Конспект урока по русскому языку в 5 классе

Тема урока: Р.р. Подготовка к написанию домашнего сочинения по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине»

Тип урока: развитие речи (интегрированный урок).

Вид урока: ознакомление с новым материалом.

Основные понятия: «описание предмета», «описание картины», «натюрморт».

Оборудование урока: компьютер, медиапроектор, презентация, репродукция картины П.П. Кончаловского «Сирень в корзине», музыка: С.Рахманинов пьеса «Сирень», П.Чайковский «Фея сирени» из балета «Спящая красавица», стихотворение Р.Рождественского «Сирень».

Литература: Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др. М.: Просвещение, 2023

Цель урока: повторить правила написания, оформления сочинений, разработки плана; воспитывать интерес к тексту описательного характера, развивать культуру речи учащихся; научить описывать натюрморт с изображением цветов; развивать у школьников чувство стиля, способности к описательной деятельности

Задачи урока:

закрепить понятия «описание картины», «описание предмета», «натюрморт»;

научиться «видеть» картину, уметь отбирать и систематизировать материал;

научиться пользоваться образно-выразительными средствами языка в речи ;

воспитывать эстетическое чувство прекрасного, видеть красоту в обыденном;

расширять словарный запас оценочной лексики, активировать воображение школьников.

Планируемые результаты:

1. Предметные: повторить понятие натюрморта; формировать умения написания сочинения-описания по картине, используя лексико-изобразительные средства; совершенствовать навыки составления сложного плана, орфографические, пунктуационные навыки.

2. Метапредметные: умение аргументированно отвечать на вопросы учителя; овладение приемами отбора и систематизации материала;

способность к конструированию предложений; адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; умение создавать текст-описание.

3. Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; планирование учебного сотрудничества со сверстником; уметь связно, логично излагать собственное мнение, слушать и понимать речь других участников урока.

4. Личностные: умение оценивать собственную речь с точки зрения норм общения; овладение умением работать коллективно, в парах, индивидуально; нравственно-этическое оценивание описываемого предмета на основе личностно-значимого опыта.

Ход урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты, задания
и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность
учащихся

1

2

3

4

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

- Добрый необычный, развивающий урок!

-Кто сможет объяснить, почему мы так поприветствовали друг друга? (необычный- на уроке присутствуют гости, а развивающий- урок по развитию речи)

Кто готов к уроку, может занять своё рабочее место.

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем, размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку

2.Актуализация
и пробное учебное действие

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних
и новых знаний и применение их в новых ситуациях.

Действительно, сегодня у нас будет урок по развитию речи. Мы должны будем подготовиться к написанию домашнего сочинения по картине. Но прежде давайте ещё раз вспомним типы речи.

-Какие типы речи вы знаете? (повествование, описание, рассуждение)

-Если мы будем описывать картину, то каким типом речи воспользуемся? (описанием)

- Что мы можем описать? (человека, природу, фрукты и т. д.)

-Теперь давайте вспомним жанры живописи.

-Отвечает 1ряд-Описание человека – это портрет

-Отвечает 2 ряд-Описание природы -это пейзаж

-Отвечает 3 ряд-Описание фруктов, овощей, цветов и т.д –это натюрморт

Принимают участие в диалоге с учителем

3. Целеполагание

Просмотр видеоролика, мультимедийной презентации, сопровождающей ход урока. Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы по теме «Описание натюрморта»

А вот что конкретно: портрет, пейзаж или натюрморт мы будем описывать, вы поймёте, отгадав загадку:

Благоухает и манит,

Цветами нежными дарит,

Протянешь руку за плетень -

И в ней окажется … (сирень) (слайд 1)

- Правильно. Сегодня на уроке мы будем описывать картину Петра Петровича Кончаловского «Сирень в корзине».(слайд 2)

-К какому жанру живописи мы отнесём эту картину? (натюрморт)

-Сам Петр Петрович сказал про эту картину так: «В этом букете всё цветёт и радуется»

-Откройте тетради по развитию речи и запишите число и тему урока.

- Подумайте и скажите, какую цель мы поставим себе на этом уроке? (Подготовиться к написанию сочинения по картине, используя материал урока)

-В начале урока я не случайно вам сказала, что урок будет развивающий. Как же мы должны с вами работать, чтобы развивать нашу речь? (четко и правильно составлять предложения, давать полные ответы на вопросы, при описании использовать выразительные средства, использовать слова- синонимы)

- С чего мы обычно начинаем работу над картиной? (знакомимся с автором)

-Знакомство тоже будет необычным, так как сегодня мы побываем в мастерской художника. Я хочу пригласить наших экскурсоводов.

(1 подготовленный ученик показывает видеофильм и комментирует его)

-Меня зовут ___________ и сейчас я приглашаю вас совершить заочную экскурсию.

-Ребята, эта дорога ведёт к загородной мастерской народного художника Петра Петровича Кончаловского. Чуть отойдёшь в сторону увидишь простор полян с кудрявыми берёзами, буйное цветение яблонь. Вот дом, в котором он прожил 25 лет. Побывав во многих странах Европы, Кончаловский создал разнообразный цикл работ. Страстно влюблённый в русскую природу, он написал здесь лучшие работы, посвященные пейзажам средне - русской полосы. Мастерская художника. В ней всё осталось так, словно он вот-вот вернётся и сядет за мольберт. Всё хранит память о нём. Натюрморт. В переводе

-это мёртвая природа. Но разве мертва эта сирень или эти пионы? Разве не сочны эти яблоки? Так ярко воплощать жизнь в искусство может только художник- реалист.

- Меня зовут_____________.Я сотрудник этого музея. И сейчас я хочу познакомить вас с интересными фактами из биографии художника

Знаете ли вы, что за свою жизнь Петр Петрович Кончаловский написал более четырёх десятков картин с сиренью. Поэтому не удивительно, что именно Пётр Кончаловский "попал" в стихотворение Александра Кушнера о сирени

Сколько свежести в ветви тяжелой,
Как стараются важные пчелы,
Допотопная блещет краса!
Но вглядись в эти вспышки и блестки:
Здесь уже побывал Кончаловский,
Трогал кисти и щурил глаза.

Знаете ли вы, что сирень стала визитной карточкой творчества Петра Кончаловского. С этим цветком связан один очень интересный эпизод в жизни художника. Однажды, во время очередной экскурсии, а к художнику домой часто приходили посетители, его друг решил провести эксперимент. Он приколол соцветие живой сирени к холсту с нарисованной. Группа приглашённых прошла мимо, и никто не заметил живого цветка, настолько изображение было живо.

Знаете ли вы, что его именем назван один из лучших махровых сортов сирени в мире. 

- А почему именно сирень? (Так как она расцветает весной, то в литературе и живописи она олицетворяет влюбленность).

-Дома я вас просила найти интересные факты о сирени.

1.Сире́нь (лат. Syrínga) — род кустарников, принадлежащий семейству Маслиновые (лат. Oleaceae). Род включает около тридцати видов, распространённых в диком состоянии в Юго-Восточной Европе и в Азии, преимущественно в Китае.

В русском языке для обозначения растения использовалось также слово «синель»

2.Сирень (листья и цветки) изображены на гербе города  Сигулда (Латвия).

3. Гадание по сирени на желание — одно из старинных русских народных гаданий. В реальной жизни для проведения этого гадания нужна лишь ветка сирени. Сначала вам нужно загадать желание, а затем попытаться найти цветок сирени с пятью лепестками и более. Если найдете — значит, желание сбудется. Если попадется цветок с тремя лепестками, это сулит несчастье.

4.Молодой Пан – бог лесов и лугов, повстречал однажды прекрасную речную нимфу Сирингу – нежную вестницу утренней зари. И так залюбовался ее нежной грацией и красотой, что забыл о своих забавах. Решил Пан заговорить с Сирингой, но та испугалась и убежала. Пан побежал следом, желая ее успокоить, но нимфа неожиданно превратилась в благоухающий куст с нежными лиловыми цветами. Так имя Сиринги и дало название дереву – сирень. Вот что гласит древнегреческая легенда.

5.Сирень

Вставал обыкновенный вешний день,

Парил туман, заря траву косила,

И вспыхнула лиловая сирень

С какой-то неосознанною силой.

Она раскрылась робко, не спеша,

Застенчиво и неохотно вроде,

И вдруг пошла, пошла, пошла

Смеяться и бурлить, как в половодье.

М. Бекетова.

6.Сирень вдохновляла к творчеству не только художников, но и композиторов. Давайте послушаем музыкальную пьесу С.Рахманинова «Сирень»

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем; отвечают на вопросы, строят понятные для партнера высказывания

Динамическая пауза

Для здоровья, настроенья

Делаем мы упражненья:

Руки вверх и руки вниз,

На носочки поднялись

То присели, то нагнулись

И опять же улыбнулись

4.Творческая практическая деятельность

по реализации построенного проекта

Обсуждение картины. Составление плана сочинения-описания картины

Беседа по картине «Сирень».

Индивидуальная работа Составление связных сообщений-описаний.

О художнике мы с вами узнали. Что теперь нам предстоит сделать? Составить план по картине.

-О чём мы будем писать в первой части? (о художнике)

-Что в основном изображено на его полотнах? (натюрморт)

-Поэтому как мы можем записать 1 пункт плана?

План

I. П.П.Кончаловский – признанный мастер натюрморта, знаток сирени.

-Что мы видим на картине? (букет сирени). Что мы можем описать? (гроздья, цвет, листья)

-Значит вторым планом мы запишем….

II.Прекрасный букет сирени:

а) ветки, листья, цвет;

б) аромат цветов;

в) корзина;

г) фон натюрморта;

-Третьим пунктом запишем…

III. Впечатление от натюрморта.

-План составлен, приступаем к описанию картины. Свои записи вы будете делать в карточках-помощницах.

Карточка-помощница

Сочинение по картине П.П.Кончаловского «Сирень в корзине»

ветки

листья

цвет сирени

аромат цветов

корзина

фон натюрморта

впечатление

- Ваше первое впечатление от картины?

(Пахнуло весной. Напомнило о тёплых солнечных днях, о первых весенних цветах. Приятно видеть чудесную сирень зимой, когда за окном холодно, в классе становится уютнее и теплее).

- Сумел ли автор показать, что сирень свежая?

(На картине изображена свежая сирень. Кажется, что её только что срезали с кустов и принесли из сада. Букет сирени влажный от утренней росы или дождя.)

- Опишите ветки и цветки сирени.(Крупные, пышные, тяжёлые, развесистые, напоминающие гроздья спелого винограда, цветочки-звёздочки)

-А листочки какие? (Внизу, вверху темно-зелёные, справа светло-зеленые с золотистым оттенком)

-- Тщательно ли выписаны художником лепестки, листочки, веточки сирени? (Не совсем, но если приглядеться, можно различить маленькие лепесточки-звёздочки сирени) Художник стремился передать своё впечатление от срезанных веток сирени, поэтому он не выписывает тщательно все лепесточки сирени. Ему важен целостный образ букета.

-Какого цвета гроздья? ( белого, розоватого, светло-лилового, тёмно-красного)

-Какой аромат может исходить от цветов сирени?( Пахучий, душистый, благоухающий)

-Опишите корзину, в которой стоит сирень.( Плетеная из ивовых прутьев, средних размеров, верхнюю часть скрывают листья)

-На каком фоне изображена сирень? Почему автор выбрал такой фон? (Сирень изображена на тёмном столе у стены с коричневым и желтоватым оттенком, на таком фоне хорошо выделяются яркие цвета сирени)

-Вырази свое отношение к букету сирени.(Дивная, изумительная, восхитительная, чудная, чудесная, бесподобная, великолепная, роскошная, прекрасная)

-Чтобы ваше сочинение получилось образным, чтобы его интересно было читать другим, давайте в парах выполним словарно- стилистическую работу.

Словарно-стилистическая работа. слайд

Художник: автор картины, мастер кисти, певец русской природы

Изобразил: запечатлел, создал, воплотил, отразил, выразил

сумел передать, передаёт, использует

Натюрморт: полотно, холст, картина. слайд

- А сейчас вы будете работать самостоятельно . Вам нужно будет на основе полученного материала и карточки подсказки устно составить текст вашего домашнего сочинения.

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения; в сотрудничестве с учителем и одноклассниками составляют план работы над сочинением

Работа в паре

Индивидуальная работа

Словесное рисование по плану

6. Рефлексия учебной

деятельности

Заключительная беседа
по вопросам

-Ребята, наш урок подходит к концу.

– Дайте оценку своей работе: если вы считаете, что при написании домашнего сочинения у вас не возникнут трудности, поднимите гроздь синей или красной сирени, если считаете, что будет трудно описать натюрморт, поднимите гроздь белой сирени.

-На протяжении всего урока мы слушали музыку, стихи, знакомились с картинами. И все эти произведения были посвящены сирени.

-Какой вывод мы можем сделать? (И художники, и поэты , и композиторы изображают один о тот же предмет – сирень. Но каждый из них использует различные художественные средства: художник – краски, композитор – ноты, а поэт – слово). Я думаю, что сегодня этот замечательный кустарник и нас не оставил равнодушным, и мы благодаря сирени пополнили свой словарный запас. А теперь на той кисти, которую вы выбрали, напишите три слова, которые вы будете использовать при описании других предметов.

Отвечают на вопросы; определяют уровень приобретенных знаний

7. Задание на дом

Сообщение о домашней работе

-Напишите сочинение по картине, используя план, лексический материал урока

Сочинение по картине П.П.Кончаловского «Сирень в корзине»

ветки

листья

цвет сирени

аромат цветов

корзина

фон натюрморта

впечатление

Словарно- стилистическая работа

Художник:_______________________________________________________________

Картина:_________________________________________________________________

Изобразил: _____________________________________________________________

Более тысячи произведений написал за свою жизнь П.П. Кончаловский. Важное место в творчестве жудожника занимает натюрморт. Он был признанным мастером этого жанра, очень любил изображать цветы . Особенно Кончаловский любил сирень. Ей он посвятил множество своих полотен. Букеты сирени в вазах, корзинах, на столе, на фоне открытого окна в сад. Кончаловский говорил: «Я пишу цветы, как музыкант играет гаммы». Картина «Сирень в корзине» была написана в 1933 году. Она находится в Москве, в Третьяковской галерее.

В центре картины находится свежесрезанный роскошный букет сирени. Видно, что ветки у сирени тяжелые,пышные, развесистые.Они напоминают гроздья спелого винограда.Листья изображены по разному: внизу, вверху темно-зеленые, справа-светло-зелёные с золотистым оттенком. Автор изобразил сирень разных оттенков:лиловую, темно-красную, фиолетовую. Когда смотришь на эту ….. сирень, то как будто чувствуешь ее аромат.

Кажется, что ароматный запах наполняет всю комнату. Художник изобразил эту великолепную сирень натемно-коричневом фоне. Букет стоит в плетёной корзине из ивовых прутьев. Они нежно обнимают гроздья сирени.

Мне очень нравится натюрморт П.П.Кончаловского «Сирень в корзине». Посмотришь на эту картину и

вспомнишь о весне, о ярком солнышке, и становится радостно на душе. Хочется долго смотреть на этот великолепный букет сирени и любоваться им.Такую прекрасную картину не мог написать равнодушный к природе человек.