Конспект занятия по исследовательной деятельности в старшей группе

Тема: «Путешествие в сказку»

Задачи:

- учить проводить несложные опыты с использованием подручных средств и предметов;

- побуждать к познавательно – исследовательской деятельности, погружению в различные игровые ситуации;

- формировать умение сравнивать, логически мыслить, правильно формировать выводы.

- развивать познавательно – исследовательский интерес, смекалку, умение самостоятельно находить решения в созданных проблемных ситуациях;

- развивать у детей умение ориентироваться на местности, определять направление маршрута.

- воспитывать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность, умение работать в коллективе, согласовывать свои действия с действиями товарищей.

Форма проведения игра-путешествие.

Оборудование: Мультимедийный проектор, ноутбук. Оборудование для опытно–экспериментальной деятельности :

Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками, познавательно-исследовательская, двигательная, продуктивная.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам пришли гости. Давайте мы с вами поздороваемся и подарим друг другу и гостям хорошее настроение.

Дети становятся в круг.

Приветствие:

Встало солнышко давно,

Заглянуло к нам в окно.

Собрало друзей всех в круг.

Я твой друг и ты мой друг.

Мы сейчас пойдём на право,

А потом пойдём на лево,

В центре круга соберёмся,

И на место все вернёмся.

Улыбнёмся, подмигнём,

Путешествовать пойдём.

Воспитатель:  - Ребята, а, вы любите путешествовать? (Да)

Я хочу вас пригласить в необыкновенное путешествие, а куда узнаете, отгадав загадку:

Там волшебство, там чудеса

Бывает Бабушка Яга

Избушка там, на курьих ножках

Герои действуют умно,

Добро там побеждает зло (Сказка)

Воспитатель: Почему вы так решили?

- Куда мы отправимся? Кто догадался?

Дети: в сказку.

Воспитатель: - А почему вы так решили?

Дети: - В сказках встречается волшебство, происходят чудеса. В сказке всегда добро побеждает зло.

Воспитатель: - Чтобы отправиться в путешествие, надо сказать волшебные слова.

Два раза хлопни,

Три раза топни,

Вокруг себя обернись,

И в сказочной стране очутись! (звучит волшебная музыка)

Слайд. (Королевы)

«Здравствуйте, ребята! Добро пожаловать в мою сказочную страну. Я, Королева сказок. В моем королевстве случилась беда. Злой волшебник заколдовал всех жителей моей страны, меня закрыл во дворце. Для того, чтобы меня освободить надо выполнить все задания. Я знаю, что вы отзывчивые, добрые ребята, готовые прийти на помощь всем, кто попал в беду, поэтому прошу вас помочь. По дорожкам вы шагайте, все задания выполняйте.

Воспитатель: - Ну, что ж, если кто-то попал в беду, надо обязательно помочь.

Вы готовы?

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Открывается первая часть карты, на которой изображены две дорожки – длинная и короткая.

 Подсказка : «По длинной дороге пойдешь - что-то найдешь, по короткой дороге пойдешь – доброе дело сделаешь»

Воспитатель: - Ребята, перед нами две дороги. Чем они отличаются? Какую дорогу вы предлагаете выбрать? Почему?

Дети: - Одна дорога длинная, другая короткая. Надо идти по короткой. Так мы быстрее дойдем до нужного места.

Воспитатель с детьми проходят по короткой дорожке и подходят к первому столу, на котором стоят стаканы с краской и цветами ( Как пьют растения, Смешивание цветов)

Слайд (Золушка) 

– Здравствуйте, ребята! Вы узнали меня? Я Золушка. Мне так хочется попасть на королевский бал, но злая мачеха дала мне много поручений. Мне надо полить цветы, и чтобы они все зацвели яркими цветами. Одной мне не справиться. Помогите мне ребята?

Воспитатель предлагает помочь Золушке попасть на бал, и полить цветы и окрасить.

«Как пьют растения»

В этом опыте я предлагаю детям узнать, как растения пьют воду.

Юные экспериментаторы взяли несколько прозрачных стаканов и наполнили

их водой. С помощью красок подкрасили воду в разные цвета и поставили в

них цветы в ожидания чуда!

 Как и предполагалось, результат опыта привел детей в восторг!

Через пару дней, впитывая в себя цветную воду, цветы стали разноцветными.

Ребята увидели, что растение поглощает воду через стебель, что вода

поднимается вверх по стеблю по трубочкам -«сосудам».

Вывод: Окрашенная вода поднимается по стеблю благодаря тонким

трубочкам - «сосудам». Вот почему лепестки цветов становятся

разноцветные. И после наблюдения дети могут объяснить, как растения

пьют воду.

«Смешивание цветов»

Итак, берем шесть пластиковых прозрачных стаканов и в три из них набираем воду. В воду добавляем красители. Мы использовали пищевые красители 3 основных цветов – красный, синий, желтый. Стаканы ставим в круг, чередуя пустые и заполненные стаканы. Теперь отрезаем 6 кусочков бинта, равных двум длинам стакана (чтобы доставали от одного дна до другого).

Дети увидели, что подкрашенная вода стала подниматься по бинтам и перетекать в пустые стаканы. Почему? Бинт сделана из хлопчатобумажной ткани, основой которой является растение – хлопок. Как и в каждом растении, в нем содержатся капиллярные канальцы, проводящие воду. По ним вода и перетекает из одного стакана в другой, что получило название капиллярного эффекта.

Воспитатель: - Молодцы, справились с заданием!

На экране появляется схематичное изображение дальнейшего пути - «следы».

 Подсказка :

«Чтобы дальше идти, болото надо перейти. Как перейти болото? И ног не замочить? Чтоб его перейти, надо по кочкам пройти»

(Разложить «кочки» со следами)

Воспитатель с детьми подходят к столу, на котором стоят бутылки с краской и активированный уголь.

Слайд (Водяной)

 - Милые дети, я Водяной, живу в болоте. Взрослые люди совсем загрязнили моё болото, поэтому я задыхаюсь, не могу сделать ни одного глотка. Помогите, пожалуйста, очистить мою воду.

Воспитатель: - Ребята, можно ли жить в такой грязной воде? (Нет) Почему? (Потому что в грязной воде трудно дышать) Как вы думаете, как мы можем помочь водяному?

Дети: - Очистить воду от мусора.

Воспитатель: - Как мы можем очистить воду? Что нам для этого нужно?

Воспитатель: Ребята, посмотрите на свои рабочие столы. Все что вы на них видите понадобиться в работе.

Приступаем к работе.

Эксперимент «Очистим воду» (индивидуальная работа)

«Куда делись чернила?»

 В пузырек с водой капните чернил или туши, чтобы раствор был бледно-голубым. Туда же положите таблетку растолченного активированного угля. Закройте горлышко пальцем и взболтайте смесь. Она посветлеет на глазах. Дело в том, что уголь впитывает своей поверхностью молекулы красителя и его уже и не видно.

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, что у нас получилось?

Дети: Вода стала чище.

Воспитатель: - Молодцы, справились с заданием!

Появляется схема дальнейшего пути (на ней изображён Буратино).

Папа Карло удивлён:
Стукнул по полену он –
И сучок стал носом длинным…
Так родился …
Ответ: Буратино

Физминутка «Буратино»
Буратино потянулся, (руки поднять через стороны вверх, потянуться, поднявшись на носочки)
Раз - нагнулся,
Два - нагнулся, (наклоны корпуса вперед)
Руки в сторону развел, (руки развести в стороны)
Ключик, видно, не нашел. (повороты вправо и влево)
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать. (руки на поясе, подняться на носочки)

Подходят к третьему столу, на котором стоит бутылки , шарики, сода и уксус.

Слайд (Буратино) 

– Ах, бедный я, несчастный Буратино! Сегодня у Мальвины день рождение, а я не знаю , что ей подарить. Ребята может, вы мне поможете.

Воспитатель: - Ну, что, ребята, поможем Буратино? (Да)

Самонадувающийся шарик.

Это простой опыт позволяет надуть шарик весьма необычным образом. Для эксперимента необходимо растворить в бутылке с водой 1 столовую ложку пищевой соды. Затем в другой ёмкости нужно смешать 3 столовых ложки уксуса и лимонный сок (выжать 1 лимон). С помощью воронки вливаем получившуюся смесь в бутылку и надеваем воздушный шарик на горлышко.

Сделать это нужно максимально быстро, пока бутылка наполнена углекислым газом . Именно он надувает шарик.

Воспитатель: Дети ну ка у нас получилось, надуть шарики. И теперь у Буратино есть подарок для Мальвины.

Мы справились с заданием? (Да)

На экране появляется следующая часть маршрута (стрелки, указывающие направление)

Подсказка : «Что ж, ребята, вы у цели. Вы на стрелочки смотрите, куда путь укажут. туда идите.

Дети с воспитателем проходят по стрелкам и находят следующее задание.

Слайд (Женя )

Здравствуйте ребята, у меня случилась беда, мне подарили «цветик – симицветик», Все лепестки из него я потратила на не нужные желания, у меня есть друг которому я хотела помочь, а лепестков у меня не осталось. Ребята, помогите мне пожалуйста.

Воспитатель: Ну что ребята поможем Жене сделать хорошее дело?

«Цветы лотоса»

 Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите разноцветные лотосы на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться.

Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

Воспитатель: Дети, а давайте, напугаем злого волшебника, чтобы он больше не делал вред.

«Вулкан»

На столе стоит 5 стаканов, краситель, уксус, сода, моющее, поднос.

Насыпаем в стакан, краситель, моющее, соду и добавляем уксус. Происходит реакция соды с уксусом и выталкивает пену на верх, выходит вулкан.

Воспитатель: Внимание на экран. Давайте проверим, все ли мы сделали правильно?

Слайд (Королева сказок) – Спасибо вам, ребята! Вы справились со всеми заданиями, помогли сказочным героям и освободили меня. Ваши добрые дела победили колдовские чары злого волшебника!

И я вам приготовила маленький сюрприз. Но сначала, надо найти сундук.

Ну что ребята поищем сундук? И посмотрим, что нам приготовила за сюрприз «Королева сказок»

Дети ищут сундук по группе, в нём поощрения для детей.

Воспитатель: - Ребята, а нам пора возвращаться в садик! Давайте скажем: «один, два, три, четыре, пять. Вот мы и в садике опять!»

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ (рефлексия)

Педагог предлагает вспомнить, чем занимались на занятии.

- Понравилось вам путешествие?

- Что узнали нового?

- Каким сказочным героям вы помогли?

- Какие испытания вы проходили?

- Как вы думаете, вы справились с заданиями?