Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4
имени Героя Советского Союза Ефима Афанасьевича Жданова» г. Колпашево
Приложение № 2
к Основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ «СОШ № 4 им. Е.А. Жданова»
г. Колпашево
Рабочая программа
учебного курса внеурочной деятельности
«Читательская грамотность»
8 класс
г. Колпашево
2024-2025
Содержание программы
Определение основной темы и идеи в драматическом произведении. Учебный текст как источник информации. (5ч.)
Сопоставление содержания текстов официально-делового стиля. Деловые ситуации в текстах. (6ч.)
Работа с текстом: как применять информацию из текста в изменённой ситуации? (6ч.)
Типы текстов: текст-инструкция (указания к выполнению работы, правила, уставы, законы). (6ч.)
Поиск комментариев, подтверждающих основную мысль текста, предложенного для анализа. (4ч.)
Поиск ошибок в предложенном тексте.(4ч.)
Типы задач на грамотность. Информационные задачи.
Работа с несплошным текстом: формы, анкеты, договоры.
Итоговый контроль. (3ч.)
Планируемые результаты
Предметные результаты
Учащиеся получат возможность использовать навыки смыслового чтения на уроках различных предметных областей, где есть необходимость работы с текстом для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач; обогатить, углубить знания, расширить культурный кругозор.
Личностные результаты
В сфере личностных результатов приоритетное внимание уделяется формированию:
• основ гражданской идентичности личности (включая когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты); патриотизм, уважение к Отечеству, осознание субъективной значимости использования русского языка;
• основ социальных компетенций (включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание);
• осознания значения семьи в жизни человека и общества, принятия ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи;
• развитого морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора;
• нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
• целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• готовности и способности к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
Метапредметные результаты
Познавательные УУД:
Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя).
Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.
Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.
Коммуникативные УУД:
Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.
Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
Сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.
Регулятивные УУД:
Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.
Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).
В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа».
ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: определять главную тему, общую цель или назначение текста;
выбирать из текста или придумывать заголовок, соотве6тствующий содержанию и общему смыслу текста;
формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
объяснять порядок частей (инструкций), содержащихся в тексте;
сопоставлять основные текстовые и
внетекстовые
компоненты; обнаруживать соответствия между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;
находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);
решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста: определять назначение разных видов текстов;
ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
выделять главную и избыточную информацию;
прогнозировать последовательность изложения идей текста;
сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;
выполнять смысловое свертывание выделенных фактов и мыслей;
формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определенной позиции; понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.
анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и ее осмысления;
выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста);
критически относиться к рекламной информации;
находить способы проверки противоречивой информации;
определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.
Тематическое планирование учебного материала.
№ раздела.
Раздел.
Название.
Кол-во часов.
Формы проведения занятий.
1.
Определение основной темы и идеи в драматическом произведении. Учебный текст как источник информации.
Работа с текстом: умение определять тему, идею назначение текста
5 ч.
Работа с текстом
Работа с текстом: умение определять тему, идею назначение текста.
Работа с текстом: умение определять тему, идею назначение текста
Практикум: самостоятельная работа с текстом.
Работа с текстом: умение определять тему, идею назначение текста
Работа с текстом: умение сравнивать и противопоставлять заключенную в тексте информацию разного характера.
Практикум: самостоятельная работа с текстом
Работа с текстом: умение сравнивать и противопоставлять заключенную в тексте информацию разного характера.
Работа с текстом: умение сравнивать и противопоставлять заключенную в тексте информацию разного характера
2.
Сопоставление содержания текстов официально-делового стиля. Деловые ситуации в текстах.
Работа с текстом: умение откликаться на содержание текста.
6 ч.
Работа с текстом: умение сравнивать и противопоставлять заключенную в тексте информацию разного характера
Работа с текстом: умение связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других.
Источников.
Работа с текстом: умение откликаться на содержание текста
Работа с текстом: умение интерпретировать текст в изменённой ситуации.
Работа с текстом: умение связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других
источников
Работа с текстом: умение интерпретировать текст в изменённой ситуации.
Работа с текстом: умение интерпретировать текст в изменённой ситуации
Работа с текстом: умение интерпретировать текст в изменённой ситуации.
Работа с текстом: умение интерпретировать текст в изменённой ситуации
Практикум: самостоятельная работа с текстом.
Работа с текстом: умение интерпретировать текст в изменённой ситуации
3.
Работа с текстом: как применять информацию из текста в изменённой ситуации?
Работа с текстом: умение анализировать текст-инструкцию и интерпретировать текст.
6 ч.
Практикум: самостоятельная работа с текстом
Работа с текстом: умение анализировать текст-инструкцию и интерпретировать текст.
Работа с текстом: умение анализировать текст- инструкцию и интерпретировать текст
Работа с текстом: умение анализировать текст-инструкцию и интерпретировать текст.
Работа с текстом: умение анализировать текст- инструкцию и интерпретировать текст
Работа с текстом: умение анализировать текст-инструкцию и интерпретировать текст.
Работа с текстом: умение анализировать текст- инструкцию и интерпретировать текст
Практикум: самостоятельная работа с текстом.
Работа с текстом: умение анализировать текст- инструкцию и интерпретировать текст
Знакомство с различными видами ошибок в тексте.
Практикум: самостоятельная работа с текстом
4.
Типы текстов: текст-инструкция (указания к выполнению работы, правила, уставы, законы).
Работа с текстом: редактирование текста с лексическими ошибками.
6 ч.
Знакомство с различными видами ошибок в тексте
Работа с текстом: редактирование текста с морфологическими ошибками.
Работа с текстом: редактирование текста с лексическими ошибками
Работа с текстом: редактирование текста с синтаксическими ошибками.
Работа с текстом: редактирование текста с морфологическими ошибками
Практикум: самостоятельная работа с текстом.
Работа с текстом: редактирование текста с синтаксическими ошибками
Знакомство с понятием «информационные задачи».
Практикум: самостоятельная работа с текстом
Работа с текстом: умение решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.
Знакомство с понятием «информационные задачи»
5.
Поиск комментариев, подтверждающих основную мысль текста, предложенного для анализа.
Работа с текстом: умение решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.
4 ч.
Работа с текстом: умение решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи
Работа с текстом: умение решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.
Работа с текстом: умение решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи
Практикум: самостоятельная работа с текстом.
Работа с текстом: умение решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи
Знакомство с разными формами несплошного текста.
Практикум: самостоятельная работа с текстом
6.
Поиск ошибок в предложенном тексте.
Типы задач на грамотность. Информационные задачи.
Работа с текстом: умение составлять и анализировать текст анкеты.
4 ч.
Знакомство с разными формами несплошного текста
Работа с текстом: умение составлять и анализировать текст договора.
Работа с текстом: умение составлять и анализировать текст анкеты
Работа с текстом: умение составлять и анализировать текст договора.
Работа с текстом: умение составлять и анализировать текст договора
7.
Работа с несплошным текстом: формы, анкеты, договоры.
Итоговый контроль.
Практикум: самостоятельная работа с текстом.
3 ч.
Работа с текстом: умение составлять и анализировать текст договора
Комплексная работа с текстом.
Практикум: самостоятельная работа с текстом
Комплексная работа с текстом.
Комплексная работа с текстом
Итоговый контроль.
Комплексная работа с текстом