Тема: «Путешествие по математическим ступенькам»

Цель: систематизация и обобщение математических представлений о количестве, счете, геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Обучающие:

1) Упражнять детей в прямом и обратном счете в пределах 10, в установлении равенства между количеством предметов.

2) Закрепить представления о геометрических фигурах, умение различать и правильно называть круг, квадрат, треугольник, прямоугольник и овал, узнавать данные фигуры, несмотря на различия в цвете и размере.

3)Дать возможность детям при помощи взрослого узнать о планшете «Логико малыш»

4)Актуализировать знания детей о времени года и днях недели.

Развивающие:

1) Развивать способность к воссозданию целого на основе зрительного соотнесения.

2) Создать условия для развития мыслительных операций: логического мышления, сообразительности, слухового внимания, зрительной памяти.

3) Способствовать сохранению положительного психоэмоционального состояния у детей, формированию привычки к здоровому образу жизни.

Воспитательные:

Способствовать развитию интереса к математическим заданиям, умение понимать учебную задачу, выполнять ее самостоятельно.

Воспитывать чувство коллективизма, доброжелательность в общении со сверстниками и взрослыми людьми.

Технологическая карта занятия

Этап занятия

структурные компоненты деятельности

Ход занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

время

1

Вводная часть

Организационный момент

Воспитатель встречает детей,

- Здравствуйте, ребята! меня зовут Анастасия Алексеевна. Я очень рада вас сегодня видеть.

- Ребята, давайте подарим друг другу улыбки и хорошее настроение (звонит в колокольчик и говорит текст)

Колокольчик озорной,

Ты ребят в кружок построй.

Собрались ребята в круг

Слева – друг и справа друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Мотивация.

Ребята, сегодня, когда я пришла в детский сад, то увидела на столе вот эту коробку (Педагог создаёт ситуацию, чтобы дети обратили внимание на коробку в группе) Хотите узнать, что в ней?

Как вы думаете от кого это послание?

-Ой, а здесь какая-то записка!

(читает загадку)

Загадка:

В деревянной мастерской.

Папа Карло потрудился

Над игрушкою смешной.

Так это послание от Буратино (открывает коробку, достаёт письмо и план-схему с заданиями, читает письмо)

Дети становятся в круг, здороваются с педагогом и дарят друг другу улыбки.

Да! Хотим узнать!

Дети высказывают предположения.

Отгадывают загадку

( Буратино)

1.5 мин

2

Проблемная ситуация

(постановка и принятие детьми цели занятия)

«Дорогие ребята! Пожалуйста, помогите мне! Злой Карабас-Барабас закрыл меня в кладовке и не отдает мне мой золотой ключик, который я нёс папе Карло. Отпустит меня он только тогда, когда я выполню все его задания. Ребята, а я не знаю, как их выполнять, т.к. не слушал Мальвину и не хотел учиться! Пожалуйста, помогите! Отправляю вам карту с заданиями».

Ну, что, ребята? Поможем Буратино?

воспитатель крепит на магнитной доске план-схему с заданиями)

Ребята, помните, чтобы справиться со всеми заданиями вы должны быть внимательными, дружными.

- Готовы?

Дети соглашаются помочь герою.

Готовы!

дети полукругом стоят напротив воспитателя около магнитной доски с заданиями

3

Основная часть

Проектирование решений проблемной ситуации

Задание №1.Оно называется «Не зевай, быстро на вопросы отвечай!»

1. Какой сегодня день недели?

2. Сколько всего дней в неделе?

3. Какой день идёт после четверга?

4. Какой день идёт перед средой?

5. Как называется пятый день недели?

6. Как называются «выходные» дни недели?

7. Какое сейчас время года?"

8. Сколько всего времен года?

9. Назови все времена года.

Какие вы молодцы! Все знаете! Справились мы с первым заданием?

Задание № 2. «Угости мышонка» (Пособие «Логика-малыш»). Сравнение и сопоставление групп предметов.

Воспитатель предлагает детям сесть за столы.

Ребята, проходите пожалуйста на за столы.

Прежде чем мы приступим к заданию, давайте подготовим наши пальчики!

Пальчиковая гимнастика:

Мы сегодня поиграли,

Наши пальчики устали.

(Активное сгибание и разгибание пальчиков)

Пусть немного отдохнут,

И опять играть начнут. (Встряхнуть руками, потом перед собой)

Дайте мышатам столько конфет, сколько мышат в команде. Смотрите, чтобы каждому досталось!

Перед вами на столах расположены планшеты. Внимательно рассмотрите их. На карточке вы видите 6 изображений на основном поле (они отмечены кружками в цвет фишек на планшете) и 6 изображений – картинок в правом вертикальном ряду. Между ними нужно найти логическую связь - подобрать пары, чтобы количество предметов на основном поле было равным количеству предметов в правом вертикальном ряду.

Выбираем одно изображение основного поля (например, мышки в оранжевых футболках), считаем их, возле этих мышек кружок оранжевого цвета, находим фишку такого же цвета и передвигаем ее к такому же количеству конфет в правом вертикальном ряду карточки. Таким образом выполните все последующие задания. Переверните карточку для проверки результата. Цвета фишек на планшете и кружков на карточке должны совпадать.

В случае ошибки верните фишку с неправильным ответом в исходное положение. Переверните карточку и постарайтесь найти правильное решение.

Задание №3 «Построй мост»

Злой Карабас Барабас сломал мостик, заколдовал все числа, они забыли свои места и перепутались. Помогите, пожалуйста, построить мостик, и каждому коврику с числом встать на своё место. Расставьте их по порядку от меньшего к большему. Начинаем выкладывать слева на право (все дети в команде строят числовой ряд от 1 до 10). Глеб, посчитай числа по порядку.

Настя, попробуй посчитать по-другому - обратный счёт от 10 до 1.

игра «Назови соседей чис¬ла» Ребята, давайте проверим, какое число вы поставили между числами 1 и 3. Какое число вы поставили между числами 2 и 4? Какое число вы поставили между числами 3 и 5?

В: Вы запомнили число, которое назвали последним. (ответы детей)

Давайте пройдем по нашему мостику к нашему четвертому заданию.

Задание №4 «Заплаткит»

«В театре Карабаса-Барабаса крыса Шушара прогрызла в шторах дыры, и спрятала заплатки в зыбучих песках.

Ребята, давайте поможем отыскать эти заплатки и отремонтировать шторы!

Далее детям предлагается помочь, подбирая и сопоставляя различные геометрические фигуры.

Какую фигуру положил Миша? Саша? Что у них общего? Чем отличаются? Воспитатель: Как одним словом можно назвать эти предметы? Дети: Геометрические фигуры.

В.: Молодцы! А теперь мы с вами немного отдохнем

Физкультминутка: Буратино потянулся, (встать на носочки, поднять руки вверх-потянуться, вернуться в исходное положение)

Раз нагнулся, два нагнулся, (руки на поясе, ноги на ширине ступни, выполнить два наклона вперёд ) Руки в стороны развёл,(развести руки в стороны) Ключик, видно, не нашёл,(повороты головы: влево, прямо, вправо, прямо)

Чтобы ключик нам найти (всматриваемся вдаль)

Нужно дальше нам пойти (маршировать)

Задание №5 работа с планшетом «Подбери ключик»

Ребята, мы с вами сегодня познакомились с планшетом «Логико малыш». Предлагаю вернуться к нему и выполнить последнее задание – подобрать ключик к замку.

 

Дети отвечают на вопросы первого испытания.

Дети дают оценку выполнения задания

Дети проходят за столы и выполняют пальчиковую гимнастику.

Дети рассматривают планшеты, слушают задание педагога и выполняют его.

Самопроверка правильности выполнения задания.

Слушают воспитателя, проявляют сопереживание герою и соглашаются помочь «построить мостик»

Выполняют задание и отвечают на вопросы педагога.

Дети соглашаются помочь найти заплатки в песке и воссоединить шторы.

Дети выполняют задания и отвечают на вопросы воспитателя.

Дети выполняют движения по тексту физминутки.

дети выполняют задание и проверяют правильность выполнения, переворачивая карту

4

Заключительная часть

(рефлексия)

Итак, ребята, все ключики подошли к замкам?

Кому мы сегодня помогали?

Какие испытания нам пришлось преодолеть?

С каким новым предметом познакомились?

Мы смогли помочь Буратино?

-Ребята, как вы думаете, мы справились с заданиями Карабаса Барабаса?

- Вспомните, что мы с вами сегодня делали?

- Какое задание вам интереснее всего было выполнять?

- Какое задание для вас оказалось самым сложным?

Дети убеждаются в правильности выполнения задания и отвечают на вопросы воспитателя.