Тренинг «Качели времени, или путешествие в позитивное будущее»
Цель: создание участниками тренинга желаемого образа будущего и плана его достижения.
Задачи: познакомить с форсайт-технологией, мотивировать учащихся на личностное саморазвитие и профессиональную ориентацию.
Целевая аудитория: учащиеся среднего и старшего школьного возраста (13-18 лет), в количестве 10 -12 человек.
Необходимое оборудование, материалы: интерактивная доска, ноутбук, музыкальный центр, колокольчик, буклеты, ручки, листы формата А-4.
Методический ресурс: форсайт-технология С.Тетерского «Качели времени». В основе которой лежат современные разработки в области футурологии, прогнозирования, форсайта, политического и стратегического анализа, а так же теория позитивного будущего, которая «позволяет учащимся увидеть завтрашний день в ярких красках», увидеть себя в будущем и понять, какие шаги нужно сделать уже сегодня, чтобы достичь желаемого завтра.
Время проведения: 40 минут.
Ход тренинга
Участники рассаживаются на стулья, расставленные полукругом, лицом к интерактивной доске. В центре полукруга стоит журнальный столик, на котором размещены буклеты, ручки, листы формата А-4.
Педагог: Здравствуйте! Сегодня мы с Вами отправимся в путешествие в позитивное будущее. Чтобы это путешествие было полезным и приятным, нам с Вами необходимо познакомиться.
Педагог: Встаньте, пожалуйста, со своих мест и образуйте большой круг. Каждый участник называет своё имя, хобби, увлечение. Например: «Я, Маша, увлекаюсь рисованием».
Участники представляют себя, рассказывают о своих хобби, интересах, увлечениях.
Педагог: Присаживайтесь на свои места. Теперь мы с Вами познакомились и можем отправляться в наше путешествие. Но сначала я предлагаю вам провести небольшой эксперимент.
Участники получают листы формата А-4.
Педагог: Сверните лист пополам и оторвите верхний правый угол. Сверните ещё раз лист пополам и оторвите верхний правый угол. (Эта процедура повторяется до тех пор, пока есть возможность оторвать угол бумаги).
Педагог: Разверните лист бумаги и продемонстрируйте всем, что у вас получилось. Посмотрите, что получилось у других участников (участники демонстрируют получившиеся «снежинки» и сравнивают результаты)
Педагог: А сейчас я предлагаю ответить вам на предложенные вопросы:
1. Какие выводы можно сделать из этого эксперимента?
2. Как вы думаете, для чего я вам предложила этот эксперимент?
Педагог: Все участники получили одинаковые листы бумаги и выполняли одно задание, при этом результаты получились отличные друг от друга. Можно констатировать, что не видя результат, к которому необходимо прийти, очень сложно его достигнуть.
Педагог: Чёткое понимание своего будущего позволит сформировать чёткое понимание, какие шаги необходимо сделать, чтобы его достичь.
Педагог: Чтобы наше путешествие оказалось комфортным, давайте познакомимся с правилами путешествия
На интерактивной доске появляется слайд «Правила работы»,
модератор их комментирует, оценивает понимание правил участниками
Правила работы:
1. Быть искренним. Полученная информация — это личная ценность для вас, относитесь к ней бережно.
2. Работаем в позитивном ключе! Создаём только привлекательные, вдохновляющие, гуманистические образы!
3. Работаем с собой, не забывая про окружающих – не мешаем друг другу!
Педагог: «Инструктаж» по технике безопасности нашего путешествия проведён, получите посадочные талоны.
Участники получают буклеты и ручки.
Педагог: Откройте буклет и в разделе «Я - творец своей жизни» в течение 3 минут напишите свои позитивные качества.
Звучит спокойная музыка. Участники вписывают в буклет свои позитивные качества.
Педагог: Поделитесь, пожалуйста, со всеми, какими позитивными качествами мы обладаем.
Участники по кругу называют свои позитивные качества.
Педагог: Спасибо за активность!
Педагог: Следующий этап – раздел «Мои дары». В течение 3 минут напишите, как минимум 5 даров – то, чем вы могли бы поделиться друг с другом, то, что умеете делать лучше всего, чему можете научить других!
Звучит спокойная музыка. Участники вписывают в буклет дары, которыми они могут поделиться с участниками.
Педагог: Ну а теперь давайте делиться дарами!
Участники по кругу делятся своими дарами.
Педагог: Позитивная самооценка, осознание своих сильных сторон является залогом успешности. Вы выявили свои дары, свои ресурсы, а теперь я приглашаю вас в путешествие в будущее.
Педагог: Расположитесь удобно.
Участникам предлагается (мысленно) переместиться в желаемое будущее
и принять его как уже состоявшееся.
Педагог: Нам с вами предстоит мысленно переместиться в будущее. По моему сигналу вы мысленно окажетесь в будущем, в котором вы состоялись во всех жизненных сферах. Перед отправкой напоминаю про наше главное правило - мы строим только позитивное будущее!
Сигнал перемещения - Звенит колокольчик.
Звучит тихая, спокойная музыка.
Педагог: Закройте глаза. Сделайте глубокий вдох через нос, выдохните через рот. Представьте своё будущее….будущее, в котором вы состоялись как профессионал…., достигли вершины своей профессиональной……, социальной….., личностной…… карьеры. Посмотрите вокруг…..где вы находитесь?...... опишите для себя обстановку….., что вас окружает?.... какие люди находятся рядом с вами?…….какие чувства вы испытываете?......А теперь представьте, вы сидите в шикарном доме у камина…..на коленях у вас – самый обожаемый внук…..Он смотрит на Вас влюблёнными глазами….и задаёт самые важные для него вопросы….что вы ему ответите.....запомните ваши ответы….
1. Чему интересному и полезному ты меня можешь научить?
2. Что нам с тобой приятнее всего делать вместе?
3. Какое место на планете Земля для тебя самое лучшее?
4. Каким образованием, в каком городе ты дорожишь больше всего?
5. Какие таланты ты считаешь самыми важными для себя?
6. Когда ты свободен, чем ты больше всего теперь любишь заниматься?
7. Что в тебе больше всего ценят окружающие?
8. Какая из твоих многочисленных профессий вызывает у тебя самые тёплые воспоминания?
10.Какими профессиональными достижениями и наградами ты гордишься больше всего?
Педагог: Обнимите своего любимого внука…. Скажите ему «До свидания»…. вам пора возвращаться….Чтобы все проанализировать….. я начинаю обратный отсчёт и после звука колокольчика вы вернётесь в настоящее…. в сегодняшний день…. три….два…один…звук колокольчика.
Педагог: Добро пожаловать в настоящее! Теперь, пожалуйста, зафиксируйте в своих бланках, что вы ответили на вопросы вашего внука.
Участники фиксируют в бланках ответы на вопросы
Педагог: Поздравляю! То, что вы сейчас записали, является своеобразной «памяткой», напоминанием о главном в жизни – как добиться своего успеха! У вас появилась удивительная возможность сопоставить будущее с сегодняшним днём и понять, что можно изменить уже сегодня, чтобы получить желаемое завтра.
Педагог: Мы с вами совершили увлекательное и уникальное путешествие в будущее. Теперь только вы знаете, что нужно сделать для того, чтобы оно стало успешным. Все в ваших собственных руках!
Педагог: Давайте встанем в тесный круг, возьмёмся за руки и отправим импульс позитива, интереса и успеха друг другу.
Участники выполняют упражнение «Импульс» (лёгкое пожатие рук по цепочке).