Пояснительная записка
В системе специального образования формирование отношения к труду как важнейшей жизненной ценности определяет процесс становления личности умственно отсталого ребенка, уровень его социальной, интеллектуальной и нравственной зрелости. На этой основе трудовое обучение и воспитание призвано развивать у него способность воспринимать и усваивать нравственные истины; формировать осознанное и устойчивое положительное отношение к труду; более полное и глубокое понимание мотивационно-потребностной стороны труда, его красоты.
Рабочая программа дополнительного образования детей с интеллектуальными нарушениями «Бумастер» призвана оказать положительное влияние на умственное, физическое, эмоциональное развитие обучающихся с нарушением интеллекта и их нравственное и эстетическое воспитание. Обладая огромными коррекционными возможностями трудовая деятельность, помогает адекватному восприятию и эстетической оценке предметов окружающей действительности, их изучению, систематизации знаний о предметах; способствует формированию и коррекции, мыслительных операций, речи, мелкой моторики и т.д.
Программа разработана на основе следующих нормативных документов:
- Конвенция о правах ребенка, принятая резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1989 г., вступила в силу 15.09.1990 г.
- Конвенция о правах инвалидов, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 13.12. 2006г., вступившая в силу 03.05.2008 г.
- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 года № 181-ФЗ.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 года № 1008, Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам».
- Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4.09.2014 года № 1726-р).
- Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 года № 06-1844 «О примерных
требованиях к программам дополнительного образования детей».
- Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.03.2016 года № вк-641/09 «О направлении методических рекомендаций»).
Цель программы - создание условий для творческого развития детей в процессе овладения элементарными приемами техники квиллинг, как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи программы:
образовательные:
- расширение знаний, умений, навыков;
- формирование устойчивого интереса к начально-техническому творчеству;
- знакомство с необходимыми материалами и приемами работы с ними;
- обучение проявлять творчество в создании изделий;
- обучение планирования, предвидения результата работы и достижения его, при необходимости внесения коррективов в первоначальный замысел;
- усвоение и соблюдение социальных норм и правил поведения.
развивающие:
- развития свойств сознания: памяти, воображения, восприятия, мышления;
- развития самооценки, мотивационной сферы;
- развитие творческих способностей ребенка: внимания, аккуратности, целеустремленности;
- развитие художественного вкуса, фантазии, изобретательности, пространственного воображения;
- развитие мелкой моторики рук, точных движений пальцев;
- развитие глазомера;
- развитие способности концентрирования внимания, распределения своих сил, умения расчленять выполнение задачи на отдельные последовательные этапы;
- развитие положительной эмоционально-волевой сферы ребенка;
воспитательные:
- воспитание самостоятельной, уверенной в своих силах личности;
- воспитание стремления к разумной организации своего свободного времени;
- воспитание умения видеть и понимания прекрасного в окружающей действительности;
- воспитание внимательности, аккуратности, целеустремленности, самодисциплины;
- содействие преодолению отрицательных стереотипов представлений окружающих и самого ребенка о его способностях и внутреннем мире;
- привитие основ культуры труда.
Организация деятельности кружка
Программа «Бумастер» рассчитана на 1 год для обучаюшихся с интеллектуальными нарушениями в возрасте от 10 до 16 лет . Годовой курс программы рассчитан на 34 часа (1 час в неделю). Продолжительность учебного часа – 40 минут.
Ожидаемый результат реализации программы
В результате обучения в кружке предполагается, что обучающиеся получают следующие основные знания и умения:
Знания:
- овладеют основными приемами работы с бумагой: складывание, сгибание, вырезание, гофрирование, склеивание;
- познакомятся с основными видами работ из бумаги (вырезки, плетения, оригами, аппликация, объемное конструирование);
- различные приемы работы с бумагой;
- знакомство с терминами: квиллинг, аппликация, торцевание;
- историю возникновения каждого вида искусства;
- ознакомить с основными базовыми формами (квадрат, круг, треугольник и т.д).
- познакомятся со свойствами и возможностями бумаги как материала для художественного творчества;
- познакомятся с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения.
Умения и навыки:
- соблюдать правила поведения на занятии, правила ТБ при работе с ножницами;
- уметь применять различные приемы работы с бумагой;
- составлять аппликационные композиции из разных материалов;
- создавать изделия, пользуясь инструкционными картами и схемами;
- работать с технологическими и инструкционными картами.
Формы подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы
Проведение выставок
работ
обучающихся (в объединении, школе)
участие в выставках детского прикладного и технического творчества разного уровня
проведение родительских собраний
мастер-классы для родителей
открытые занятия
составление фотоальбома выполненных работ
творческие конкурсы,
участие в мероприятиях разного уровня.
Актуальность программы бумажного моделирования технологией «Бумастер» заключается в том, что в период обновления образования значительно возрастает роль активной познавательной позиции ребенка, умения учиться, умения находить новые конструкторские решения и воплощать их в жизнь.
Новизна программы
В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому, это объемные модели, заготовками которых служат особые выкройки, вырезаемые из картона или бумаги. Можно сказать, что это «упрощенная» версия оригами, в которой допускается использование ножниц и клея. Это – одно из самых современных, модных, красивых и интересных увлечений. В основу программы положено развитие творческих способностей детей через включение игровых технологий на занятиях по техническому творчеству, что заметно отличает программу от типовых программ.
Отличительная особенность данной дополнительной образовательной программы заключается в том, что она охватывает практически все сферы деятельности и оказывает влияние на все компоненты личности. Эта программа дает ребенку возможность создать своими руками объемные модели, проявить себя, свои чувства, умения, фантазию, талант и творчество. Это позволяет достичь комплексного развития ребенка. Программа дает возможность развивать склонности к техническому творчеству и развить, а также в использовании электронных (дистанционных) технологий.
Формы и методы работы
Для реализации программы используются следующие формы работы:
Групповая
Подгрупповая
Индивидуальная
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
словесный (устное изложение, беседа, рассказ.)
наглядный (иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
практический (выполнение работ по инст
рукционным картам, схемам и др.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
объяснительно
–
иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
репродуктивный
–
учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
частично
–
поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
исследовательский – самостоятельная творческая работа детей.
Основные идеи программы
Программа «Бумастер» полностью посвящена работе с бумагой. Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем несравнима (легкость обработки, минимум инструментов). Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и вполне нужные для повседневного обихода предметы (закладки, упаковки для подарков, подставки под карандаши, пеналы и т.д.). Любая работа с бумагой – складывание, вырезание, плетение – не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения. На занятиях в процессе создания декоративных изделий обучающиеся используют и на практике применяют знания, полученные на школьных уроках по рисованию, ручному труду, математике.
Учебно – тематический план
№ п/п
Тема занятий
Теория
Практика
Всего
1
Вводное занятие. Инструменты и материалы. Техника безопасности.
1
1
2
Материал — бумага. История возникновения бумагокручения–квиллинга. Волшебные свойства бумаги.
0,5
0,5
1
3
Конструирование. Вырезание полосок для квиллинга. Основные правила работы
0,5
0,5
1
4
Основные формы квиллинга.
0,5
1,5
2
5
Изготовление композиции из основных форм
0,5
0,5
1
6
Изготовление цветов в технике квиллинга. Изготовление простых цветов и листочков
0,5
1,5
2
7
Изготовление бахромчатых цветов и кустиков
0,5
1,5
2
8
Изготовление бахромчатых цветов
0,5
1,5
2
9
Изготовление розочек разной техникой
0,5
1,5
2
10
Изготовление различных форм листьев
0,5
1,5
2
11
Изготовление композиций из цветов
0,5
1,5
2
12
Изготовление объёмных композиций.
Изготовление объемных цветов
0,5
1,5
2
13
Изготовление композиций из объемных цветов
0,5
1,5
2
14
Изготовление животных и насекомых в технике квиллинг
0,5
1,5
2
15
Творческие работы. Композиции из цветов, животных и насекомых
0,5
1,5
2
16
Гофрированный картон. Гофрированный картон. Базовые формы. Объемные композиции
0,5
1,5
2
17
Праздники и подготовка к ним.
Выполнение поздравительных открыток, сувениров, фоторамок
0,5
3,5
4
18
Итоговое занятие. Оформление выставки работ обучающихся.
2
2
Итого
9
25
34
Содержание программы
Инструменты и материалы. Знакомство с правилами техники безопасности.
Материал — бумага. Свойства бумаги. Разнообразие бумаги, ее виды. История возникновения техники квиллинга.
Конструирование
Вырезание полосок для квиллинга. Основные правила работы. Разметка. Основные формы «капля», «треугольник», «долька», «квадрат», «прямоугольник», «изогнутый глаз», «заячье ухо», «полумесяц», «сердце», «птица» и т.д. Конструирование из основных форм квиллинга. Техника изготовления. Примеры различного применения форм.
Основные формы. «Завитки». Конструирование из основных форм квиллинга. Техника изготовления. Применение формы в композициях.
Основные формы. «Спирали в виде стружки». Конструирование из основных форм квиллинга. Технология изготовления. Применение формы в композициях.
Коллективная работа. Композиция из основных форм.
Составление композиции из форм. Познакомить с основным понятием «композиция». Способы и правила её составления. Коллективное составление композиции по выбранной тематике. Использование техники квиллинга.
Изготовление цветов в технике квиллинга
Изготовление простых, несложных цветов. Знакомство с простейшими приемами изготовления цветов. Изготовление бахромчатых цветов. Приемы изготовления более сложных цветов. Подбор цветовой гаммы. Изготовление листиков с продольными жилками. Изготовление объемных цветов. Коллективная работа. Композиция из цветов.
Изготовление объёмных композиций
Познакомить с основными базовыми формами. Базовые формы: плотные, чашеобразные, конические, кольцевые витки, трубки, усики. Создание фигурок животных и птиц данным приёмом.
Занимательные игрушки. Объёмные игрушки.
Создание объёмных композиций и игрушек в технике «квиллинг».
Гофрированный картон
Гофрированный картон. Свойства гофрированного картона. Создание фигурок животных и птиц из гофрированного картона в технике квиллинга.
Праздники и подготовка к ним.
Выполнение поздравительных открыток, сувениров, фоторамок. Приемы декорирования фоторамок.
Посещение выставок прикладного творчества.
Итоговое занятие
Оформление выставки детских работ.
Техническое обеспечение программы
Для занятий по программе необходимо иметь:
Инструменты:
цветную бумагу,
гофрированный картон,
картон белый и цветной,
клей (наилучшим является клей ПВА),
зубочистки,
спички длинные,
бумажные полоски шириной 5-7 мм,
ножницы,
карандаши простые,
линейка,
кисточки для клея,
салфетки,
клеенка.
Оборудование:
столы,
стулья,
мольберт,
доска,
наглядный материал,
инструкционные карты.
Литература
Быстрицкая
А
.
И.
«Бумажная филигрань» 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008.
Джейн Дженкинс. «Поделки и сувениры из бумажных ленточек». -
Изд.: Мой мир, 2008.
Зайцева
А. Искусство
квиллинга
. – Изд.:
Эксмо
– Пресс, 2009.
Хелен Уолтер «Узоры из бумажных лент», Изд.: «Ниола - Пресс», Москва 2008.
Чиотти
Д.
«Оригинальные поделки из бумаги». - Изд.: Мир книги, Москва 2008.
Материалы интернета:
www.maam.ru
;
www.nsportal.ru