РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
математического кружка
«Занимательная математика» для 8 класса
МБОУ «Сармановская СОШ»
Мусиной Эльмиры Ильфатовны
2024 г
Математический кружок
«Занимательная математика»
Пояснительная записка.
Математический кружок – это самодеятельное объединение учащихся под руководством педагога, в рамках которого проводятся систематические занятия с учащимися во внеурочное время.
Математические кружки по математике являются основной формой внеклассной работы с учащимися в 7-8 классах.
Основными целями проведения кружковых занятий являются:
* привитие интереса учащимися к математике;
* углубление и расширение знаний по математике;
* развитие математического кругозора, мышления, исследовательских умений учащихся;
* воспитание настойчивости, инициативы.
* углубить знания, умения и навыки, полученные за курс основной школы;
* научить самостоятельно добывать знания из дополнительной литературы.
Задачи кружка:
- воспитать творческую активность учащихся в процессе изучения математики;
- оказать конкретную помощь обучающимся в решении задач ОГЭ, олимпиадных задач;
- способствовать повышению интереса к математике, развитию логического мышления.
Программа математического кружка содержит занимательные задачи, исторические экскурсы, математический фольклор разных стран, задачи на переливание, метод неопределённых коэффициентов и метод математической индукции и другой материал, способствующий повышению интереса к математике.
С каждым годом всё шире и шире проводятся различные математические олимпиады, внедряется и в 9 класс ОГЭ. Это, безусловно повышает интерес к математике, но к олимпиадам и к ЕГЭ обучающихся надо готовить, так как ученику недостаточно знать, только то, что разобрано на уроках математики, чтобы успешно выступить на олимпиаде и сдать ОГЭ, ЕГЭ.
Состояние математической подготовки учащихся характеризируется в первую очередь умением решать задачи. С другой стороны, задачи – это основное средство развития математического мышления обучающихся. Занимательны задачи на переливание, нестандартны сложные задачи, познавательны решения задач с помощью систем уравнений. Они развивают любознательность, сообразительность, интуицию, наблюдательность, настойчивость в преодолении трудностей.
Подготовка к ЕГЭ требует от учащихся повторения материала программы основной школы, что и достигается при преобразовании алгебраических выражений, в решении неравенств, построении графиков функций и т.д.
Этот кружок, рассчитанный на 35 ч (1 ч в неделю) дополняет базовую программу, способствует развитию познавательной активности, интереса к математике, повышению математической культуры. Математических кружок позволяет ученикам утвердиться в своих способностях.
Требования к уровню подготовки учащихся
По окончании обучения учащиеся должны знать:
- нестандартные методы решения различных математических задач;
- логические приемы, применяемые при решении задач;
- историю развития математической науки, биографии известных ученых-математиков.
По окочании обучения учащиеся должны уметь:
- рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию;
- систематизировать данные в виде таблиц при решении задач, при составлении математических кроссвордов, шарад и ребусов;
- применять нестандартные методы при решении программных задач
№
темы
Содержание материала
Формы работы
1.
(2 ч)
Вводное занятие. Цель и задачи математического кружка. Организация самостоятельной и индивидуальной работы.
Решение задач на движение
Беседа, объяснение, творческая работа
2
(2 ч)
Групповая работа
Групповая работа
3.
(2 ч)
Задачи на переливание. Занимательные задачи.
Индивидуальная работа
4.
(2 ч)
Системы уравнений с двумя переменными
Групповая работа
5.
(2 ч)
Решение задач с помощью систем уравнений
Самостоятельная работа
6.
(2 ч)
Сложные задачи. Геометрическое место точек.
Практическая работа
7.
(2 ч)
Подготовка к ОГЭ. Степень с целым показателем
Парная работа
8.
(2 ч)
Решение уравнений n –ой степени (по теореме Безу)
Исследовательская работа
9.
(2 ч)
Отношения. Пропорции
Самостоятельная работа
10.
(1 ч)
Занимательные задачи. Математический фольклор разных стран.
Творческая работа
11.
(2 ч)
Подготовка к ОГЭ. Преобразование алгебраических выражений
Групповая работа
Индивидуальная работа
12.
(2 ч)
Преобразование выражений, содержащих квадратные корни
13.
(2 ч)
Решение квадратных уравнений
Самостоятельная работа
14.
(2 ч)
Подготовка к ОГЭ. Решение неравенств
Исследовательская работа
15.
(2 ч)
Область определение функции
Групповая работа
Практическая работа
16.
(2 ч)
Функции и графики
17.
(2 ч)
Решение рациональных и иррациональных уравнений
Самостоятельная работа
18.
(2 ч)
Занимательные комбинаторные задачи.
Групповая работа
Тематическое планирование работы кружка
«Занимательная математика»
(1 ч в неделю, всего 35 ч)
№
Тема
Коли
чество часов
1.
Решение задач на движение
2 ч
2.
Решение задач на проценты
2 ч
3.
Задачи на переливание. Занимательные задачи.
2 ч
4.
Системы уравнений с двумя переменными
2 ч
5.
Решение задач с помощью систем уравнений
2 ч
6.
Сложные задачи. Геометрическое место точек.
2 ч
7.
Подготовка к ОГЭ. Степень с целым показателем
2 ч
8.
Решение уравнений n –ой степени (по теореме Безу)
2 ч
9.
Отношения. Пропорции
2 ч
10.
Занимательные задачи. Математический фольклор разных стран.
1 ч
11.
Подготовка к ГИА. Преобразование алгебраических выражений
2 ч
12.
Преобразование выражений, содержащих квадратные корни
2 ч
13.
Решение квадратных уравнений
2 ч
14.
Подготовка к ОГЭ. Решение неравенств
2 ч
15.
Область определение функции
2 ч
16.
Функции и графики
2 ч
17.
Решение рациональных и иррациональных уравнений
2 ч
18.
Занимательные комбинаторные задачи.
2 ч
Литература для учителя и учащихся:
1. Математические кружки в школе. 5-8 классы. А.В Фарков.
Москва.: Айрис-пресс, 2006 г
2. Математика 9 класс. Подготовка к ОГЭ- . Под редакцией Ф.Ф.Лысенко, С.Ю.Кулабухова. Легион-М Ростов –на- Дону, 2023 г.
3. Домашняя математика. М.В.Ткачева.: Москва. Просвещение,
1994 г.
4. Подготовка к математическим олимпиадам, издательство Казанского университета, авт.Д.Х.Муштари, 2000 г
5. Интернет ресурсы