Пути и средства воспитания безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста
Шиян Татьяна Анатольевна, учащаяся 3 курса
Руководитель: Ланевская Вероника Михайловна, преподаватель
Учреждение образования «Солигорский государственный колледж», г. Солигорск
Согласно Кодексу Республики Беларусь об образовании дошкольное образование является первой ступенью образовательной системы, в которой важно не только сохранить фундаментальные научные наработки в области воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста, но и создать необходимые условия, которые помогут педагогам и родителям сформировать полноценную личность, подготовленную как к предстоящему школьному обучению, так и к последующей жизни в социуме, одним из важных направлений которого является здоровый образ жизни и обеспечение безопасности жизнедеятельности.
В период дошкольного детства активно осваивается мир и ценностная взаимосвязь мира с природой, социума и человека; а также процесс познания ценностей и смыслов жизни, формирования основ безопасного поведения.
Понятие «безопасность» включает не только организацию защиты всех участников образовательного процесса от чрезвычайных ситуаций, таких как пожары, природные, экологические и техногенные катастрофы, террористические угрозы, экстремизм и насилие над личностью, но и транспортный и бытовой травматизм, недостаточно защищенные условия труда и учебы, незаконное вторжение в личное и информационное пространство. Это также умение правильно оценивать внешние факторы и оперативно и адекватно реагировать на них. Только при одновременном учете всех этих факторов можно говорить о создании действенной системы комплексной безопасности [1, с. 19].
Пространство безопасного детства обеспечивается за счет и при участии значимых взрослых – педагогов и родителей (законных представителей). Они обеспечивают формирование реальных перспектив будущего ребенка и общества в целом. Проектируя пространство безопасного детства, значимые взрослые обеспечивают для ребенка:
условия психологической безопасности, которые построены на взаимопонимании и принятии ребенка дошкольного возраста значимыми взрослыми;
физически безопасную среду, которая способствует нейтрализации внешних угроз [
4
, с. 4].
При ознакомлении детей с первоначальными основами безопасности должны быть определены следующие цели:
формирование основ по сохранению и укреплению здоровья;
воспитание безопасного поведения, способности предвидеть опасные ситуации, по возможности избегать их, при необходимости – действовать [
3
, с. 389].
С целью воспитания безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста разработаны методические рекомендации в форме программы, рассчитанной на год и включающей воспитанников 5-6 лет.
Задачи программы:
Формирование основ безопасности. Это формирование первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе.
Воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности.
Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
Формирование представлений о некоторых типичных опасных ситуациях и способах поведения в них.
Формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения;
Воспитание осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил.
Методические рекомендации включают два направления – работа с детьми и взаимодействие с семьями воспитанников и охватывают следующие разделы:
Здорово быть здоровым!
Безопасность дома.
Бытовая химия и электроприборы.
В мире опасных предметов.
Осторожно, огонь!
Острые предметы – источник опасности.
Правила Дорожного движения.
Опасные предметы.
Программа рассчитана на учебный год и включает перспективное планирование занятий с детьми старшего дошкольного возраста (табл. 1).
Таблица 1 – Перспективный план занятий с детьми старшего дошкольного возраста по воспитанию безопасности жизнедеятельности
Направления методических рекомендаций отражены в таблице 2 в соответствии с разделами.
Таблица 2 – Планирование работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста
В качестве основного условия процесса формирования опыта выделяется построение системы определенных воспитательных воздействий как системы приобретения опыта ребенка при постоянном участии взрослых во всех сферах его жизнедеятельности. Для детей опыт служит источником предосторожности. Но самостоятельный опыт детей должен идти под контролем воспитателя, который помогает ему смотреть вперед и различать, что опасно и что безопасно. Дети должны быть активными и самостоятельными в данном процессе, и вместе с тем требуется руководство со стороны педагогов и родителей [2, с. 17].
Игровые приемы повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств. Повышению эмоциональной активности помогают игры–драматизации, которые можно включать в занятия (после прочтения художественного произведения, при подготовке концерта). Дидактические игры: «Я пожарный», «Почему эти предметы опасны», «Предметы быта», викторина «Правила дорожного движения». Таким образом, для успешного овладения детьми старшего дошкольного возраста основам безопасного поведения, в работе используются как традиционные формы (беседы, игры-путешествия, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, игры - драматизации, чтение художественных произведений и др., так и инновационные (моделирование проблемно-игровых ситуаций, алгоритмические игры, мнемотаблицы, познавательно-исследовательская и проектная деятельность). Требования к педагогу, реализующему программу: эрудиция педагога, уровень его практических умений в вопросах безопасного поведения детей.
Результатом освоения программы должен стать новый образовательный результат, сформированный у старших дошкольников:
1. Сформированы знания об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них.
2. Ребенок умеет пользоваться правилами безопасного для человека и окружающего мира природы поведения.
3. На практике проявляет осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
4. Ребенок соблюдает правила поведения в быту.
Безопасность жизнедеятельности это – благоприятное, нормальное состояние окружающей человека среды, условий труда и учёбы, питания и отдыха, при которых снижена возможность возникновения опасных факторов, угрожающих его здоровью, жизни, имуществу, законным интересам; наука о безопасном взаимодействии человека с окружающей средой. У детей должно быть сформировано представление об источниках опасности, мерах предосторожности и своих возможностях по предотвращению неприятностей, а в некоторых случаях и беды. Уровень обученности и опыта влияет на способность людей к безопасному бытию в окружающей среде.
В период дошкольного детства ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Эти годы являются оптимальным временем для формирования основ безопасности жизнедеятельности.
Список использованных источников:
Богданова, М.В.
Саморегуляция
личности: от защит к созиданию / М.В. Богданова, Е.Л. Доценко. Тюмень:
Мандр
и Ка, 2010. – 204 с.
Крулехт
, М.В. Педагогическая технология целостного развития ребенка как субъекта детской деятельности / М.В.
Крулехт
.-
СПб: «Детство-Пресс», 2002.- 153 с.
Минияров
, В.М. Формирование личностных особенностей детского возраста / В.М.
Минияров
, Е.А. Василевская / 2015. – Т.17. – №1(2) – С. 388-393.
Русак, О.Н. Образовательная концепция безопасной деятельности человека /О.Н. Русак. СПб., 1993. – 4 с.