Коррекционно-развивающее занятие, направленное на развитие коммуникативных навыков младших школьников (2 класс)
Тема: Путешествие в страну «Дружба»
Разработал занятие: Ковалева Елена Алексеевна, педагог-психолог
Форма: групповая
Цели: снятие психоэмоционального напряжения, развитие умения взаимодействовать в деятельности и общении с другими детьми, выражать в словах мысли и чувства.
Задачи:
Актуализировать у учащихся предста
вление о понятии «Дружба
».
Способствовать формированию адекватной самооценки, ощущение значимости каждого р
ебенка.
Обучить приемам взаимодействия.
Способствовать снижению эмоционального напряжения.
Материалы: листы бумаги формата А4, фломастеры, коробка с зеркалом внутри, разрезные картинки, интерактивная доска, компьютер, сухой бассейн, сухой душ, релаксационная музыка.
Методы: игра, беседа, элементы арт-терапии, музыкотерапии.
Ожидаемый результат:
-создана благоприятная эмоциональная атмосфера в группе.
-сформированы навыки самоанализа.
-развиты компоненты воображения;
-сформированы навыки взаимодействия, умение договариваться у данной группы учащихся.
Ход занятия:
Дети заходят в кабинет педагога-психолога, снимают обувь и проходят по массажной дорожке. Звучит песня «Дружба начинается с улыбки»
1.Приветствие
Психолог: Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть!
Я не случайно включила эту песню. Каждый из вас уже догадался, чему посвящена наша встреча?
Дети: Дружбе!
Психолог: Конечно, дружбе. Я хочу предложить вам пройти различные испытания и разгадать «секреты дружбы». Будьте внимательны!
Так с чего же начинается дружба?
Дети: С улыбки!
Психолог: Я хочу поделиться с вами улыбкой. Я дарю вам свою улыбку. Порадуйте своей улыбкой тех, кто с вами рядом. Давайте возьмемся за руки, и каждый подарит друг другу самую добрую улыбку.
Упражнение «Улыбка» (дети выполняют вместе с педагогом-психологом)
Психолог: Молодцы, ребята! Вот так легко мы с вами разгадали первый секрет дружбы, который был спрятан в песне, с которой началось наше занятие.
Психолог: присаживайтесь в круг.
Упражнение «Волшебная шкатулка»
Цель: формирование адекватной самооценки, ощущение значимости каждого ребенка.
Психолог: «Нас ждет сегодня путешествие в страну «Дружба». Закройте глаза (дети закрывают глаза). По моему хлопку откройте их.
Психолог хлопает в ладоши, дети открывают глаза.
-У меня в руках необычная шкатулка, в ней находится человечек, которого вы хорошо знаете: он единственный и неповторимый, он самый лучший, самый умный, самый красивый, он большой волшебник, без него наше путешествие просто невозможно. Каждый из вас, открывая шкатулку, должен посмотреть на него, улыбнуться и сказать: «Как ты мне нравишься!».
Дети по очереди открывают шкатулку, смотрят в нее и говорят фразу: «Как ты мне нравишься!»
Психолог спрашивает детей: «Кого вы видели в шкатулке?». Дети отвечают: «Себя!» Психолог: «Значит, вы и есть волшебные человечки, которые творят чудеса».
«Что такое «дружба» (мозговой штурм)
Цель: дать детям представление о понятии «дружба».
Содержание: Психолог заводит беседу о том, что для выполнения какого-нибудь важного дела необходимы усилия многих людей: «В волшебной стране Дружба, как и у нас, для выполнения какого-нибудь важного дела необходимы усилия многих людей. Например, в одиночку невозможно построить большой дом, корабль, автомобиль, собрать большой урожай.
Дети включаются в беседу, и в результате коллективного обсуждения этой темы педагог с детьми разгадывают «секреты дружбы».
-А теперь попробуем вместе выполнить задание. Для этого выберите себе пару.
Рисунок «Корабль»
Дети разделяются на пары. Каждая пара получает лист бумаги.
Психолог: В наше путешествие мы не можем отправиться пешком, это займет очень много времени. Поэтому каждая пара сейчас нарисует корабль. Вы должны совместно решить какой он будет, каким цветом и т.д.»
(Дети выполняют упражнение под музыку)
-Какие замечательные корабли у вас получились!
«Выбор капитана»
А теперь каждая пара выберет капитана. Капитаны прикрепят рисунки на доску.
(учащиеся договариваются, кто будет капитаном. И он прикрепляет рисунок на доску магнитом).
«Цветок дружбы»
-Ребята, а что еще нам понадобится в долгом путешествии? Пусть каждый из вас выберет то, что он считает необходимым.
Психолог открывает шкатулку, в которой находятся карточки со словами: доверие, взаимовыручка, смелость и др. Учащиеся выбирают по одному качеству, прикрепляют их на доску виде цветка.
-Теперь мы можем отправить в путешествие. Займите места на палубе.
(Дети проходят на ковер и рассаживаются на стульях). А пока наш корабль несет нас в страну Дружбы, мы с вами посмотрим одну интересную историю.
Просмотр выпуска Ералаш (обсуждение)
Психолог: Мы с вами приплыли в страну Дружбы. Выходим на берег. Нужно размяться после долгого пути.
Физминутка
Дружно встали на разминку
И назад сгибаем спинку.
Раз-два, раз-два-три,
Да не упади смотри.
Наклоняемся вперед.
Кто до пола достает?
Эту сложную работу
Дружно делаем по счету.
Психолог: Мы хорошо размялись, можем отправляться в дорогу.
Ребята, посмотрите, здесь оставлено послание для нас.
Педагог берет конверт, в котором письмо с заданием.
-Мы должны выполнить задание, чтобы пройти в страну Дружбы.
Упражнение «Собери картинку»
Психолог: Следующий секрет зашифрован в картинках.
(дети складывают разрезанные картинки, затем с педагогом обсуждают, что на них изображено: помощь тем, кто в ней нуждается).
-Какой секрет? (Помогать тем, кто нуждается в помощи)
Кто это встречает нас?
На экране появляется Кто Леопольд.
-Ребята, кот Леопольд хочет узнать, дружная ли вы команда. Он приготовил задание. Нужно выполнять его всем вместе и как можно быстро
Задание «Собери пословицы»
(написанные на узкой полоске бумаги пословицы разрезаны на несколько частей. Дети берут фрагменты пословиц и собирают их в единое целое, ответ проговаривают все хором.
-Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием кота Леопольда!
Он приглашает вас к Волшебному озеру.
Релакс
Педагог с детьми проходит в сенсорную комнату, где находится сухой бассейн, сухой душ, сухой водопад. Учащиеся располагаются по периметру бассейна. Звучит музыка.
Педагог: в стране Дружбы верят, что если подойдешь к Волшебному бассейну, опустишь руки в воду, умоешь лицо его водой, то никогда не будешь ни с кем ссориться.
(Педагог и дети опускают руки в бассейн, «умываются»)
Психолог: Нам пора возвращаться домой (дети выходят из сенсорной комнаты)
Подведение итогов
-Ребята, вам понравилось наше путешествие? Давайте вместе повторим секреты дружбы (улыбаться, быть приветливым, делать важные дела сообща, оказывать помощь тем, кто в ней нуждается).
-Молодцы! Выберите смайлик, который показывает ваше настроение (дети берут по смайлику). Оставьте их на память о нашем путешествии.
-Мне было приятно с вами работать. Благодарю за сотрудничество.
На экране появляется Кот Леопольд, который говорит на прощание: «Ребята, давайте жить дружно!»
Учащиеся под музыку выходят из кабинета.
Список используемой литературы:
Вачков, И.В. Основные технологии группового тренинга
[Текст] / И.В. Вачков. – М.: Издательство "Ось-89", 1999. – 137с.
Вачков,
И.В. Психология тренинговой работы
[Текст] / И.В. Вачков. – М., 2007. – 203с.
Ивашова, А.А. Сотрудничество: программа социального тренинга для дошкольников и младших школьников
[Текст] / А.А. Ивашова.
- Кириши, 2003.
Макарова, Н.Н. Коммуникативная игра в младших классах [Текст] / Н.Н. Макарова // Нач
альная школа. – 2008. –№7.