КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Дата

Тема урока

Содержание

Примечание

I четверть (18 ч.)

1

Установление положительного эмоционального контакта.

Совместные игровые упражнения на установление положительного эмоционального контакта: здоровается, прощается с педагогом, с игровым персонажем, отыскивает взглядом объект.

2

Реакция на эмоциональные раздражители.

Развитие реакции на эмоциональные раздражители (различные яркие звучащие доступные восприятию игрушки, предметы).

3

Основы эмоционального реагирования.

Игры и игровые упражнения, формирующие основы эмоционального реагирования. Развитие умения разглядывать себя в зеркале.

4

Сосредоточение взгляда.

Игровые ситуации, в ходе которых обучающийся побуждается к сосредоточению взгляда на глазах, губах, жестах говорящего, к реакции на одобряющий тон педагога.

5

Ответная реакция на обращенную речь.

Стимулирование ответной реакции на обращенную речь, сопровождаемую прикосновениями, жестами, совместными действиями.

6

Игра «Я – ты».

Упражнения на различение понятий «я – ты» (поочередное повторение своего имени и имени обучающихся, подкрепленное жестом).

7

Реакция на речевое обращение.

Стимуляция реакции на речевое обращение в совместных играх и игровых упражнениях: играть в сенсомоторные игры, сопровождая их чтением ритмичных стихов.

8

Выражение своих чувств в играх и игровых действиях.

Стимуляция выражения своих чувств в играх и игровых действиях: озвучивание эмоциональных реакций, педагог мимикой, тоном показывает пример эмоционального реагирования, тактильных реакций (обнимает, берет за руку, хлопает в ладоши), одобряет реакции подражания, всегда реагирует на проявления обучающимся своего настроения, самочувствия.

9

Выполнение элементарных инструкций.

Выполнение элементарных инструкций (дай руку, на). Педагог просит ученика выполнить то или иное действие, подкрепляя свою просьбу жестом, использует тактильную стимуляцию, комментирует совместные действия, поощряет их.

10

Обучение пониманию вербальных и невербальных высказываний при физическом контакте.

Обучение пониманию вербальных и невербальных высказываний при физическом контакте с обучающимся (посадить себе на колени, погладить), во время выполнения движений (хлопать в ладоши, еда, гигиенический уход), предъявления визуальных раздражителей (яркие игрушки, картинки), звуковых раздражителей (напевание песенки, подкрепление своих действий словами).

11

Обучение пониманию речевых сигналов.

Обучение пониманию речевых сигналов и реагированию на них (узнавать свое имя, реагировать на просьбу, слушать запреты, радоваться похвале). Обращаться к ребенку (подростку) по имени, использовать простые инструкции, слова – запреты и слова – поощрения, эмоционально интонируя речь, сопровождая ее тактильными подсказками.

12

Обучение пониманию речевых сигналов.

Обучение пониманию речевых сигналов и реагированию на них (узнавать свое имя, реагировать на просьбу, слушать запреты, радоваться похвале). Обращаться к ребенку (подростку) по имени, использовать простые инструкции, слова – запреты и слова – поощрения, эмоционально интонируя речь, сопровождая ее жестами, встраивать обращение со словами вежливости в обычный распорядок дня, отслеживать и эмоционально поощрять ответные реакции ребенка (подростка).

13

Сопровождение свои действий, эмоций, желаний коммуникативными средствами.

Учить сопровождать свои действия, эмоции, желания коммуникативными средствами (звуками, жестами, мимикой).

14

Игра «Я и мое лицо».

Игры и игровые упражнения на развитие выразительности лица: позволять ученику разглядывать свою мимику в зеркале, имитировать его мимику, а также своей мимикой побуждать его к аналогичному ответу.

15

Игра «Я хочу поиграть в...».

Создание ситуаций выбора (педагог спрашивает: «Во что ты хочешь играть: в мяч или машинку?» - и ждет, когда обучающийся взглядом или жестом обозначит свой выбор).

16

Развитие речи с помощью тактильных стимулов.

Совместные действия, побуждающие к речевым и невербальным высказываниям с помощью тактильных стимулов (похлопывать, щекотать).

17

Развитие речи с помощью моторных стимулов.

Совместные действия, побуждающие к речевым и невербальным высказываниям с помощью моторных стимулов (раскачивать гамак, качели, ритмично хлопать).

18

Развитие речи с помощью акустических стимулов.

Совместные действия, побуждающие к речевым и невербальным высказываниям с помощью акустических стимулов (шумы – вам, тук – тук, ой).

Дата

Тема урока

Содержание

Примечание

II четверть (14 ч.)

1

Установление положительного эмоционального контакта.

Совместные игровые упражнения на установление положительного эмоционального контакта: здоровается, прощается с педагогом, с игровым персонажем, отыскивает взглядом объект.

2

Игры и игровые упражнения на сосредоточении взгляда.

Игровые ситуации, в ходе которых обучающийся побуждается к сосредоточению взгляда на глазах, губах, жестах говорящего, к реакции на одобряющий тон педагога.

3

Игра «Я – ты».

Упражнения на различение понятий «я – ты» (поочередное повторение своего имени и имени обучающихся, подкрепленное жестом).

4

Формирование образа тела.

Сопряженные игровые действия на формирование образа тела, игры перед зеркалом (показ на себя и педагога при чтении им ритмичных стихов), называние ребенка (подростка) по имени с одновременным подкреплением жеста, прикосновением, выражением одобрения его реагирования на свое имя.

5

Стимулирование голосовых реакций на раздражители.

Стимулирование голосовых реакций на раздражители в совместной деятельности с педагогом на музыкально-терапевтических занятиях.

6

Стимуляция реакции на речевое обращение.

Стимуляция реакции на речевое обращение в совместных играх и игровых упражнениях: во время обращения к ученику взять его за руки, приблизить свое лицо к его лицу, сопровождать активные действия обучающегося речью).

7

Выполнение элементарных инструкций.

Выполнение элементарных инструкций (дай руку, на). Педагог просит ученика выполнить то или иное действие, подкрепляя свою просьбу жестом, использует тактильную стимуляцию, комментирует совместные действия, поощряет их.

8

Сопровождение своих действий коммуникативными средствами.

Учить сопровождать свои действия, эмоции, желания коммуникативными средствами (звуками, жестами, мимикой).

9

Игры и игровые упражнения на развитие выразительности лица.

Игры и игровые упражнения на развитие выразительности лица: позволять ученику разглядывать свою мимику в зеркале, имитировать его мимику, а также своей мимикой побуждать его к аналогичному ответу.

10

Игра «Я хочу поиграть в …».

Создание ситуаций выбора (педагог спрашивает: «Во что ты хочешь играть: в мяч или машинку?» - и ждет, когда обучающийся взглядом или жестом обозначит свой выбор).

11

Развитие речи с помощью тембра голоса и последовательности звуков.

Совместные действия, побуждающие к речевым и невербальным высказываниям с помощью тембра и последовательности звуков (бимбам, тик – так, звуков издаваемых животными, стихов, песен).

12

Игры и игровые упражнения, формирующие основы эмоционального реагирования.

Игры и игровые упражнения, формирующие основы эмоционального реагирования. Развитие умения разглядывать себя в зеркале.

13

Развитие речи с помощью оптических стимулов.

Совместные действия, побуждающие к речевым и невербальным высказываниям с помощью оптических стимулов (говорящие и музыкальные игрушки).

14

Развитие речи с помощью эмоциональных стимулов.

Совместные действия, побуждающие к речевым и невербальным высказываниям с помощью эмоциональных стимулов (предметы, которые особенно интересуют ребенка, побуждают его просить продолжения игры с ними.

Дата

Тема урока

Содержание

Примечание

III четверть (18 ч.)

1

Установление положительного эмоционального контакта.

Совместные игровые упражнения на установление положительного эмоционального контакта: здоровается, прощается с педагогом, с игровым персонажем, отыскивает взглядом объект.

2

Стимулирование ответной реакции на обращенную речь.

Стимулирование ответной реакции на обращенную речь, сопровождаемую прикосновениями, жестами, совместными действиями.

3

Игра «Зеркало».

Совместные игры перед зеркалом, поочередное повторение своего имени и имени обучающегося, подкрепленное жестом, игры на подражание, создание условий для общения со сверстниками.

4

Игры и игровые упражнения направленные на сосредоточение взгляда.

Игровые ситуации, в ходе которых обучающийся побуждается к сосредоточению взгляда на глазах, губах, жестах говорящего, к реакции на одобряющий тон педагога.

5

Стимуляция реакции на речевое обращение в совместных играх и игровых упражнениях.

Стимуляция реакции на речевое обращение в совместных играх и игровых упражнениях: в одинаковых ситуациях обращаться к нему с одними и теми же словами (приветствие, прощание, требования), позволять трогать свои губы, щеки, нос, при этом четко произнося звуки, звуковые цепочки, слова.

6

Игра «Я – ты».

Упражнения на различение понятий «я – ты» (поочередное повторение своего имени и имени обучающихся, подкрепленное жестом).

7

Формирование образа тела.

Сопряженные игровые действия на формирование образа тела, игры перед зеркалом (показ на себя и педагога при чтении им ритмичных стихов), называние ребенка (подростка) по имени с одновременным подкреплением жеста, прикосновением, выражением одобрения его реагирования на свое имя.

8

Стимуляция выражения своих чувств в играх и игровых действиях.

Стимуляция выражения своих чувств в играх и игровых действиях: озвучивание эмоциональных реакций, педагог мимикой, тоном показывает пример эмоционального реагирования, тактильных реакций (обнимает, берет за руку, хлопает в ладоши), одобряет реакции подражания, всегда реагирует на проявления обучающимся своего настроения, самочувствия.

9

Развитие реакции на эмоциональные раздражители.

Развитие реакции на эмоциональные раздражители (различные яркие звучащие доступные восприятию игрушки, предметы).

10

Выполнение элементарных инструкций.

Выполнение элементарных инструкций (дай руку, на). Педагог просит ученика выполнить то или иное действие, подкрепляя свою просьбу жестом, использует тактильную стимуляцию, комментирует совместные действия, поощряет их.

11

Обучение пониманию вербальных и невербальных высказываний.

Обучение пониманию вербальных и невербальных высказываний при физическом контакте с обучающимся (посадить себе на колени, погладить), во время выполнения движений (хлопать в ладоши, еда, гигиенический уход), предъявления визуальных раздражителей (яркие игрушки, картинки), звуковых раздражителей (напевание песенки, подкрепление своих действий словами).

12

Сопровождение своих действий коммуникативными средствами.

Учить сопровождать свои действия, эмоции, желания коммуникативными средствами (звуками, жестами, мимикой).

13

Игры и игровые упражнения на развитие выразительности лица.

Игры и игровые упражнения на развитие выразительности лица: позволять ученику разглядывать свою мимику в зеркале, имитировать его мимику, а также своей мимикой побуждать его к аналогичному ответу.

14

Игра «Я хочу поиграть в…».

Создание ситуаций выбора (педагог спрашивает: «Во что ты хочешь играть: в мяч или машинку?» - и ждет, когда обучающийся взглядом или жестом обозначит свой выбор).

15

Игра «Да, нет».

Позволять обучающемуся выбирать предметы и игры, а также давать ему возможность принять что – либо или отказаться от этого, выражая доступным образом «да» и «нет», в дальнейшем использовать тот же способ выражения согласия и несогласия.

16

Выполнение естественных жестов, формирование способности к имитации.

Сопряженное в (в индивидуальных случаях отраженное) выполнение естественных жестов, формирование способности к имитации, способности удерживать зрительный контакт. Педагог отмечает естественные жесты, используемые обучающимися и реагирует на них, удовлетворяя потребность, которую тот выражает, поощряет обучающегося похвалой, тактильными прикосновениями.

17

Выполнение естественных жестов, формирование способности к имитации.

Сопряженное в (в индивидуальных случаях отраженное) выполнение естественных жестов, формирование способности к имитации, способности удерживать зрительный контакт. Педагог отмечает естественные жесты, используемые обучающимися и реагирует на них, удовлетворяя потребность, которую тот выражает, поощряет обучающегося похвалой, тактильными прикосновениями.

18

Игра «Стоп игра».

Стоп – игра (педагог играет с учеником в его любимую игру, останавливается, спрашивает: «Еще?» - ждет, когда тот ответит доступным ему способом).

Дата

Тема урока

Содержание

Примечание

IV четверть (16 ч.)

1

Установление положительного эмоционального контакта.

Совместные игровые упражнения на установление положительного эмоционального контакта: здоровается, прощается с педагогом, с игровым персонажем, отыскивает взглядом объект.

2

Выполнение элементарных инструкций.

Выполнение элементарных инструкций (дай руку, на). Педагог просит ученика выполнить то или иное действие, подкрепляя свою просьбу жестом, использует тактильную стимуляцию, комментирует совместные действия, поощряет их.

3

Игра «Зеркало».

Совместные игры перед зеркалом, поочередное повторение своего имени и имени обучающегося, подкрепленное жестом, игры на подражание, создание условий для общения со сверстниками.

4

Игры и игровые упражнения, формирующие основы эмоционального реагирования.

Игры и игровые упражнения, формирующие основы эмоционального реагирования. Развитие умения разглядывать себя в зеркале.

5

Игра «Я – ты».

Упражнения на различение понятий «я – ты» (поочередное повторение своего имени и имени обучающихся, подкрепленное жестом).

6

Игры и игровые упражнения направленные на сосредоточение взгляда.

Игровые ситуации, в ходе которых обучающийся побуждается к сосредоточению взгляда на глазах, губах, жестах говорящего, к реакции на одобряющий тон педагога.

7

Формирование образа тела.

Сопряженные игровые действия на формирование образа тела, игры перед зеркалом (показ на себя и педагога при чтении им ритмичных стихов), называние ребенка (подростка) по имени с одновременным подкреплением жеста, прикосновением, выражением одобрения его реагирования на свое имя.

8

Сопровождение своих действий, коммуникативными средствами.

Учить сопровождать свои действия, эмоции, желания коммуникативными средствами (звуками, жестами, мимикой).

9

Игры и игровые упражнения на развитие выразительности лица.

Игры и игровые упражнения на развитие выразительности лица: позволять ученику разглядывать свою мимику в зеркале, имитировать его мимику, а также своей мимикой побуждать его к аналогичному ответу.

10

Игра «Я хочу поиграть в…».

Создание ситуаций выбора (педагог спрашивает: «Во что ты хочешь играть: в мяч или машинку?» - и ждет, когда обучающийся взглядом или жестом обозначит свой выбор).

11

Игра «Да, нет».

Позволять обучающемуся выбирать предметы и игры, а также давать ему возможность принять что – либо или отказаться от этого, выражая доступным образом «да» и «нет», в дальнейшем использовать тот же способ выражения согласия и несогласия.

12

Игра «Хочу, не хочу».

Создание ситуаций, в которых обучающийся может выразить свое согласие несогласие.

13

Игра «Хочу, не хочу».

Создание ситуаций, в которых обучающийся может выразить свое согласие несогласие.

14

Игра «Хочу, не хочу».

Создание ситуаций, в которых обучающийся может выразить свое согласие несогласие.

15

Игра «Хочу, не хочу».

Создание ситуаций, в которых обучающийся может выразить свое согласие несогласие.

16

Выполнение естественных жестов, формирование способности к имитации.

Сопряженное в (в индивидуальных случаях отраженное) выполнение естественных жестов, формирование способности к имитации, способности удерживать зрительный контакт. Педагог отмечает естественные жесты, используемые обучающимися и реагирует на них, удовлетворяя потребность, которую тот выражает, поощряет обучающегося похвалой, тактильными прикосновениями.