ПРИНЯТО НА ЗАСЕДАНИИ

педагогического совета № ____

Протокол педагогического совета № ____

От ________________________________

УТВЕРЖДЕНО

Приказом № ______ от ______________

Заведующий

__________________Н.С.Доброходова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Средней группы

(возраст детей 5-6 лет)

Составитель программы:

Старший воспитатель: Яцкова Г.А.

Воспитатель: Щербакова О.Ю.

2022-2023 учебный год

Содержание

I

Целевой раздел

1.1.

Пояснительная записка

1.2.

Цель и задачи

1.3.

Принципы и подходы

1.4.

Значимые для разработки программы характеристики

1.5.

Планируемые результаты

II

Содержательный раздел

2.1.

Возрастные особенности

2.2.

Проектирование воспитательно – образовательного процесса

2.2.1.

Образовательная область «Речевое развитие»

2.2.2.

Образовательная область «Познавательное развитие»

2.2.3.

Образовательная область «Физическое развитие»

2.2.4.

Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»

2.2.5.

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»

III

Организационный раздел

3.1.

Взаимодействие с семьями воспитанников

3.2.

Организация предметно – пространственной среды

3.3.

Режим дня

3.4.

Сетка занятий

3.5.

Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий

3.6.

Паспорт группы

3.7.

Аннотация рабочей программы

I. Целевой раздел

Пояснительная записка

Рабочая программа (далее-Программа) разработана в соответствии с основной образовательной программой МАДОУ «Детский сад «Непоседы» с учетом психофизических особенностей детей группы №__8__, (5-6 лет) и отражает особенности содержания и организации образовательного процесса в группе.

Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста с 5 до 6 лет в различных видах детской деятельности, с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физических особенностей в соответствии с пятью образовательными областями: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Программа направлена на:

создание условий для развития ребёнка, открывающих

возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;

на создание развивающей предметно – прос

транственной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

создание единого образовательного пространства «ребенок-родитель-педагог»

Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации.

Для гарантированной реализации ФГОС в четко определенные временные рамки образовательная нагрузка рассчитывается на 9 месяцев, без учета новогодних каникул и трех летних месяцев.

Время занятий и их количество в день регламентируется Образовательной программой и СанПиНом (не более 2- занятий в день до 20 минут). Обязательным элементом каждого занятия является физкультминутка, которая позволяет отдохнуть, снять мышечное и умственное напряжение. Занятия с детьми, в основе которых доминирует игровая деятельность, в зависимости от программного содержания, проводятся фронтальные, подгрупповые, индивидуальные. Такая форма организации занятий позволяет педагогу уделить каждому воспитаннику максимум внимания, помочь при затруднении, побеседовать, выслушать ответ.

Цели

и задачи реализации программы 

Цель: Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.

Особое внимание в программе уделено развитию личности ребёнка, сохранению и укреплению здоровья детей. Цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкальной, чтения.

Задачи:

Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребёнка.

Создание в группе атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительны

ми, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству.

Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности. Их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.

Творческая организация воспитательно-образовательного процесса.

Вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребёнка.

Уважительное отношение к результатам детск

ого творчества.

Единство подходов к воспитанию детей в условиях детского сада и семьи

Принципы и подходы к формированию программы

Содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребёнка и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.

Построение и реализация Программы осуществляется на основе принципов дошкольного образования:

Полное проживан

ие ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития;

Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится суб

ъектом образования;

научной обоснованности и практической применимости;

содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;

поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

сотрудничес

тво с семьей;

приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

учет этнокультурной ситуации развития детей;

возрастна

я адекватность дошкольного образования

Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, особенности образовательного процесса.

Основными участниками реализации Программы являются: дети среднего возраста (возраст от 4 до 5 лет), их родители (законные представители) и педагоги (воспитатель и музыкальный руководитель, инструктор по ФИЗО, педагоги дополнительного образования, узкие специалисты).

Возрастная группа – средний возраст (дети от 4 до 5 лет).

Количество детей в группе:_____ человек.

Мальчики: ______ Девочки: ________

Паспорт группы прилагается (Приложение 1)

Реализация Программы осуществляется в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей всесторонне развитие ребенка, в организованной образовательной деятельности.

Ожидаемые образовательные результаты (целевые ориентиры)

Ожидаемые образовательные результаты освоения Программы — это не то, что ребенок должен освоить в обязательном порядке. Ожидаемые образовательные результаты следует рассматривать как социально нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка, как целевые ориентиры для педагогов и родителей, обозначающие направленность воспитательной деятельности взрослых.

Мотивационные образовательные результаты

Предметные образовательные результаты

Ценностные представления и мотивационных ресурсы

Знания, умения, навыки

Инициативность.

Позитивное отношение к миру, к другим людям вне зависимости от их социального происхождения, этническ

ой принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических особенностей.

Позитивное отношения к самому себе, чувство собственного достоинства, уверенность в своих силах.

Позитивное отношение к разным видам труда, ответственность за нач

атое дело.

Сформированность первичных ценностных представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремление поступать правильно, «быть хорошим».

Патриотизм, чувство гражданской принадлежности и социальной ответственности.

Уважительное отношение

к духовно-нравственным ценностям, историческим и национально-культурным традициям народов нашей страны.

Отношение к образованию как к одной из ведущих жизненных ценностей.

Стремление к здоровому образу жизни.

Овладение основными культурными способами

деятельности, необходимыми для осуществления различных видов детской деятельности.

Овладение универсальными предпосылками учебной деятельности — умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Овладение начальными з

наниями о себе, семье, обществе, государстве, мире.

Овладение элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п., знакомство с произведениями детской литературы.

Овладение основными культурно-гигиеническими

навыками, начальными представлениями о принципах здорового образа жизни.

Хорошее физическое развитие (крупная и мелкая моторика, выносливость, владение основными движениями).

Хорошее владение устной речью, сформированность предпосылок грамотности.

Универсальные образовательные результаты

Когнитивные способности

Коммуникативные способности

Регуляторные способности

Любознательность.

Развитое воображение.

Умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, находить оптимальные пути решения.

Способность самостоятельно выделять и формулировать цель.

Умение искать и выделять необходимую информацию.

Умение анализировать, выделять главное и второстепенное, составлять целое из частей, классифицировать, моделировать.

Умение устанавливать причинно-

следственные связи, наблюдать, экспериментировать, формулировать выводы.

Умение доказывать, аргументированно защищать свои идеи.

Критическое мышление, способность к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения.

Умение общаться

и взаимодействовать с партнерами по игре, совместной деятельности или обмену информацией.

Способность действовать с учетом позиции другого и согласовывать свои действия с остальными участниками процесса.

Умение организовывать и планировать совместные дейст

вия со сверстниками и взрослыми.

Умение работать в команде, включая трудовую и проектную деятельность.

Умение подчиняться правилам и социальным нормам.

Целеполагание и планирование (способность планировать свои действия, направленные на достижение конкрет

ной цели).

Прогнозирование.

Способность адекватно оценивать результаты своей деятельности.

Самоконтроль и коррекция.

II. Содержательный раздел

III. Организационный раздел

Аннотация рабочей программы

Аннотация рабочей программы

Рабочая программа старшей группы (далее Программа) спроектирована с учетом основной образовательной программы дошкольного образования МАДОУ «Детский сад «Непоседы», в соответствии с введением в действие ФГОС дошкольного образования, ФОП ДО, образовательных потребностей детей 5-6 лет и запросов родителей.

Она определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса во второй младшей группе ДОУ. Программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 5 до 6 лет учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.

В ней учтены концептуальные положения реализуемой в ДОУ комплексной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой.

Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативно- правовыми документами:

1. Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

2. Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся".

3. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 июля 2020г. № 373 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».

4. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

5. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания";

6. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384).

7. Приказом № 31 от 21 января 2019 года «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования», утвержденный приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155

8.Письмом Минобрнауки Росси и от 28.02.2014 N 08 -249 "Комментарии к ФГОС дошкольного образования ";

9. Приказом Минпросвещения России от 25.11.2022 N 1028 "Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 28.12.2022 N 71847) .

10. Устав МАДОУ «Детский сад «Непоседы»

Рабочая программа является «открытой» и предусматривает вариативность, интеграцию, изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости. Содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.

Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей среднего возраста.

Цель: Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.

Особое внимание в программе уделено развитию личности ребёнка, сохранению и укреплению здоровья детей. Цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкальной, чтения.

Задачи:

Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребёнка.

Создание в группе атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству.

Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности. Их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.

Творческая организация воспитательно-образовательного процесса.

Вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребёнка.

Уважительное отношение к результатам детского творчества.

Единство подходов к воспитанию детей в условиях детского сада и семьи

Программа направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру.

Содержание рабочей программы составлено с учетом принципов и подходов к формированию образовательных программ, отраженных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования:

1. полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

2. построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее – индивидуализация дошкольного образования);

3. содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4. поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

5. сотрудничество ДОУ с семьей;

6. приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

7. формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в разных видах детской деятельности;

8. возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

Реализация поставленной цели осуществляется в процессе разнообразных видов деятельности. Таким образом, решение программных задач осуществляется в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

Содержание рабочей программы включает интеграцию образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по пяти образовательным областям:

1. социально – коммуникативное развитие,

2. познавательное развитие,

3. речевое развитие,

4. художественно – эстетическое,

5. физическое развитие.