Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение начальная общеобразовательная школа № 2 г. Охи имени Героя Советского Союза Григория Григорьевича Светецкого Рассмотрено: Утверждаю: На педагогическом совете Директор МБОУ НОШ № г.Охи им. Г.Г.Светецкого Протокол №___________ _______________Е.В. Финенко От ?___?____________2022 ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ?ТРОПИНКА К СВОЕМУ Я? социальное направление на ступени начального общего образования 1 – 4 класс составлена педагогом - психологом Архиповой Еленой Витальевной 2022 Предполагаемые результаты освоения курса Личностные: 1 класс сформировать положительное отношения к школе; ориентироваться на понимание предложений и оценок учителя, товарищей; ориентироваться в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и окружающих; ориентироваться на содержательные моменты школьной действительности; оценивать результаты своей деятельности; соблюдать правила игры и дисциплины; ориентироваться на понимание чувств других людей. 2 класс применять умения в области самоанализа и саморазвития; формировать положительное отношение к школе; ориентироваться на содержательные моменты школьной действительности; ориентироваться на понимание чувств другого человека; ориентироваться на самоанализ и самоконтроль результата; проявлять сдержанность, терпеливость, вежливость в процессе взаимодействия; проявлять сопереживание к другим людям. 3 класс проявлять заботу о человеке при групповом взаимодействии; уметь налаживать контакты с окружающими; ориентироваться на понимание предложений и оценки учителя, товарищей; анализировать и систематизировать полученные умения и навыки. 4 класс проявлять сопереживание к другим людям; уметь налаживать контакты с окружающими; проявлять заботу о человеке при групповом взаимодействии; ориентироваться на понимание чувств других людей; проявлять сопереживание к другим людям; моделировать ситуации с помощью учителя. Метапредметные результаты 1 класс Регулятивные УУД: овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми; извлекать с помощью учителя необходимую информацию из литературного текста; определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя; учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; строить речевое высказывание в устной форме; Познавательные УУД: уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с помощью учителя; учиться исследовать свои качества и свои особенности; учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя; учиться наблюдать; моделировать ситуацию с помощью учителя. Коммуникативные УУД: учиться доверительно и открыто говорить о своих чувствах; учиться работать в паре и в группе; выполнять различные роли; слушать и понимать речь других ребят; осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией. 2 класс Регулятивные УУД: учиться отреагировать свои чувства в отношении учителя и одноклассников; учиться прогнозировать последствия своих поступков; определять и формулировать цель в совместной работе с помощью учителя; учиться высказывать своё предположение в ходе работы с различными источниками информации; строить речевое высказывание в устной форме. Познавательные УУД: находить ответы на вопросы в различных источниках информации (текст, рисунок), делать выводы в результате совместной работы в группе; учиться графически оформлять изучаемый материал; моделировать различные ситуации; усваивать разные способы запоминания информации. Коммуникативные УУД: учиться позитивно проявлять себя в общении; учиться договариваться и приходить к общему решению; учиться понимать эмоции и поступки других людей; овладевать способами позитивного разрешения конфликтов. 3 - 4 класс Регулятивные УУД: осознавать свои телесные ощущения, связанные с напряжением и расслаблением; извлекать необходимую информацию из текста; определять и формулировать цель в совместной работе; учиться делать осознанный выбор в сложных ситуациях; осознавать свою долю ответственности за всё, что с ним происходит; реалистично строить свои взаимоотношения друг с другом и взрослыми; планировать цели и пути самоизменения с помощью взрослого; соотносить результат с целью и оценивать его. Познавательные УУД: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять; обогатить представление о собственных возможностях и способностях; учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения; оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости; учиться моделировать новый образ на основе личного жизненного опыта; находить ответы на вопросы в тексте, перерабатывать информацию; адекватно воспринимать оценку учителя. КоммуникативныеУУД: ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; учиться контролировать свою речь и поступки; учиться толерантному отношению к другому мнению; учиться самостоятельно решать проблемы в общении; осознавать необходимость признания и уважения прав других людей; формулировать своё собственное мнение и позицию; учиться грамотно задавать вопросы и участвовать в диалоге. Предметные: 1 класс выделять и формулировать познавательную цель с помощью учителя; уметь работать по предложенному учителем плану; строить речевое высказывание в устной форме с помощью учителя; слушать и понимать речь других; пересказывать небольшие тексты; осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт 2 класс уметь наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения; уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей; моделировать различные ситуации; делать выводы в результате совместной работы в группе; доказывать, делают выводы, определять понятия; устанавливать причинно-следственные связи; уметь сопоставлять полученную информацию с имеющимся жизненным опытом. 3 класс усвоить разные способы запоминания информации; оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости; высказывать свое мнение; уметь находить положительные качества у себя и у других людей; уметь работать по предложенному учителем плану; осознать ценность умения фантазировать; доказывать, делать выводы, определяют понятия уметь исследовать свои качества и свои особенности. 4 класс уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей; уметь рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя; моделировать ситуации с помощью учителя; делать выводы в результате совместной работы в группе; уметь решать учебно-познавательные проблемы. Воспитательные результаты внеурочной деятельности Первый уровень результатов – приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимоотношения, освоение способов поведения в различных ситуациях Второй уровень результатов – получение школьниками опыта переживания и позитивного отношение к базовым ценностям общества (человек, семья, родина, природа, мир, знания, труд, культура) Третий уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия ( Содержание курса внеурочной деятельности 1 класс Раздел 1.Я школьник (17 часов) Знакомство. Введение в мир психологии. Как зовут ребят моего класса. Зачем мне нужно ходить в школу. Я в школе. Мой класс. Какие ребята в моем классе. Мои друзья в классе. Мои успехи в школе. Моя ?учебная сила?. Раздел 2. Мои чувства (17 часов) Радость Что такое мимика. Радость. Как ее доставить другому человеку. Жесты. Радость можно передать прикосновением. Радость можно подарить взглядом. Грусть. Страх. Страх. Его относительность. Как справиться со страхом. Страх и как его преодолеть. Гнев. С какими чувствами он дружит. Может ли гнев принести пользу. Обида. Разные чувства. Итоговое занятие. 2 класс Раздел 1. Вспомним чувства (5 часов) Мы рады встрече. Понимаем чувства другого. Мы испытываем разные чувства. Раздел 2. Чем люди отличаются друг от друга? (18часов) Люди отличаются друг от друга своими качествами. Хорошие качества людей. Самое важное качество. Кто такой сердечный человек? Кто такой доброжелательный человек? Трудно ли быть доброжелательным человеком? Я желаю добра ребятам в классе. Очищаем свое сердце. Какие качества нам нравятся друг в друге? Какими качествами мы похожи и чем отличаемся? Люди отличаются друг от друга своими качествами. В каждом человеке есть светлые и темные качества. Раздел 3. Какой я – Какой ты?(11 часов) Какой я? Какой ты? Трудности второклассника в школе, дома, на улице. Школьные трудности. Домашние трудности. 3 класс Раздел 1. Я - фантазер. (9 часов) Я – третьеклассник. Кого можно назвать фантазером? Я умею фантазировать. Мои сны. Я умею сочинять. Мои мечты. Фантазии и ложь. Раздел 2. Я и моя школа. (6 часов) Я и моя школа. Что такое лень? Я и мой учитель. Как справляться с ?Немогучками? Раздел 3. Я и мои родители (4 часа) Я и мои родители. Я умею просит прощение. Почему родители наказывают детей? Раздел 4. Я и мои друзья. (7 часов) Настоящий друг. Умею ли я дружить? Трудности в отношениях с друзьями. Ссора и драка. Раздел 4. Что такое сотрудничество? (8 часов) Что такое сотрудничество. Я умею понимать другого. Я умею договариваться с другими. Мы умеем действовать сообща. Что такое коллективная работа. Итоговое занятие. 4 класс Раздел 1. Кто я? Мои силы, мои возможности (12 часов) Моё лето. Кто Я? Какой Я – большой или маленький? Мои способности. Мой выбор, мой путь. Мой внутренний мир. Кто в ответе за мой внутренний мир? Кого я могу впустить в свой внутренний мир? Что значит верить? Раздел 2. Я расту, я изменяюсь (5 часов) Моё детство. Я изменяюсь. Раздел 3.Моё будущее. Каким бы я хотел стать в будущем? (5 часов) Моё будущее. Хочу вырасти здоровым человеком. Раздел 4. Хочу вырасти интеллигентным человеком и что для этого нужно? (3 часа) Кто такой интеллигентный человек, Хочу вырасти интеллигентным человеком. Что такое идеальное Я? Раздел 5. Хочу вырасти свободным человеком: что для этого нужно? (9 часов) Кто такой свободный человек? Права и обязанности школьника. Что такое ? право на уважение?? Права и обязанности. Нарушение прав других людей может привести к конфликтам. Как разрешать конфликты мирным путём? Итоговое занятие. Тематический план 1 класс № раздела, темы Наименование разделов и тем Всего часов В том числе на практические работы 1 Раздел 1. Я - школьник 17 5 1.1 Знакомство. Введение в мир психологии 1 1.2 Как зовут ребят моего класса 1 1.3-1.4 Зачем мне нужно ходить в школу? 2 1.5 Я в школе 1 1.6-1.7 Мой класс 2 1.8-1.9 Какие ребята в моем классе 2 1.10-1.12 Мои друзья в классе 3 1.13-1.15 Мои успехи в школе 3 1.16-1.17 Моя ?учебная сила? 2 2 Раздел 2. Мои чувства (17 часов) 5 2.1 Радость. Что такое мимика 1 2.2 Радость. Как ее доставить другому человеку 1 2.3 Жесты 1 2.4-2.6 Радость можно передать прикосновением. Радость можно подарить взглядом 3 2.7 Грусть 1 2.8 Страх 1 2.9 Страх. Его относительность? 1 2.10 Как справиться со страхом 1 2.11 Страх и как его преодолеть 1 2.12-2.13 Гнев. С какими чувствами он дружит 2 2.14-2.15 Может ли гнев принести пользу 2 2.16 Обида 1 2.17 Разные чувства 1 Итого 34 2 класс № раздела, темы Наименование разделов, тем Всего часов В том числе на практические работы 1 Вспомним чувства 5 2 1.1 Мы рады встрече 1 1.2 Понимаем чувства другого 1 1.3-1.5 Мы испытываем разные чувства 3 2 Чем люди отличаются друг от друга 18 5 2.1-2.2 Люди отличаются друг от друга своими качествами 2 2.3-2.4 Хорошие качества людей 2 2.5-2.6 Самое важное хорошее качество 2 2.7 Кто такой сердечный человек 1 2.8 Кто такой доброжелательный человек 1 2.9 Трудно ли быть доброжелательным человеком 1 2.10-2.11 Я желаю добра ребятам в классе 2 2.12 Очищаем свое сердце 1 2.13-2.14 Какие качества нам нравятся друг в друге 2 2.15-2.16 Какими качествами мы похожи и чем отличаемся 2 2.17 Люди отличаются друг от друга своими качествами 1 2.18 В каждом человеке есть светлые и темные качества 1 3 Какой Я – Какой Ты? 11 3 3.1-3.2 Какой Я? 2 3.3-3.4 Какой ТЫ? 2 3.5-3.6 Трудности второклассника в школе, дома, на улице 2 3.7-3.8 Школьные трудности 2 3.9-3.10 Домашние трудности 2 3.11 Итоговое занятие 1 Итого 34 3 класс № раздела, темы Наименование разделов, тем Всего часов В том числе на практические работы 1 Я - фантазер 9 2 1.1 Я - третьеклассник 1 1.2 Кого можно назвать фантазером? 1 1.3-1.4 Я умею фантазировать! 2 1.5 Мои сны 1 1.6 Я умею сочинять 1 1.7 Мои мечты 1 1.8-1.9 Фантазии и ложь 2 2 Я и моя школа 6 2 2.1-2.2 Я и моя школа 2 2.3 Что такое лень? 1 2.4-2.5 Я и мой учитель 2 2.6 Как справляться с ?Немогучками? 1 3 Я и мои родители 4 1 3.1 Я и мои родители 1 3.2 Я умею просить прощение! 1 3.3-3.4 Почему родители наказывают своих детей? 2 4 Я и мои друзья 7 4.1-4.2 Настоящий друг 2 4.3-4.4 Умею ли я дружить? 2 4.5 Трудности в отношениях с друзьями 1 4.6-4.7 Ссора и драка 2 5 Что такое сотрудничество 8 2 5.1-5.2 Что такое сотрудничество 2 5.3-5.4 Я умею понимать другого 2 5.5 Я умею договариваться с другими 1 5.6 Мы умеем действовать сообща 1 5.7 Что такое коллективная работа 1 5.8 Итоговое занятие 1 Итого 34 4 класс № раздела, темы Наименование разделов, тем Всего часов В том числе на практические работы 1 Кто Я? Мои силы, мои возможности 12 1.1 Мое лето 1 1.2-1.3 Кто Я? 2 1.4 Какой Я – большой или маленький? 1 1.5 Мои способности 1 1.6 Мой выбор, мой путь 1 1.7-1.8 Мой внутренний мир. Кто в ответе за мой внутренний мир? 2 1.9 Уникальность моего внутреннего мира. Уникальность твоего внутреннего мира 1 1.10 Кого я могу впустить в свой внутренний мир 1 1.11-1.12 Что значит верить? 2 2 Я расту, я изменяюсь 5 2.1-2.2 Мое детство 3 2.3-2.4 Я изменяюсь 2 3 Мое будущее. Каким бы я хотел стать в будущем? 5 3.1-3.2 Мое будущее 3 3.3-3.4 Хочу вырасти здоровым человеком 2 4 Хочу вырасти интеллигентным человеком: что для этого нужно? 3 4.1 Кто такой интеллигентный человек 1 4.2 Хочу вырасти интеллигентным человеком 1 4.3 Что такое идеальное Я 1 5 Хочу вырасти свободным человеком: что для этого нужно? 9 5.1 Кто такой свободный человек? 1 5.2-5.3 Права и обязанности школьника 2 5.4 Что такое ?право на уважение?? 1 5.5 Права и обязанности 1 5.6-5.7 Нарушение прав других людей может привести к конфликтам 2 5.8 Как разрешать конфликты мирным путем? 1 5.9 Итоговое занятие 1 Итого 34 Лист корректировки № Тема Дата корректировка
Программа внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я»