* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .No Spacing {margin-bottom: 0pt;} .Title {font-size: 26pt; color: #17365D;} .Название Знак {font-size: 26pt; color: #17365D;}

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Буратино» села Барабаш Приморского края Хасанского округа

Конспект открытого занятия по экологии в подготовительной группе:

«Прогулка в зимний лес»

Гридунова О.Н.

Должность: воспитатель

Квалификационная категория: первая

2023г.

с. Барабаш

Программное содержание:

Познакомить детей с жизнью диких животных в лесу зимой, уточнить и обобщить пре6дставления детей о приспособленности диких животных и птиц леса к зиме. Сформировать умение выделить и охарактеризовать особенности внешнего облика животных, образа их жизни. Учить узнавать следы животных. Заложить основы экологического воспитания. Воспитывать у детей интерес к жизни животных, желание помочь животным в зимний период, бережное отношение к природе, чувство доброты, сопричастности и сопереживания ко всему живому и прекрасному, что нас окружает. Формировать умение правильно вести себя в природном окружении.

В.: Ребята, сегодня мы отправимся на прогулку в сказочный лес, в настоящее зимнее царство. Лес – это большой дом, где живут в дружбе и согласии звери и птицы.

- А мы, если придем в лес, то кем будем? Конечно, гостями.

- А вы, ребята, знаете как надо вести себя в зимнем лесу? Давайте вспомним правила поведения в лесу:

Д.: В лесу нельзя шуметь.

Д.: В лесу нельзя мусорить. Зимой мусор не заметен – снег спрячет его. Зато весной, когда снег растает, станет видно, как много мусора принесли люди в лес

Д.: Нельзя ломать деревья, кусты.

Д.: В лес нельзя ходить без взрослых.

В.: Почему?

Д.: В лесу можно заблудиться.

Д.: В лесу может напасть дикий зверь.

Д.: В лесу можно наесться ядовитых ягод, грибов.

Д.: В лесу можно испугаться.

Д.: Главное правило – не навредить красоте зимнего леса: не раскидывать снег, не стряхивать снег с веток, не затаптывать следы животных.

В.: Правильно. Молодцы

В.: Там мы будем встречать птиц и зверей. Давайте возьмем для них угощение

Игра «Чудесный мешочек». Кто чем питается?

(в корзину берем орехи, желуди, сухие грибы, рыбу, семечки, сало, ягоды сухие, кора, сено и др.)

- С вами мы пойдем гулять

- В лес, зверюшек навещать

- Но это лес – не просто лес

- Это лес – страна чудес.

- Сейчас за …. в затылочек вставайте,

- На прогулку вы шагайте.

Упражнение – разминка «В лес на лыжах мы пойдём»

-Лыжи быстро мы берём

И по снегу мы идём.

По сугробам высоко ноги поднимаем,

А по льду совсем легко

Тихонечко ступаем.

Чтоб в снегу не провалиться,

Быстро – быстро – быстро мчимся.

- Ребята, взгляните на экран внимательно.

(воспитатель читает стихотворение Тютчева «Чародейкою зимою», на экране появляются картины зимнего леса).

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит -

И под снежной бахромой,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован, -

Не мертвец и не живой -

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Легкой цепью пуховой.

В.: Вот мы с вами и оказались в лесу. Посмотрите как здесь красиво. Зимний лес тих и спокоен. Зима укрыла лес пушистым снегом. В лесу свежий воздух и бодрящий мороз.

Ребята, а чем пахнет воздух в зимнем лесу?

Д.: - В зимнем лесу воздух пахнет свежестью.

- В зимнем лесу воздух пахнет чистотой.

- В зимнем лесу воздух пахнет прохладой.

В.: Ребята, а кто живет в лесу?

Д.: В лесу живут дикие животные.

В.: Почему этих животных называют дикими?

Д.: Место обитания этих животных – лес.

Д.: Лес дает им жилье и корм.

Д.: Дикие животные сами защищаются от врагов и непогоды.

В.:

Зимний лес тихий, все зверушки попрятались от холода. Деревья тоже заснули до весны. Ребята, по лесу надо идти тихо, громко не разговаривать, прислушивайтесь, присматривайтесь.

Вот лес, который мы с вами сделали. Что это за лес? (березовая роща).

Посмотрите, сколько следов на снегу. Зимой следы на снегу могут о многом рассказать, надо только уметь их читать. Чьи же это следы? Отгадайте загадку:

«У косого нет берлоги. Не нужна ему нора. От врагов спасают ноги, а от голода кора» (заяц).

В.: Какого цвета заяц зимой?

Д.: Заяц-беляк к зиме становится белым. На белом снегу его ни волк, ни лиса

не заметят.

В.: Заяц на зиму делает запасы?

Д.: Заяц на зиму не делает запасы.

В.: А чем питается заяц зимой?

Д.: Ночью заяц выходит на кормежку: ест кору с деревьев и кустов, молодые

веточки, сухую траву и сухую ягоду.

В.: А что же он делает днем?

Д.: Днем он прячется где-нибудь под кустиком или в заснеженном овражке,

чтобы его враги его не заметили.

. В.: Как еще заяц спасается от своих врагов?

Д.: Зайца спасают быстрые задние ноги. Ими он отбивается от совы, убегает

от лисы и волка. А его длинные уши хорошо слышат и чувствует

опасность. Он умеет прыгать и запутывать следы.

(стихотворение В.Берестова «Заячий след»)

В лесу недолго до беды,

Но заяц – не простак.

Умей запутывать следы – вот так.

Туда, сюда, петляет след:

Вперед, назад и вбок.

Где заяц был, там зайца нет,

Прыг – скок.

А давайте и мы так попробуем попрыгать, как заяц. (дети прыгают).

В.: У меня есть маска зайца, на кого я ее надену, тот и расскажет про зайца.

Заяц.

Я - заяц. Зимой я стал белый – это помогает мне быть незамеченным моими врагами: лисой, волком и совами. Днем я прячусь от них в снежных ямках, под кустиками, а ночью выхожу покормиться. Грызу я кору деревьев и кустов, сухую траву, ягоду, молодые веточки. Спасают меня длинные, чуткие уши, быстрые задние ноги, а еще я умею петлять, запутывать следы, спасаясь от врагов.

. В.: А вы знаете, ребята, это здорово, что зайцу зима подарила такую беленькую шубку. Только не всем зайцам достается такой наряд. Живет на юге Приморского края, а именно, у нас в лесу заяц МАНЬЧЖУРСКИЙ. Зимой и летом шуба его серого цвета. Поэтому и держится он на пригорках, где снег сдувает ветер, и у подножия скалистых сопок, где он менее заметен. Да и быстроногостью этот зайчишка не отличается, и петель на снегу не вьет. Поэтому он от погони уйти не старается, а спешит поскорее юркнуть в какое-нибудь убежище.

В.: Продолжаем наше путешествие. Тяжело идти, много снега. Дети идут по кругу, высоко поднимая ноги, как будто тонут в сугробах. Поют песню:

Сто своих чудес

Нам откроет лес

Мы запомним все,

Что здесь увидим.

Сто своих чудес

Нам подарит лес,

Никого в лесу

Мы не обидим.

В.: А вот и следы. Чьи же они? Будто пробегала большая собака?

Д.: Это следы волка. Они похожи на следы собаки.

В.: Ребята, а что вы знаете про волка?

Д.: Волк – злой и сильный хищник.

- Зимой волкам трудно найти корм, поэтому они собираются в стаи.

- Зимой волки не мерзнут. У них вырастает теплый, густой подшерсток,

поэтому они могут спать на снегу.

Д.: Жилище волка – логово.

В.: Зимой волки собираются в стаи и бегут друг за другом по снегу след в

след, потому что по глубокому снегу трудно бежать. Волки нападают на

зайцев, оленей, кабанов и даже на домашних животных. У нас в Приморье они обитают на севере, в наших южных регионах их нет. Но волк

не такой уж плохой, его называют «санитаром» леса: очищает лес от

больных, старых и слабых животных.

Волк (ребенок в маске волка).

Я, ребята, зверь лесной

И зимою очень злой

В одиночку не хожу

С волчьей стаей я брожу.

Лучше нам не попадаться

Надо нас остерегаться.

Но и мне трудно зимой

Еды не хватает

И волки голодают.

В.: Как стало холодно: подул сильный ветер, мороз щиплет щеки, нос.

Натяните шапки на уши, поднимите воротник, потрите руки.

(дети выполняют игровые действия)

Физкультминутка.

Не боимся мы пороши, любим снег – хлопок в ладоши.

Руки в стороны – по швам, хватит снега вам и нам.

Мы теперь метатели, бьем по неприятелю.

Размахнись рукой – бросок!

Прямо в цель летит снежок!

В.: Вот мы и согрелись с вами. Посмотрите, чьи-то следы и шишки

разбросаны.

Загадка:

Быстрый маленький зверек.

По деревьям скок да скок.

Д.: Белка.

В.: Давайте встанем полукругом и поговорим о белочке. На вопросы отвечай, шишку другу передай (воспитатель задает вопросы, а дети передают шишку

и отвечают)

- Где живёт белка? (в лесу)

- Какое это животное? (дикое)

- Зимой белка спит? (нет, спит, когда сильный мороз, а потом опять выходит

искать корм)

- Какая у белки шубка? (серая)

- Что умеет делать белка? (прыгать, грызть, скакать)

- Что любит кушать белка? (грибы, орехи, желуди, ягоды)

- Делает ли белка запасы на зиму? (да)

- Как она делает запасы? (осенью нанизывает грибы на сучки – сушить)

- Еще что? (орехи в дупло таскает)

- Как называется дом белочки? (дупло)

- Какой у нее хвост? (большой, пушистый)

- Чем служит белке хвост? (рулем, парашютом)

- Зачем белке кисточки на ушах? (зимой защищают от холода)

- Кто враги у белки? (куница, ястреб ,соболь на Дальнем Востоке)

- Назови детеныша белки? (бельчонок)

Стихотворение «Беличья память».

Шишки кедра и грибы

Кто так крепко прикрепил?

Кто их к веткам пригвоздил?

Буйный ветер их не сбил.

Это белка запасла.

Выпал снег. Земля бела.

Не узнаешь прежних мест.

А у белки есть что есть,

Помнит белка все места,

Где тот гриб, где шишка та,

Где шиповник, где орех,

Хоть и скрыл все это снег

.

В.: А давайте поиграем?

 Физкультминутка «Белка» (проговаривая слова, выкладывать грибы и шишки из корзины)

Зверька узнаем мы с тобой,

По двум таким приметам:

Он в шубке серенькой зимой,

А в рыжей шубке летом.

 

дети говорят хором:

 

Белка сушит сыроежки,

Лапкой с ветки рвёт орешки,

Все припасы в кладовой

Пригодятся ей зимой.

(по окончанию стихотворения все бегут, собирают отдельно грибы и шишки в разные корзинки)

В.: Давайте эти грибы и шишки мы оставим белочке, и отправимся дальше.

Посмотрите, кто это бежит по лесу?

Хвост пушистый,

Мех золотистый.

 В лесу живёт,

В деревне кур крадёт.

(лиса).

Лиса (ребенок в маске)

 

Я зимы не боюсь, в шубу тёплую ряжусь,

Живу в норе: там сплю, отдыхаю,

А затем охотиться начинаю.

Ищу мышку полевую,

Или живность какую.

Хочу зайца поймать,но мне его не догнать.

В.: А знаете ли вы, как лиса ловит мышей?

- У лисицы очень хороший слух, мышку она слышит за 100 метров. Сквозь толщу снега она слышит звуки, которые издают мыши. Лисица

, то не спеша трусит по снегу, опустив голову, то быстро роет снег передними лапами. То прыгает, изогнувшись так, что передние лапы почти касаются задних, и рыжая плутовка падает в снег всеми четырьмя лапами в одно место. Затем следует стремительный бросок – хищница хватает полевку. Это лиса мышкует.

В.: Ребята, посмотрите, что это такое?

Д.: Берлога

В.: А кто в берлоге?

Д.: Медведь

В.: А что он там делает?

Д.: Спит.

Ребенок рассказывает стихотворение Ирины Токмаковой «Медведь»

Как на горке снег, снег.

И под горкой снег, снег,

И на ёлке снег, снег,

И под ёлкой снег, снег. А под ёлкой спит медведь-

Тихо, тихо – не шуметь.

- Медведь (ребенок в маске)

Я в берлоге крепко сплю

И будить меня нельзя

К осени свой жир коплю

Много ем и много пью

Зимой с ежом одна у нас работа:

Крепко спать и весны ждать.

В.: Правильно, медведь зимой впадает в спячку. А если его разбудить, то он

может напасть на человека, рассердиться, что его разбудили, ведь ему

нечего кушать зимой. Такие медведи очень опасные и их называют

медведь-шатун.

В.: А как называют детенышей медведицы?

Д.: Медвежата.

В.: А когда они появляются у нее?

Д.: Медвежата появляются зимой в берлоге, когда она спит.

В.: Давайте не будем беспокоить медведя и пойдем дальше.

Проводится массажная игра «Зимняя разогревалочка».

Если замерзают руки

Начинаем их тереть,

Быстро мы сумеем руки

Как на печке разогреть

Сначала ладошки

Совсем как ледышки

Потом как лягушки

Потом как подушки

Согрелись ладошки

И горят как от огня

Вот потрогайте меня.

В.: Молодцы! Вижу, раскраснелись ваши щечки, разрумянились. Весело вам зимой в лесу, но слышите, ветер засвистел, значит пурга начинается, вьюга снова завывает и дорожки заметает. И уходим мы назад, в наш любимый детский сад.

Дети подходят к заснеженным веткам, на которой фигурки птиц.

В.: Ребята, а вы знаете этих птиц?

Дети поочередно называют птиц.

В.: Как же назвать этих смелых птиц, не улетающих от нас зимой?

Д.: Это зимующие птицы.

В.: Ребята, а синичка хочет поиграть. Закройте глаза.

На веточке появляется ласточка.

В.: Ребята, что изменилось?

Проводится игра «Кто лишний?»

Д/и «Один – много».

Ворона – много ворон,

Сорока – много сорок,

Синица – много синиц,

Снегирь – много снегирей,

Клёст – много клестов,

Дятел – много дятлов,

Голубь – много голубей,

Воробей – много воробьёв.

В.: Холодно зимой птицам и голодно. А чем мы можем помочь птицам зимой? Какой корм для них можно заготовить? А куда можно насыпать птичкам корм?

Ответы детей.

Игра «Прилетайте, птички»

Прилетайте, птички!

Сала дам синичке

Приготовлю крошки,

Хлебушка немножко.

Эти крошки – воробьям

Эти крошки – голубям.

Галки и вороны,

Ешьте макароны!

В.: Мы повесим кормушку и покормим птиц.

Д.: Воробьям насыплем семечки, хлебные корочки.

Д.: Синичкам повесим сало.

Д.: Снегирям рябину.

В.: Молодцы!

Пословицы и поговорки:

Птиц, зверей оберегайте и всегда им помогайте!
Кто природу губит, тот свой край не любит!
Кто умеет добрым быть, тот сможет природу беречь и любить!

И в заключение нашего занятия, послушайте стихотворение М.Романовой:


"Эту истину знаю от роду,
И её никогда не таю:
Кто не любит родную природу,
Тот не любит Родину свою.
Нам понятней теперь год от года,
Что с природою надо дружить,
Ведь без нас прожила бы природа,
Без неё мы не сможем прожить!"