Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с.Нижнетроицкий

муниципального района Туймазинский район

Республики Башкортостан

«Согласовано»

Заместитель директора школы по ВР

Башмакова В.Е.

_________________

« » августа 2021 г.

«Утверждаю»

Директор школы

Т.С.Гареева

__________________

Приказ № _______

от « » августа 2021 г.

Рабочая программа по внеурочной деятельности

системы наставничества "Учитель - Ученик"

"Школьный Музей"

Составитель:

учитель истории и обществознания

высшей категории

Каптелинина Ольга Павловна

Село Нижнетроицкий 2021 год

Рабочая программа по внеурочной деятельности

системы наставничества "Учитель - Ученик"

"Школьный Музей"

Программа внеурочной деятельности “Школьный Музей” по духовно-нравственному и патриотическому направлению разработана для Совета школьного Музея истории школы и села Нижнетроицкий, в который входяи обучающихся 6-11 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся.

Пояснительная записка

программы внеурочной деятельности “Школьный музей

для Совета школьного Музея истории школы и села Нижнетроицкий

В общественной атмосфере сегодняшнего дня, когда бескорыстие, милосердие, доброта, патриотизм стали дефицитом, духовно-нравственное возрождение человека – это проблема, от решения которой зависит будущее страны. Назрела необходимость в качестве ведущих аспектов воспитательной деятельности школы вычленить нравственные нормы и ценности. Поэтому основная задача образования и воспитания ─ возрождение духовно-патриотического самосознания, пробуждение интереса к национальной культуре, формирование активной жизненной позиции подрастающего поколения, приобщении его к нравственным, духовным ценностям, традициям своего народа, воспитание гражданственности, патриотизма.

Нацеленность на духовно-нравственное, патриотическое воспитание, формирование гражданственности, потребности творить и самосовершенствоваться продиктована

- социальным заказом: обществу нужна личность с богатым духовным, нравственным потенциалом, способная к творчеству, обладающая высокой культурой и гражданской ответственностью, патриот;

- ФГОС, предполагающим достижение современного национального воспитательного идеала.

Программа составлена на основе следующих нормативных документов:

Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897, зарегистрированного в Министерстве юстиции РФ 01 февраля 2011 года № 19644 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования»;

Образовательной программы ОУ;

В программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Программа внеурочной деятельности “Школьный Музей по духовно-нравственному и патриотическому направлению разработана для обучающихся 6-11 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся через наставничество по системе "Учитель-Ученик".

Актуальность программы заключается в усилении внимания на развитие и воспитание личности обучающихся, обеспечивающих формирование основ гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа, воспитания нравственности ребенка, освоения основных социальных ролей, норм и правил. Новизна программы состоит в том, что она обеспечивает овладение ключевыми компетенциями школьников в воспитательном аспекте необходимых для гармоничного развития личности.

В школе созданы условия для реализации разработанной программы, обеспечивающей духовно-нравственное развитие обучающихся на основе их приобщения к базовым российским ценностям, ценностям семьи, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России. Воспитательно-образовательный процесс в основной школе направлен на развитие и воспитание ребенка в духе любви к Родине, уважения к культурно-историческому наследию России, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье.

Как подчеркивается в Концепции модернизации Российского образования, развивающемуся обществу необходимы инициативные люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема развития социальной активности молодежи.

Объединение детского и молодежного движений, взаимопроникновение содержания их деятельности, введение института наставничества учителей по отношению к школьникам, позволит создать единое воспитательное пространство, объединяющее обучающихся общего и дополнительного образования, которое выведет воспитательный процесс на новый уровень, создаст условия для взаимообогащения в личностном плане всех его участников.

Наставник руководитель школьного Музея истории школы и села Нижнетроицкий наставляемые – обучающиеся МАОУ СОШ села Нижнетроицкий. Обстоятельство, что в школе создано Объединение "Школьный Музей" , позволяет сделать больший уклон на гражданско-патриотическое воспитание школьников, эффективнее корректировать их нравственные установки, растить настоящих граждан и патриотов своей страны.

Концептуальные основы программы

Наставничество, как вид волонтерской деятельности – старейший метод передачи опыта. Очевидно, что подростку необходимо овладеть социально-жизненными навыками для успешной социально-психологической адаптации и социализации в обществе. Наставник, способный стать значимым «взрослым» для подростка, способный найти подход, раскрыть его возможности и интересы сможет оказать социально-психолого-педагогическую помощь и поддержку.

Обязательным условием во взаимоотношении подростка и наставника является - доверие. Именно поэтому с наставником за небольшой срок можно научиться большему, чем без него за всю жизнь. И научиться именно тому, что нужно для достижения успеха. Наставничество невероятно мощная форма личного развития, которая может привести к реальным результатам. Процесс воспитания активности строится на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия наставника и наставляемого.

Воспитательное значение примера социальной инициативы, глубина ее воздействия на самого инициатора и его ближайшее окружение могут оказывать моральное и духовное влияние, сопоставимое с эффективностью специально организованной воспитательной работы образовательных учреждений, педагогов, семьи. Этот период отличается повышенной интеллектуальной активностью, желанием развивать, демонстрировать свои способности, стремлением получать высокую оценку со стороны.

Приобретение социального опыта молодого человека зависит от того, какие межличностные отношения складываются во всех конкретных малых группах, в которые он входит. Приобщению к активной социальной, досуговой, познавательной и другим видам деятельности способствует программа дополнительного образования "Школьный Музей".

Данная программа призвана сформировать в участниках патриотического объединения лидеров, способных вести за собой своих сверстников, как умелых организаторов разнообразных интересных дел. Содержание проектов, входящих в программу, таково, что способствует формированию активной гражданской позиции и создает мотивацию на принятие активной социальной роли даже у тех обучающихся, которые в силу ряда причин не имеют ярко выраженных лидерских способностей. В настоящее время особенно остро ощущается необходимость восстановления утраченных общечеловеческих ценностей: гуманизма и милосердия, человеколюбия и сострадания, которые должны воспитываться в молодежи.

Эффективность практики наставничества в МАОУ СОШ с.Нижнетроицкий муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан заключается в том, что перечень методических мероприятий образует систему, которая имеет цель, структуру, специально сформированные, действующие связи и отношения между компонентами, и обязательно продуктом её деятельности являются показатели личностного роста обучающихся, развитие их творческого потенциала и личностных компетенций.

Цель программы: социально-педагогическая и социально-культурная поддержка собственных усилий подростка, связанных со становлением своей гражданской и индивидуальной личности, духовного наследия и достижения родного народа, народов России и всего человечества.

Поставленная цель реализуется через решение задач

Создание комфортной обстановки, благоприятных условий для социализации и успешного развития индивидуальных способностей каждого ученика с учётом интересов и имеющегося жизненного опыта;

Формирование толерантности, подготовка обучающихся к бесконфликтному, конструктивному взаимодействию с другими людьми;

Создание условий для нравственного самовыражения личности.

Развитие духовно-нравственных ценностей и утверждение их в сознании и поведении учащихся через духовное возрождение народных обычаев, семейных традиций.

В основе программы, позволяющей достичь национального воспитательного идеала, лежит системно-деятельностный подходблагодаря которому формируются базовые национальные ценности:

патриотизм, гражданственность,

социальная солидарность,

человечество, семья,

нравственность,

здоровье,

творчество, труд,

экология,

наука, образование,

интеллект, искусство,

традиционные религии России.

Цель института наставничества в МАОУ СОШ с. Нижнетроицкий - оказание поддержки и практической помощи обучающимся школы в успешной и быстрой социализации в обществе, оказание позитивного влияния при выборе ими жизненных ценностей в условиях единого воспитательно-методического пространства. Наставничество, как практика в МАОУ СОШ с. Нижнетроицкий –движение с целью добиться большего влияния и на собственную жизнь (помогая другим, наставники обретают уверенность в своих способностях, оттачивают социальные компетенции, формируют новые социальные связи).

Механизм реализации программы

Программа рассчитана на 5 лет и реализуется во внеурочной деятельности с обучающимися 7-11 классов.

Программа построена с опорой на системно-деятельностный подход и предполагает следующие виды деятельности:

творческую,

коммуникативную,

проектную,

издательскую,

социально-значимую,

поисковую.

Формы проведения занятий: аудиторные и внеаудиторные занятия

Виды деятельности:

Деловая игра, ролевая игра, викторина, инсценировка, соревнование

Творческая:

Конкурс, турнир, творческая мастерская.

Досуговая:

Виртуальная экскурсия, экскурсия в прошлое, прогулка, праздник

Коммуникативная:

Публичные презентация, аукцион, беседа, устный журнал, Библиотечный урок

Проектная:

Реализация коллективных и групповых проектов. «Край, в котором я живу»

Издательская:

Написание статей, фоторепортажи, издание спецвыпусков

Социально-значимая:

Акции «Ветеран живет рядом», уроки Памяти, благоустройство и эстетизации окружающей среды, благотворительная деятельность.

Поисковая:

Архивная работа, Музейный урок, экспедиция, экскурсия.

Данные формы способствуют развитию у обучающихся навыков общения в совместной деятельности, проявлению их личностных качеств.

Реализация этих направлений формирует у обучающихся высокую социальную активность, гражданскую ответственность, высокую духовность личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способными проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества.

Формы работы:   акции, анкетирование (тесты, опросы и т.д.), встречи с интересными людьми, выставки, защита проектов, конкурсы, конференции, круглый стол, мероприятия, «мозговой штурм», праздники, презентации, проекты, семинары, тренинги, фестивали, экскурсии, и т.д.

Часов в неделю: 1 час

Часов в год: 34 часа

Место проведения занятий: учебные кабинеты школы, учреждения дополнительного образования, музеи, библиотеки.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Программа разработана с учётом трёх основных компонентов деятельности современного педагога: гуманизация педагогического процесса, индивидуализация и дифференцированный подход, демократизация, что предполагает возможность педагога в рамках реализации данной программы достичь поставленной цели и решить педагогические задачи; а также дать возможность каждому обучающемуся — члену патриотического объединения раскрыть свои организаторские способности, реализоваться в разнообразной деятельности, самоутвердиться как личность и часть коллектива. Главным для педагога является стремление направить на такую деятельность, в ходе которой они смогут ощутить свою самостоятельность, успешность, удовольствие от проделанной работы, удовольствие от общения друг с другом.

Этапы реализации программы:
По срокам реализации программа — годичная. Условно её можно разделить на три этапа:

1 этап — начальный. Включает в себя формирование объединения, комплектование групп, диагностику личности каждого участника, расстановку приоритетов деятельности каждого члена патриотического объединения, распределение социальных ролей внутри объединения.

2 этап — основной. Погружение в разнообразную деятельность, направленную на достижение поставленной цели и решение педагогических задач с опосредованным использованием методов, форм, средств реализации программы. Подготовка и проведение мероприятий различных форм организации. Осуществление взаимодействия с различными структурами, привлечение обучающихся в социально — значимую деятельность различной направленности. Анализ и самоанализ проделанной работы.

3 этап — заключительный. Подведение итогов проделанной работы за год. Выбор каждым членам патриотического объединения приоритетного направления дальнейшей деятельности. Анализ и самоанализ личностного роста в ходе реализации данной программы. Планирование дальнейшей деятельности добровольческого объединения.

Методика работы с обучающимися строится с позиции личностно-ориентированного взаимодействия. При проведении практикумов акцент делается на самостоятельность, поисковую и творческую активность.

Все занятия, предусмотренные данной программой, содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей, в сочетании с практическими заданиями, необходимыми для формирования нравственных привычек.

Предполагаемая организация деятельности по программе будет способствовать достижению обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

В процессе освоения Программы обучающиеся должны овладеть следующими навыками:
· позитивного общения;
· принятия решения;
· решения проблем;
· критического мышления;
· межличностных контактов;
· совладения с эмоциями;
· управления стрессом и состоянием тревоги;

В ходе реализации программы ожидается:
· формирование у молодёжи высоких нравственных, морально — психологических качеств, составляющих основу патриотизма и гражданственности, чувства долга и ответственности за судьбу Отечества;
· формирование уважительного отношения к ветеранам, старшему поколению;
· участие в акциях;
· формирование более ответственной, адаптированной, здоровой личности;
·   получение необходимого опыта и навыков для реализации собственных идей и проектов;
· владение знаниями и умение аргументированно отстаивать свою позицию;

Овладеть ключевыми компетенциями:
Информационно-технологическими:
· умение  при помощи реальных объектов и информационных технологий самостоятельно искать, отбирать, анализировать и сохранять информацию по заданной теме;· умение представлять материал с помощью средств презентации, проектов;· умение и способность задавать и отвечать на вопросы по изучаемым темам с пониманием и по существу.

Коммуникативными:
· умение работать в группе: слушать и слышать других, считаться с чужим мнением и аргументировано отстаивать свое, организовывать совместную работу на основе взаимопомощи и уважения;· умение обмениваться информацией;· умение дискутировать и защищать свою точку зрения;· умение выступать на публике (аудитория класса, параллели)

Социально-личностными:
· способность вступать в дискуссию и вырабатывать свое собственное мнение;· иметь собственную определенную позицию по любому вопросу, уметь ее отстаивать.

Здоровьесберегающими компетенциями:
· умение грамотно сформулировать заповеди здорового образа жизни;

Для овладения метапредметными результатами

(сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) Программа предусматривает упражнения, способствующие активизации интеллектуальной по деятельности обучающихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал разным основаниям.

В целях формирования коммуникативных УУД

(ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) необходимо использовать задания, их формирующие. Так, с обучающимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например: «Почему?.. Как?..», которые помогают высказывать свою точку зрения, выслушать мнение одноклассников, т. е. работать коллективно или в группах, парах, а также задания на выбор ответа, альтернативного решения.

Планируемые результаты

Данная программа внеурочной деятельности способствует формированию у обучающихся личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных учебных действий.

В сфере личностных универсальных учебных действий будет формироваться внутренняя позиция школьника, ориентация на моральные нормы и их выполнение.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий будет формироваться способность контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

В сфере познавательных универсальных учебных действий обучающиеся получат знания об основных категориях и понятиях этики, основных положительных нравственных качествах человека; освоят общие понятия гражданско-правового сознания.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий будет формироваться умение учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать содержание и условия деятельности в сообщениях.

Ученики должны быть:

• дружными между собой, внимательными друг к другу и к окружающим, открыты миру и людям;

• обладать индивидуальными способностями и интересами, уметь работать творчески, уметь самостоятельно добывать знания, не пугаться нестандартных ситуаций, с интересом искать и находить их решение;

• самостоятельными, овладевая самоконтролем и самооценкой;

• способными к изменению самих себя.

Обобщенный результат деятельности основной школы представлен в портрете её выпускника в соответствии со Стандартом:

• умеющими учиться, способными организовать свою деятельность, пользоваться информационными источниками;

• обладающими основами коммуникативной культурой (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение);

• любознательный, интересующийся, активно познающий мир;

• владеющими основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

• любящий свой край и свою Родину

• уважающими и принимающими ценности семьи и общества;

• готовыми самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;

• доброжелательными,

• выполняющими правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

с активной жизненной и гражданской позицией;

уважающими историческое прошлое нашего народа;

Оценка и коррекция развития этих и других личностных результатов образовательной деятельности обучающихся осуществляется в ходе мониторинга.

Основные принципы программы:

· самоуправление;· добровольность;

· гласность;

· законность;

· непрерывность и систематичность проводимой работы;

· осознание личностной и социальной значимости своей деятельности;

· ответственное отношение к деятельности.

Основные принципы работы НАСТАВНИКА

Основными принципами наставничества являются:

Личностный поход к подростку, реализуемый в формуле: любить, понимать, принимать, сострадать, помогать;

Системность - необходимость всестороннего анализа проблемы, встающей в ходе социальной работы и реализации проектной деятельности и применения системы мероприятий, адекватных выявленной проблематике;

Оптимистическая гипотеза - вера в подростка, опора на положительное в нем, формирование деятельностного подхода «сделай себя личностью сам»;

Объективность подхода к подростку - учет возрастных особенностей личности (индивидуальных черт, склонностей, нравственной позиции);

Коммуникативность - способность к быстрому и оперативному общению, налаживанию связей и координации со всеми субъектами социально-психолого- педагогического сопровождения (администрацией образовательного учреждения, педагогами, родителями, местными властями, учреждениями культуры, социальными службами и другими категориями) для быстрого нахождения средств социально-педагогического сопровождения и помощи в решении проблемы;

Уважение достоинства и культуры всех народов;

Оказание взаимной помощи в духе партнерства и братства;

Превращение наставничества в элемент личного совершенствования, приобретения новых знаний и навыков, выявления способностей, стимулируя для этого инициативу наставляемых, предоставляя каждому возможность быть созидателем, а не пользователем;

Стимулирование чувства ответственности

Наставник может научит подростка:

- видеть и понимать проблему;

- принимать ее;

- разрешать ее.

Девиз наставников: «Мы открываем ВМЕСТЕ то, что ЗНАЮ Я».

Задача наставника:

- стать значимым «взрослым» для наставляемого;

- найти подход к наставляемому, раскрыть его творческий потенциал, оказать социально-педагогическую помощь и поддержку;

- показать наставляемому конечную цель работы;

- помочь наставляемому овладеть социально-жизненными навыками для успешной социально-психологической адаптации и социализации в обществе.

Обязательным условием во взаимоотношении подростка и наставника является - доверие. Деятельность строится на основе доверительных отношений, с опорой на шаги сотрудничества.

Шаги сотрудничества

1. Наставник проясняет подростку личное восприятие жизненной ситуации: что ему нравится в жизни, что не нравится, чтобы он хотел изменить;

2. Наставник интересуется планами подростка на будущее: кем бы хотел стать, какие у него мечты, каким он представляет себя через 5-10 лет;

3. Наставник предлагает свою помощь в достижении желаний подростка. ориентируясь на интересах подростка.

4. Наставник привлекает подростка к проектной, социальной и исследовательской деятельности, к организации праздников, акций, к участию в проектной деятельности. Все это расширяет кругозор, повышает самооценку, улучшает отношение к наставнику.

Приложение

Формы и методы деятельности наставников

Формами деятельности наставников включают: диалог или обсуждение, практикумы, беседы, семинары, дискуссии, групповые тренинги, практическая работа над проектом. совместное проведение праздничного мероприятия для представления результатов наставничества.

Взаимодействие наставника и наставляемого проходит:

- очно: в образовательном учреждении, на территории других образовательных организаций; в режиме внеурочной деятельности или в ходе интеграции в классные часы, в местах спортивного и культурного времяпрепровождения.

- дистанционно: в формате переписки в социальных сетях и/или телефонных разговоров.

Взаимодействие носит наставнический характер.

Методы работы наставника

•         наблюдение;

•         курирование – способ сохранения и поддерживания контакта наставника и подростка;

•        психолого-педагогическая поддержка – своевременное позитивное воздействие педагога, наставника и родителей на подростков с целью выработки у них адекватной самооценки, способности противостоять негативному влиянию окружающих и оказание психологической помощи в решении этих проблем;

•         консультирование – превентивная, упреждающая помощь, позволяющая выполнить ту или иную задачу

•        тренинг – многофункциональный метод преднамеренных изменений психологических феноменов человека или группы с целью гармонизации личностного бытия человека

Приложение 5

Практика наставничества «Учитель - Ученику»

Форма наставничества «УчительУченик» предполагает взаимодействие обучающихся общеобразовательного учреждения, при котором учитель оказывает весомое влияние на наставляемого, помогает тому с личностным самоопределением.

Целью такой формы наставничества является успешное формирование у школьника правил, жизненных ориентиров, повышение мотивации к познавательной деятельности, расширение метакомпетенций, появление ресурсов для осознанного выбора будущей личностной траектории развития.

Среди основных задач взаимодействия наставника с наставляемым: помощь в осознании своего личностного потенциала; развитие гибких навыков: коммуникация, целеполагание, планирование, организация; формирование устойчивого студенческого и школьного сообществ.

Результатом правильной организации работы наставников будет повышение уровня мотивированности и осознанности обучающихся среднего и старшего подросткового возраста в вопросах саморазвития, самореализации и жизненного ориентирования; активное развитие социальных навыков, необходимых для гармоничной личности; улучшение образовательных, культурных и иных результатов и укрепление школьного сообщества.

Среди оцениваемых результатов: улучшение психоэмоционального фона внутри образовательной организации; количественный и качественный рост успешно реализованных социально значимых и культурных проектов обучающихся; увеличение числа обучающихся, планирующих стать наставниками в будущем.

Тематическое планирование

N п/п

Темы

Количество часов

Участники

Дата проведения

Форма проведения

1

История школы в лицах

3

5 классы

Беседы, презентация

2

Я живу в Башкирии

3

6 классы

Беседы, презентация

3

Права и обязанности граждан

2

8 классы

Устный журнал

4

День героев

2

5-9 классы

Выпуск бюллетеня

5

Подготовка к НПК школьников, защита

7

6-8 классы

Проект

6

"Дети войны"

2

6 классы

Беседа

7

День Победы

5

5-11 классы

По особому плану

8

Экскурсии в Музей истории школы и села Нижнетроицкий

9

5- 11 классы

Экскурсии

9

Семейные ценности

3

5-7 классы

Выставка

10

Семь чудес села Нижнетроицкий

4

5-7 классы

Беседы, презентация

11

Работа с документами Музея

5

Совет музея

Архивная работа

12

Работа с проектами по гражданско-патриотическому воспитанию

5

5-10 классы

Проекты

13

Работа по организации Бессмертного полка

6

5-11 классы

Поисковая работа

14

Лица Победы

4

5-11 классы

Проект

15

Выпуск

Правового вестника

5

8-11 классы

Бюллетень

16

Уроки Победы

3

5-11 классы

Беседы, презентация

17

Уроки Добра

5

1,5 - 11 классы

Беседы, презентация

18

"Работы всякие нужны, работы всякие важны"

3

9, 11 классы

Беседы, презентация

19

Фестиваль патриотической песни

"Живая Память"

5

1-10 классы

Фестиваль

20

День живого письма

2

5-11 классы

21

Гагаринский урок "Космос - это мы"

2

6-8 классы

Беседы, презентация

22

Участие в мероприятиях РДШ-ВПН

6

7-11 классы

Беседы, презентация

23

Международный День семьи

2

5-6 классы

Беседы, презентация

24

"Поэты Великой Отечественной войны"

3

8-11 классы

Беседы, презентация

25

Дни воинской славы

5

5-11

Беседы, презентация

26

Подведение итогов

1

5-11 классы

27

Итого

103 часа

Формами контроля:

Выставки творческих работ, выполнение творческих проектов, участие в НПК школьного, муниципального, регионального и Всероссийских уровней.

Результаты контроля служат основанием для внесения корректировки в содержание и организацию процесса работы по программе; поощрения успешной деятельности и инициативы в овладении знаниями и навыками обучающимися.

Техническое оснащение образовательного процесса:

наглядные материалы (репродукции картин, фоторепродукции), аудиозаписи, видеозаписи, аудио/видео аппаратура (музыкальный центр, телевизор), мультимедийная техника (ноутбук, проектор, колонки).

Список литературных источников

Литература для учителя

Внеурочная деятельность в школе [Электронный ресурс] – Режим доступа: konf // 

www.ipkps.bsu.edu.ru

Стандарты второго поколения. Концепция под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова

.

Курочкина, И.Н. Как научить поступать нравственно / И.Н. Курочкина. -3-е изд. - М.: Флинта, 2003. -128

Степанов Е.Н. «Изучение уровня удовлетворённости родителей работой образовательного учреждения». Москва, 2009

Тисленкова, И.А. Духовно-нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А. Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. – 108 с.

Шемшурина, А.И. Нравственное воспитание школьников: методические рекомендации