МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА № 86 ГОРОДА ДОНЕЦКА »

ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

283095, Донецкая Народная Республика, Г.О. Донецкий, г. Донецк, ул. Шилова, д. 1.

 

Направленность: туристско-краеведческая

Приоритетное направление: музейная педагогика, воспитание

и развитие личности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КАНИКУЛЯРНЫХ ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫХ ШКОЛ (КПШ)

«НА ПУТИ К МУЗЕЙНЫМ ПРОФЕССИЯМ»

Возраст обучающихся - 14-17 лет

Дистанционный формат КПШ

Соляниченко Галина Николаевна,

учитель истории и обществознания,

учитель – методист,

руководитель школьного кружка

«Историческое краеведение»

Донецк -2024

Пояснительная записка

Программа КПШ «На пути к музейным профессиям» имеет туристско-краеведческую направленность. Приоритетное направление программы - музейная педагогика, воспитание и развитие личности.

Программа составлена на основе следующих нормативных правовых документов:

Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании

в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся») (далее – 273-ФЗ);

-Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

-Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;

-Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14);

-Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».

Актуальность. В условиях развития системы дополнительного образования и модернизации всей образовательной системы музей способствует формированию исторического и гражданского сознания обучающихся, воспитанию патриотизма, предоставляет возможность реализовать творческие способности, прививает навыки специальной научно-профессиональной деятельности – исследовательской, краеведческой, поисковой, литературоведческой, музееведческой. Программа направлена на усиление роли музея как особой воспитательной среды, способствующей социализации личности обучающегося, формирующей системную картину мира, предоставляющей каждому обучающемуся равные права и возможности для развития творческих способностей и реализации себя в наиболее интересных видах деятельности.

Методической основой Программы является методика музейной педагогики, использование музейных экспонатов для развития личности и методики школьного образования. В центре программы – музейный предмет и первичная профессиональная ориентация школьников. Программа использует региональный материал, материальную и духовную культуру края.

Особенность Программы. Параллельно с освоением Программы обучающиеся имеют возможность включиться в поисково-исследовательскую работу, подготовку заочных экскурсий, проведение онлайн – встреч с представителями различных музейных профессий. Включение музеев в образовательное пространство делает необходимым подготовку заинтересованных кадров (музейных работников) из числа обучающихся. Программа обеспечивает подготовку обучающихся, способных профессионально организовать работу музея и способствовать его развитию.

Цель: Формирование нравственной, творческой, патриотически осознанной личности, способной к самореализации и историческому самопознанию.

Задачи.

Образовательные:

познакомить с культурным наследием России и Донецкого края;

формировать знания о музейных профессиях, музеях разного типа и профиля;

обучить формам работы с различными источниками информации, сопоставлять, давать сравнительный анализ, структурировать текст, использовать справочный аппарат, проводить самостоятельную исследовательскую работу;

обучить навыкам научной музейной работы.

Развивающие:

развивать умения и навыки работы с историческими источниками и документами;

формировать грамотную и культурную речь, умение свободно общаться с различной возрастной аудиторией.

Воспитательные:

воспитывать уважительное отношение к музеям как к уникальным хранилищам предметного мира, истории и культуры;

воспитывать уважительное отношение к истории своей страны;

воспитывать общую культуру поведения.

Программа актуальна для следующих категорий участников:

а) дети, проявившие выдающиеся способности – дети, определяемые в соответствии с Правилами выявления детей, проявивших выдающиеся способности, и сопровождения их дальнейшего развития, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2015 № 1239;

б) дети с низкими образовательными результатами – дети, у которых не менее чем по двум оценочным процедурам в предыдущем учебном году были зафиксированы низкие результаты, либо дети, у которых хотя бы по одной оценочной процедуре в каждом из двух предыдущих учебных годов были зафиксированы низкие результаты. При этом под низкими результатами понимаются результаты оценочной процедуры, при которых ребенок получил отметку «2» по итогам Всероссийских проверочных работ или не преодолел минимальный порог, предусмотренный спецификацией Основного государственного экзамена;

в) дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации – дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей; дети – жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети – жертвы насилия; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств, и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

Формы занятий при дистанционном обучении групповые, начало занятий в 10.00. Продолжительность занятия- 1 академический час.

Срок реализации программы -10 каникулярных дней включительно с 28 октября по 05 ноября 2023 года, всего 12 академических часов.

Рабочая программа направлена на формирование общих компетенций.

Планируемые результаты:

По окончанию данного курса обучающийся должен:

ориентироваться в истории музея как важного научно-образовательного и культурного комплекса, имеющего традиции и большой потенциал в современном мире;

знать основные понятия музееведения, овладеть теоретическими знаниями и методами практической работы по избранной музейной профессии: экскурсовод, экспозиционер, исследователь, хранитель музея;

владеть навыками самостоятельной работы в научно-фондовом отделе музея; уметь составлять научный проект музейной экспозиции, оформлять документацию (планы экспозиции);

иметь представление о методах музейного архитектурно-художественного проектирования экспозиции.

Программа «На пути к музейным профессиям» состоит из 2 блоков: Первый блок- 7 часов- «Теоретические вопросы темы», второй блок- 5 часов- «Практические вопросы темы». Второй блок включает в себя самостоятельную работу, практические занятия с литературой, документацией, видео и фотоматериалами, применяя ИКТ, экспонатами, фондом, с экспозициями музея, созданием презентаций, подготовкой заочных экскурсий по экспозициям музея.

Содержание Программы

Учебный (тематический) план

№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации (контроля)

Всего

Теория

Практика

1

Теоретические основы музееведения. Понятие о музее.

1

1

Тестирование.

2

Теоретические основы музееведения. Основные понятия музееведения. Основные классификации музеев

1

1

Развивающая игра «учитель-ученик».

3

Классификация по видам музеев в зависимости от профиля

1

1

Написать сообщения на тему «Музеи родного города»

4

Фонды музея. Понятие «Фонды музея». Комплектование, учёт и хранение музейных фондов.

1

1

Атрибуция предмета (выбрать 1-2 экспоната) из школьного музея

5

Музейная экскурсия. Экскурсионная деятельность: основные понятия. Классификация экскурсий.

1

1

Подготовить заочную экскурсию по экспозициям школьного музея(в форме презентации).

6

Здоровьесберегающий компонент. Йога. Психология, социология и коммуникация, их применение в жизни

1

1

-Учащиеся готовят и демонстрируют презентацию по доступным каждому упражнениям.

-Тестирование по психологии и социологии.

7

История музейного дела в России

1

1

Тестирование

8

   Здоровьесберегающий компонент. Зарядка

1

1

-Учащиеся готовят и демонстрируют презентацию по доступным каждому упражнениям.

9

Музеи XXI в. Основные направления развития музейного дела. Мультимедийные технологии в музее.

1

1

Составить открытые вопросы к презентации по теме.

10

Музеи XXI в. Инновационные технологии в современных музеях. Современная мировая музейная сеть. Виртуальный музей.

1

1

Задание: в ходе лекции записать в тетрадь виды инновационных технологий в современных музеях. Привести примеры виртуальных музеев.

11

 Лекция по профориентации для 8-11 классов. Онлайн – встреча с представителями различных музейных профессий.

1

1

Задание на опережение: подготовить сообщение об одной из музейных профессий.

12

Как сделать выбор будущей профессии? Онлайн-встреча со школьным психологом.

1

1

Подготовка видеопрезентации по музейным профессиям.

Итого

12

7

5

Формы аттестации и оценочные материалы

Формы проведения аттестации могут быть применены следующие: тестирование, защита индивидуальных проектов, портфолио, викторина, презентация, творческая работа.

Организационно-педагогические условия реализации Программы.

I.Материально-техническое обеспечение реализации программы предполагает наличие компьютера (ноутбука, смартфона) и видеокамеры у учителя и учащихся.

II. Информационное обеспечение обучения

1.https://vk.com/video-211149655_456239435?list=ln-BbDLMjxVZlsCQ4GVup Теоретические основы музееведения. Понятие о музее.

2. https://vk.com/video-211149655_456239436?list=ln-PhMukTmIMK57ECB0zd

Теоретические основы музееведения. Основные понятия музееведения. Основные классификации музеев

3. https://vk.com/video-211149655_456239437?list=ln-I0HVdIZu0ocLIJi5hi

Классификация по видам музеев в зависимости от профиля

4. https://vk.com/video-211149655_456239439?list=ln-XizMW5ogDzCxqVU0Kn

Фонды музея. Понятие «Фонды музея». Комплектование, учёт и хранение музейных фондов.

5. https://vk.com/video-211149655_456239440?list=ln-horU2YZZXMVh8dVfvd

Музейная экскурсия. Экскурсионная деятельность: основные понятия. Классификация экскурсий.

6. https://vk.com/video/playlist/-211149655_2

Здоровьесберегающий компонент. Йога.

7. https://vk.com/video-211149655_456239427?list=ln-JcsIuMqibX1u8dBthd

Психология, социология и коммуникация, их применение в жизни

8. https://vk.com/video-211149655_456239438?list=ln-Jb4R07xzVXZpbMagI5

История музейного дела в России

9. https://vk.com/video/playlist/-211149655_4

Здоровьесберегающий компонент. Зарядка

10. https://vk.com/video-211149655_456239444?list=ln-agZlqnSagSGTuak5yh

Музеи XXI в. Основные направления развития музейного дела. Мультимедийные технологии в музее.

11. https://vk.com/video-211149655_456239445?list=ln-7hQrA6TkRjt3PBvN0f

Музеи XXI в. Инновационные технологии в современных музеях. Современная мировая музейная сеть. Виртуальный музей.

12. https://vk.com/video-211149655_456239429?list=ln-zL1sozcXbILk8H1Hdz

Лекция по профориентации для 8-11 классов.

13. https://vk.com/video-211149655_456239393?list=ln-ROM2lkzavlE0lST8Ea

Как сделать выбор будущей профессии?

Приложения к Программе.

Занятие 1.1.

https://liketest.ru/istoriya/test-s-otvetami-vvedenie-v-muzeevedenie.html Тест с ответами: «Введение в музееведение». Образовательные тесты с ответами.

Занятие 1.2

https://psihdocs.ru/itogovij-test-po-discipline-muzeevedenie-kem-bil-vveden-v-nauc.html

Итоговый тест по дисциплине «Музееведение» Кем был введен в научный оборот термин «музеология».

Занятие 2.1

https://ps.1sept.ru/article.php?ID=200207712

Вера БЕДЕРХАНОВА, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Кубанского госуниверситете. Правила игры “учитель–ученик” Обычно мы выбираем их сами. Но всегда ли осознаем свой выбор?

Занятие 4.1

http://mkunmic.beluo.ru/doc/atribuciya%20muzeynogo%20predmeta.pdf#:~:text=Провести%20атрибуцию%20предмета%20значит%20составить,полной%20мере%20в%20музейной%20деятельности Атрибуция музейных предметов. Методическое пособие.

Занятие 6.1.

http://businesstest.ru/test.asp?id_test=545 Тест Гид-экскурсовод

Занятие 6.2

https://pandia.ru/text/82/280/3550.php Тесты по дисциплине «Экскурсионная деятельность»

Занятие 6.3.

http://oductik.moy.su/sayt/exkursii/itogovyj_test.pdf Итоговый тест курса «Юный экскурсовод»

Занятие 7.1.

https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2016/04/20/kim-dlya-obedineniya-muzey

Контрольно-измерительные материалы для итоговой аттестации обучающихся дополнительного образования по программе "Музей"

Занятие 11.1

https://zaochnik.ru/blog/professii-rabotnikov-muzeja-opisanie-zarplata-gde-uchitsja/ Профессии работников музея

https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2021/10/05/razrabotka-uchebnogo-zanyatiya-po-teme-rabotniki Разработка учебного занятия по теме: "Работники музеев: научные работники, экскурсоводы"(для детей старшего школьного возраста) Ефимова Анна Викторовна, Педагог - организатор ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ»

Занятие 12.1

https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2020/08/18/proforientatsiya-starsheklassnikov Профориентация старшеклассниковтатья.9,10,11 классы. Образовательная социальная сеть.