного материала на тренировочный год: Группа, этап подготовки: УТ-1 Разделы Программы: Основные упражнения (элементы, группы элементов) данных разделов Программы (для каждого вида, раздела отдельно): Элементы тела - равновесия: ?арабеск?, ?аттитюд?, ?алясгон?, ?итальянское фуэте?, равновесие с захватом ноги (вперед, в сторону, назад), переднее ?планше?, ?планше кольцо?, боковое ?планше?, смешанные равновесия. - повороты: форма с ногой на 90 гр. (?арабеск?, ?аттитюд?, ?алясгон?), ?кольцо?, фуэте (в ?пассе?/ в ?алясгон?), переднее ?планше?. - прыжки: с двух ног (форма ?касаясь?, ?касаясь? в кольцо), широкие прыжки (в шпагат/ с наклоном корпуса/ в кольцо, со сменой ног), жете ан турнан (?касаясь? с прогибом/в кольцо/ со сменой ног, в шпагат), комбинации прыжков. Предметная подготовка ИП*: скакалка - вращательные движения, эшапе, манипуляции; - прыжки: серии прыжков, двойные прыжки, прыжки в двое сложенную скакалку; - броски: вдвое сложенной скакалкой, раскрытой, с узлом, без помощи рук на вращательном движении; - ловли: без помощи рук, без зрительного контроля, на вращательном движении. Предметная подготовка ИП*: обруч - вращательные движения/ вертушки в разных плоскостях, на разных частях тела; - перекаты в разных плоскостях, через разные части тела; - броски: в боковой плоскости, с вращения, вертушкой, без помощи рук, без зрительного контроля, на вращательном движении; - ловли: без помощи рук, без зрительного контроля, на вращательном движении. Предметная подготовка ИП*: мяч - перекаты в разных плоскостях, через разные части тела; - восьмерки, обволакивания; - броски: без помощи рук, без зрительного контроля, на вращательном движении; - ловли: без помощи рук, без зрительного контроля, на вращательном движении. Предметная подготовка ИП*: булавы - вращательные движения в разных плоскостях, с разной амплитудой; - мельницы в разных плоскостях; - перекаты в разных плоскостях, через разные части тела; - малые броски двух булав с разным количеством вращений, в разных плоскостях, разными способами; - высокие броски: без помощи рук, без зрительного контроля, на вращательном движении; - ловли: без помощи рук, без зрительного контроля, на вращательном движении. Предметная подготовка ИП*: лента - рисунки: спираль, змейка разными способами, в разных плоскостях; - большие/средние круговые движения; - перекаты палочки в разных плоскостях, через разные части тела; - броски: ?эшапе?, ?бумеранг?, высокие броски без помощи рук, без зрительного контроля, на вращательном движении; - ловли: без помощи рук, без зрительного контроля, на вращательном движении. ГУ**: элементы тела - отработка элементов тела из соревновательной программы учитывая синхронность выполнения (в стандартных условиях/ в усложненных условиях (с грузами, с закрытыми глазами, на скорость и т.д.)). ГУ**: предметная подготовка - работа в парах: сотрудничества с перекатами предметов, отбивами, малыми бросками, высокими бросками; - отработка сотрудничеств и перебросок из соревновательной программы (в стандартных условиях/ в усложненных условиях (с грузами, с закрытыми глазами, на скорость и т.д.)). ГУ**: акробатическая подготовка - личная акробатика: перевороты вперед/ назад/ в сторону, на двух/на одной руке, кувырки вперед/назад, ?свечка? и т.д.; - работа в парах/тройках; - поддержки. ИП* - индивидуальная программа; ГУ** - групповые упражнения. Примечание: разучивание, освоение и совершенствование упражнений программного материала осуществляется с учётом возрастных и индивидуальных особенностей занимающихся (в том числе антропометрических и морфофункциональных показателей); с учётом разрядных требований для данного возраста и этапа подготовки, согласно единой всероссийской спортивной классификации (ЕВСК) и в соответствии с утверждёнными (действующими) правилами соревнований вида спорта. План воспитательной работы. Воспитательная работа – необходимый элемент всего педагогического процесса со спортсменками любого возраста, пола и уровня подготовленности. Спорт – это такое поле деятельности, где открываются большие возможности для осуществления всестороннего воспитания гимнасток. При этом важным условием успешной работы является единство воспитательных воздействий, направленных на формирование личности, комплексного влияния факторов социальной системы воспитания, в том числе: семьи, общеобразовательной школы, коллектива педагогов. По мере углубления в специализированные формы обучения и тренировки, нарастания тренировочных нагрузок особенно важным становится воспитание морально-волевых качеств спортсменок. Прежде всего это целеустремленность, трудолюбие, дисциплинированность, терпеливое отношение к неудачам, уважительное отношение к тренерам, спортивному коллективу, соперникам. Воспитательная работа проводится в соответствии с планом, утвержденным директором спортивной школы, в процессе учебно-тренировочных занятий, соревнований, выездов в другие города, летних лагерных сборов, оздоровительных и других мероприятий. Цели деятельности в физическом воспитании: 1. формирование потребности на занятиях в физических упражнениях; 2. укрепление здоровья; 3. повышение трудоспособности; 4. интеллектуальное, нравственное, эстетическое и этическое развитие. Воспитательная работа способствует индивидуализации воспитанников в коллективе, активном усвоении и воспроизведении знаний, умений и двигательных действий, приобретаемых учащимися в процессе освоения, воспроизведения и самостоятельного использования накапливаемого опыта в физкультурно-спортивной деятельности. К воспитательной работе относится также и работа с родителями. К воспитательным средствам относятся: личный пример и педагогическое мастерство тренера; высокая организация учебно-тренировочного процесса; атмосфера трудолюбия, взаимопомощи, творчества; формирование дружного коллектива; система морального стимулирования, повышение мотивации; наставничество опытных спортсменов. 1. Здоровьесбережение 1.1. Организация и проведение мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни Дни здоровья и спорта, в рамках которых предусмотрено: - формирование знаний и умений в проведении дней здоровья и спорта, спортивных фестивалей (написание положений, требований, регламентов к организации и проведению мероприятий, ведение протоколов); - подготовка пропагандистских акций по формированию здорового образа жизни средствами различных видов спорта; - участие в тематических мероприятиях по направлению ЗОЖ. В течение года 1.2. Режим питания и отдыха Практическая деятельность и восстановительные процессы обучающихся: - формирование навыков правильного режима дня с учетом спортивного режима (продолжительности учебно-тренировочного процесса, периодов сна, отдыха, восстановительных мероприятий после тренировки, оптимальное питание, профилактика переутомления и травм, поддержка физических кондиций, знание способов закаливания и укрепления иммунитета, витаминизация); - роль спортивного режима и питания. В течение года 1.3 Личная и общественная гигиена - понятие о гигиене и санитарии; - уход за телом; - гигиенические требования к спортивной одежде и обуви; - гигиена спортивных сооружений. В течение года 2 Патриотическое воспитание обучающихся 2.1. Теоретическая подготовка (воспитание патриотизма, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн), готовность к служению Отечеству, его защите на примере роли, традиций и развития вида спорта в современном обществе, легендарных спортсменов в Российской Федерации, в регионе, культура поведения болельщиков и спортсменов на соревнованиях) Беседы, встречи, диспуты, другие мероприятия с приглашением именитых спортсменов, тренеров и ветеранов спорта с обучающимися и иные мероприятия, определяемые организацией, реализующей дополнительную образовательную программу спортивной подготовки В течение года 2.2 Практическая подготовка (участие в физкультурных мероприятиях и спортивных соревнованиях и иных мероприятиях) Участие в: - физкультурных и спортивно-массовых мероприятиях, спортивных соревнованиях, в том числе в парадах, церемониях открытия (закрытия), награждения на указанных мероприятиях; - тематических физкультурно-спортивных праздниках, организуемых в том числе организацией, реализующей дополнительные образовательные программы спортивной подготовки. В течение года 2.3. Олимпийское движение и история физической культуры. - История Олимпийского движения; - понятие о физической культуре и спорте. Физическая культура как средство воспитания трудолюбия, организованности, воли и жизненно важных умений и навыков; - история эстетической гимнастики; - встречи с олимпийцами и чемпионами, ветеранами спорта и ветеранами школы. В течение года 3. Развитие творческого мышления 3.1. Практическая подготовка (формирование умений и навыков, способствующих достижению спортивных результатов) Семинары, мастер-классы, показательные выступления для обучающихся, направленные на: - формирование умений и навыков, способствующих достижению спортивных результатов; - развитие навыков юных спортсменов и их мотивации к формированию культуры спортивного поведения, воспитания толерантности и взаимоуважения; - правомерное поведение болельщиков; - расширение общего кругозора юных спортсменов; - творческое участие в оформлении зала для соревнований, в подготовке эскизов костюмов и составлении упражнений. В течение года 3.2. Музыкально-двигательная подготовка - основы музыкальной грамоты; - творческие задания и импровизация; - музыкальные игры. - прослушивание и разбор музыкальных произведений и композиций. В течение года 4. Психологическая подготовка и формирование личности спортсмена - психолого-педагогические методы (разъяснения, убеждения, беседы, советы, похвала, требования, критика, одобрение, осуждение, внушение, поощрение, контроль); - психологические тренинги на взаимодействие в команде и коллективе. В течение года 5. Врачебный и биологический контроль в спорте - текущие медицинские осмотры (ТО); - углубленные медицинские обследования (УМО) и комплексные обследования; - физиологические тесты и биохимический контроль спортсменов высших достижений; - наблюдение за функциональным состоянием обучающихся. В течение года Нормативы общей физической и специальной физической подготовки для зачисления и перевода в группы на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) в художественной гимнастике: (Приложение № 6 к ФССП по виду спорта художественная гимнастика) На тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) 1-го года подготовки: № п/п Норматив Единица оценки Норматив 1 Шпагат с правой и левой ноги с опоры высотой 30 см. с наклоном назад и захватом за голень балл ?5? - сед с касанием пола правым и левым бедром без поворота таза и захват двумя руками; ?4? - расстояние от пола до бедра 1-5 см.; ?3? - расстояние от пола до бедра 6-10 см.; ?2? - захват только одной рукой. ?1? - без наклона назад. 2 Поперечный шпагат. балл ?5? - сед, ноги точно в стороны; ?4? - с небольшим поворотом бедер внутрь; ?3? - расстояние от поперечной линии до паха 10 см.; ?2? - расстояние от поперечной линии до паха 10-15 см.; ?1? - расстояние от поперечной линии до паха 10-15 см. с поворотом бедер внутрь. 3 Упражнение ?мост? из положения стоя балл ?5? - ?мост? с захватом за голени, с касанием головой бедер; ?4? - ?мост? с захватом за голени; ?3? - ?мост?, кисти рук в упоре у пяток; ?2? - расстояние от кистей рук до пяток 2-6 см.; ?1? - расстояние от кистей рук до пяток 7-12 см. 4 И.П.- лёжа на спине, ноги выпрямлены. Сед ?углом? с разведением ног в шпагат за 10 сек. балл Оценивается амплитуда и темп выполнения при обязательном подъеме туловища до вертикали. ?5? - 9 раз ?4? - 8 раз ?3? - 7 раз ?2? - 6 раз ?1? - 5 раз 5 Из И.П. лёжа на животе. 10 прогибов назад, руки подняты. балл ?5? - руки и грудной отдел позвоночника параллельно полу; ?4? - руки и грудной отдел позвоночника дальше вертикали; ?3? - руки и грудной отдел позвоночника вертикально; ?2? - руки и грудной отдел позвоночника немного не доходят до вертикали; ?1? - руки и грудной отдел позвоночника немного не доходят до вертикали, ноги незначительно разведены. 6 Прыжки на двух ногах через скакалку с двойным вращением вперёд за 10 сек. балл ?5? - 16 раз. ?4? - 15 раз ?3? - 14 раз с дополнительными 1-2 прыжками с одним вращением; ?2? - 13 раз с дополнительными 3-4 прыжками с одним вращением; ?1? - 12 раз с 6 и более с дополнительными прыжками с одним вращением. 7 И.П.- стойки на носках. Руки в стороны, махом правой назад равновесие на одной ноге, другая в захват разноимённой рукой в ?кольцо?. Выполнение с обеих ног. Удержание равновесия балл ?5? - в течение 5 с.; ?4? - в течение 4 с.; ?3? - в течение 3 с.; ?2? - в течение 2 с.; ?1? - в течение 1 с. 8 И.П.- стойка на носках. 4 переката мяча по рукам и груди из правой в левую руку и обратно балл ?5? - мяч в перекате последовательно касается рук и груди, опускается на всю стопу; ?4? - перекат с вспомогательными движениями телом, приводящими к потере равновесия; ?3? - перекат с подскоком во второй половине движения и перемещением гимнастики в сторону переката; ?2? - завершение переката на плече противоположной руки и вспомогательное движение туловищем с потерей равновесия; ?1? - завершение переката на груди. 9 И.П.- стойка на носках в круге диаметром 1 метр. Обруч впереди-справа в лицевой плоскости, после двух вращений бросок и ловля во вращение левой рукой. Выполнение в обе стороны балл ?5? - 6 бросков, точное положение частей тела, вращение обруча точно в плоскости, ловля без потери темпа и схождение с места; ?4? - 4 броска, отклонения от плоскости вращения и перемещения, не выходя за границу круга; ?3? - 4 броска, с отклонениями в плоскости вращения и потерей темпа, нарушения в положении частей тела, перемещения не выходя за границу круга; ?2? - 2 броска с изменением плоскости вращения, ловлей обруча в остановку и перемещением, не выходя за границу круга; ?1? - 2 броска с изменением плоскости вращения, ловлей обруча в остановку и перемещением, выходя за границу круга. 10 Техническое мастерство Обязательная техническая программа: выполнение программы 3-2 СР. Сокращение, содержащееся в таблице: ?И.П.? - исходное положение. Средний балл позволяющий определить уровень специальной физической подготовки: 5,0-4,5 – высокий; 4,4 – 4,0 – выше среднего; 3,9 – 3,5 – средний; 3,4-3,0 – ниже среднего; 2,9– 0,0 низкий уровень. Планируемые результаты на тренировочный год: Наименование соревнований Дата проведения соревнований Планируемый результат (место, баллы) Первенство Л.О. В течении года согласно календарю участие Первенство СГО июнь Выполнение разрядов Соревнования по групповым упражнениям Л.О октябрь 1-6 место ОСС ?Грация?; ?Балтийские звездочки? Апрель -Май 1-3 место Выполнение разрядов ОС ?Шаг к успеху? Март 1-5 место Первенство среди СШ Л.О. март 1-6 место Фестиваль Л.О. декабрь участие Межмуниципальные физкультурные соревнования ?Снежинка? декабрь 1-6 место ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ. Программа предусматривает: возможность дистанционного обучения с использованием выбора формы проведения дистанционных занятий. 1. Проведение разъяснительной работы с родителями (законными представителями) по вопросам организации образовательной деятельности в МБОУДО ?ДЮСШ? с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий: группа или беседа ВК; беседа в Zoom, WhatsApp, Viber, Telegram или др. 2. Разработка методических рекомендаций с выбором форм проведения дистанционных занятий: 2.1 Онлайн занятие, проводимое в режиме реального времени с применением средств онлайн трансляции (видео и аудио связь с возможностью демонстрации учебных материалов). 2.2 Чат-занятие, проводимое в режиме реального времени с применением чат- технологий (переписка или голосовая связь, возможность пересылки в чат файлов с заданиями или ссылок на онлайн платформы с интерактивными заданиями). 2.3 Организация самостоятельной работы обучающимися по предоставленным тренером-преподавателем материалам последующей проверкой работы и индивидуальной консультацией (с помощью телефона, чата и т.д.) с разбором ошибок, вопросов и т.д. Организация контроля за реализацией дополнительных обще - образовательных программ в условиях удаленного доступа. (фото -отчет на электронный адрес учреждения). ЛИТЕРАТУРА: Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта художественная гимнастика. Приказ Министерства спорта РФ № 984 от 15.11.2022г. Зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ № 71709 от 20.12.2022г. Примерная дополнительная образовательная программа спортивной подготовки по виду спорта ?художественная гимнастика?. Приказ Министерства спорта РФ № 1350 от 22.12.2022г. Белокопытова Ж. А., Романова Г. Г., Карпенко Л. А. Учебная программа по художественной гимнастике для ДЮСШ, СДЮШОР и ШВСМ.; ГДОИФК, Госкомспорт СССР, 1991г. Карпенко Л. А., Овчинникова Н.А., Терехина Р.Н., Винер И.А.?Художественная гимнастика, учебник; СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, ВФХГ, Москва, 2003. - 382 с. Зайцев В.Н., Моручкова Л.В. Художественная гимнастика – от истоков до олимпийских игр. Спорт. Олимпизм. Гуманизм; ФА по ФКиС, Смоленская академия ФКСиТ, Смоленск, 2007. – 55 с. Лаврухина Г.М., Бордовский П.Г. Художественная гимнастика как основа грации и привлекательности. НГУФКСиЗ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, 2010. – 53 с. Венгерова Н.Н., К. В. ГобузеваСовременные вопросы подготовки в технико-эстетических видах спорта: учебное пособие; М-во спорта, туризма и молодежной политики Рос. Федерации, НГУФКСиЗ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, 2010. - 138 с. Журавина М. Л., Меньшикова Н. К. Гимнастика: учебник для студентов высших учебных заведений. Москва: Академия, 2010. - 444с.
Программа спортивной подготовки по художественной гимнастике