Программа литературно-творческого кружка «Ростки Возрождения»
* {font-family: Arial; font-size: 11pt;}
a.NoteRef {text-decoration: none;}
hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;}
table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;}
td {border: 1px solid black;}
.Normal {margin-top: 0; margin-bottom: 0;}
.Body Text {font-size: 14pt;}
h1 {font-size: 18pt; font-weight: bold;}
h2 {font-size: 18pt;}
h3 {font-size: 14pt; font-weight: bold;}
.Title {font-size: 36pt; font-weight: bold;}
.List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;}
.c29 {font-size: 12pt;}
.c6 {font-size: 12pt;}
Кружок
поэтического мастерства
«Серебряная лира»
Срок реализации: 1 год
Программу составила:
Щекинова Валентина Ивановна
2023 – 2024 учебный год
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Ф.И.О. автора
Щекинова Валентина Ивановна
Учреждение
МБОУ «СОШ ст. Исправной имени
Д. И. Панченко»
Наименование программы
кружок поэтического мастерства «Серебряная лира»
Направленность
Художественно-эстетическая
Возраст обучающихся
11-15лет
Срок обучения
1 год
Объем часов по годам обучения
102 часа(3 часа в неделю)
Уровень освоения
программы
Развивающий
Цели программы
развитие
творческих
способностей
детей,
самостоятельной
творческой
деятельности
расширение
жи
зненного опыта
школьников,
вовлечение их
в
соответствующую
их
интересам
творческую
среду
развити
е
общего
творческого
потенциал и
специальных
литературн
о-
творческих
способностей.
С какого года реализуется
программа
2023г.
Список литературы
1. Ершова, А. Актёрская грамота – подросткам. М.: Просвещение, 1994.
2. Ладыженская Т. А., Зепалова Т. С. Развивайте дар слова – М., 1990.
3. Муравьёв, Б. Л. От дыхания – к голосу: работа над речевым дыханием актёра. - Л., 1982.
4. Саричева, Е. Сценическая речь. М., 1995.
«Когда поэзия есть, она может некоторыми
не замечаться, но когда ее нет, люди задыхаются»
Е. Винокуров
Пояснительная записка
Кружковая работа в школе - это путь развития интересов, склонностей, способностей обучающихся. Кружки представляют основу для свободного выбора интересующих видов деятельности в соответствии с потребностями в саморазвитии.
В каждом ребенке заложены огромные творческие возможности, и чтобы их развить, нужно, как можно раньше приобщить детей к литературному творчеству, исследованию. Увлечение литературой, историей , желание узнать как можно больше, попробовать самому создать художественное произведение, способствуют расширению кругозора, лучшему усвоению предмета в школе, развивают творческое мышление.
Направленность
программы:
художественно-эстетическая
Целью литературного кружка является:
развитие
творческих
способностей
детей,
самостоятельной
творческой
деятельности
расширение
жизненного
опыта
школьников,
вовлечение
их
в
соответствующую
их
интересам
творческую
среду
развитие
общего
творческого
потенциала
и
специальных
литературн
о-
творческих
способностей.
Задачи программы:
развитие
навыков
творческого
чтения
в
различных
конкурсах;
развитие
знаний
об
общении
литературы
с
другими
видами
искусства;
развитие
литературных
способностей;
ориентация
детей
на
познание
более
глубоких
знаний
в
области
литературы;
развитие
навыков
художественного
освоения
действительности;
развитие
наблюдательности,
внимания
к
окружающему
миру;
развитие
стремления
к
самовоспитанию;
развитие
навыков
сравнения
и
стилистического
анализа,
суждения
и
оценки;
развитие
коммуникативных
навыков,
сценического
искусства.
обучение
основам
исследовательской
работы;
формирование
чувства
дружбы
и
коллективизма
среди
обу
ча
ю
щихся
;
воспитание
активной
жизненной
позиции.
формирование
у
детей
гражданственности
и
патриотизма
на
основе
изучения
традиций русской
литературы.
Определены основные направления работы кружка
-
исследовательская:
написание творческих работ, сочинений, подготовка сообщений, докладов;
-
просветительская:
выпуск газет, бюллетеней;
-
массовая:
организация конкурсов, литературно-музыкальных праздников, викторин.
-
творческие
:
самостоятельное написание сценариев для литературных праздников, вечеров; работа в группах (сценарная, оформительская и т.д.);
-игровые
:
участие в театральных инсценировках, самостоятельное создание "своей" роли (литературного персонажа или выдуманного героя);
-информационные
:
сбор информации о писателе, его жизни и творчестве, её анализ и обобщение фактов.
Место и роль литературного кружка в обучении:
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования нового поколения и в соответствии с Учебным планом МБОУ «Средняя общеобразовательная школа ст. Исправной имени Д.И. Панченко» литературный кружок «Серебряная лира» создан для обучающихся 5-8 классов. Общее количество занятий: 102 часа( 3часа в неделю)
Ожидаемые результаты
За время посещения кружка, обучающиеся должны уметь:
правильно
исполнять
малые
роли,
выразительно
читать
стихи
и
миниатюры;
анализировать
и
контролировать
возможные
ошибки
при
исполнении;
выражать
собственные
эмоции
;
чувствовать
образ,
настроение
и
передаваемый
характер
произведения;
индивидуально
и
коллективно
работать;
творчески
подходить
к
занятию;
практически
показать
и
исполнить
освоенный
материал;
уметь
эмоционально
наполнять
и
выражать
движения,
жесты, позы.
А так же, знания и умения, полученные в литературном кружке, помогут обучающимся успешно выступать и участвовать в мероприятиях и концертах, свободно общаться со сверстниками и взрослыми людьми.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
кружка поэтического мастерства «Серебряная лира»
№ п/п
Наименование разделов, тем
Кол-во
часов
Форма занятия
Дата
1
Вводное занятие «Литература как
предмет изучения. Цель, задачи, содержание программы обучения.
1
Беседа
2-3
Зачем нужна поэзия?
Знакомство с литературным лирическим жанром (гимн, ода, послание, сатира, псалом, сонет, песня стихотворение), лиро-эпическим (баллада, поэма, роман в стихах)
2
Беседа
4-5
Что такое настоящие стихи?
Работа над словесными образами, созданными великими мастерами слова: Пушкиным, Лермонтовым, Фетом, Тютчевым и др.
2
Круглый стол
6-7
Чудо поэтического слова
Что такое тема. Как правильно подобрать достоверный материал. Место художественному вымыслу в произведении
2
Теория
8-9
Устное народное творчество
(детский фольклор)
2
Круглый стол
10-12
Сочинение стихотворений и мини-поэм, посвященных Дню учителя
3
Практическая работа(проба пера)
13-14
Выпуск газеты «Вдохновение» ко Дню учителя.
2
Практическая работа
15
Басня как жанр
1
Беседа
16-17
Басни Крылова ( Чтение и анализ)
2
Практическая работа
18-19
Как учить стихи. Репетиционные занятия по технике речи
2
Беседа.
Практика
20-21
Участие в поэтическом конкурсе «Осеннее ассорти». Подбор стихотворений на осеннюю тематику, отработка выразительного чтения, выбранного стихотворения
2
Практическая работа
22-23
Поэтический конкурс «Осеннее ассорти».
2
Конкурс
24-25
Песенное творчество(русские народные песни)
2
Круглый стол
26-28
Сочинение стихотворений и мини-поэм, посвященных Дню матери. Разработки сценария, «Все начинается с любви».
3
Практическая работа(проба пера)
29-30
Выпуск газеты «Вдохновение» ко Дню матери
2
Мастерская
31-32
Участие в концерте ко Дню матери
2
-
33-34
Лирические произведения на фоне музыки. Знакомство с произведениями, положенными на музыку. Прослушивание стихов в песенном исполнении.
2
Круглый стол
35
Природа в поэзии
1
Беседа
36-37
5 декабря 220 лет со дня рождения Ф.И. Тютчева (урок-концерт)
2
Литературно-музыкальная композиция
38-39
Поэзия и живопись. (2 часа)
Знакомство с репродукциями картин русских художников. Связь литературы и живописи. Описание картин по выбору детей. Словесное составление картины на тему «Зима пришла». Письменное описание картины
2
Практическая работа
40-42
Лексические средства поэтического языка.
Архаизмы. Историзмы. Диалектизмы. Жаргонизмы. Просторечие. Эпитеты. Троп. Сравнение. Метафора. Метонимия. Перифраз. Синекдоха. Гипербола.
3
Практическая работа
43-45
«Я знаю силу слов…» Подготовленные проекты выступлений учащихся о любимых поэтах 19 века
3
Практическая работа
46-50
Стихотворный размер.
Строфа. Стопы. Размеры стиха (ямб, хорей, дактиль, анапест, амфибрахий).
5
Теория
51-52
Соблюдение межстиховой паузы.
Значение межстиховой паузы, умение выдерживать межстиховую паузу.
2
Теория
53-54
Авторское ударение в слове.
Понятие ударения в слове. Плавающее ударение, авторское ударение.
2
Теория
55-56
Практическое занятие по определению ритма рифмы, стихотворного размера.
Отработка умения определять размеры стиха, рифму.
2
Практическая работа
57-59
Рифма.
Рифма. Виды рифмовки (парная или смежная, перекрёстная, опоясывающая или кольцевая). Точная и неточная рифмы. Игра «Найди рифму».
3
Теория. Практическая работа
60-63
Проба пера.
Озвучивание детьми своих произведений. Работа над совершенствованием стиха. Оценка творчества детей.
4
Проба пера
64-65
13 февраля 210 лет со дня рождения И.А.Крылова
2
Урок-память
66
Что такое письмо? Дружеские и официально – деловые письма.
1
Беседа
67-69
Практическое занятие. Написание писем.
3
Проба пера
70-72
Лексические средства поэтического языка
3
теория
73-74
Учим голос «летать
Техника речи. Составляющие техники речи: дикция, темп, тембр. Работа над техникой речи: упражнения на развитие дыхания, гимнастика артикуляционного аппарата, работа со скороговорками.
2
практика
75-77
Страна «Фантазия» Е.С. Велтистов
«Миллион и один день каникул». А как умею фантазировать я?
3
Беседа
78-79
Поэты Серебряного века (выступление учащихся с мини-проектами)
2
Беседа,
практика
80-82
Золотой век русской литературы
«225 лет со дня рождения А.С. Пушкина». Выпуск газеты «Вдохновение»
3
Мастерская
83-85
«Прочитал – проиллюстрируй!» Тема: « Весна идёт, весне дорогу». Иллюстрации к стихам русских поэтов.
3
Мастерская
86-88
Проба пера.
Озвучивание детьми своих произведений. Работа над совершенствованием стиха. Оценка творчества детей
3
Практическая
работа
89-90
Литература военных лет
100 лет со дня рождения Ю.В. Друниной.
2
Урок-память
91-93
«Никто не забыт, ничто не забыто». Отработка выразительного чтения стихотворений известных поэтов и стихотворений собственного сочинения к конкурсу чтецов . Работа над мимикой, жестами, техникой речи.
3
Практика
94-95
Участие в конкурсе чтецов, посвящённом 9 мая
2
-
96-98
Выпуск газеты «Вдохновение» с произведениями учащихся.
3
Мастерская
99-101
«Ярмарка талантов».
Прослушивание произведений, написанных детьми в течение года.
3
-
102
Итоговое занятие. Подведение итогов.
1
-
Итого:
102
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа имени Д.И. Панченко»
«Согласовано»
Зам. директора
по ВР
_______ Фоменко С.М.
29.08.2023г.
«Утверждаю»
Директор ОУ
______ Шевченко Н.В
Приказ №33 от 30.08.2023г.
Директор МАОУ
Рабочая программа
кружка поэтического мастерства
«Серебряная лира»
для обучающихся 5-8 классов
на 2023-2024 учебный год
(срок реализации программы 1 год)
Автор программы:
учитель русского языка и литературы
Щекинова В.И.
Ст. Исправная
2023г.
Список
обучающихся МБОУ «СОШ ст. Исправной им. Д.И. Панченко»,
посещающих кружок поэтического мастерства
«Серебряная лира»
в 2023-2024 учебном году.
№ п/п
Ф. И. обучающегося
Класс
1
Доценко Кирилл
5
2
Власов Денис
5
3
Катинёва Анастасия
5
4
Суходубова Алиса
5
5
Черненко Арина
5
6
Удовыченко Василина
5
7
Шевченко Кирилл
5
8
Василенко Мария
7
9
Власова Анастасия
7
10
Шаповалова Дарья
7
11
Белякина Камила
8
12
Джашеева Неля
8
13
Левченко Виктория
8
14
Житнякова Екатерина
8
15
Лазаренко Анна
8
Руководитель кружка: В.И. Щекинова
Директор ОУ: Н. В. Шевченко
График работы
кружка поэтического мастерства
«Серебряная лира»
в 2023-2024 учебном году.
День недели
Время
Вторник
13.30-15.00
Четверг
13.30-15.00
Руководитель кружка: В.И. Щекинова
Директор ОУ: Н.В. Шевченко