Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа № 8
с углублённым изучением отдельных предметов"
г.о. Ступино Московской области
УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
от . .20…г. № ___
М.П.
Рабочая программа
группы продлённого дня
Составитель:
…………..
……………………
учебный год
Пояснительная записка
Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда и не всем детям дают возможность реализоваться как личности: проявить себя творчески, показать свою индивидуальность. Но эта возможность есть. Микроклимат группы продленного дня идеально подходит для этого. Ведь каждый ребенок талантлив по – своему, и именно здесь могут проявиться особенности каждого.
В современных условиях работы школы основной целью группы продленного дня является максимальное развитие личности каждого ребенка: воспитание сознательного, здорового члена общества, инициативного, думающего, формирование детского интеллекта, целенаправленное развитие познавательных психических процессов: внимания, воображения, восприятия, памяти, мышления, раскрытие творческого потенциала каждого ребенка.
Исходя из вышесказанного, можно выделить следующие задачи:
Помочь учащимся в усвоении образовательных программ;
Развивать познавательные процессы и интересы личности;
Развивать основные нравственные качества личности ребенка;
Развивать коммуникативные отношения ребенка;
Развивать мыслительные процессы, творческие способности;
Укреплять здоровье и развивать навыки личной гигиены;
Формировать полезные привычки;
Воспитывать силу, быстроту, ловкость, выносливость, гибкость
Воспитывать чувство коллективизма;
Программа составлена на основе, проводимой в школе внеклассной работы, с учетом возрастных особенностей младших школьников.
Концептуальными положениями программы являются:
Личностно – ориентированный подход к каждому учащемуся;
Создания условий для всестороннего развития личности ребенка (эмоционально – ценностного, социально – личностного, познавательного, эстетического);
Осуществление коммуникативного подхода, то есть нацеленность работы на становление (совершенствование) всех видов деятельности: подготовки домашнего задания, игры, экскурсий, конкурсов, соревнований.
Реализация потенциала каждого ребенка, сохранение его индивидуальности
В основу разработанной программы положены следующие принципы:
Системность.
Доступность.
Научность.
Создание развивающей ситуации
Занимательность.
Сознательность и активность.
Наглядность
Связь теории с практикой
Преемственность.
Природосообразность
Методологической основой программы являются следующие положения:
1.Образовательный уровень – начальный.
2. Ориентация содержания – практическая.
3.Характер освоения – развивающий.
4. Возраст обучающихся – 7 – 9 лет
5. Форма организации учебно – воспитательного процесса – урок - игра.
Большое значение в воспитании детей, расширении кругозора об окружающем мире, сообразительности, привитии любви к чтению книг, интереса к учебе имеют игры. Игра является одним из источников речевого и умственного развития детей, способствует закреплению знаний, пробуждает интерес к познанию нового, развивает любознательность.
В ходе самоподготовки проводятся игры на внимание и память, физкультминутки, стихотворные паузы, задачи, игры – путешествия.
Игра дает возможность переключаться с одного вида деятельности на другой и тем самым снимать усталость. Но самое главное – игра помогает усваивать и закреплять знания по всем предметам. А самые радостные моменты в жизни продлёнки – игры – конкурсы, игры – соревнования, игры – праздники.
В своей деятельности группа продленного дня руководствуется Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, «Гигиеническими требованиями к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.1178-02», другими документами об образовании, уставом МБОУ СОШ №8, Положением о группе продлённого дня.
Ожидаемые результаты:
Повышение качества обучения учащихся;
Развитие индивидуальности учащихся;
Развитие интереса к изучаемым предметам
Развитие самостоятельности
Формирование полезных привычек
Общие цели и задачи режимных моментов в ГПД
Задачи воспитательной работы в группе продлённого дня направлены на формирование познавательной, трудовой, общественной активности школьников, их интересов, развитие способностей и совершенствование физического развития.
1. Беседа с учителями.
Цель: тесная взаимосвязь урочной и внеурочной учебной работы уч-ся в рамках непрерывности учебно-воспитательного процесса, совершенствование педагогического руководства внеурочной учебной деятельностью учащихся.
2.Приём в группу.
Цель: сообщение распорядка дня, работа дежурных по столовой и по групповой комнате, выявление причины опоздания.
3.Беседа или предобеденная прогулка.
Цель: восстановление умственной работоспособности, расширение кругозора детей, привитие культуры поведения.
4.Обед.
Цель: привитие навыков культурного поведения в школе, в столовой, за столом; соблюдение личной гигиены.
5. Прогулка, экскурсия.
Цель: восстановление умственной работоспособности, расширение кругозора учащихся, развитие их познавательных интересов, воспитание нравственных взаимоотношений, дисциплины в коллективе, привитие любви к труду, к природе.
6. Самоподготовка.
Цель: развитие умственных способностей учащихся, формирование общеучебных навыков и умений, потребности самостоятельного добывания знаний; воспитание чувства взаимопомощи, товарищества
Физкультпаузы – поддержание активного внимания, повышение производительности учебного труда, выполнение двигательной активности.
7. Подвижные игры.
Цель: восполнение двигательной активности, совершенствование моторного развития школьников, воспитание организованности, дисциплинированности.
8. Спортивный час, клубные часы, работа кружков, утренники, праздники.
Цель: физическое совершенствование и укрепление здоровья учащихся, развитие интересов и способностей детей, воспитывать организованность, коллективизм, дружбу, чувство прекрасного, расширение кругозора учащихся.
Гигиенические требования к организации работы ГПД
1. Независимо от погодных и сезонных условий пребывание детей на воздухе обязательно.
2. Одежда и обувь должны быть удобной и надежной во всех отношениях, соответствовать времени года и характеру занятия.
3. Все занятия проводятся на щадящем режиме, так как участие в них принимают даже освобожденные от уроков физкультуры дети. Физические перегрузки при этом не допускаются.
4. На занятии поддерживается достаточный уровень подвижности, при котором исключается переохлаждение организма детей.
5. Места для занятий выбираются с учетом предупреждения детского травматизма.
6. К концу занятий физическая нагрузка уменьшается, с тем чтобы возбуждение вызванное двигательной деятельностью, снизилось. Занятия завершаются умыванием.
Не менее важным условием эффективной деятельности является рациональное построение режима дня в группе.
Режим может меняться с учетом особенностей той или иной школы, но санитарно-гигиенические требования должны быть соблюдены по всем основным режимным моментам:
- Помещение должно быть проветриваемым (обязательно сквозное проветривание).
- Должны проводиться минутки гигиены перед обедом, после игр.
- У каждого ребенка, посещающего группу, должны быть индивидуальные средства гигиены.
- Дети должны находиться на воздухе не менее 1,5 часов.
- Спортивные занятия должны быть не менее 45 минут.
- Приготовление домашнего задания.
- Перерывы между уроками 10–15 минут.
- В перерывы включать физкультминутки и упражнения корректирующей гимнастики.
Задачи на год.
Повышение качества выполнения домашних заданий; нацеливание детей на результативную работу.
Улучшение поведения отдельных учащихся и группы в целом.
Активизация познавательной деятельности учащихся.
Воспитывать в детях потребность в здоровом образе жизни; соблюдение гигиенических норм, режим дня в ГПД.
Воспитывать в детях чувство самоуважения, уважения к членам своей семьи: (маме, бабушке, дедушке, сестре, брату, своим друзьям).
Воспитание чувства доброты у детей, т. е. умение радоваться успехам своих товарищей, достойно переживать свои неудачи и быть рядом, когда неудача другого.
Развивать память, речь, мышление, воображение, внимание у детей.
Развивать любознательность ребят, увлечь их процессом познания.
Расширить представле
ния быта ребят о нашем городе
, научить любить его.
Ежедневно:
- контроль за посещаемостью;
- контроль за поведением;
- контроль за самоподготовкой;
- контроль за питанием;
- наблюдение за взаимоотношениями детей;
- уход за комнатными растениями;
- контроль за порядком в классе.
Еженедельно:
- индивидуальные беседы с учащимися;
- информационная служба новостей;
Ежемесячно:
- подведение итогов за месяц
Каждый триместр:
- инструктаж по технике безопасности.
Виды занятий на неделю
№п/п
День недели
Занятия на воздухе
Клубные часы
Понедельник
Подвижные игры
Природа. Экология. Беседа по темам, экскурсии, праздники; формирование здорового образа жизни, профилактика вредных привычек.
Вторник
Тематические экскурсии
По страницам любимых произведений чтение, прослушивание аудиозаписей, обсуждение, викторины, конкурсы рисунков к произведениям, сочинения.
Среда
Народные игры
Родной край (из истории и современной жизни страны, области, города)
Четверг
Целевые прогулки
Почемучка (загадки, викторины, ребусы, кроссворды, шарады)
Пятница
Физкультурно-оздоровительные мероприятия
Спорт и мы (игры, эстафеты, соревнования, беседы, конкурсы)
Девиз дня:
Понедельник – «Учимся жить среди людей»
Вторник – « Я здоровье сберегу- сам себе я помогу!»
Среда – « Развиваем способности и таланты»
Четверг – « Будем делать хорошо и не будем плохо!»
Пятница – « Плохо природе - плохо человеку!»
Примерная тематика клубных часов.
Клуб «Сказочник».
Что за чудо эти сказки.
(Волшебные сказки, в чём их отличие от других?) – 2 занятия.
Бытовые сказки. Кто герои этих сказок? – 2 занятия.
Сказки о животных. – 2 занятия.
Утренник или викторина по сказкам. – 1 занятие.
Посещение комнаты сказок в пос. библиотеке. – 1 занятие.
Клуб «Почемучка».
Цель занятий – привлечь внимание детей к тому, что находится рядом с нами, мимо чего мы проходим не замечая.
Что растёт вокруг нас?
(Викторина «Что такое? ) – 2 занятия.
Почемучкин
тупик.
(Вечер вопросов и ответов.) – 1 занятие.
Ответы на вопросы, которые ты всегда хочешь задать.
(по усмотрению учителя)
Уроки Деда Всеведа.
Пословицы и поговорки.
Загадки.
Считалки и дразнилки.
Скороговорки и
потешки
– все по одному занятию.
Календарно-тематическое планирование группы продленного дня ……. учебный год
№п\п
Направления
Тема занятия
дата
план
факт
Родной край
День знакомств. Разучивание игр на свежем воздухе: «Волк во рву»
2
Почемучка
Викторина «Загадки осени»
3
Природа. Экология.
Экскурсия «В рябиновом сентябре»
4
По страницам любимых произведений
Конкурс рисунков на асфальте на тему «Осень - волшебница»
5
Родной край
Чтение и обсуждение русских народных сказок
6
Почемучка
Разучивание игр на свежем воздухе: «Успей взять кеглю»
7
Спорт и мы
Эстафета «Весёлые старты»
8
Природа. Экология.
Урок здоровья. Советы доктора Воды.
9
По страницам любимых произведений
Экскурсия в библиотеку
10
Родной край
Экскурсия по городу.
11
Почемучка
Беседа «Сентябринка в гостях у ребят»
12
Спорт и мы
Разучивание игр на свежем воздухе: «Прятки», «Хитрая лиса»
Природа. Экология.
Урок здоровья. Друзья Вода и Мыло.
По страницам любимых произведений
Прослушивание аудиозаписи.
Родной край
День работников леса. « Не оставляй костёр в лесу»
Почемучка
Уроки занимательного труда. Поделки из природного материала.
Спорт и мы
Разучивание игр на свежем воздухе: «Пятнашки»», «Пятнашки по кругу».
Природа. Экология.
Урок здоровья. Глаза - главные помощники человека.
По страницам любимых произведений
Конкурс рисунков на асфальте
«Золотая осень»
Родной край
Правила хорошего тона на тему «Обращение к незнакомому и знакомому взрослому».
Почемучка
Беседа «Твой внешний вид»
Спорт и мы
Разучивание игр на свежем воздухе: «Два Мороза»».
Природа. Экология.
Всемирный день защиты животных. Викторина «Угадай животное»
По страницам любимых произведений
Конкурс стихов об осени
Родной край
Экскурсия «В листопаде октября»
Почемучка
Поём школьные песни.
Спорт и мы
Разучивание игр на свежем воздухе: «Третий лишний», «С места на место»
Природа. Экология.
Урок здоровья.
Чтобы уши слышали.
По страницам любимых произведений
Чтение и обсуждение рассказов о животных
Родной край
Рисование на тему «Красота осенних листьев».
Почемучка
Устный журнал « В мире интересного»
Спорт и мы
Игры на свежем воздухе: « Третий лишний», «Пятнашки»
Природа. Экология.
Урок здоровья.
Почему болят зубы.
По страницам любимых произведений
Чтение и обсуждение книг о дружбе
Родной край
Праздник «В гостях у Осени».
Почемучка
Час загадок
Спорт и мы
Игры на свежем воздухе: «Пятнашки», «С места на место»
Природа. Экология.
Экскурсия «Наш друг – природа»
По страницам любимых произведений
Чтение и обсуждение книг М. Пришвина, В. Бианки
Родной край
Разучивание новых считалок, народных игр
Почемучка
Игра-лото «Знаешь ли ты деревья?»
Спорт и мы
Игры на свежем воздухе: «Меж двух огней», «Защити крепость»
Природа. Экология.
Экологическая игра « Лукошко грибника»
По страницам любимых произведений
Чтение и обсуждение любимых книг
Почемучка
Замысловатые вопросы для любознательных
Спорт и мы
Игры на свежем воздухе: «У медведя во бору», «Салки»
Спорт и мы
Игры на свежем воздухе: «Рыба, зверь, птица»
Природа. Экология.
Урок здоровья. «Рабочие инструменты» человека.
По страницам любимых произведений
Подготовка к неделе книги
Родной край
Экскурсия «Поможем птицам»
Почемучка
Конкурс смекалистых
Спорт и мы
Игры на свежем воздухе: «Третий лишний», «Прятки»
Природа. Экология.
Урок здоровья. Зачем человеку кожа.
По страницам любимых произведений
Конкурс рисунков « Моя любимая сказка»
Родной край
Праздник книги
Почемучка
Конкурс «Отгадай, загадку!»
Спорт и мы
Конкурс «Сильные, смелые, ловкие, умелые»
Природа. Экология.
Уход за комнатными растениями
По страницам любимых произведений
Конкурс стихов «Любимой маме»
Изготовление открыток.
Родной край
Экскурсия « Лесные диковинки»
Почемучка
Кроссворд «Жители Простоквашино»
Спорт и мы
Игры на свежем воздухе: «На снежной горке», «Живые мишени»
Природа. Экология.
Урок здоровья. Если кожа повреждена.
По страницам любимых произведений
Игра- викторина «Герои сказки А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино»
Родной край
ПДД. Тема: Светофор - наш верный друг».
Почемучка
Викторина « Мир вокруг нас»
Спорт и мы
Игры на свежем воздухе: «Не ходи на гору», «Живые мишени»
Природа. Экология.
Урок здоровья. Как сохранить улыбку красивой.
По страницам любимых произведений
КВН « Сказки водят хоровод»
Родной край
Конкурс « Природа и детская фантазия»
Почемучка
Загадки к сказке К.И. Чуковского «Федорино горе»
Спорт и мы
Игры на свежем воздухе. Лепим снежные скульптуры
Природа. Экология.
Изготовление кормушек для птиц.
По страницам любимых произведений
Игра- викторина «Сказки Андерсена»
Родной край
Разучивание хороводов, песен
Почемучка
Викторина «Загадки зимы»
Спорт и мы
Конкурс рисунков «За здоровый образ жизни!»
Природа. Экология.
Работа в мастерской Деда Мороза
По страницам любимых произведений
Утренник «Приключения у Новогодней ёлки»
Родной край
Смотр «Твоё рабочее место»
Родной край
Разучивание русских народных хороводов, песен
Природа. Экология.
Урок здоровья.
Доктора природы
По страницам любимых произведений
Игровое занятие. Экзотические животные.
Родной край
Праздник-игра «В гостях у Берендея!»
Игровая прогулка.
Занятие по искусству. Тема «Пусть всегда будет солнце!»
Почемучка
Игровое занятие. В гостях у геометрических фигур
Спорт и мы
Игры на свежем воздухе: «На снежной горке», «Быстрые и меткие»
Природа. Экология.
Экскурсия «Мы - друзья птиц»
По страницам любимых произведений
Игровое занятие. Ларчик со сказками.
Родной край
Знакомство с русскими поговорками.
90
Почемучка
Устный журнал «Хочу всё знать»
91
Спорт и мы
Игры на свежем воздухе: «Снежками в круг», «Под обстрелом»
92
Природа. Экология.
Урок здоровья.
Здоровая пища для всей семьи.
93
По страницам любимых произведений
Игра-викторина «Сказки А. С. Пушкина»
94
Родной край
Заочное путешествие по экологической тропе.
95
Почемучка
Кроссворд «Произведения К. И. Чуковского
96
Спорт и мы
Игры на свежем воздухе: «Живые мишени», «Защитим снеговиков»
97
Природа. Экология.
Беседа «Пожар - стихийное бедствие»
98
По страницам любимых произведений
Мы и домашние животные. Тема: Кошка и собака- наши четвероногие друзья»
99
Родной край
Игровое занятие «В гостях у радуги»
100
Почемучка
Кроссворд « Произведения Н. Носова»
101
Спорт и мы
Игры на свежем воздухе: «На снежной горке», «Живые мишени»
102
Природа. Экология.
Трудовой десант «Чистые парты»
103
По страницам любимых произведений
Конкурс « Любимые литературные сказки»
104
Родной край
Операция «Забота» (открытка ветеранам)
105
Почемучка
Устный журнал «Это интересно»
106
Спорт и мы
Игры на свежем воздухе: «Палочку в снег», «Защитим снеговиков»
107
Природа. Экология.
Урок здоровья.
Сон- лучшее лекарство.
108
По страницам любимых произведений
Конкурс «А ну-ка, мальчики!»
109
Почемучка
Кроссворд «Правила дорожного движения»
110
Спорт и мы
Игры на свежем воздухе: «На снежной горке», «Живые мишени»
111
Природа. Экология.
Урок здоровья. Как настроение?
112
По страницам любимых произведений
Игровое занятие. Дюймовочка рассказывает о птицах.
113
Родной край
Операция «Наш класс»
114
Почемучка
Викторина «На загадку – есть отгадка»
115
Спорт и мы
Игры на свежем воздухе: «Пустое место», «Два Мороза»
116
Природа. Экология.
Конкурс «Коса – девичья краса» Урок здоровья. Вредные привычки.
117
Родной край
Конкурс рисунков ««Я, ты, он, она – вместе целая семья»
118
Почемучка
Конкурс рисунков «Природа в детской фантазии»
119
Спорт и мы
Игры на свежем воздухе: «Пятнашки», «Прятки»
120
Природа. Экология.
Урок здоровья.
Осанка - стройная спина.
121
По страницам любимых произведений
Чтение сказок и рассказов любимых писателей.
122
Родной край
«Первоцветы» - экскурсия
123
Почемучка
Кроссворд «Овощи»
124
Природа. Экология.
Рисование любимого героя из мультфильма. Просмотр мультфильмов.
125
По страницам любимых произведений
«Журчат ручьи, поют грачи, весна идёт - весне дорогу!» Стихотворения, рассказы про весну.
126
Спорт и мы
Спортивный час «Посмеёмся вместе!» - чтение весёлых стихов
127
Природа. Экология.
Урок здоровья.
Если хочешь быть здоров!
128
По страницам любимых произведений
Птичий КВН. День птиц.
129
Родной край
Конкурс рисунков «Дом моей мечты»
130
Почемучка
Кроссворд «Фруктовый сад»
131
Спорт и мы
Игры на свежем воздухе: «У медведя во бору», «Салки»
132
Природа. Экология.
Урок здоровья.
Правила безопасности на воде
133
По страницам любимых произведений
Участие в выставке поделок на тему: «Космос – глазами детей»
134
Родной край
Народные игры на свежем воздухе: футбол, лапта, городки
135
Почемучка
КВН «Времена года»
136
Спорт и мы
Игры на свежем воздухе: «У медведя во бору», «Хитрая лиса»
137
Природа. Экология.
Урок здоровья.
Я - ученик
138
По страницам любимых произведений
Чтение и обсуждение рассказов о природе
139
Родной край
Практическая деятельность: «Зелёный наряд родного села»
140
Почемучка
КВН «Пословицы и поговорки»
141
Спорт и мы
Конкурс комплексов утренней гимнастики
142
Природа. Экология.
Всемирный день Земли. Игра – путешествие «Земля – наш общий дом»
143
По страницам любимых произведений
Игровое занятие. Веснянка знакомит с новыми растениями
144
Родной край
Экскурсия «Весна в природе»
145
Почемучка
Уход за комнатными растениями
146
Спорт и мы
Игры на свежем воздухе: «Плетень», «С места на место»
147
Природа. Экология.
ПДД «Мы учимся соблюдать правила движения»
148
По страницам любимых произведений
Рейд-проверка «Живи книга»
149
Родной край
День Солнца
150
Почемучка
Внеклассное занятие «Мишутка знакомит с растениями- медоносами».
151
Спорт и мы
Игры на свежем воздухе: «Пятнашки», «С места на место»
152
По страницам любимых произведений
Беседа «Красная книга природы»
153
Родной край
Конкурс стихов «Дети о войне»
154
Почемучка
Конкурс рисунков «Я выбираю жизнь»
155
Спорт и мы
Проведение эстафеты «Весёлые старты»
156
Почемучка
Экскурсия к цветущим плодовым деревьям.
157
Спорт и мы
Русская народная игра «Городки»
158
Весёлые состязания и малоподвижные игры.
Детское чтение. Стихи и рассказы о ВОВ.
159
Разучивание новой игры «Казаки - разбойники».
Чтение и обсуждение рассказа В.Крапивина «Товарищи» о взаимопонимании.
160
Отдых детей на свежем воздухе.
Игра «Словарный аукцион».
161
Весенний кросс.
Санитарная уборка в классе. Ухаживание за комнатными цветами.
162
Командные игры.
«Практикум доброты и вежливости. Путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел отношений»
163
Отдых детей на свежем воздухе.
Игра «Капуста – редиска».
164
Игровая прогулка. «Море волнуется».
День семьи. «Мама – хранительница тепла и семейного очага».
165
Отдых детей на свежем воздухе.
Задачи по сказочным сюжетам.
166
Групповые игры. Забытые игры.
Сочинение на тему: «Если бы я был бы…»
167
Подвижные игры на свежем воздухе.
Путешествие в Волшебную страну. Литературный кроссворд. Игра «Словарный аукцион».
168
Игровая прогулка. Игра «Испорченный телефон».
«Природа- наш дом родной». Устный журнал.
169
Почемучка
Наш друг-светофор. Что означают три сигнала светофора.
170
Спортивная прогулка. «Делай как я, делай как мы, делай лучше нас!»
Последний звонок. Утренник. «До свидания, школа! Здравствуй, лето!»