МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Г. ХАБАРОВСКА
?ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 19?












                                                                 







                                                                          Авторы:
                                                                         Е.Ю. Скворцова, воспитатель, 
                                                         высшая кв. категория,
                                                                     Т.С. Щёголева, воспитатель,
                                                        высшая кв.категория
                                                             
                                                         





г. Хабаровск
2022 год
Паспорт программы
База реализации: МАДОУ ?Детский сад комбинированного вида №19?
Название программы: ?Ступенька к здоровью?
Основная направленность программы: ориентирована  на экологические здоровьесберегающие технологии.
Участники: воспитанники и педагоги групп компенсирующей направленности №2, №11.
Авторы – составители программы: 
Е.Ю. Скворцова – воспитатель  - высшая квалификационная категория,
Т.С. Щёголева –  воспитатель – высшая квалификационная категория.
Авторы идеи:
Е.Ю. Скворцова - воспитатель  - высшая квалификационная категория,
Т.С. Щёголева - воспитатель – высшая квалификационная категория.















   













1.Пояснительная записка
1.1.Актуальность и обоснование программы
Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким станет сегодняшний малыш.

В.А. Сухомлинский

Нормой жизни и поведения каждого человека должно быть сознательное и ответственное отношение к здоровью, как к общественной ценности. Бесспорно, что уровень и продолжительность жизни человека, а также состояние его здоровья во многом определяется моделью поведения, формируемой в детстве. И одной из сторон данного процесса должно явиться формирование культуры здоровья, как части общей культуры человека – осознание здоровья, как жизненно важной ценности, воспитание ответственного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих людей и природной среды. Люди являются частью природы. Мы все отвечаем за то, чтобы природа сохранилась везде на нашей планете: в лесу – куда мы ходим отдыхать; в реке – где мы плаваем: в городе – где мы живём. Мы должны заботиться и о себе, своём здоровье, окружающих людях, чистоте воздуха и воды. Приобретённое в детстве умение видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания, способствует формированию характера и интересов. В этом убеждают нас биографии многих учёных – естествоиспытателей (К.А. Тимирязева, И.В. Мичурина), писателей, художников и композиторов (А.С. Пушкина, М. Пришвина, И. Левитана, П.Чайковского и т.д.). Отсутствие этих знаний приводит, нередко, к образованию у детей различных предрассудков и суеверий. Неправильное представление часто служит причиной недоброжелательного отношения детей к животным, уничтожению ими лягушек, ежей, полезных насекомых и др. Это не только приносит вред природе, но и отрицательно действует на психику детей, ожесточает их. Исправить неправильные представления значительно труднее, чем образовать новые, правильные. Вот почему очень важно, чтобы дети в дошкольном возрасте получали верные сведения о природе.
Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний, вот почему воспитание сопереживания и сострадания происходит в неразрывном единстве  с формированием системы доступных дошкольникам экологических знаний. Экологически ориентированная активность позволяет дошкольникам овладеть умением экологически целесообразно вести себя в природе. Если мы научим детей любить и беречь природу, тогда мы научим их беречь своё здоровье.





1.2.Цели и задачи программы
Цели: 
Формирование у детей дошкольного возраста с ОВЗ, основ здорового образа жизни через экологически ориентированную активность; формирование умения использовать полученные знания в повседневной жизни. 
Задачи: 
Формировать у воспитанников правильное представление о здоровом образе жизни, бережного отношения к своему здоровью.
Формировать у детей экологическое мировоззрение: экологическую грамотность и культуру.
Развивать познавательный интерес, наблюдательность.
Способствовать накоплению у детей эмоционально – позитивного опыта общения с природой.
Воспитывать доброжелательное отношение к окружающему миру, к себе, сверстникам и взрослым.
Укреплять духовно-нравственное здоровье детей.
1.3.Ожидаемый результат
Воспитание у детей дошкольного возраста с ОВЗ основ здорового образа жизни через экологически ориентированную активность требует терпения и терпимости. Когда дело касается ребёнка дошкольного возраста, нельзя рассчитывать на моментальный и постоянный результат. Следует с пониманием относится к тому, что результат будет достигнут не сразу и, может быть, не совсем в той форме и в том качестве, каких мы ожидаем. Но есть такие азы, которые могут служить началом зарождения у ребенка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях, самостоятельности и ответственности за свое поведение.
Ребёнок использует полученные знания о здоровом образе жизни, бережного отношения к своему здоровью в повседневной жизни
Ребёнок радуется встрече с природой, животными и растениями, эмоционально отзывается на проявление их жизни и поведения.
  Проявляет элементарную любознательность: задаёт разнообразные вопросы, высказывает эвристические суждения.
  Владеет первоначальными обобщёнными представлениями о живом.
  Ребёнок видит многообразное значение природы, признаёт ценность жизни.
  Ребёнок проявляет гуманное отношение в любых обстоятельствах к любому живому существу, понимает нравственный смысл своих действий и поступков

1.4.Оценочная система результативности программы 

Анализ результатов программы осуществляется на основе методов педагогической диагностики:
 наблюдение;
 беседа;
 специально созданные ситуации;
 анализ продуктивной деятельности детей: составление кроссвордов по теме, художественно – продуктивная деятельность, выпуск экологической газеты, создание экологического панно  и т.д.;
 викторины, КВН.
1.5. Критерии оценки реализации программы

 Проявление самостоятельности ребёнка в познании природы и взаимодействие с живыми существами.
 Ребёнок с радостью помогает всему живому: ухаживает за растениями в уголке природы, проявляет интерес к  жизни животных в домашних и диких условиях.
 Стремление ребёнка предупредить негативные поступки, свои или сверстников.
 Ребёнок вступает в активную защиту живого, с помощью взрослого, других детей пытается поправить последствия неправильных действий.
 Качественно выполняя трудовые процессы ухода, достигает хорошего результата (в пределах освоенных умений).
 Имеет полное представление о правилах поведения в природе, применяет их в конкретных жизненных ситуациях.

1.6. Комплексно – методическое обеспечение программы

а) дидактическое обеспечение:
 дидактические игры по экологическому воспитанию;
 детская художественная литература следующих авторов: Д. Мамин – Сибиряк, К. Ушинский, И. Соколов -Микитов, В. Бианки, М. Пришвин,  В.Чарушин, П.С. Комаров, В.П. Сысоев.
 видеофильмы: ?Кто главный в лесу?, ?Обитатели луга?, ?Растения красной книги?, ?Животные красной книги?;
 общая музыкальная фонотека;
 цикл песен ?Музыка воды?, ?Ритмы природы?, ?Музыка цвета? (Оздоровительно – развивающая программа ?Здравствуй!? /авт. – сост. М.Л. Лазарев);
 конспекты занятий, сценарии праздников;
 Фотоальбомы: ?Рыбы Амура?, ?Белогрудый медведь?, ?Прогулка по зоосаду?;

б) методическое обеспечение:
 ?МЫ?:  Программа экологического образования детей/ Н.Н. Кондратьева и др.
 Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации.
 Смирнова В.В., Балуева Н.И., Парфёнова Г.М. Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду.  Программа и конспекты занятий.
 Система экологического воспитания в ДОУ/ авт. – сост.О.Ф. Горбатенко.

в) техническое обеспечение: компьютерная техника, телевизор.
1.7. Кадровое обеспечение программы
Кадровое обеспечение составляют: воспитатели групп компенсирующей направленности №2, №11, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре, учитель-дефектолог.
1.8. Партнёрский компонент программы
Привлечение сотрудников зоосада ?Приамурский? им. В.П. Сысоева, культурно – образовательного центра музея им. Н.И. Гродекова и работников музея – аквариума ?Рыбы Амура? к проведению экскурсий.
2. Содержание программы
2.1. Формы работы
Для эффективности решения поставленных задач программы используются различные формы работы:
Познавательные беседы
Викторины
Развлечения
КВН
Экологические игры
Экологические праздники
Этические беседы
Совместная деятельность взрослых и детей
Создание проблемной ситуации
Оздоровительные досуги
Литературная гостиная
Игра – прогулка
Музыкальная гостиная
Различные виды театрализованной деятельности: теневой, пальчиковый, настольный театры;  театр на фланелеграфе; драматизация; инсценировка
Все эти формы не новы, но от этого не теряется их актуальность и значимость в работе с детьми дошкольного возраста.
2.2. Тематический план

Тема
Цель
Кол- во
занятий

1.




2.





3.



4.



5.



6.


7.





8.
?Огород на подоконнике?



?Экологические праздники?




?Краеведение?



?Театрализованные занятия?


?В гостях у Лесовичка?


?Экологическая тропа?


?Оздоровительные досуги?



?Как прекрасен этот мир?
Способствовать накоплению детьми опыта внимательного и заботливого отношения к растущим растениям.


Воспитывать гуманное, экологи -чески осознанное отношение к природе, показать значимость каждого человека в её сохранении.


Формировать представления о многообразии флоры и фауны Дальнего Востока.

Дать детям экологические знания с использованием элементов теат- рализации.

Способствовать накоплению у детей эмоционально –позитивного опыта общения с природой.

Формировать у детей основы экологической культуры личности.


Формировать правильное пред -ставление о здоровом образе жизни, бережного отношения к своему здоровью.

Через синтез искусств (музыка, живопись, поэзия и проза ) прививать у детей любовь к природе.


4




4




4



4


4



4




4



4


Огород на подоконнике: дети получают практические навыки ухода за растениями не только в летний период, но и в течение всего года. Дети с педагогами выращивают лук, огурцы, салат и т.д.  Ребёнок воспринимает природу не только созерцательно, но и действенно: всё увиденное может потрогать, обследовать со всех сторон Такое восприятие природы вызывает у детей чувство бережного и заботливого отношения. Это существенно совершенствует эмоционально – волевую сферу ребёнка, благоприятно сказывается на развитие адаптационных механизмов его психики.
Экологические праздники: организуются для того, чтобы показать значимость человека в сохранении природы, а также обобщить и систематизировать  знания детей  по экологической культуре  (22 марта – Всемирный день воды, 1 апреля – Международный день птиц, 22 апреля – Международный день Земли, 22 мая – Международный день биоразнообразия, 5 июня – Всемирный день охраны окружающей среды, 4 октября – Всемирный день животных).
Краеведение: показать детям, что Дальний Восток – это  уникальный край: особая природа, климат, животный и растительный мир. Формируя представления о многообразии флоры и фауны родного края, стремимся помочь детям лучше узнать  природу ?малой Родины?, дать детям новые знания; воспитываем бережное и внимательное отношение к ней.
Театрализованные занятия: участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка имеет нравственную направленность. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем и выражает своё отношение к добру и злу.
В гостях у Лесовичка: непосредственное воспитывающее и обучающее воздействие на дошкольника, развитие его духовно – нравственных качеств многократно усиливается  при создании педагогических ситуаций, обеспечивающих развивающее взаимодействие взрослого с ребёнком и детей между собой. Для этого  вводится персонаж – Лесовичок. Он не живёт в группе, а приходит в гости. Он обладает волшебной способностью видеть и знать  обо всём, что происходит в группе. Лесовичок любит всех детей, радуется их добрым делам и хорошим поступкам.
Экологическая тропа: позволяет дошкольнику наглядно познакомиться с разнообразными процессами, происходящими в природе, изучить живые объекты в их естественном природном окружении, получить навыки простейших экологических исследований, определить на элементарном уровне местные экологические проблемы и по – своему решить их. Экологическая тропа – это специально разработанный или специально оборудованный маршрут в природу.
Оздоровительные досуги: одна из форм работы по оздоровлению дошкольников через ознакомление с условиями жизни на Земле в различных климатических зонах, их растительным и животным миром. В игровой форме ребята знакомятся с природно – климатическими зонами, различными видами ландшафтов, их влиянии на жизнь и здоровье человека. Оздоровительные досуги обобщают знания о здоровом образе жизни, развивают двигательную активность.
Как прекрасен этот мир:  в систему работы с детьми включена разнообразная деятельность по накоплению у детей эмоционально – позитивного опыта общения с природой  через синтез искусств. Музыка, поэзия, живопись – всё это усиливает воспитание у детей доброжелательного отношения к окружающему миру, к себе, сверстникам и взрослым.

2.3.Перспективный план работы  к программе
Старшая группа
Подготовительная группа

Огород на подоконнике

?В гостях у Чипполино? - посадка лука
?Чудо из семечка? - посев семян огурцов

?Изготовление дневников наблюдений?
?Изготовление дневников наблюдений?

?Посев цветочной рассады? - труд в природе
?Посев цветочной рассады? - труд в природе

?Цветочная поляна? - высадка рассады в цветник
?Цветочная поляна? - высадка рассады в цветник

Экологические праздники

?Будем с лесом дружить?
?Охранять природу – значит охранять Родину?

?Вечная слава воде?
?Царица - водица?

?Все нужны на земле?
?Планета Земля – наш общий дом?

?Нам птицы скажут спасибо?
?В гости к скворушке?

Краеведение

?Заповедные зоны нашего края?- познавательные  беседы 
?Что, где, когда растёт в нашем крае?- викторина

?Животный мир Дальнего Востока? - познавательные беседе
?Животный мир Дальнего Востока? - познавательные беседе 

?Кто живёт в реке Амур? - экскурсия в музей- аквариум ?Рыбы Амура? 
?Кто живёт в реке Амур? - экскурсия в музей- аквариум ?Рыбы Амура? 

?Какие звери и птицы живут на Дальнем Востоке? - экскурсия в музей Н.И. Гродекова
?Какие звери и птицы живут на Дальнем Востоке? - экскурсия в музей Н.И. Гродекова

Театрализованные занятия

?Медведь? - пальчиковый театр
?Осторожно, ядовито!? - теневой театр

?Лесной колобок – колючий бок? - настольный театр
 ( В.Бианки)
?Теремок?- театр на фланелеграфе
 ( В.Бианки)

?Эко – теремок? (экологическая сказка)- драматизация 
(В.В. Абани)
?Мы - витамины? - инсценировка

?Под грибом?- театр на фланелеграфе  (В.Сутеев)
?Серая звёздочка? -драматизация (Б.Заходер)

В гостях у Лесовичка

?Лети, листок, ко мне в кузовок?- экологическая игра
?Услышанные в лесу разговоры?- этическая беседа

 ?В лес по загадке?- игра - путешествие
?Войди в природу другом? - викторина

?Азбука поведения в природе? -  занятие - развлечение  
?Заповеди туриста? - экскурсия

?Поможем тому, кто в этом нуждается?- создание проблемной ситуации
?Что нам делать, как нам быть?- создание проблемной ситуации

Экологическая тропа

?Скорая помощь? - практическая деятельность детей
?Зелёная аптека? - создание фитоогорода (совместная деятельность взрослых и детей)

?По лесной тропинке? - экологическая игра
?От чего плачут растения?- практическая деятельность

?О чём мечтала поляна? -  погружение в условия окружающей среды
?Какую тайну мы знаем? -  погружение в условия окружающей среды

?Путешествие по экологической тропе? - игра - прогулка
?Создание экологического паспорта участка?- практическая деятельнрсть

Оздоровительные досуги

?Фиточаем угощаем и здоровья вам желаем?
?Как мы спасали солнышко?(горы и вулканы)

?Путешествие в лесное царство?
?Встреча с дедушкой Ау?(тайга)

?Васильковый день? - праздник полевых цветов
?Весенняя сказка? (луговые цветы)

?Птичий праздник?
?Вокруг света? (Земля и континенты)

Как прекрасен этот мир

?Музыка воды?- музыкальная гостиная
?Ритмы природы?- музыкальная гостиная

?Природа и художники? 
?Природа и художники?

?Музыка и чудеса
?Музыка и чудеса?

?Красота русской природы в поэзии?- литературная гостиная
?Красота русской природы в поэзии?- литературная гостиная







Литература
 Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию: Средняя, старшая, подготовительная группы. -  М.: ВАКО, 2008.
Картушина М.Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 6-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
Картушина М.Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 5-6 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
Ладыгина Л.В. Воспитатель в детском доме. М.: И.  ?ГНОМ и Д?,2006.
 Оздоровительно – развивающая программа ?Здравствуй!?. Для дош. образоват. учреждений ./авт. – сост.: М.Л. Лазарев. – М.: Мнемозина,2004.     
?МЫ?.  Программа экологического образования детей/ Н.Н. Кондратьева и др.- 2-е изд., испр. И доп. – СПб.: ?Детство - пресс?, 2000.
Педсовет- 2007/6,стр. 12 -14
 Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М..: Мозаика – Синтез, 2005.
Смирнова В.В., Балуева Н.И., Парфёнова Г.М. Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду.  Программа и конспекты занятий.- СПб.: Изд – во РГПУ им А.И. Герцена; Изд – во ?СОЮЗ?,2001.
10.Система экологического воспитания в ДОУ/ авт. – сост. О.Ф. Горбатенко.- Волгоград: Учитель, 2007.
11.Шорыгина Т.А. Беседы о Дальнем Востоке: Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2010.