"Серебряное пёрышко"
  Занятия кружка ?Серебряное пёрышко? ориентировано на учащихся  9 класса ,      проводится 1 раз в неделю. Всего запланировано  34 часа в год.  Программа разработана на основе учебника "Развивайте дар слова" ,"Просвещение" ,2022,автор Т.А. Ладыженская

           Результаты освоения  курса внеурочной деятельности. 
-через знакомство с аспектами поэтического мастерства научиться создавать собственные произведения заданной тематики: стихи, малую прозу, опираясь на знания теории литературы.
-анализировать лирические произведения собственного сочинения и других авторов, научиться их интерпретации.
-учиться принципам общения, становясь людьми коммуникабельными, компетентными в области стихосложения, творческими личностями.
-обучить учащихся приемам и навыкам работы с поэтическим текстом, умению элементарного анализа текста, видению средств выразительности поэтического языка.
-развить у детей чувства прекрасного; умение видеть картины природы, нарисованные мастерами поэтического слова и иллюстрировать эти картины устно и на бумаге.
-обучить учащихся выразительному чтению стихотворений, рисующих картины родной природы; знакомить учащихся с мастерством художественного слова.
-привить чувство любви к родной природе через осмысление поэтической строки.
-выделять в тексте основные изобразительно-выразительные средства языка, предусмотренные для изучения программой по литературе для 5-9 классов (эпитет, метафору, сравнение, гиперболу, литоту, олицетворение и т. д.)
 -выразительно читать стихотворения, правильно интонируя их.         

                       Содержание  курса внеурочной деятельности
1.Теория литературы.?Стопы и размеры стиха.?Ямб. Хорей.
2.Теория литературы.?Стопы и размеры стиха.?Дактиль. Амфибрахий. Анапест.
3.Практикум. Написание собственных произведений, в том числе по заданным началам. Чтение уже написанных текстов.
4.Заседание поэтического кружка, посвященное детской литературе и творчеству С. Я. Маршака.
5.Теория литературы.?Рифма и её разновидности?(мужская, женская)
6.Теория литературы.?Рифма и её разновидности?( точная и неточная).
7.Теория литературы.?Системы рифмовки.
8.Практикум. Написание собственных произведений, в том числе по заданным началам. Чтение уже написанных текстов.
9-10. Пейзажная осенняя лирика, ее художественные особенности (на примере текстов А.С.Пушкина, Ф. И. Тютчева, С. А. Есенина, А. Блока, А Ахматовой, И. А. Бунина).
11. Творческая лаборатория, посвященная осеннему пейзажу.
12.?Теория литературы.?Строфа (четверостишия, октавы).
13.?Теория литературы.?Строфа?( онегинские, балладные).
14.?Теория литературы.?Строфа (одические, сонеты ).
15. Практикум. Написание собственных произведений, обсуждение написанных текстов.
16.?Теория литературы.?Разновидности стихотворений?(акростих, вольный стих).
17.?Теория литературы.?Разновидности стихотворений?(смешанный стих, верлибр).
18.?Теория литературы.?Разновидности стихотворений?(белый стих, стихи в прозе).
19. Практикум. Написание собственных произведений, в том числе по заданным началам. Чтение уже написанных текстов.
20. Зима в стихотворениях С.Есенина, А.С.Пушкина, К. Бальмонта. Поэтический анализ стихов.
21. Творческая лаборатория, посвященная зимнему пейзажу. Написание собственных произведений.
22. Теория литературы. Требования к слогу писателя (ясность речи, точность речи).
23.?Теория литературы.?Требования к слогу писателя (тавтология, синонимы ).
24.?Теория литературы.?Требования к слогу писателя?(параллелизмы, чистота речи).
25.?Теория литературы.?Требования к слогу писателя?(архаизмы, неологизмы, варваризмы).
26.?Теория литературы.?Требования к слогу писателя?(провинциализмы, слова народные).
27. Практикум. Написание собственных произведений.
28. Весна – прекрасная пора. Работа с текстами. (О. Мандельштам ?Мне холодно. Прозрачная весна…?, С.Есенин ?Сыплет черемуха снегом?, Н.Клюев ?Оттепель – баба – хозяйка?.
29. Творческая лаборатория, посвященная весеннему пейзажу.
30.?Теория литературы.?Изобразительность речи.?Эпитеты. Сравнения.
31-32.?Теория литературы.?Тропы?(метафора, аллегория, олицетворение, метонимия, синекдоха, гипербола, ирония).
33.?Теория литературы.?Фигуры?(обращение, повторение, градация, антитеза, умолчание, восклицание). 
34. Летние пейзажи (М.Ю. Лермонтов ?Вечер после дождя?, А.Кольцов ?Цветок?, М.Цветаева ?Бузина?, С.Есенин ?Задымился вечер, дремлет кот на брусьях?, Н.Клюев ?Дремны плески вечернего звона…?). Словесное рисование. Летний пейзаж.

                                     Тематическое планирование  

№ разделов и тем
Название разделов и тем
Вид занятий
Количество часов




Всего

1.
Теория литературы.?Стопы и размеры стиха?(ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест).
Лекции, практическая часть.
3

2.
Детская литература, стихотворения С.Я. Маршака.
Практическая часть.
1

3.
Теория литературы.?Рифма и её разновидности(мужская, женская, дактилическая,   точная и?неточная).?Системы рифмовки.
Лекции, практическая часть.
4

4.
Пейзажная осенняя лирика , ее художественные особенности (на примере текстов А. С. Пушкина,  Ф. И. Тютчева,
С. А. Есенина,  А. Блока,  А. Ахматовой, И. А. Бунина).
Практическая часть.
2

5.
Теория литературы.?Строфа?(четверостишия, октавы, терцины, онегинские, балладные, одические, сонеты, лимерики).
Лекции, практическая часть.
4

6.
Творческая лаборатория, посвященная осеннему пейзажу.
Практическая часть, индивидуальная работа.
1

7.
Теория литературы.?Разновидности стихотворений (акростих, вольный стих, смешанный стих, верлибр, белый стих, стихи в прозе).
Лекции, практическая часть.
4

8.
Зима в стихотворениях С. Есенина, А. С. Пушкина, К. Бальмонта.
Практическая часть.
1

9.
Творческая лаборатория, посвященная зимнему пейзажу.
Практическая часть, индивидуальная работа.
1

10.
Теория литературы.?Требования к слогу писателя ( ясность речи, точность речи, тавтология, синонимы, плеоназмы, параллелизмы, чистота речи, архаизмы, неологизмы, варваризмы, провинциализмы, слова народные).
Лекции, практическая часть.
6

11.
Весна – прекрасная пора. Работа с текстами. (О. Мандельштам ?Мне холодно. Прозрачная весна…?, С. Есенин ?Сыплет черемуха снегом?, Н. Клюев ?Оттепель – баба – хозяйка?.
Практическая часть.
1

12.
Творческая лаборатория, посвященная весеннему пейзажу.
Практическая часть, индивидуальная работа.
1

13.
Теория литературы.?Изобразительность речи. Эпитеты. Сравнения.Тропы?(метафора, аллегория, олицетворение, метонимия, синекдоха, гипербола, ирония).Фигуры?(обращение, повторение, градация, антитеза, умолчание, восклицание).
Лекции.
4

14.
Летние пейзажи ( М.Ю. Лермонтов ?Вечер после дождя?,?А.Кольцов ?Цветок?, М.Цветаева ?Бузина?, С.Есенин ?Задымился вечер, дремлет кот на брусьях?, Н.Клюев ?Дремны плески вечернего звона…?). Словесное рисование. Летний пейзаж
Практическая часть, индивидуальная работа.
1