Конспект занятия- экспериментирования

«Путешествие в удивительный мир растений»

в средней группе.

Педагог: Шаймарданова Елена Николаевна.

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно поощрять.

Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически. Задача взрослых лишь в том, чтобы создать условия для реализации этой активности.

Непосредственный контакт ребенка с объектами живой и неживой природы, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира.

В ходе опытно-экспериментальной деятельности дошкольники учатся наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, что в свою очередь способствует развитию внимания, мышления, речи, формирует умение делать открытия и удивляться им.

Я считаю, что опытно-экспериментальная деятельность является неотъемлемой частью в процессе экологического воспитания детей. Поэтому тему своего самообразования, по которой я веду целенаправленную педагогическую работу, обозначила как "Опытно-экспериментальная деятельность в процессе экологического воспитания дошкольников"

И сегодня я хотела представить вам для просмотра видео занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром и основам экологии, в структуру которого включена опытно-экспериментальная деятельность.

Цель: формирование познавательного интереса к исследовательской деятельности.
Задачи: закрепить и обобщить знания детей о растениях, как питаются растения, каким образом вода распределяется по направлению от корней к листьям.
Оборудование: для эксперимента нам понадобятся листья пекинской капусты, пищевые красители, стаканы с водой.

Ход занятия:

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по удивительному миру растений. Но перед тем как отправиться в путь, скажите, а что такое растения? (растения это все что растет вокруг нас из земли). Правильно.

А теперь закройте глаза и внимательно прислушайтесь к звукам (аудиозапись «Звуки леса»).

Откройте глаза, посмотрите, куда мы с вами попали? (в лес) А какие звуки вы услышали? (пение птиц, шум ветра, шуршание листьев).

Ребята, лес - это и есть наш удивительный мир растений. А как вы думаете, почему его так называют? (потому что там растет много разных растений).

Давайте назовем с вами какие растения можно встретить в лесу?

Самые большие растения леса это …(деревья). А какие деревья вы знаете? Назовите их. (береза, дуб, сосна, ель, клен). А теперь назовите части дерева (ствол, ветки, листья). Молодцы.

А еще какие растения можно встретить в лесу? (кустарник). Давайте назовем части кустарника (ветки, листья). А чем кустарник отличается от дерева? (у дерева есть ствол, а у кустарника нет)

А кроме деревьев и кустарников в лесу еще какие-нибудь растения встречаются? (Да) Какие? (трава, цветы). Правильно.

Вот как много растений можно встретить в лесу. Мы их все перечислили и назвали их части.

Но мы забыли назвать еще одну часть, которая есть у всех растений и она спрятана под землей. Что это за часть? (корень).

У всех растений есть корень. А для чего он нужен? (держаться за землю и не падать, пить воду). Правильно с помощью корня растение держится за землю и самое главное с помощью корня все растения пьют воду. А как они это делают? Хотите узнать? (да).

А чтобы узнать как растения пьют воду, я предлагаю вам провести эксперимент. Мы сейчас с вами станем учеными и будем проводить опыт.

Для опыта нам понадобится три стакана, вода, краски и листья капусты.

Наливаем воду в стаканы, теперь добавляем в воду краски, хорошо перемешиваем. Посмотрите, у нас получилась вода трех цветов (красная, синяя, зеленая). Нам нужна цветная вода, чтобы увидеть, как растение пьет воду. Теперь в каждый стакан помещаем лист капусты. Растения очень медленно пьют воду и для того чтобы увидеть это нам нужно немножко подождать. Подождем? (да).

А чтобы время прошло незаметно я предлагаю вам поиграть в игру «Высокий - низкий». Я буду называть растение а вы показываете какое оно. Если растение высокое, то нужно поднять руки вверх и тянуться как можно выше. А если растение низкое, то нужно присесть.

Проводится игра «Высокий - низкий»

А теперь давайте с вами посмотрим, что у нас получилось.

Посмотрите, какими становятся листья капусты? (цветными). Давайте рассмотрим их поближе. Что вы видите? (тонкие цветные полоски и ниточки)

Посмотрите, вот такие ниточки расположены по всему листу капусты. Это сосуды или по-другому трубочки, по которым вода поступает ко всем частям растений. А вместе с водой растения получают полезные вещества, которые помогают им хорошо расти. А если эти трубочки повредить, перерезать, порвать или сломать что произойдет? (растение не сможет пить воду и погибнет). А чтобы этого не случилось, нужно соблюдать правила обращения с растениями.

Правильно ли поступают дети на этих картинках? (нет). Давайте перечислим, как нельзя поступать с растениями (нельзя повреждать кору, нельзя ломать ветки, нельзя рвать растения и цветы) Только соблюдая правила мы с вами сохраним растения и природу.

Ребята, с помощью опыта что мы с вами узнали? (как растения пьют воду)

Кем мы сегодня с вами были? (учеными). А куда мы путешествовали? (в мир растений, в лес) Вам понравилось наше занятие? (да) На этом наше занятие заканчивается, а стаканчики с листиками капусты мы оставил на столе, а вечером еще раз рассмотрим их.