Коррекционно-развивающее занятие, направленное на развитие коммуникативных навыков младших школьников (2 класс)

Тема: Путешествие в страну «Дружба»

Разработал занятие: Ковалева Елена Алексеевна, педагог-психолог

Форма: групповая

Цели: снятие психоэмоционального напряжения, развитие умения взаимодействовать в деятельности и общении с другими детьми, выражать в словах мысли и чувства.

Задачи:

Актуализировать у учащихся предста

вление о понятии «Дружба

».

Способствовать формированию адекватной самооценки, ощущение значимости каждого р

ебенка.

Обучить приемам взаимодействия.

Способствовать снижению эмоционального напряжения.

Материалы: листы бумаги формата А4, фломастеры, коробка с зеркалом внутри, разрезные картинки, интерактивная доска, компьютер, сухой бассейн, сухой душ, релаксационная музыка.

Методы: игра, беседа, элементы арт-терапии, музыкотерапии.

Ожидаемый результат:

оздана благоприятная эмоциональная атмосфера в группе.

-сформированы навыки самоанализа.

азвиты компоненты воображения;

формированы навыки взаимодействия, умение договариваться у данной группы учащихся.

Ход занятия:

Дети заходят в кабинет педагога-психолога, снимают обувь и проходят по массажной дорожке. Звучит песня «Дружба начинается с улыбки»

1.Приветствие

Психолог: Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть!

Я не случайно включила эту песню. Каждый из вас уже догадался, чему посвящена наша встреча?

Дети: Дружбе!

Психолог: Конечно, дружбе. Я хочу предложить вам пройти различные испытания и разгадать «секреты дружбы». Будьте внимательны!

Так с чего же начинается дружба?

Дети: С улыбки!

Психолог: Я хочу поделиться с вами улыбкой. Я дарю вам свою улыбку. Порадуйте своей улыбкой тех, кто с вами рядом. Давайте возьмемся за руки, и каждый подарит друг другу самую добрую улыбку.

Упражнение «Улыбка» (дети выполняют вместе с педагогом-психологом)

Психолог: Молодцы, ребята! Вот так легко мы с вами разгадали первый секрет дружбы, который был спрятан в песне, с которой началось наше занятие.

Психолог: присаживайтесь в круг.

Упражнение «Волшебная шкатулка»

Цель: формирование адекватной самооценки, ощущение значимости каждого ребенка. 

Психолог: «Нас ждет сегодня путешествие в страну «Дружба». Закройте глаза (дети закрывают глаза). По моему хлопку откройте их.

Психолог хлопает в ладоши, дети открывают глаза.

-У меня в руках необычная шкатулка, в ней находится человечек, которого вы хорошо знаете: он единственный и неповторимый, он самый лучший, самый умный, самый красивый, он большой волшебник, без него наше путешествие просто невозможно. Каждый из вас, открывая шкатулку, должен посмотреть на него, улыбнуться и сказать: «Как ты мне нравишься!».

Дети по очереди открывают шкатулку, смотрят в нее и говорят фразу: «Как ты мне нравишься!»

Психолог спрашивает детей: «Кого вы видели в шкатулке?». Дети отвечают: «Себя!» Психолог: «Значит, вы и есть волшебные человечки, которые творят чудеса».

«Что такое «дружба» (мозговой штурм)

Цель: дать детям представление о понятии «дружба».

Содержание: Психолог заводит беседу о том, что для выполнения какого-нибудь важного дела необходимы усилия многих людей: «В волшебной стране Дружба, как и у нас, для выполнения какого-нибудь важного дела необходимы усилия многих людей. Например, в одиночку невозможно построить большой дом, корабль, автомобиль, собрать большой урожай.

Дети включаются в беседу, и в результате коллективного обсуждения этой темы педагог с детьми разгадывают «секреты дружбы».

-А теперь попробуем вместе выполнить задание. Для этого выберите себе пару.

Рисунок «Корабль»

Дети разделяются на пары. Каждая пара получает лист бумаги.

Психолог: В наше путешествие мы не можем отправиться пешком, это займет очень много времени. Поэтому каждая пара сейчас нарисует корабль. Вы должны совместно решить какой он будет, каким цветом и т.д.»

(Дети выполняют упражнение под музыку)

-Какие замечательные корабли у вас получились!

«Выбор капитана»

А теперь каждая пара выберет капитана. Капитаны прикрепят рисунки на доску.

(учащиеся договариваются, кто будет капитаном. И он прикрепляет рисунок на доску магнитом).

«Цветок дружбы»

-Ребята, а что еще нам понадобится в долгом путешествии? Пусть каждый из вас выберет то, что он считает необходимым.

Психолог открывает шкатулку, в которой находятся карточки со словами: доверие, взаимовыручка, смелость и др. Учащиеся выбирают по одному качеству, прикрепляют их на доску виде цветка.

-Теперь мы можем отправить в путешествие. Займите места на палубе.

(Дети проходят на ковер и рассаживаются на стульях). А пока наш корабль несет нас в страну Дружбы, мы с вами посмотрим одну интересную историю.

Просмотр выпуска Ералаш (обсуждение)

Психолог: Мы с вами приплыли в страну Дружбы. Выходим на берег. Нужно размяться после долгого пути.

Физминутка

Дружно встали на разминку

И назад сгибаем спинку.

Раз-два, раз-два-три,

Да не упади смотри.

Наклоняемся вперед.

Кто до пола достает?

Эту сложную работу

Дружно делаем по счету.

Психолог: Мы хорошо размялись, можем отправляться в дорогу.

Ребята, посмотрите, здесь оставлено послание для нас.

Педагог берет конверт, в котором письмо с заданием.

-Мы должны выполнить задание, чтобы пройти в страну Дружбы.

Упражнение «Собери картинку»

Психолог: Следующий секрет зашифрован в картинках.

(дети складывают разрезанные картинки, затем с педагогом обсуждают, что на них изображено: помощь тем, кто в ней нуждается).

-Какой секрет? (Помогать тем, кто нуждается в помощи)

Кто это встречает нас?

На экране появляется Кто Леопольд.

-Ребята, кот Леопольд хочет узнать, дружная ли вы команда. Он приготовил задание. Нужно выполнять его всем вместе и как можно быстро

 Задание «Собери пословицы»

 (написанные на узкой полоске бумаги пословицы разрезаны на несколько частей. Дети берут фрагменты пословиц и собирают их в единое целое, ответ проговаривают все хором.

-Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием кота Леопольда!

Он приглашает вас к Волшебному озеру.

Релакс

Педагог с детьми проходит в сенсорную комнату, где находится сухой бассейн, сухой душ, сухой водопад. Учащиеся располагаются по периметру бассейна. Звучит музыка.

Педагог: в стране Дружбы верят, что если подойдешь к Волшебному бассейну, опустишь руки в воду, умоешь лицо его водой, то никогда не будешь ни с кем ссориться.

(Педагог и дети опускают руки в бассейн, «умываются»)

Психолог: Нам пора возвращаться домой (дети выходят из сенсорной комнаты)

Подведение итогов

-Ребята, вам понравилось наше путешествие? Давайте вместе повторим секреты дружбы (улыбаться, быть приветливым, делать важные дела сообща, оказывать помощь тем, кто в ней нуждается).

-Молодцы! Выберите смайлик, который показывает ваше настроение (дети берут по смайлику). Оставьте их на память о нашем путешествии.

-Мне было приятно с вами работать. Благодарю за сотрудничество.

На экране появляется Кот Леопольд, который говорит на прощание: «Ребята, давайте жить дружно!»

Учащиеся под музыку выходят из кабинета.

Список используемой литературы:

Вачков, И.В. Основные технологии группового тренинга

[Текст] / И.В. Вачков. – М.: Издательство "Ось-89", 1999. – 137с.

Вачков,

И.В. Психология тренинговой работы

[Текст] / И.В. Вачков. – М., 2007. – 203с.

Ивашова, А.А. Сотрудничество: программа социального тренинга для дошкольников и младших школьников

[Текст] / А.А. Ивашова.

- Кириши, 2003.

Макарова, Н.Н. Коммуникативная игра в младших классах [Текст] / Н.Н. Макарова // Нач

альная школа. – 2008. –№7.