Программа литературно-творческого кружка «Ростки Возрождения»
* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .Body Text {font-size: 14pt;} h1 {font-size: 18pt; font-weight: bold;} h2 {font-size: 18pt;} h3 {font-size: 14pt; font-weight: bold;} .Title {font-size: 36pt; font-weight: bold;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .c29 {font-size: 12pt;} .c6 {font-size: 12pt;}

Кружок

поэтического мастерства

«Серебряная лира»

Срок реализации: 1 год

Программу составила:

Щекинова Валентина Ивановна

2023 2024 учебный год

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Ф.И.О. автора

Щекинова Валентина Ивановна

Учреждение

МБОУ «СОШ ст. Исправной имени

Д. И. Панченко»

Наименование программы

кружок поэтического мастерства «Серебряная лира»

Направленность

Художественно-эстетическая

Возраст обучающихся

11-15лет

Срок обучения

1 год

Объем часов по годам обучения

102 часа(3 часа в неделю)

Уровень освоения

программы

Развивающий

Цели программы

развитие

творческих

способностей

детей,

самостоятельной

творческой

деятельности

расширение

жи

зненного опыта

школьников,

вовлечение их

в

соответствующую

их

интересам

творческую

среду

развити

е

общего

творческого

потенциал и

специальных

литературн

о-

творческих

способностей.

С какого года реализуется

программа

2023г.

Список литературы

1. Ершова, А. Актёрская грамота – подросткам. М.: Просвещение, 1994.

2. Ладыженская Т. А., Зепалова Т. С. Развивайте дар слова – М., 1990.

3. Муравьёв, Б. Л. От дыхания – к голосу: работа над речевым дыханием актёра. - Л., 1982.

4. Саричева, Е. Сценическая речь. М., 1995.


«Когда поэзия есть, она может некоторыми

 не замечаться, но когда ее нет, люди задыхаются»

Е. Винокуров

Пояснительная записка

Кружковая работа в школе - это путь развития интересов, склонностей, способностей обучающихся. Кружки представляют основу для свободного выбора интересующих видов деятельности в соответствии с потребностями в саморазвитии.

В каждом ребенке заложены огромные творческие возможности, и чтобы их развить, нужно, как можно раньше приобщить детей к литературному творчеству, исследованию. Увлечение литературой, историей , желание узнать как можно больше, попробовать самому создать художественное произведение, способствуют расширению кругозора, лучшему усвоению предмета в школе, развивают творческое мышление.

Направленность

программы:

художественно-эстетическая

Целью литературного кружка является:

развитие

творческих

способностей

детей,

самостоятельной

творческой

деятельности

расширение

жизненного

опыта

школьников,

вовлечение

их

в

соответствующую

их

интересам

творческую

среду

развитие

общего

творческого

потенциала

и

специальных

литературн

о-

творческих

способностей.

Задачи программы:

развитие

навыков

творческого

чтения

в

различных

конкурсах;

развитие

знаний

об

общении

литературы

с

другими

видами

искусства;

развитие

литературных

способностей;

ориентация

детей

на

познание

более

глубоких

знаний

в

области

литературы;

развитие

навыков

художественного

освоения

действительности;

развитие

наблюдательности,

внимания

к

окружающему

миру;

развитие

стремления

к

самовоспитанию;

развитие

навыков

сравнения

и

стилистического

анализа,

суждения

и

оценки;

развитие

коммуникативных

навыков,

сценического

искусства.

обучение

основам

исследовательской

работы;

формирование

чувства

дружбы

и

коллективизма

среди

обу

ча

ю

щихся

;

воспитание

активной

жизненной

позиции.

формирование

у

детей

гражданственности

и

патриотизма

на

основе

изучения

традиций русской

литературы.

Определены основные направления работы кружка

-

исследовательская:

написание творческих работ, сочинений, подготовка сообщений, докладов;

-

просветительская:

выпуск газет, бюллетеней;

-

массовая:

организация конкурсов, литературно-музыкальных праздников, викторин.

-

творческие

:

самостоятельное написание сценариев для литературных праздников, вечеров; работа в группах (сценарная, оформительская и т.д.);

-игровые

:

участие в театральных инсценировках, самостоятельное создание "своей" роли (литературного персонажа или выдуманного героя);

-информационные

:

сбор информации о писателе, его жизни и творчестве, её анализ и обобщение фактов.

Место и роль литературного кружка  в обучении:

 

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования нового поколения и в соответствии с Учебным планом МБОУ «Средняя общеобразовательная школа  ст. Исправной имени Д.И. Панченко» литературный кружок «Серебряная лира» создан для обучающихся 5-8 классов. Общее количество занятий: 102 часа( 3часа в неделю)

 

Ожидаемые результаты

За время посещения кружка, обучающиеся должны уметь:

правильно

исполнять

малые

роли,

выразительно

читать

стихи

и

миниатюры;

анализировать

и

контролировать

возможные

ошибки

при

исполнении;

выражать

собственные

эмоции

;

чувствовать

образ,

настроение

и

передаваемый

характер

произведения;

индивидуально

и

коллективно

работать;

творчески

подходить

к

занятию;

практически

показать

и

исполнить

освоенный

материал;

уметь

эмоционально

наполнять

и

выражать

движения,

жесты, позы.

А так же, знания и умения, полученные в литературном кружке, помогут обучающимся успешно выступать и участвовать в мероприятиях и концертах, свободно общаться со сверстниками и взрослыми людьми.

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

кружка поэтического мастерства «Серебряная лира»

п/п

Наименование разделов, тем

Кол-во

часов

Форма занятия

Дата

1

Вводное занятие «Литература как

предмет изучения. Цель, задачи, содержание программы обучения.

1

Беседа

2-3

Зачем нужна поэзия?

Знакомство с литературным лирическим жанром (гимн, ода, послание, сатира, псалом, сонет, песня стихотворение), лиро-эпическим (баллада, поэма, роман в стихах)

2

Беседа

4-5

Что такое настоящие стихи?

Работа над словесными образами, созданными великими мастерами слова: Пушкиным, Лермонтовым, Фетом, Тютчевым и др.

2

Круглый стол

6-7

Чудо поэтического слова

Что такое тема. Как правильно подобрать достоверный материал. Место художественному вымыслу в произведении

2

Теория

8-9

Устное народное творчество

(детский фольклор)

2

Круглый стол

10-12

Сочинение стихотворений и мини-поэм, посвященных Дню учителя

3

Практическая работа(проба пера)

13-14

Выпуск газеты «Вдохновение» ко Дню учителя.

2

Практическая работа

15

Басня как жанр

1

Беседа

16-17

Басни Крылова ( Чтение и анализ)

2

Практическая работа

18-19

Как учить стихи. Репетиционные занятия по технике речи

2

Беседа.

Практика

20-21

Участие в поэтическом конкурсе «Осеннее ассорти». Подбор стихотворений на осеннюю тематику, отработка выразительного чтения, выбранного стихотворения

2

Практическая работа

22-23

Поэтический конкурс «Осеннее ассорти».

2

Конкурс

24-25

Песенное творчество(русские народные песни)

2

Круглый стол

26-28

Сочинение стихотворений и мини-поэм, посвященных Дню матери. Разработки сценария, «Все начинается с любви».

3

Практическая работа(проба пера)

29-30

Выпуск газеты «Вдохновение» ко Дню матери

2

Мастерская

31-32

Участие в концерте ко Дню матери

2

-

33-34

Лирические произведения на фоне музыки. Знакомство с произведениями, положенными на музыку. Прослушивание стихов в песенном исполнении.

2

Круглый стол

35

Природа в поэзии

1

Беседа

36-37

5 декабря 220 лет со дня рождения Ф.И. Тютчева (урок-концерт)

2

Литературно-музыкальная композиция

38-39

Поэзия и живопись. (2 часа)

Знакомство с репродукциями картин русских художников. Связь литературы и живописи. Описание картин по выбору детей. Словесное составление картины на тему «Зима пришла». Письменное описание картины

2

Практическая работа

40-42

Лексические средства поэтического языка.

Архаизмы. Историзмы. Диалектизмы. Жаргонизмы. Просторечие. Эпитеты. Троп. Сравнение. Метафора. Метонимия. Перифраз. Синекдоха. Гипербола.

3

Практическая работа

43-45

«Я знаю силу слов…» Подготовленные проекты  выступлений учащихся  о любимых поэтах 19 века

3

Практическая работа

46-50

Стихотворный размер.

Строфа. Стопы. Размеры стиха (ямб, хорей, дактиль, анапест, амфибрахий).

5

Теория

51-52

Соблюдение межстиховой паузы.

Значение межстиховой паузы, умение выдерживать межстиховую паузу.

2

Теория

53-54

Авторское ударение в слове.

Понятие ударения в слове. Плавающее ударение, авторское ударение.

2

Теория

55-56

Практическое занятие по определению ритма рифмы, стихотворного размера.

Отработка умения определять размеры стиха, рифму.

2

Практическая работа

57-59

Рифма.

Рифма. Виды рифмовки (парная или смежная, перекрёстная, опоясывающая или кольцевая). Точная и неточная рифмы. Игра «Найди рифму».

3

Теория. Практическая работа

60-63

Проба пера.

Озвучивание детьми своих произведений. Работа над совершенствованием стиха. Оценка творчества детей.

4

Проба пера

64-65

13 февраля 210 лет со дня рождения И.А.Крылова

2

Урок-память

66

Что такое письмо? Дружеские и официально – деловые письма.

1

Беседа

67-69

Практическое занятие. Написание писем.

3

Проба пера

70-72

Лексические средства поэтического языка

3

теория

73-74

Учим голос «летать

Техника речи. Составляющие техники речи: дикция, темп, тембр. Работа над техникой речи: упражнения на развитие дыхания, гимнастика артикуляционного аппарата, работа со скороговорками.

2

практика

75-77

Страна «Фантазия» Е.С. Велтистов

«Миллион и один день каникул». А как умею фантазировать я?

3

Беседа

78-79

Поэты Серебряного века (выступление учащихся с мини-проектами)

2

Беседа,

практика

80-82

Золотой век русской литературы

«225 лет со дня рождения А.С. Пушкина». Выпуск газеты «Вдохновение»

3

Мастерская

83-85

«Прочитал проиллюстрируй!» Тема: « Весна идёт, весне дорогу». Иллюстрации к стихам русских поэтов.

3

Мастерская

86-88

Проба пера.

Озвучивание детьми своих произведений. Работа над совершенствованием стиха. Оценка творчества детей

3

Практическая

работа

89-90

Литература военных лет

100 лет со дня рождения Ю.В. Друниной.

2

Урок-память

91-93

«Никто не забыт, ничто не забыто». Отработка выразительного чтения стихотворений известных поэтов и стихотворений собственного сочинения к конкурсу чтецов . Работа над мимикой, жестами, техникой речи.

3

Практика

94-95

Участие в конкурсе чтецов, посвящённом 9 мая

2

-

96-98

Выпуск газеты «Вдохновение» с произведениями учащихся.

3

Мастерская

99-101

«Ярмарка талантов».

Прослушивание произведений, написанных детьми в течение года.

3

-

102

Итоговое занятие. Подведение итогов.

1

-

Итого:

102

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа имени Д.И. Панченко»

«Согласовано»

Зам. директора

по ВР

_______ Фоменко С.М.

29.08.2023г.

«Утверждаю»

Директор ОУ

______ Шевченко Н.В

Приказ №33 от 30.08.2023г.

Директор МАОУ

Рабочая программа

кружка поэтического мастерства

«Серебряная лира»

для обучающихся 5-8 классов

на 2023-2024 учебный год

(срок реализации программы 1 год)

Автор программы:

учитель русского языка и литературы

Щекинова В.И.

Ст. Исправная

2023г.

Список

обучающихся МБОУ «СОШ ст. Исправной им. Д.И. Панченко»,

посещающих кружок поэтического мастерства

«Серебряная лира»

в 2023-2024 учебном году.

п/п

Ф. И. обучающегося

Класс

1

Доценко Кирилл

5

2

Власов Денис

5

3

Катинёва Анастасия

5

4

Суходубова Алиса

5

5

Черненко Арина

5

6

Удовыченко Василина

5

7

Шевченко Кирилл

5

8

Василенко Мария

7

9

Власова Анастасия

7

10

Шаповалова Дарья

7

11

Белякина Камила

8

12

Джашеева Неля

8

13

Левченко Виктория

8

14

Житнякова Екатерина

8

15

Лазаренко Анна

8

Руководитель кружка: В.И. Щекинова

Директор ОУ: Н. В. Шевченко

График работы

кружка поэтического мастерства

«Серебряная лира»

в 2023-2024 учебном году.

День недели

Время

Вторник

13.30-15.00

Четверг

13.30-15.00

Руководитель кружка: В.И. Щекинова

Директор ОУ: Н.В. Шевченко