Министерство образования Российской федерации

Министерство образования и науки Ростовской области

Отдел образования Администрации Куйбышевского района

МБОУ Лысогорской СОШ

РАССМОТРЕНО:

на заседании Ш МО учителей гуманитарного цикла

__________________Ласавская О.В.

протокол №___1__

«31»08 2023г.

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора

школы по УР

__________________Светличная М.И.

«31» 08 20213г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор

_______________________Карпова И.Н.

Приказ №185-ОД

«31» 08 2023 г.

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(ID 2400957)

по учебному предмету «Рисование»

для обучающегося 5 класса на 20213– 2024 учебный год

Разработана и реализуется в соответствии с ФГОС

образования обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями), вариант 1

 

 

 

Структура рабочей программы

I. Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для учащихся 5 классов составлена на основе следующих нормативных документов:

- Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;

- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19 декабря 2014 г.;

- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)/М-во образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2017;

- Учебный план образовательной организации.

- Цели и задачи изучения предмета

Основная цель изучения предмета заключается во всестороннем развитии личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве; формировании элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации), развитии зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке, аппликации, лепке; развитие умения пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни.

Основные задачи изучения предмета

Воспитание интереса к изобразительному искусству.

Раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека.

Воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты окружающегося мира, художественного вкуса

Формирование элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного искусства. Расширение художественно-эстетического кругозора.

Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, умения анализировать их содержание и формировать своего мнения о них.

Формирование знаний элементарных основ реалистического рисунка.

Обучение изобразительным техникам и приемам с использованием различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе экспериментирование и работа в нетрадиционных техниках.

Обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию, аппликации, лепке).

Обучение правилам и законом композиции,

цветоведения

, построения орнамента и др., применяемым в разных видах изобразительной деятельности.

Формирование умения создавать простейшие художественные образы с натуры и по образцу, по памяти, представлению и воображению.

Развитие умения выполнять тематические и декоративные композиции.

Воспитание у учащихся умения согласовано и продуктивно

работать

в группах, выполняя определенный этап работы для получения результата общей изобразительной деятельности («коллективное рисование», «коллективная аппликация).

 

Программой предусматривается следующие виды работы:

Рисование с натуры и по образцу (готовому изображению); рисование по памяти, представлению и воображению; рисование на свободную и заданную тему; декоративное рисование.

Лепка объемного и плоскостного изображения (барельеф на картоне) с натуры или по образцу, по памяти, воображению; лепка на тему; лепка декоративной композиции;

Выполнение плоскостной и

полуобъемной

аппликации (без фиксации деталей на изобразительной поверхности («подвижная аппликация») и с фиксацией деталей на изобразительной плоскости с помощью пластилина и клея) с натуры, по образцу, представлению, воображению; выполнение предметной, сюжетной и декоративной аппликации;

Проведение беседы о содержании рассматриваемых репродукций с картины художников, книжной иллюстрации, картинки, произведения народного и декоративно-прикладного искусства.

 

II. Общая характеристика учебного предмета

Содержание программы отражено в пяти разделах: «Подготовительный период обучения», «Обучение композиционной деятельности», «Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию»; «Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи», «Обучение восприятию произведений искусства».

Введение

Человек и изобразительное искусство; урок изобразительного искусства; правила поведения и работы на урока изобразительного искусства; правила организации рабочего места; материалы и инструменты, используемые в процессе изобразительной деятельности; правила их хранения.

Подготовительный период обучения

 

Формирование организационных умений: правильно сидеть, правильно держать и пользоваться инструментами (карандашами, кистью, красками), правильно располагать изобразительную поверхность на столе.

Сенсорное воспитание: различение формы предметов при помощи зрения. Осязания и обводящих движений руки; узнавание и показ основных геометрических фигур и тел (круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб); узнавание, называние и отражение в аппликации и рисунке цветов спектра; ориентировка на плоскости листа бумаги.

Развитие моторики рук: формирование правильного удержания карандаша и кисточки; формирование умения владеть карандашом; формирование навыка произвольной регуляции нажима, произвольного темпа движения (его замедление и ускорение), прекращения движения в нужной точке, направления движения.

Обучение приемам работы в изобразительной деятельности (лепке, выполнении аппликации, рисовании):

Приемы лепки:

отщипывание

кусков от целого куска пластилина и разминание;

размазывание по картону;

скатывание; раскатывание, сплющивание;

примазывание

частей при составлении целого объемного изображения.

Приемы работы с «подвижной аппликацией» для развития целостного восприятия объекта при подготовке детей к рисованию:

складывание целого изображения из его деталей без фиксации на плоскости листа;

совмещение аппликационного изображения объекта с контурным рисунком геометрической фигуры без фиксации на плоскости листа;

расположение деталей предметных изображений или силуэтов на листе бумаги в соответствующих пространственных положениях;

составление по образцу композиции из нескольких объектов без фиксации на плоскости листа.

Приемы выполнения аппликации из бумаги:

приемы работы с ножницами;

раскладывание деталей аппликации на плоскости листа относительно друг друга в соответствии с пространственными отношениями: внизу, наверху, над,

под

, справа от…, посередине;

приемы соединения аппликации с изобразительной поверхностью с помощью пластилина;

приемы наклеивания деталей аппликации на изобразительную поверхность с помощью клея.

Приемы рисования с твердыми материалами (карандашом, фломастером, ручкой):

рисование с использованием точки (рисование точкой; рисование по заранее расставленным точкам предметов несложной формы по образцу);

рисование разнохарактерных линий (упражнения в рисовании по клеткам прямых вертикальных, горизонтальных, наклонных, зигзагообразных линий; рисование дугообразных, спиралеобразных линии, линий замкнутого контура (круг, овал).

Рисование по клеткам предметов несложной формы с использованием этих линий (по образцу);

рисование без отрыва руки с постоянной силой нажима и изменением силы нажима на карандаш. Упражнения в рисовании линий. Рисование предметов несложных форм (по образцу);

штрихование внутри контурного изображения; правила штрихования (беспорядочная штриховка и упорядоченная штриховка в виде сеточки);

рисование карандашом линий и предметов несложной формы двумя руками.

Приемы работы красками:

приемы рисование руками: 

точечное рисование пальцами; линейное рисование пальцами; рисование ладонью, кулаком, ребром ладони;

приемы трафаретной печати: 

печать тампоном, карандашной резинкой, смятой бумагой, трубочкой и т.п.;

приемы кистевого письма: 

примакивание

кистью; наращивание массы; рисование сухой кистью; рисование по мокрому листу и т.д.

Обучение действиям с шаблонами и трафаретами:

правила обведения шаблонов;

обведение шаблонов геометрических фигур, реальных предметов несложных форм, букв, цифр.

Обучение композиционной деятельности

 

Понятие «композиция». Элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль, диагональ в построении композиции. Определение связи изображения и изобразительной поверхности. Композиционной центр (зрительный центр композиции). Соотношение изображаемого предмета с параметрами листа (расположение листа вертикально или горизонтально).

Установление на изобразительной поверхности пространственных отношений (при использовании способов передачи глубины пространства). Понятия: линия горизонта, ближе – больше, дальше – меньше, загораживания.

Установление смысловых связей между изображаемыми предметами.

Главное и второстепенное в композиции.

Применение выразительных средств композиции: величинный контраст (низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое), светлотный контраст (темное и светлое). Достижение равновесия композиции с помощью симметрии и т.д.

Применение приемов и правил композиции в рисовании с натуры, тематическом и декоративном рисовании.

Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию

 

Формирование понятий: предмет, форма, фигура, силуэт, деталь, часть, элемент, объем, пропорции, конструкция, узор, орнамент, скульптура, барельеф, симметрия, аппликация и т.п.

Разнообразие форм предметного мира. Сходство и контраст форм. Геометрические фигуры. Природные формы. Трансформация форм. Передача разнообразных предметов на плоскости и в пространстве и т.п.

Обследование предметов, выделение их признаков и свойств, необходимых предметов на плоскости и в пространстве и т.п.

Обследование предметов, выделение их признаков и свойств. Необходимых для передачи в рисунке, аппликации, лепке предмета.

Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами (метод обобщения).

Передача пропорций предметов. Строение тел человека, животных и т.д.

Передача движения различных одушевленных и неодушевленных предметов.

Приемы и способы передачи формы предметов: лепка предметов из отдельных деталей и целого куска пластилина; составление целого изображения из деталей, вырезанных из бумаги; вырезание или обрывание силуэта предмета из бумаги по контурной линии; рисование по опорным точкам, дорисовывание, обведение шаблонов, рисование по клеткам, самостоятельное рисование формы объекта и т.п.

Сходство и различия орнамента и узора. Виды орнаментов по форме: в полосе, замкнутый, сетчатый; по содержанию: геометрический, растительный, зооморфный, геральдический и т.д. принципы построения орнамента в полосе, квадрате, круге, треугольнике (повторение одного элемента на протяжении всего орнамента; чередование элементов по форме, цвету; расположение элементов по краю, углам, в центре и т.п.)

Практическое применение приемов и способов передачи графических образов в лепке, аппликации, рисунке.

 

Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи

Понятия: цвет, спектр, краски, акварель, гуашь, живопись и т.д.

Цвета солнечного спектра (основные, составные, дополнительные). Теплые и холодные цвета. Смешение цветов. Практическое овладение основами цветоведения.

Различение и обозначение словом некоторых ясно различимых оттенков цветов.

Работа с кистью и красками, получение новых цветов и оттенков путем смешения на палитре основных цветов, отражение насыщенности цвета (светло-зеленый, темно-зеленый и т.д.)

Эмоциональное восприятие цвета. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния (радость, грусть). Роль белых и черных красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Подбор цветовых сочетаний при создании сказочных образов: добрые, злые образы.

Приемы работы акварельными красками: кистевое письмо – примакивание кистью; рисование сухой кистью; рисование по мокрому листу (алла прима), послойная живопись (лессировка) и т.д.

Практическое применение цвета для передачи графических образов в рисовании с натуры или по образу, тематическом и декоративном рисовании, аппликации.

 

Обучение восприятию произведений искусства

Примерные темы бесед:

«Изобразительное искусство в повседневной жизни человека. Работа художников, скульпторов, мастеров народных промыслов, дизайнеров».

«Виды изобразительного искусства». Рисунок, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство, архитектура, дизайн.

«Как и о чем создаются картины». Пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетная картина. Какие материалы используют художник (краски, карандаши и т.д.). Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи и графики. Художники создали произведения живописи и графики: И. Билибин, В. Васнецов, Ю. Васнецов, В. Канашевич, А. Куинджи, А. Саврасов, И. Остроухова, А. Пластов, В. Поленов, И. Левитан, К. Юон, М. Сарьян, П. Сезанн, И. Шишкин и т.д.

«Как и о чем создаются скульптуры». Скульптурные изображения (статуя, бюст, статуэтка, группа из нескольких фигур). Какие материалы использует скульптор (мрамор, гранит, глина, пластилин и т.д.). Объем - основа языка скульптуры. Красота человека, животных, выраженная средствами скульптуры. Скульпторы создали произведения: В. Ватагин, А. Опекушина, В. Мухина и т.д.

«Как и для чего создаются произведения декоративно-прикладного искусства». Истоки этого искусства и его роль в жизни человека (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюмов). Какие материалы используют художники-декораторы? Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стеклах).

Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Произведения мастеров расписных промыслов (хохломская, городецкая, гжельская, жостовская роспись и т.д.).

Программой предусматриваются следующие виды работы:

- рисование с натуры и по образцу (готовому изображению); рисование по памяти, представлению и воображению; рисование на свободную и заданную тему; декоративное рисование;

- лепка объемного и плоскостного изображения (барельеф на картоне) с натуры или по образцу, по памяти, воображению; лепка на тему; лепка декоративной композиции;

- выполнение плоскостной и полуобъемной аппликаций (без фиксации деталей на изобразительной поверхности («подвижная аппликация») и с фиксацией деталей на изобразительной плоскости с помощью пластилина и клея) с натуры, по образцу, представлению, воображению; выполнение предметной, сюжетной и декоративной аппликации;

- проведение беседы о содержании рассматриваемых репродукций картин художников, книжных иллюстраций, картинок, произведений народного и декоративно-прикладного искусства.

III. Место учебного предмета в учебном плане

Рабочая программа по изобразительному искусству рассчитана в 1 классе на 33 часов, 1 час в неделю, 33 учебные недели. Во 2-ом - 4 классах программа по изобразительному искусству рассчитана на 34 часов, 1 час в неделю, 34 учебные недели. В 5 классе программа по изобразительному искусству рассчитана на 68 часов, 2 час в неделю (программа увеличена до 2 часов в неделю, т.е. 68 часов в год, за счет добавления 1 часа из части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений).

IV. Адресат программы

 

Достаточный уровень усвоения предметных результатов по учебному предмету «Изобразительное искусство» на конец учебного года – был выявлен у всех обучающихся.

Качественный показатель успеваемости в 5 «б» классе, в 2020-2021 учебном году составлял 100%.

Достаточный уровень усвоения предметных результатов по учебному предмету «Изобразительное искусство» на конец учебного года – был выявлен у всех обучающихся.

Виды и формы организации учебного процесса

Формы работы: урок, фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Форма итоговой, промежуточной аттестации - творческий рисунок.

Технологии обучения:

игровые,

здоровьесберегающие

;

информационно-коммуникативные; проблемно-поисковые;

личностно-ориентировочные;

технологии

разноуровнего

и дифференцированного обучения, ИКТ.

Основными видами деятельности обучающихся по предмету являются:

различение наиболее распространенных цветов (черный, белый, красный, синий, зеленый, желтый);

конструирование простых, хорошо знакомых детям предметов (домик, столик, лесенка и т.д.);

развитие и координация движений кисти пальцев и рук (лепка, складывание, резание и т.д.);

рисование мелом на доске и карандашом в альбомах прямых линий в различных направлении;

Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.

Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Вместе с тем отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы.

Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по учебному предмету «Изобразительное искусство» на конец I этапа обучения (1-V класс):

 

Минимальный уровень:

знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними;

знание элементарных правил композиции,

цветоведения

, передачи формы предмета и т.д.;

знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства: изобразительная поверхность, точка, линия, штриховка, пятно, цвет;

пользование материалами для рисования, аппликации, лепки;

знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки: Дымково, Гжель, Городец, Каргополь и др.;

организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;

следование при выполнении работы инструкциям учителя; рациональная организация своей изобразительной деятельности; планирование работы; осуществление текущего и заключительного контроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;

владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание,

отщипывание

) и аппликации (вырезание и наклеивание);

рисование по образцу, с натуры, по памяти, по представлению, по воображению предметов несложной формы и конструкции; передача в рисунке содержания несложных произведений в соответствии с темой;

применение приемов работы с карандашом, гуашью, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета;

ориентировка в пространстве листа, размещения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;

адекватная передача цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков цвета;

узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий.

Достаточный уровень:

знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж и др.);

знание название некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель, Городец, Хохлома и др.);

знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации;

знание выразительных средств изобразительного искусства: изобразительная поверхность, точка, линия, штриховка, контур, пятно, цвет, объем и др.;

знание правил

цветоведения

, светотени, перспективы, построения орнамента, стилизации формы предмета и т.д.;

знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);

знание способов лепки (

конструктивный

, пластический, комбинированный);

нахождение необходимой для выполнения работы информации в материалах учебника, рабочей тетради;

следование при выполнении работы

с

инструкциям

учителя или инструкциям, представленным в других информационных источниках;

оценка результатов собственной изобразительной деятельности и деятельности одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);

использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации;

применение разнообразных способов лепки;

рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передача всех признаков и свойств изображаемого объекта; рисование по воображению;

различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего отношения к природе, человеку, семье и обществу;

различение произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетное изображение.

Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

Система оценивания по изобразительному искусству

Знания и умения, обучающихся по изобразительному искусству оцениваются:

Оценка "5"

обучающийся

  полностью справляется с поставленной целью урока;

правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные  знания на практике;

верно

решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между  собой все компоненты изображения;

умеет подметить и передать в изображении наиболее

характерное

.

Оценка "4"

Обучающийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;

Гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;

Умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее

характерное

.

Оценка "3"

Обучающийся

слабо справляется с поставленной целью урока;

допускает неточность в изложении изученного материала.

V. Планируемые результаты освоения учебного предмета по изобразительного искусства в 5 классах

Освоение обучающимися с умственной отсталости, которая создана на основе ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования – введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

Личностные результаты освоения образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции, необходимые для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающие формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.

Личностные результаты освоения программы включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.

К личностным результатам обучающихся, освоивших программу «Изобразительное искусство», относятся:

 

 

положительное отношение и интерес к процессу изобразительной деятельности и ее результату;

приобщение к культуре общества, понимание значения и ценности предметов искусства;

воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

отношение к собственной изобразительной деятельности как к одному из возможных путей передачи представлений о мире и человеке в нем, выражения настроения, переживаний, эмоций;

умение наблюдать красоту окружающей действительности, адекватно реагировать на воспринимаемое, проявлять возникающую эмоциональную реакцию (красиво/некрасиво);

представление о собственных возможностях, осознание своих достижений в области изобразительной деятельности, способность к оценке результата собственной деятельности;

стремление к организованности и аккуратности в процессе деятельности с разными материалами и инструментами, проявлению дисциплины и выполнению правил личной гигиены и безопасного труда;

умение выражать своё отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности (нравится/ не нравится; что

получилось

/что не получилось); принятие факта существование различных мнений;

проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания удачам/неудачам одноклассников;

стремление к использованию приобретенных знаний и умений в предметно-практической деятельности, к проявлению творчества в самостоятельной изобразительной деятельности;

стремление к дальнейшему развитию собственных изобразительных навыков и накоплению общекультурного опыта;

стремление к сотрудничеству со сверстниками на основе коллективной творческой деятельности, владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия для решения практических и творческих задач.

VI.Содержание учебного предмета

Содержание программы

Раздел: «Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию»

Закрепление умений обследовать предметы с целью их изображения. Совершенствовать умения изображать с натуры, соблюдая последовательность изображения от общей формы к деталям. (Использование объяснения фронтального поэтапного показа способа изображения, "графического диктанта" самостоятельной работы учащихся по памяти). Выделять части, определять пропорции и видеть объект целостно, а затем изображать его, передавая относительное сходство. Формирование образа человека. Портрет человека (части головы и части лица человека), формирование образов животных.

Примерные задания

Рисование с натуры и по памяти предметов несложной слабо расчлененной формы (листьев дуба, крапивы, каштана; растение в цветочном горшке); предметов с характерной формой, несложной по сюжету дерево на ветру);

передавать глубину пространства, используя загораживание одних предметов другими, уменьшая размеры далеко расположенных предметов от наблюдателя; работать акварелью "по-мокрому".

Раздел: «Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи»

Расширение представлений учащихся о цвете и красках: работа над понятиями "основные" ("главные") цвета - красный, синий, желтый и "составные цвета" (как цвета, которые можно составить из основных, главных цветов - зеленый, оранжевый, фиолетовый, коричневый).

Развитие технических навыков работы красками. Закрепление приемов получения смешанных цветов на палитре.

Обучение приемам посветления цвета (разбавлением краски водой или добавлением белил). Получение голубой, розовой, светло-зеленой, серой, светло-коричневой краски. Использование полученных осветленных красок в сюжетных рисунках, в декоративном рисовании, в рисовании с натуры и по представлению.

Примерные задания

Рисование с натуры трех пиров, окрашенных в главные цвета. Рисование с натуры или по представлению предметов, которые можно окрасить составными цветами (например, лист тополя, апельсин, цветок и т.п.). Упражнение: Получение на палитре оттенков черного цвета (темно-серый, серый, светло-серый), зеленого цвета (светло-зеленый), и окраска изображений (например, лист сирени, монеты и т.п.).

Раскрашивание нарисованных с натуры предметов (посуда, игрушки самой простой формы, например, мяч, кубики и т.п.).

Рисование элементов Городецкой или Гжельской росписи (листья, бутоны, цветы).

Раздел: «Обучение композиционной деятельности»

Обучение приему построения сюжетной и декоративной композиции с использованием симметричного расположения ее частей (эле ментов), позволяющему достигать равновесия на изобразительной плоскости.

Обучение приему построения композиции в прямоугольнике с учетом центральной симметрии.

Знакомство с выразительными средствами сказочного изображения (избушка на курьих-ножках; деревья в дремучем лесу, сказочном лесу с глазами из двух дупел, сучьями и ветками, похожими на руки и .т.п.).

Примерные задания

«Рисование с натуры: "Ваза с цветами" (натюрморт); "Веточка сирени";

Рисование на тему: "Деревья осенью. Дует ветер"; "Зимние различения детей в деревни, городе", " Наступает долгожданная весна!".

Декоративное рисование: "Посуда" (узор в полосе, элементы узора - листья, цветы, уточки).

Составление аппликации: "Маша и медведь".

Декоративная лепка: "Кувшин, бутылка, стакан".

Раздел: «Обучение восприятию произведений искусства»

Формирование у учащихся представлений о работе художника. Развитие умений рассматривать картины, иллюстрации в книге, предметы декоративно-прикладного искусства.

Беседа по плану:

Как художник наблюдает природу, чтобы ее нарисовать.

Как он рассматривает предметы, чтобы их нарисовать, придумать

другие.

Как художник изображает деревья в разные времена года.

Как художник придумывает узоры для украшения предметов, ткани и др.

Примерный материал к урокам:

Произведения пейзажей: А. Саврасов «Грачи прилетели», И. Шишкин «Утро в сосновом лесу».

Сюжетные картины: Ф. Решетников «Переэкзаменовка», К. Маковский «Дети, бегущие от грозы».

Произведения декоративно-прикладного искусства: полотенце, платки с узорами, изделия Городца, Косова, Дымково, Хохломы, Каргополя.

Виды скульптуры: «круглые» (объемные) и «рельефы» (скульптурные изображения на плоскости), «животные в скульптуре».

Знакомство с Красной книгой. Как построена книга? Иллюстрация в книге. Для чего нужна книга?

Плакат. Зачем он нужен? Открытка. Её сходство с плакатом и различия.

Знакомство с музеями мира: Что такое музей?, Зачем нужен музей?, Что хранит музей?.

Формирования базовых учебных действий

Программа формирования базовых учебных действий (БУД) обучающихся с умственной отсталостью конкретизирует требования Стандарта к личностным и предметным результатам освоения АООП и служит основной разработки программ учебных дисциплин.

Основная цель реализации программы формирования БУД состоит в формировании школьника с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как субъекта учебной деятельности, которая обеспечивает одно из направлений его подготовки к самостоятельной жизни в обществе и овладения доступными видами профильного труда.

Задачами реализации программы являются:

формирование мотивационного компонента учебной деятельности;

овладение комплекс базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности;

развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную помощь учителя.

Функции базовых учебных действий:

обеспечение успешности (эффективности) изучения содержания любой предметной области;

реализация преемственности обучения на всех ступенях образования;

формирование готовности школьника с умственной отсталостью к дальнейшему профессиональному образованию;

обеспечение целостности развития личности обучающегося.

Характеристика базовых учебных действий

Личностные учебные действия

Личностные учебные действия – осознания себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;

способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;

самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;

понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;

готовность к безопасному и бережному поведению в природе и в обществе.

Коммуникативные учебные действия

Коммуникативные учебные действия включают следующие умения:

вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик-ученик, учение-класс, учитель-класс);

использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

обращаться за помощью и принимать помощь;

слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;

договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

Регулятивные учебные действия:

Регулятивные учебные действия включают следующие умения:

адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);

принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Познавательные учебные действия:

К познавательным учебным действиям относятся следующие умения:

выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;

устанавливать видо-родовые отношения предметов;

делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;

читать; писать; выполнять арифметические действия;

наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;

работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать, изображение, текст. Устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях.

Учебно-тематический план по «Изобразительному искусству» 5

классах

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Количество часов

Теоретические

Практические (контрольные работы, самостоятельные)

1

Признаки уходящего лета, наступающей осени. Листья разной формы в окраске уходящего лета и наступающей осени.

6

1

5

2

Пейзаж как жанр изобразительного искусства (расширение знаний о пейзаже). Художники-пейзажисты и их картины. А. Саврасов. И. Шишкин.

8

2

6

3

Развитие у детей восприятия картин в жанре натюрморта (расширение знаний о натюрморте). Красота вещей вокруг нас (разные сосуд: кувшин, вазы, кринки, бутыли).

11

3

8

4

Расширение знаний о портрете. Закрепление умений наблюдать, рассматривать натуру и изображать её.

7

1

6

5

Как построена книга? Иллюстрации в книге. Для чего нужна книга?

7

2

5

6

Развитие у детей умения рассматривать сюжетные картины, понимать их содержание, обращать внимание (с помощью учителя) на некоторые художественные выразительные средства, используемые художником.

4

2

2

7

Расширение знаний обучающихся о скульптуре как виде изобразительного искусства, о работе скульптура и художника-анималиста. Животные в скульптуре. Красная книга.

11

4

7

8

Народное искусство

8

2

6

9

Плакат. Зачем он нужен? Открытка. Её сходство с плакатом и различия.

4

2

2

10

Музеи мира

2

2

Итого

68

 

Календарно-тематический план

п\п

Тема урока

Кол-во часов

БУД

Дата

Планируемые

Фактические

1

Беседа о признаках уходящего лета, наступающей осени.

1

Личностные УД

Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию.

Предметные УД

Различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего отношения к природе, человеку.

01.09

2

Изображай растения. Рисуй с натуры деревьев с листьями, семенами и плодами.

1

Личностные УД

Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию.

Предметные УД

Различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего отношения к природе.

06.09

3

Рисование с натуры по памяти: «листочки деревьев, кустарников в осенней окраске».

1

Личностные УД

Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию.

Предметные УД

Оценка результатов собственной изобразительной деятельности и деятельности одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец).

08.09

4

Рисование на тему: «Кленовые листья осенью».

1

Личностные УД

Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию.

Предметные УД

Оценка результатов собственной изобразительной деятельности и деятельности одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец).

13.09

5

Рисование на тему: «Веточка с осенними листьями освещенная солнцем».

1

Личностные УД

Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию.

Предметные УД

Оценка результатов собственной изобразительной деятельности и деятельности одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец).

15.09

6

Осенние листья березы на солнышке и в тени. Аппликация с дорисовыванием.

1

Личностные УД

Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию.

Предметные УД

Использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации.

2009

7

Художники-пейзажисты и их картины (расширение знаний о пейзаже). Беседа.

1

Личностные УД

Представление о собственных возможностях, осознание своих достижений в области изобразительной деятельности, способность к оценке результата собственной деятельности.

Предметные УД

Использование разнообразных технологических способов выполнения рисования.

22.09

8

Алексей Кондратьевич Саврасов и его картины. Беседа.

1

Личностные УД

Умение выражать своё отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности (нравится/ не нравится; что получилось/что не получилось).

Предметные УД

Знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и т.д..

27.09

9

Рисование на тему: « Нарисуй деревья, которые расположенные от тебя близко, подальше и совсем далеко».

1

Личностные УД

Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию.

Предметные УД

Различение произведений живописи: пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетное изображение.

29.09

10

Рисование на тему: « Нарисуй домики, которые расположенные от тебя так же: близко, подальше, далеко».

1

Личностные УД

Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию.

Предметные УД

Оценка результатов собственной изобразительной деятельности и деятельности одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец).

04.10

11

Рисование пейзажа: « Деревья и дома расположены близко и далеко».

1

Личностные УД

Стремление к использованию приобретенных знаний и умений в предметно-практической деятельности, к проявлению творчества в самостоятельной изобразительной деятельности.

Предметные УД

Владение некоторыми приемами рисования.

06.10

12

Русский художник пейзажист И.И. Шишкин и его картины. Беседа.

1

Личностные УД

Умение выражать своё отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности (нравится/ не нравится; что получилось/что не получилось).

Предметные УД

Знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и т.д..

11.10

13

Рисование пейзажа: «Рожь».

1

Личностные УД

Представление о собственных возможностях, осознание своих достижений в области изобразительной деятельности, способность к оценке результата собственной деятельности.

Предметные УД

Использование разнообразных технологических способов выполнения рисования.

13.10

14

Рисование пейзажа: «Деревья в лесу».

1

Личностные УД

Умение выражать своё отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности (нравится/ не нравится; что получилось/что не получилось).

Предметные УД

Знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и т.д..

18.10

15

Узнай больше о натюрморте (расширение знаний о натюрморте). Беседа.

1

Личностные УД

Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию.

Предметные УД

Оценка результатов собственной изобразительной деятельности и деятельности одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец).

20.10

16

Портрет. Сюжет. Натюрморт. Картины художницы З. Серебряковой. Беседа.

1

Личностные УД

Умение выражать своё отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности (нравится/ не нравится; что получилось/что не получилось).

Предметные УД

Знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и т.д..

25.10

17

Рисование натюрморта с натуры «Крынка и стакан».

1

Личностные УД

Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию.

Предметные УД

Знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и т.д..

27.10

18

Рисование натюрморта с натуры «Букет в вазе и оранжевый апельсин».

1

Личностные УД

Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию.

Предметные УД

Оценка результатов собственной изобразительной деятельности и деятельности одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец).

08.11

19

Рисование натюрморта с натуры «Кувшин, яблоко, сливы».

1

Личностные УД

Умение выражать своё отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности (нравится/ не нравится; что получилось/что не получилось).

Предметные УД

Знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и т.д..

10.11

20

Рисование натюрморта с натуры «Фрукты».

1

Личностные УД

Стремление к использованию приобретенных знаний и умений в предметно-практической деятельности, к проявлению творчества в самостоятельной изобразительной деятельности.

Предметные УД

Знание способов лепки (конструктивный, пластический, комбинированный).

15.11

21

Рисование сценки из жизни. Рисование натюрморта.

1

Личностные УД

Стремление к использованию приобретенных знаний и умений в предметно-практической деятельности, к проявлению творчества в самостоятельной изобразительной деятельности.

Предметные УД

Знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и т.д..

17.11

22

Картинка «Мама готовит обед». Рисование действий человека.

1

Личностные УД

Умение выражать своё отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности (нравится/ не нравится; что получилось/что не получилось).

Предметные УД

Знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и т.д..

22.11

23

Знакомство с народными художественными промыслами России (изготовление посуды). Беседа.

1

Личностные УД

Стремление к использованию приобретенных знаний и умений в предметно-практической деятельности, к проявлению творчества в самостоятельной изобразительной деятельности.

Предметные УД

Знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и т.д..

24.11

24

Разные сосуды: кувшины, вазы, кубики (рисование с натуры).

1

Личностные УД

Представление о собственных возможностях, осознание своих достижений в области изобразительной деятельности, способность к оценке результата собственной деятельности.

Предметные УД

Применение приемов работы с гуашью, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета.

29.11

25

Аппликация «Кувшин, бутылка, крынка».

1

Личностные УД

Стремление к организованности и аккуратности в процессе деятельности с разными материалами и инструментами, проявлению дисциплины и выполнению правил личной гигиены и безопасного труда.

Предметные УД

Использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации.

01.12

26

Беседа о творчестве художников. Узнай больше о портрете человека.

1

Личностные УД

Представление о собственных возможностях, осознание своих достижений в области изобразительной деятельности, способность к оценке результата собственной деятельности.

06.12

27

Рисование с натуры. «Портрет человека в профиль».

1

Личностные УД

Стремление к организованности и аккуратности в процессе деятельности с разными материалами и инструментами, проявлению дисциплины и выполнению правил личной гигиены и безопасного труда.

Предметные УД

Применение приемов работы с гуашью, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета.

08.12

28

Рисование с натуры. «Фигура человека».

1

Личностные УД

Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию.

Предметные УД

Различение декоративно-прикладного искусства:, портрет, сюжетное изображение.

13.12

29

Лепка «Фигура человека».

1

Личностные УД

Стремление к использованию приобретенных знаний и умений в предметно-практической деятельности, к проявлению творчества в самостоятельной изобразительной деятельности.

Предметные УД

Владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание).

15.12

30

Лепка «Бегущий человек».

1

Личностные УД

Умение выражать своё отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности (нравится/ не нравится; что получилось/что не получилось).

Предметные УД

Владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание).

20.12

31

Рисование на тему. «Зимние различения в городе, в деревне».

1

Личностные УД

Умение выражать своё отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности (нравится/ не нравится; что получилось/что не получилось).

Предметные УД

Знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и т.д..

22.12

32

Рисование с натуры. «Рисование детей в профиль и в анфас (вид спереди)».

1

Личностные УД

Умение выражать своё отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности (нравится/ не нравится; что получилось/что не получилось).

Предметные УД

Знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и т.д..

27.12

33

Беседа. «Кто работает над созданием книги? Иллюстрации в книге».

1

Личностные УД

Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию.

Предметные УД

Знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и т.д..

29.12

34

Беседа о художниках – иллюстраторах детских книг.

1

Личностные УД

Стремление к использованию приобретенных знаний и умений в предметно-практической деятельности, к проявлению творчества в самостоятельной изобразительной деятельности.

Предметные УД

Узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий.

10.01

35

Нарисуй иллюстрацию к сказке «Маша и медведь».

1

Личностные УД

Умение выражать своё отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности (нравится/ не нравится; что получилось/что не получилось).

Предметные УД

Знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и т

12.01

36

Рисование пейзажа: «Деревья высокие и низкие, расположены близко и далеко».

1

Личностные УД

Стремление к использованию приобретенных знаний и умений в предметно-практической деятельности, к проявлению творчества в самостоятельной изобразительной деятельности.

Предметные УД

Узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий.

17.01

37

Рисование натюрморта: «Яблоки и груши, разной формы и размера».

1

Личностные УД

Стремление к использованию приобретенных знаний и умений в предметно-практической деятельности, к проявлению творчества в самостоятельной изобразительной деятельности.

Предметные УД

Узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий.

19.01

38

Лепка к сказке «Маша и медведь».

1

Личностные УД

Умение выражать своё отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности (нравится/ не нравится; что получилось/что не получилось).

Предметные УД

Владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание).

24.01

39

Аппликация к сказке «Маша и медведь».

1

Личностные УД

Стремление к организованности и аккуратности в процессе деятельности с разными материалами и инструментами, проявлению дисциплины и выполнению правил личной гигиены и безопасного труда.

Предметные УД

Использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации.

26.01

40

Беседа. «Восприятие произведений искусства русских художников».

1

Личностные УД

Стремление к использованию приобретенных знаний и умений в предметно-практической деятельности, к проявлению творчества в самостоятельной изобразительной деятельности.

Предметные УД

Узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий.

31.01

41

Рисование на тему «Опять двойка».

1

Личностные УД

Стремление к использованию приобретенных знаний и умений в предметно-практической деятельности, к проявлению творчества в самостоятельной изобразительной деятельности.

Предметные УД

Узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий.

02.02

42

Рисование на тему «Дети, бегущие от грозы».

1

Личностные УД

Стремление к использованию приобретенных знаний и умений в предметно-практической деятельности, к проявлению творчества в самостоятельной изобразительной деятельности.

Предметные УД

Узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий.

07.02

43

Беседа. «Описание картины Ф. Решетникова «Переэкзаменовка»».

1

Личностные УД

Стремление к использованию приобретенных знаний и умений в предметно-практической деятельности, к проявлению творчества в самостоятельной изобразительной деятельности.

Предметные УД

Узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий.

09.02

44

Беседа. «Узнай больше о работе скульптора».

1

Личностные УД

Стремление к использованию приобретенных знаний и умений в предметно-практической деятельности, к проявлению творчества в самостоятельной изобразительной деятельности.

Предметные УД

Узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий.

14.02

45

Беседа. «Животные в скульптуре».

1

Личностные УД

Стремление к использованию приобретенных знаний и умений в предметно-практической деятельности, к проявлению творчества в самостоятельной изобразительной деятельности.

Предметные УД

Узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий.

16.02

46

Лепка «Собаки».

1

Личностные УД

Умение выражать своё отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности (нравится/ не нравится; что получилось/что не получилось).

Предметные УД

Владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание).

21.02

47

Беседа. «За чем была создана Красная книга?»

1

Личностные УД

Стремление к использованию приобретенных знаний и умений в предметно-практической деятельности, к проявлению творчества в самостоятельной изобразительной деятельности.

Предметные УД

Узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий.

28.02

48

Беседа. «Животные, изображенные в скульптурах и на рисунках известных художниках ».

1

Личностные УД

Стремление к использованию приобретенных знаний и умений в предметно-практической деятельности, к проявлению творчества в самостоятельной изобразительной деятельности.

Предметные УД

Узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий.

01.03

49

Лепка «Белый медведь».

1

Личностные УД

Умение выражать своё отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности (нравится/ не нравится; что получилось/что не получилось).

Предметные УД

Владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание).

06.03

50

Рисование на тему: «Белый медведь».

1

Личностные УД

Стремление к использованию приобретенных знаний и умений в предметно-практической деятельности, к проявлению творчества в самостоятельной изобразительной деятельности.

Предметные УД

Узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий.

13.03

51

Лепка «Стерх».

1

Личностные УД

Умение выражать своё отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности (нравится/ не нравится; что получилось/что не получилось).

Предметные УД

Владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание).

15.03

52

Рисование на тему: «Стерх».

1

Личностные УД

Стремление к использованию приобретенных знаний и умений в предметно-практической деятельности, к проявлению творчества в самостоятельной изобразительной деятельности.

Предметные УД

Узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий.

27.03

53

Беседа. «Наступает долгожданная весна». Рассматривание картин художников.

1

Личностные УД

Стремление к использованию приобретенных знаний и умений в предметно-практической деятельности, к проявлению творчества в самостоятельной изобразительной деятельности.

Предметные УД

Узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий.

29.03

54

Лепка. «Люди встречают весну».

1

Личностные УД

Умение выражать своё отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности (нравится/ не нравится; что получилось/что не получилось).

Предметные УД

Владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание).

03.04

55

Беседа. Знакомство с народными художественными промыслами России в области игрушки.

1

Личностные УД

Стремление к использованию приобретенных знаний и умений в предметно-практической деятельности, к проявлению творчества в самостоятельной изобразительной деятельности.

Предметные УД

Знание название некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель, Городец, Хохлома и др.).

05.04

56

Лепка «Лошадка из Каргополя».

1

Личностные УД

Стремление к использованию приобретенных знаний и умений в предметно-практической деятельности, к проявлению творчества в самостоятельной изобразительной деятельности.

Предметные УД

Знание способов лепки (конструктивный, пластический, комбинированный).

10.04

57

Беседа. Народное искусство. Хохломские изделия

1

Личностные УД

Стремление к использованию приобретенных знаний и умений в предметно-практической деятельности, к проявлению творчества в самостоятельной изобразительной деятельности.

Предметные УД

Узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий.

12.04

58

Рисование на тему: «Элементы узоров «золотой хохломы»».

1

Личностные УД

Стремление к использованию приобретенных знаний и умений в предметно-практической деятельности, к проявлению творчества в самостоятельной изобразительной деятельности.

Предметные УД

Узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий.

17.04

59

Рисование на тему: «Рисование орнамента хохломы».

1

Личностные УД

Стремление к использованию приобретенных знаний и умений в предметно-практической деятельности, к проявлению творчества в самостоятельной изобразительной деятельности.

Предметные УД

Знание название некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель, Городец, Хохлома и др.).

19.04

60

Лепка «Посуды».

1

Личностные УД

Стремление к использованию приобретенных знаний и умений в предметно-практической деятельности, к проявлению творчества в самостоятельной изобразительной деятельности.

Предметные УД

Знание способов лепки (конструктивный, пластический, комбинированный).

24.04

61

Роспись посуды орнаментом «золотой хохломы»

1

Личностные УД

Стремление к использованию приобретенных знаний и умений в предметно-практической деятельности, к проявлению творчества в самостоятельной изобразительной деятельности.

Предметные УД

Знание название некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель, Городец, Хохлома и др.).

26.04

62

Рисование на тему: «Посуда с орнаментом «травка»».

1

Личностные УД

Стремление к использованию приобретенных знаний и умений в предметно-практической деятельности, к проявлению творчества в самостоятельной изобразительной деятельности.

Предметные УД

Знание название некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель, Городец, Хохлома и др.).

08.05

63

Беседа. Узнай больше об изображении действительности. Плакат.

1

Личностные УД

Стремление к использованию приобретенных знаний и умений в предметно-практической деятельности, к проявлению творчества в самостоятельной изобразительной деятельности.

Предметные УД

Узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий.

15.05

64

Рисование плаката на тему: «Берегите природу!»

1

Личностные УД

Представление о собственных возможностях, осознание своих достижений в области изобразительной деятельности, способность к оценке результата собственной деятельности.

Предметные УД

Применение приемов работы с гуашью, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета.

17.05

65

Беседа. «Сходство и различия плаката и открытки».

1

Личностные УД

Стремление к использованию приобретенных знаний и умений в предметно-практической деятельности, к проявлению творчества в самостоятельной изобразительной деятельности.

Предметные УД

Узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий.

22.05

66

Рисование открытки, с использованием акварельных красок и технику работы «пятном» и «по – сырому».

1

Личностные УД

Представление о собственных возможностях, осознание своих достижений в области изобразительной деятельности, способность к оценке результата собственной деятельности.

Предметные УД

Применение приемов работы с гуашью, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета.

24.05

Беседа. «Музеи России».

Личностные УД

Стремление к использованию приобретенных знаний и умений в предметно-практической деятельности, к проявлению творчества в самостоятельной изобразительной деятельности.

Предметные УД

Узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий.

Беседа. «Музеи Мира».

Личностные УД

Стремление к использованию приобретенных знаний и умений в предметно-практической деятельности, к проявлению творчества в самостоятельной изобразительной деятельности.

Предметные УД

Узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий

Итого:

68

 

Учебник: «Изобразительное искусство». 1 класс: учеб. для

общеобразоват

. организаций, реализующих

адапт

сновные

общеобразоват

. программы /М.Ю.

Рау

, М.А. Зыкова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2018.

Учебник: «Изобразительное искусство». 2 класс: учеб. для

общеобразоват

. организаций, реализующих

адапт

сновные

общеобразоват

. программы /М.Ю.

Рау

, М.А. Зыкова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2018.

Учебник: «Изобразительное искусство». 3 класс: учеб. для

общеобразоват

. организаций, реализующих

адапт

сновные

общеобразоват

. программы /М.Ю.

Рау

, М.А. Зыкова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2018.

Учебник: «Изобразительное искусство». 4 класс: учеб. для

общеобразоват

. организаций, реализующих

адапт

сновные

общеобразоват

. программы /М.Ю.

Рау

, М.А. Зыкова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2018.

Учебник: «Изобразительное искусство». 5 класс: учеб. для

общеобразоват

. организаций, реализующих

адапт

сновные

общеобразоват

. программы /М.Ю.

Рау

, М.А. Зыкова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2018.

Наглядные средства: