РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

математического кружка

«Занимательная математика» для 8 класса

МБОУ «Сармановская СОШ»

Мусиной Эльмиры Ильфатовны

2024 г

Математический кружок

«Занимательная математика»

  

Пояснительная записка.

Математический кружок – это самодеятельное объединение учащихся под руководством педагога, в рамках которого проводятся систематические занятия с учащимися во внеурочное время.

Математические кружки по математике являются основной формой внеклассной работы с учащимися в 7-8 классах.

 Основными целями проведения кружковых занятий являются:

* привитие интереса учащимися к математике;

* углубление и расширение знаний по математике;

* развитие математического кругозора, мышления, исследовательских умений учащихся;

* воспитание настойчивости, инициативы.

* углубить знания, умения и навыки, полученные за курс основной школы;

* научить самостоятельно добывать знания из дополнительной литературы.

Задачи кружка:

 -  воспитать творческую активность учащихся в процессе изучения математики;

- оказать конкретную помощь обучающимся в решении задач ОГЭ, олимпиадных задач;

- способствовать повышению интереса к математике, развитию логического мышления.

      Программа математического кружка содержит занимательные задачи, исторические экскурсы, математический фольклор разных стран, задачи на переливание, метод неопределённых коэффициентов и метод математической индукции и другой материал, способствующий повышению интереса к математике.

      С каждым годом всё шире и шире проводятся различные математические олимпиады, внедряется и в 9 класс ОГЭ. Это, безусловно повышает интерес к математике, но к олимпиадам и к ЕГЭ обучающихся надо готовить, так как ученику недостаточно знать, только то, что разобрано на уроках математики, чтобы успешно выступить на олимпиаде и сдать ОГЭ, ЕГЭ.

       Состояние математической подготовки учащихся характеризируется в первую очередь умением решать задачи. С другой стороны, задачи – это основное средство развития математического мышления обучающихся. Занимательны задачи на переливание, нестандартны сложные задачи, познавательны решения задач с помощью систем уравнений. Они развивают любознательность, сообразительность, интуицию, наблюдательность, настойчивость в преодолении трудностей.

     Подготовка к ЕГЭ требует от учащихся повторения материала программы основной школы, что и достигается при преобразовании алгебраических выражений, в решении неравенств, построении графиков функций  и т.д.

      Этот кружок, рассчитанный на 35 ч (1 ч в неделю) дополняет базовую программу, способствует развитию познавательной активности, интереса к математике, повышению математической культуры. Математических кружок позволяет ученикам утвердиться в своих способностях.

 

Требования к уровню подготовки учащихся

По окончании обучения учащиеся должны знать:

- нестандартные методы решения различных математических задач;

- логические приемы, применяемые при решении задач;

- историю развития математической науки, биографии известных ученых-математиков.

По окочании обучения учащиеся должны уметь:

- рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию;

- систематизировать данные в виде таблиц при решении задач, при составлении математических кроссвордов, шарад и ребусов;

- применять нестандартные методы при решении программных задач

темы

Содержание материала

  

Формы работы 

1.

(2 ч)

 Вводное занятие. Цель и задачи математического кружка. Организация самостоятельной и индивидуальной работы.

Решение задач на движение

Беседа, объяснение, творческая работа

2

(2 ч)

Групповая работа

Групповая работа

3.

(2 ч)

Задачи на переливание. Занимательные задачи.

Индивидуальная работа

4.

(2 ч)

Системы уравнений с двумя переменными

Групповая работа

5.

(2 ч)

Решение задач с помощью систем уравнений

Самостоятельная работа

6.

(2 ч)

Сложные задачи. Геометрическое место точек.

Практическая работа

 

7.

(2 ч)

 Подготовка к ОГЭ. Степень с целым показателем

Парная работа

 

8.

(2 ч)

Решение уравнений n –ой степени  (по теореме Безу)

Исследовательская работа

9.

(2 ч)

Отношения. Пропорции

Самостоятельная работа

10.

(1 ч)

Занимательные задачи. Математический фольклор разных стран.

 

Творческая работа

11.

(2 ч)

 Подготовка к ОГЭ. Преобразование алгебраических выражений

Групповая работа

Индивидуальная работа

12.

(2 ч)

Преобразование выражений, содержащих квадратные корни

13.

(2 ч)

Решение квадратных уравнений

Самостоятельная работа

14.

(2 ч)

Подготовка к ОГЭ. Решение неравенств

Исследовательская работа

15.

(2 ч)

Область определение функции

Групповая работа

Практическая работа

16.

(2 ч)

Функции и графики

17.

(2 ч)

Решение рациональных и иррациональных уравнений

Самостоятельная работа

18.

(2 ч)

Занимательные комбинаторные задачи.

Групповая работа

 

Тематическое планирование работы кружка

«Занимательная математика»

(1 ч в неделю, всего 35 ч)

 

Тема

Коли

чество часов

1.

Решение задач на движение

2 ч

2.

Решение задач на проценты

2 ч

3.

Задачи на переливание. Занимательные задачи.

2 ч

4.

Системы уравнений с двумя переменными

2 ч

5.

Решение задач с помощью систем уравнений

2 ч

6.

Сложные задачи. Геометрическое место точек.

2 ч

7.

Подготовка к ОГЭ. Степень с целым показателем

2 ч

8.

Решение уравнений n –ой степени  (по теореме Безу)

2 ч

9.

Отношения. Пропорции

2 ч

10.

Занимательные задачи. Математический фольклор разных стран.

1 ч

11.

 Подготовка к ГИА. Преобразование алгебраических выражений

 

2 ч

12.

Преобразование выражений, содержащих квадратные корни

2 ч

13.

Решение квадратных уравнений

2 ч

14.

Подготовка к ОГЭ. Решение неравенств

2 ч

15.

Область определение функции

2 ч

16.

Функции и графики

2 ч

17.

Решение рациональных и иррациональных уравнений

2 ч

18.

Занимательные комбинаторные задачи.

2 ч

  Литература для учителя и учащихся:

 1. Математические кружки в школе. 5-8 классы. А.В Фарков.

Москва.: Айрис-пресс, 2006 г

2. Математика 9 класс. Подготовка к ОГЭ- . Под редакцией Ф.Ф.Лысенко, С.Ю.Кулабухова. Легион-М Ростов –на- Дону, 2023 г.

3. Домашняя математика. М.В.Ткачева.: Москва. Просвещение,

1994 г.

4. Подготовка к математическим олимпиадам, издательство Казанского университета, авт.Д.Х.Муштари, 2000 г

5. Интернет ресурсы