Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4

имени Героя Советского Союза Ефима Афанасьевича Жданова» г. Колпашево

Приложение № 2

к Основной образовательной программе

основного общего образования

МАОУ «СОШ № 4 им. Е.А. Жданова»

г. Колпашево

Рабочая программа

учебного курса внеурочной деятельности

«Читательская грамотность»

8 класс

г. Колпашево

2024-2025

Содержание программы

Определение основной темы и идеи в драматическом произведении. Учебный текст как источник информации. (5ч.)

Сопоставление содержания текстов официально-делового стиля. Деловые ситуации в текстах. (6ч.)

Работа с текстом: как применять информацию из текста в изменённой ситуации? (6ч.)

Типы текстов: текст-инструкция (указания к выполнению работы, правила, уставы, законы). (6ч.)

Поиск комментариев, подтверждающих основную мысль текста, предложенного для анализа. (4ч.)

Поиск ошибок в предложенном тексте.(4ч.)

Типы задач на грамотность. Информационные задачи.

Работа с несплошным текстом: формы, анкеты, договоры.

Итоговый контроль. (3ч.)

Планируемые результаты

Предметные результаты

Учащиеся получат возможность использовать навыки смыслового чтения на уроках различных предметных областей, где есть необходимость работы с текстом для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач; обогатить, углубить знания, расширить культурный кругозор.

Личностные результаты

В сфере личностных результатов приоритетное внимание уделяется формированию:

• основ гражданской идентичности личности (включая когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты); патриотизм, уважение к Отечеству, осознание субъективной значимости использования русского языка;

• основ социальных компетенций (включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание);

• осознания значения семьи в жизни человека и общества, принятия ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи;

• развитого морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора;

• нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

• готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

• целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

• готовности и способности к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

Метапредметные результаты

Познавательные УУД:

Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя).

Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.

Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

Коммуникативные УУД:

Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.

Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.

Регулятивные УУД:

Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.

Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).

В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа».

ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: определять главную тему, общую цель или назначение текста;

выбирать из текста или придумывать заголовок, соотве6тствующий содержанию и общему смыслу текста;

формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;

предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;

объяснять порядок частей (инструкций), содержащихся в тексте;

сопоставлять основные текстовые и

внетекстовые

компоненты; обнаруживать соответствия между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;

находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);

решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста: определять назначение разных видов текстов;

ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;

выделять главную и избыточную информацию;

прогнозировать последовательность изложения идей текста;

сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;

выполнять смысловое свертывание выделенных фактов и мыслей;

формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определенной позиции; понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.

анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и ее осмысления;

выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста);

критически относиться к рекламной информации;

находить способы проверки противоречивой информации;

определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.

Тематическое планирование учебного материала.

№ раздела.

Раздел.

Название.

Кол-во часов.

Формы проведения занятий.

1.

Определение основной темы и идеи в драматическом произведении. Учебный текст как источник информации.

Работа с текстом: умение определять тему, идею назначение текста

5 ч.

Работа с текстом

Работа с текстом: умение определять тему, идею назначение текста.

Работа с текстом: умение определять тему, идею назначение текста

Практикум: самостоятельная работа с текстом.

Работа с текстом: умение определять тему, идею назначение текста

Работа с текстом: умение сравнивать и противопоставлять заключенную в тексте информацию разного характера.

Практикум: самостоятельная работа с текстом

Работа с текстом: умение сравнивать и противопоставлять заключенную в тексте информацию разного характера.

Работа с текстом: умение сравнивать и противопоставлять заключенную в тексте информацию разного характера

2.

Сопоставление содержания текстов официально-делового стиля. Деловые ситуации в текстах.

Работа с текстом: умение откликаться на содержание текста.

6 ч.

Работа с текстом: умение сравнивать и противопоставлять заключенную в тексте информацию разного характера

Работа с текстом: умение связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других.

Источников.

Работа с текстом: умение откликаться на содержание текста

Работа с текстом: умение интерпретировать текст в изменённой ситуации.

Работа с текстом: умение связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других

источников

Работа с текстом: умение интерпретировать текст в изменённой ситуации.

Работа с текстом: умение интерпретировать текст в изменённой ситуации

Работа с текстом: умение интерпретировать текст в изменённой ситуации.

Работа с текстом: умение интерпретировать текст в изменённой ситуации

Практикум: самостоятельная работа с текстом.

Работа с текстом: умение интерпретировать текст в изменённой ситуации

3.

Работа с текстом: как применять информацию из текста в изменённой ситуации?

Работа с текстом: умение анализировать текст-инструкцию и интерпретировать текст.

6 ч.

Практикум: самостоятельная работа с текстом

Работа с текстом: умение анализировать текст-инструкцию и интерпретировать текст.

Работа с текстом: умение анализировать текст- инструкцию и интерпретировать текст

Работа с текстом: умение анализировать текст-инструкцию и интерпретировать текст.

Работа с текстом: умение анализировать текст- инструкцию и интерпретировать текст

Работа с текстом: умение анализировать текст-инструкцию и интерпретировать текст.

Работа с текстом: умение анализировать текст- инструкцию и интерпретировать текст

Практикум: самостоятельная работа с текстом.

Работа с текстом: умение анализировать текст- инструкцию и интерпретировать текст

Знакомство с различными видами ошибок в тексте.

Практикум: самостоятельная работа с текстом

4.

Типы текстов: текст-инструкция (указания к выполнению работы, правила, уставы, законы).

Работа с текстом: редактирование текста с лексическими ошибками.

6 ч.

Знакомство с различными видами ошибок в тексте

Работа с текстом: редактирование текста с морфологическими ошибками.

Работа с текстом: редактирование текста с лексическими ошибками

Работа с текстом: редактирование текста с синтаксическими ошибками.

Работа с текстом: редактирование текста с морфологическими ошибками

Практикум: самостоятельная работа с текстом.

Работа с текстом: редактирование текста с синтаксическими ошибками

Знакомство с понятием «информационные задачи».

Практикум: самостоятельная работа с текстом

Работа с текстом: умение решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.

Знакомство с понятием «информационные задачи»

5.

Поиск комментариев, подтверждающих основную мысль текста, предложенного для анализа.

Работа с текстом: умение решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.

4 ч.

Работа с текстом: умение решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи

Работа с текстом: умение решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.

Работа с текстом: умение решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи

Практикум: самостоятельная работа с текстом.

Работа с текстом: умение решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи

Знакомство с разными формами несплошного текста.

Практикум: самостоятельная работа с текстом

6.

Поиск ошибок в предложенном тексте.

Типы задач на грамотность. Информационные задачи.

Работа с текстом: умение составлять и анализировать текст анкеты.

4 ч.

Знакомство с разными формами несплошного текста

Работа с текстом: умение составлять и анализировать текст договора.

Работа с текстом: умение составлять и анализировать текст анкеты

Работа с текстом: умение составлять и анализировать текст договора.

Работа с текстом: умение составлять и анализировать текст договора

7.

Работа с несплошным текстом: формы, анкеты, договоры.

Итоговый контроль.

Практикум: самостоятельная работа с текстом.

3 ч.

Работа с текстом: умение составлять и анализировать текст договора

Комплексная работа с текстом.

Практикум: самостоятельная работа с текстом

Комплексная работа с текстом.

Комплексная работа с текстом

Итоговый контроль.

Комплексная работа с текстом