Рабочая программа учителя начальных классов Лямовой Фатимы Каспотовны по внеурочной деятельности ?Адыгейская литература? в 1 классе Авторы учебника: А. Б. Чуяко, С.С. Ситимова Майкоп ?Адыгейское республиканское книжное издательство? Количество часов: 1 час в неделю, всего 33 ч. Составлена к учебнику ?Родные просторы? через систему УМК ?Школа России?. Соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования Пояснительная записка Обоснование необходимости внедрения программы в учебно-воспитательный процесс Данная национально-региональная программа по чтению ?Адыгейская литература? для 1 класса общеобразовательных учреждений Республики Адыгея с русским языком обучения и многонациональным составом учащихся составлена в соответствии с учебным планом.Программа предусматривает ознакомление учащихся начальных классов с произведениями устного народного творчества, а также произведениями поэтов и писателей народов Республики Адыгея на разные темы с учетом возрастных и психологических особенностей младших школьников. Содержание материалов программы нацелено на: - приобщение младших школьников к элементам устного народного творчества, национальной культуре и искусству, литературе народов, проживающих в Адыгее; - формирование у учащихся интереса и уважения к человеку, к его жизни, труду, языку и культуре; - укрепление доброжелательных, дружеских отношений между детьми разных национальностей. Изучение малой Родины имеет большое значение в воспитании патриотических чувств школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала. Цель, задачи образовательной программы Основная цель программы: - ознакомление с культурно-историческим наследием народов России и общечеловеческими ценностями, произведениями классиков российской, советской и адыгейской детской литературы о природе, истории России и Адыгеи, о судьбах людей. Осмысление этического представления о таких понятиях, как ?добро?, ?зло?, ?справедливость?, ?отзывчивость?, ?честность?, ?ответственность?, ?норма?, ?идеал? и т. д., на основе чего у обучающегося начнется формирование системы духовно-нравственных ценностей; - активизация читательского интереса детей, знакомство их с творчеством известных адыгейских писателей и поэтов, с культурой, обычаями и традициями адыгов, возможность узнать об исторических событиях, происходящих на территории республики, о замечательных людях, которые трудятся в Адыгее. - создание условий для развития коммуникативных и познавательных процессов, личностных качеств младшего школьника и воспитания активной жизненной позиции средствами поисковой деятельности. Задачи: - формирование техники чтения и приёмов понимания текста; - введение детей через литературу в мир человеческих отношений нравственных ценностей; - приобщение детей к литературе как искусству слова через введение элементов литературоведческого анализа текста - развитие устной и письменной речи, обогащение словарного запаса детей. Программа для каждого класса отражает основные направления работы и включает следующие разделы: 1. Тематика чтения. 2. Техника чтения. 3. Формирование приемов понимания прочитанного. 4. Элементы литературоведческого анализа текста. 5. Развитие устной и письменной речи. Отличительные особенности программы Содержание деятельности Характеризуя программу ?Адыгейская литература?, следует отметить, что данный курс является программой воспитания, так как способствует формированию у детей нравственных качеств, чувства патриотизма, толерантного отношения ко всем людям, населяющим нашу многонациональную Родину. Программа для каждого класса состоит из следующих разделов: 1. Наша Республика Адыгея. II. Адыгейское устное народное творчество и национальные игры. III. Произведения поэтов и писателей Республики Адыгея. IУ. Загадки, пословицы, стихотворения и рассказы народов Республики Адыгея. ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ В государственных образовательных стандартах указываются следующие составляющие техники чтения на момент завершения начального образования: 1) способ чтения – чтение целыми словами; 2) правильность чтения – чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения; 3) скорость чтения – установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст; 4) установка на постепенное увеличение скорости чтения. О чтении вслух говорится в разделе ?Общеучебные умения и навыки?: формируется правильное и осознанное чтение вслух с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания. Правильное, осознанное, достаточно беглое и выразительное чтение целыми словами про себя и вслух. Выбор интонации, соответствующей строению предложений, а также тона, темпа, громкости, логического ударения. ФОРМИРОВАНИЕ ПРИЕМОВ ПОНИМАНИЯ ПРОЧИТАННОГО Развитие умения работать с заглавием произведения (осмысление его прямого и скрытого смысла, соотнесение заглавия с содержанием, главной мыслью; ?эксперимент с заглавиями?: нахождение авторского заглавия в ряду данных). Обучение прогнозированию содержания произведения на основе заглавия, иллюстрации, ключевых слов; самостоятельному придумыванию заглавий. Развитие умений: – выделять ключевые слова в тексте или в частях текста, устанавливать связь ключевых слов и главной мысли; – самостоятельно делить текст на части, озаглавливать части; выделять главную мысль каждой части и всего произведения в целом (с помощью учителя и самостоятельно); – составлять простой план (варианты простого плана: пункты плана –повествовательные предложения; план из вопросов; план из предложений текста); – сопоставлять структуру текста с планом, данным учителем или составленным учениками; – самостоятельно составлять план рассказа о герое; – отвечать на предварительные вопросы к тексту, на вопросы учителя по содержанию прочитанного; – самостоятельно формулировать вопросы к тексту, прогнозировать содержание по ходу чтения; – использовать выборочное чтение для подтверждения какой-либо мысли, выборочное чтение по конкретному заданию. ЭЛЕМЕНТЫ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКОГО АНАЛИЗА, ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ И ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ ПРОЧИТАННОГО Развитие умения самостоятельно находить в стихотворном и прозаическом тексте слова и выражения, которые использует автор для описания или характеристики. Обучение работе над образом литературного героя. Что и как рассказывает автор о герое: – портрет; – детали биографии (что известно о его жизни); – черты личности (какой он?). Как эти свойства личности проявляются в поступках, мыслях, словах; – речь героя как средство его характеристики; – отношение автора к герою; – собственное отношение к герою, его обоснование. Развитие внимательного отношения к языку художественных произведений, умения понимать образные выражения, использованные в нем, умения представить картину, нарисованную автором. Высказывание своего отношения к написанному автором (не только к тому, что написано, но и к тому, как написано). Высказывание и аргументирование своего отношения к прочитанному. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАКОМСТВО ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИМИ ПОНЯТИЯМИ Рассказ. Расширение и углубление понятия о рассказе. Стихотворение. Расширение и углубление понятия о стихотворении. РАЗВИТИЕ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ Обучение: – подробному и краткому пересказу текста по плану; – выборочному пересказу текста; – словесному рисованию картин к художественным текстам; – составлению устных рассказов о героях произведений с использованием соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи и самостоятельно составленного плана; – составлению устных рассказов от имени одного из героев. Заучивание наизусть и выразительное чтение стихотворений и небольших отрывков прозы с использованием соответствующей интонации, тона, темпа, громкости речи и логического ударения. Календарно-тематическое планирование по адыгейской литературе в 1 классе (1ч. в неделю. Всего 33 ч. в учебном году.) № урока Тема урока кол-во часов Дата по плану Дата по факту 1. Гимн Республики Адыгея 1 2. К. Жанэ ?Мой аул?, Н. Куек ?Как красива наша земля!? 1 3. Загадки и пословицы. 1 4. Сказки и сказания ?Как аукнется, так и откликнется. 1 5. Запасливый муравей. 1 6. Великаны и карлики. Гожак и нартская девушка. 1 7. Как Тлепш край света искал. 1 8. Дед-невпопад. 1 9. Сильнее кошки нет. 1 10. Лисичка и рак. 11. Волк и лисичка. 1 12. Домашняя мышь и полевая мышь. 1 13. Старик, у которого соляной дом, и старуха, у которой восковой дом. 1 14. Национальные игры. 1 15. Х. Панеш ?Скупец и хитрец? 1 16. Дж. Чуяко ?Несознательный народ? 1 17. Р. Ачмиз ?Осень?, Г. Завьялова ?Лесовоз? 1 18. К.Жанэ ?Индюшиный нос?, К.Жанэ ?Так нельзя!? 1 19. Дж. Чуяко ?Послушный брат? 1 20. К.Жанэ ?Хвастун?, ?Подсолнух? 1 21. К. Жанэ ?Чьи это проказы?? 1 22. Н. Куек ?Домик для птицы?, Н.Куек ?Разноцветный дождик? 1 23. Н.Куек ?Сад? 1 24. Дж. Чуяко ?Мяч?, ?Где мы живем.? 1 25. К. Жанэ ?Вопросы и ответы? 1 26. Р. Нехай ?Первый снег?, Дж. Чуяко ?К нам Новый год идет? 1 27. К. Жанэ ?Первые шаги? 1 28. К. Жанэ ?Первые шаги? 1 29. Дж. Чуяко ?Уроки пения? 1 30. Н. Куек ?Зима?, Дж. Чуяко ?Отдохните коньки? 1 31. К.Жанэ ?Разговор двух братьев? 1 32. Х. Андрухаев ?Часовой? 1 33. К. Жанэ ?Мой папа – шофер?, ?Братишки? 1 Итого :33 Список литературы для учителя: Национально-региональный компонент государственного образовательного стандарта (адыгейский язык, литература, адыгейская литература на русском языке, адыгэ хабзэ). Министерство образования и науки Республики Адыгея. М., АРИПК, 2006. Б.К. Кубов, А.А. Шаов. Стилистика адыгейского языка. - М., 1979. Ю.А. Тхаркахо. Адыгейско-русский словарь. - М., 1991. Ю.А. Тхаркахо. Русско-адыгейский словарь. В 2 томах. - М., 2004. для обучающихся: А. Б. Чуяко, С.С. Ситимова. Родные просторы. Книга для чтения.1 класс. - М., адыг. респ. кн. изд., 2005. Пер. с адыг. Ш. Х. Хута и М. И. Алиевой. Сказания и сказки адыгов. М., Современник, 1987. Ш. Х. Хут. Сказочный эпос адыгов. М., отд. кн. изд., 1981. Адыгские сказания. М., адыг. кн. изд., 1993. З. У. Блягоз. Жемчужины народной мудрости. Адыгейские пословицы и поговорки. М., адыг. кн. изд., 1992.
Адыгейская литература на русском языке