РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по речевой практике
Уровень образования (класс) начальное общее, 2 класс
Количество часов : 68 часов 
Учитель Ашотия Л.Н

Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету речевая практика составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук  В.В.Воронковой – М.; Просвещение, 2019г
Владение речью (в том числе  и разговорной) - важнейшее умение, которое спонтанно формируется в детстве и помогает человеку жить в мире людей. К сожалению, для детей с умственной отсталостью, знакомиться, благодарить, спрашивать,  просить,  отвечать отказом на просьбу оказывается весьма сложным.
Речевая практика умственно отсталых детей чрезвычайна бедна и не качественна, а процесс овладения речью настолько затруднен, что к началу школьного обучения уровень речевого развития этих детей не может обеспечить успешного освоения программного материала любого из учебных предметов.
Обязательный минимум содержания и требования к уровню подготовки обучающихся  в данной программе определены в соответствие с требованиями Стандарта к результатам образования. Для разработки структуры основной образовательной программы за основу взяты концептуальные основы специального федерального государственного стандарта. 
Программа предусматривает реализацию образовательных программ 1 ступени обучения – начального общего образования. 
Основные концептуальные положения, определяющие содержание образовательной программы 
1. Дифференцированный, личностно-ориентированный подход к обучению, воспитанию и развитию каждого ребёнка; 
2. Здоровьесберегающая среда в учреждении, способствующая сохранению и укреплению здоровья всех участников образовательного процесса; 
3. Ориентация на обновление методов обучения и воспитания в специальной (коррекционной) школе VIII вида, использование эффективных современных образовательных, коррекционно-развивающих технологий (или их элементов); 
4. Основополагающие педагогические законы специальной (коррекционной) школы-интерната: уважение к личности обучающегося, воспитанника, учет индивидуальности каждого ребенка, стремление оказать ему необходимую поддержку.

Общая характеристика учебного предмета, курса
Программа учебного предмета ?Речевая практика? составлена на основе проекта Федерального  Государственного образовательного стандарта для умственно отсталых детей, проекта примерной основной образовательной программы для умственно отсталых детей, и реализует авторскую программу под редакцией В. В. Воронковой.
Рабочая программа по учебному предмету ?Речевая практика? составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта начального общего образования и на основании следующих нормативно-правовых документов:
Приказа Министерства образования Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. №1599 –  ?Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)?
Проект примерной адаптированной основной общеобразовательной программы для умственно отсталых детей.
Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук  В. В. Воронковой – М.; Просвещение, 2019г
Рабочая программа ориентирована на учебник: С.В. Комарова Устная речь 2 класс. Учебник для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Москва, ?Просвещение?, 2019
Уровень программы – адаптированный.
Основная цель предмета ?Речевая практика? развитие речевого развития умственно отсталых школьников, как средства общения, и включение обучающихся в разнообразные формы коммуникации.
Введение в программу коррекционных школ VIII вида предмета ?Речевая практика? обусловлена несовершенством речевой практики учащихся, что задерживает развитие их речи как средства общения, затрудняет включение детей в доступные формы взаимодействия в социуме
В младших классах изучение всех предметов, входящих в структуру русского языка, призвано решить следующие задачи:
―Уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и овладение на этой основе языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание);
―Формирование первоначальными ?дограмматическими? понятиями и развитие коммуникативно-речевых навыков;
―Коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;
―Формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов доступных для понимания по структуре и содержанию;
―Развитие навыков устной коммуникации;
―Формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.
- Способствовать совершенствованию речевого опыта учащихся.
- Корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей
- Формировать выразительную сторону речи
- Учить строить устные связные высказывания;
??- Воспитывать культуру речевого общения.

Содержание тем учебного курса
2 класс.
Аудирование.
Слушание, запоминание и отчетливое произнесение ряда слоговых комплексов и слов (2 слога, 2-3 слова).
Слушание и повторение слов, близких по звучанию (с опорой на наглядные средства).
Выполнение действий с предлогами.
Выполнение движений или заданий по словесной двучленной инструкции учителя с следующим словесным отчетом о действии.
Прослушивание и выполнение заданий, записанных на магнитофонной ленте.
Упражнения в различении и соотнесении с ситуационными картинками предложений, содержащих слова- ?родственники или слова, обозначающие функционально сходные предметы.
 Дикция и выразительность (эмоциональность) речи.
Общие упражнения на подвижность органов речевого аппарата (игровые приемы активизации органов речи).
Дыхательные упражнения.
Пение слогов и слов на мотивы знакомых детских песен.
Голос. Сила голоса. Громкая, тихая, шепотная речь. Индивидуальные и хоровые упражнения с использованием силы голоса в различных речевых ситуациях.
Быстрая и медленная речь. Упражнения в использовании нормального темпа речи.
Мимика и жесты.  Тренировочные упражнения в связи с речевой ситуацией, являющейся темой урока. Выражение лица: веселое, грустное, удивленное, сердитое.
Практическое использование в речевых ситуациях соответствующего тона голоса: приветливого, вежливого, грустного, испуганного, сердитого.
Подготовка речевой ситуации и организация высказывания.
Лексические темы: ?Школьная жизнь?, ?Игры детей?, ?Играем в сказку?, ?Я дома?, ?Я за порогом дома?, ?Мои товарищи в школе?, ?Любимое занятие?, ?Мир природы?.
Тематика речевых ситуаций: игры детей, моя семья, доктор Айболит, Мойдодыр, юный художник, разговор по секрету, я в зеркале, разговор с игрушкой, в гостях у бабушки, на школьной перемене, любимое занятие и др. (на усмотрение учителя).
Выявление представлений детей по теме ситуации с опорой на наглядный материал.
Называние детьми предметов и различных действий с ними. Характеристика признаков данных предметов: величина, цвет, форма, вкус, материал и др.
Совершенствование умения участвовать в вопросно-ответных диалогах.
Составление разных по содержанию предложений по определенной теме с опорой на заданную синтаксическую конструкцию.
Рассматривание атрибутов к ролевой игре, выбор роли и атрибутов к ней. Использование новых слов и предложений к ролевой игре.
Коллективное составление рассказа.
 Культура общения.
Выражение благодарности. Вежливые слова.
Адекватное использование тона голоса, мимики и жестов в различных речевых ситуациях.
Внимание к собеседнику. Поведение собеседников в ходе диалога. Тренировочные упражнения на готовом текстовом материале.

Личностные результаты по предмету 
?Речевая практика? на конец обучения во 2 классе:
Личностные результаты должны отражать:
осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к учению, как одноклассника, друга;
формирование положительного отношения к мнению учителя, сверстников; 
развитие способности оценивать результаты своей деятельности с помощью педагога и самостоятельно;
способность к элементарной самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения задания, поручения;
формирование первоначальных умений проявлять эмоции в процессе чтения и пересказа произведений, построении речевого высказывания;
развитие этических чувств (категорий: хорошо – плохо, добро - зло);
формирование первоначальных знаний об безопасности и здоровом образе жизни.
Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и достаточный. 
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.
Состав базовых учебных действий обучающихся:
Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой — составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.
Личностные базовые учебные действия

осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к учению, как одноклассника, друга;
положительное отношение к окружающей действительности осознание языка как основного средства человеческого общения; 
понимание того, что правильная устная речь – это показатель индивидуальной культуры человека; 
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
формирование умение проявлять эмоции в процессе чтения и пересказа произведений, выражать эмоции в мимике, жестах, экспрессивности высказываний;
осваивать положительный и позитивный стиль общения со сверстниками и взрослыми в школе и дома.

Регулятивные  базовые учебные действия

входить и выходить из учебного помещения со звонком;
ориентироваться в пространстве класса;
пользоваться учебной мебелью;
адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);
работать с учебными принадлежностями (учебник, наглядный материал, материал для театрализованных постановок) и организовывать рабочее место под руководством учителя;
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе с помощью учителя;
работать в группе, в паре;
участвовать в деятельности на уроках речевой практики, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников с помощью учителя.

Познавательные базовые учебные действия

выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;
читать;
писать;
наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях) под руководством и с помощью учителя.

Коммуникативные базовые учебные действия

вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс);
отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем.



Календарно-тематическое планирование по предмету 
?Речевая практика?
2 класс (VIII вид)
№ п/п
Тема
Кол-во 
часов

          Дата




План
Факт


Школьная жизнь (8 ч.)




1
Добро пожаловать! 
Поздравление с началом учебного года. Приветствие и прощание в школе и дома. Употребление слов здравствуйте, доброе утро, до свидания.
1



2.
Наша ученица. 
Выполнение инструкций по заданию учителя (организационные инструкции). Игра ?Подари улыбку? (тренировочные упражнения в изображении доброжелательного выражения лица. 
1



3.
Кто нас лечит и кормит. 
Выполнение инструкций по заданию учителя (организационные инструкции). Игра ?Подари улыбку? (тренировочные упражнения в изображении доброжелательного выражения лица. 
1



4.
Правила для школьника. 
Конструирование реплик по теме. Игра ?Дополни предложение? по условно- графическим схемам.
1



5.
Дежурим с другом (подругой). 
Выявление представлений детей по теме ситуации с помощью вопросов учителя и с опорой на иллюстративный материал Слушание песни ?Мы дежурные?, хоровые ответы учащихся на вопросы из песни
1



6.
?Ура! Перемена!? 
Чтение учителем стихотворения ?Перемена?. Познакомить школьников с основными правилами поведения на перемене
1



7.
Истории о лете. 
Отгадывание загадки о лете. Моделирование диалогов на основе изображенной на картинке ситуации. Игра ?Рассказ по кругу?
1



8.
Я расскажу вам, где отдыхал. 
Разучивание считалок. Моделирование диалогов на основе изображенной на картинке ситуации и по собственному опыту
1




Игры и игрушки (5 ч.)




9.
?Игрушки?. 
Разучивание чистоговорки То-то-то – у Антона лото. Составление предложений об игрушках, изображенных на картинке, по образцу, данному учителем.
1



10.
?Моя любимая игрушка?.  
Чтение учителем стихотворения А. Барто ?Я люблю свою лошадку?. Игра ?Назови ласково?. Игра ?Отгадай мою игрушку?.
1



11.
?Магазин игрушек?. 
Конструирование возможных диалогов между продавцом и покупателями в магазине ?Игрушки? с опорой на содержание. Ролевая игра ?Магазин игрушек?
1



12.
?Уложим куклу спать?. 
Слушание стихотворения Ю. Горея ?Колыбельная?. Выполнение игровых действий в соответствии с текстом. Устные отчеты о выполняемых действиях.
1



13.
?Мы уже не малыши?. 
Чтение стихотворения А. Барто ?Я выросла?. Называние игрушек и учебных вещей, классификация с использованием обобщающего слова. Составление предложений ?Где что находится??
1




Играем в сказку (7 ч.)


14.
Знакомство со сказкой ?Три медведя?.
Познакомить учащихся с русской народной сказкой ?Три медведя?. Разучивание чистоговорки.
1



15.
Инсценировка сказки ?Три медведя?. Коллективное рассказывание сказки. Инсценирование сказки с использованием элементов костюмов.
1



16.
Знакомство со сказкой ?Три поросенка?. Познакомить учащихся со сказкой ?Три поросенка?. Формирование навыков взаимопомощи на примере героев сказки.
1



17.
Инсценировка сказки ?Три поросенка?
Прослушивание аудиозаписи сказки ?Три поросенка?. Инсценирование сказки и использование элементов костюмов.
1



18.
Знакомство со сказкой ?Красная Шапочка?
Прослушивание сказки загадки в форме
?звукового письма?. Познакомить учащихся со сказкой ?Красная Шапочка?. Игра ?Расскажи по кругу? с опорой на картинки.
1



19.
Инсценировка сказки ?Красная Шапочка?
Коллективное рассказывание сказки. Инсценирование сказки и использование элементов костюмов.
1



20.
Знакомство со стихотворением С. Михалкова ?Мой щенок?. 
Заучивание четверостишья из стихотворения. Воспроизведение содержания стихотворения по сюжетным картинкам.
1




Я дома (4 ч.)



21.
В воскресенье все дома. 
Понимание прямых родственных отношений: мама, папа, дедушка, бабушка, братья, сестры. Знание имени, отчества и фамилии своих родителей, места их работы, имён  братьев и сестёр, их занятий. ?Кто старше, кто младше??
1



22.
Расскажи о себе. 
Знание своего имени, отчества, фамилии, адреса.
1



23.
Я звоню себе домой. 
Моделирование телефонных разговоров с мамой. Разучивание чистоговорки. Познакомить с правилами общения по телефону.
1



24.
Я звоню в экстренные службы. 
Слушание и воспроизведение чистоговорки. Конструирование диалога с диспетчером
?Скорой помощи?. Познакомить с правилами общения по телефону.
1




Мои товарищи в школе (4 ч.)



25. 
Играем во дворе. 
Слушание стихотворения Г.П. Шалаевой ?Умей играть самостоятельно?. Формировать умение школьников разворачивать диалог в игровых ситуациях. Игра ?Кто быстрее??
1



26.
Не надо больше ссориться. 
Слушание стихотворения Э. Мошковская ?Не надо больше ссориться?. Моделирование спорных ситуации и способы их решения. Игра ?Что такое хорошо??
1



27.
Дружат в нашем классе девочки и мальчики
Слушание песни ?Мы дежурные?, хоровые ответы учащихся на вопросы из песни
1



28.
Наш товарищ заболел. 
Слушание стихотворения  Г.П. Шалаевой ?Если друг попал в беду, помоги ему? .Выявление представлений детей по теме ?Опасные ситуации? с помощью вопросов учителя и с опорой на иллюстративный материал.
1




Готовим новогодний праздник  (4 ч.)



29.
Готовимся к празднику. 
Разучивание новогоднего стихотворения по выбору учителя. Составление письма Деду Морозу с опорой на условно- графические схемы предложений.
1



30.
Новогодние чудеса. 
Слушание песенки ?В лесу родилась елочка? Моделирование ситуации знакомства на карнавале. Игра ?Узнай меня?.
1



31.
Новогодние поздравления. 
Моделирование возможных диалогов между героями картинки при преподнесении подарков. Выбор на рисунке ситуации, соответствующей реплике, произнесенной учителем.
1



32.
Новогодние поздравления. 
Проигрывание диалогов между учащимися при преподнесении подарков. Реплики- поздравления, сопровождающие вручение подарков.
1




Зимняя прогулка (4 ч.)


33.
Зимняя одежда. 
Заучивание чистоговорки ?В шапке да шубке хорошо Мишутке?. Рассматривание картинок и называние предметов зимней одежды и обуви. Проигрывание ситуации ?Кукла одевается на прогулку?.
1



34.
Зимние забавы. 
Выбор предложения, наиболее подходящего к картинке из двух, произнесенных учителем (У Миши санки. – У Маши санки.) Моделирование возможных диалогов между героями картинки.
1



35.
Мы катаемся с горы. 
Н. Некрасов ?Детство? (отрывок). Закреплять умение составлять рассказы из личного опыта.
1



36.
Мы лепим снеговика. 
Давай, дружок, Смелей, дружок. Кати по снегу Свой снежок. Составление рассказа с опорой на картинный план. Практическое занятие.
1




Мойдодыр (8 ч.)



37.
Я умываюсь. 
Слушание отрывка из стихотворения ?Мойдодыр?. Активизирование в словарном запасе школьников слова, обозначающие предметы гигиены. Составление короткого рассказа на тему ?Я умываюсь? и закрепление его действиями.
1



38.
Я чищу зубы. 
Отгадывание загадок. Составление короткого рассказа на тему ?Я чищу зубы? и закрепление его действиями.
1



39.
Режим дня школьника. 
Слушание стихотворения С. Михалкова ?Про Мимозу? .Правильное расположение картинок по порядку, составление рассказа по картинкам.
1



40.
Я правильно одеваюсь. 
Слушание стихотворения С. Я. Маршака ?Рассеянный?.  Игра ?Одень Машу?.
1



41.
Вещи в моем шкафу. 
Отгадывание загадок по теме. Практические упражнения по складыванию одежды.
1



42.
Я собираюсь на прогулку. 
Отгадывание загадок. Усвоить последовательность действий при одевании. Игра ?Оденься правильно?.
1



43.
Содержу одежду в чистоте. 
Отрывок из стихотворения В. Маяковского ?Что такое хорошо, что такое плохо??. Составление рассказа о том, как проходит день школьника, после возвращения из школы. Игра ?Кто знает, пусть продолжает?.
1



44.
Опрятному человеку нужны помощники
Выполнение инструкций по заданию учителя (организационные инструкции). Расширить словарный запас школьников, обозначающие предметы бытовой техники. Правильное расположение картинок по порядку, составление рассказа по картинкам.
1



45.
Я обуваюсь.
Слушание стихотворения ?Научу обуваться и братца?  Е. Благининой. Практические упражнения в обувании, в шнуровании.
1



46.
Я ухаживаю за обувью.
Отгадывание загадок. Практические упражнения в уходе за обувью.
1



47.
Я по лужам прогулялся.
Слушание детской песни ?Ангина?.  Игра ?Кто знает, тот продолжает?
1



48.
Мишка заболел
Слушание отрывка из стихотворения К.И. Чуковского ?Айболит?. Сюжетно – ролевая игра ?Я - доктор?
1




Я за порогом дома (6 ч.)



49.
Садитесь, пожалуйста! (Поведение в автобусе)
Слушание песенки ?Мы едем, едем, едем?. Моделирование ситуации ?Я в автобусе?. Расширить словарный запас школьников, обозначающие общественный транспорт
1



50.
Мы не знаем, как пройти, как быть?
Отгадывание загадок. Моделирование ситуации ?Я забыл дорогу?. Обратить внимание учащихся на значение интонационного выделения слов
1



51.
Где я живу
Отгадывание загадок. Запоминание своего адреса. Проигрывание диалога ?Где ты живешь??
1



52.
Моя дорога в школу
Отгадывание загадок. Моделирование ситуации ?В школу я иду таким путем?. Зарисовка маршрута от дома до школа
1





53.
За покупками в магазин
Конструирование возможных диалогов между продавцом и покупателями в магазине с опорой на содержание картинки. Ролевая игра ?Магазин игрушек?
1



54.
Я иду в кружок. Кто со мной?
Конструирование реплик- обращений в ситуации записи в кружок. Ролевая ситуация ?Я записываюсь в кружок?
1




У нас праздник! (5 ч.)



55.
Мы в гостях на день рождении
Знакомство учащихся о правилах поведения при знакомстве с ровесниками и старшими. Коллективное составление рассказа ?Как мы ходили в гости? по опорным картинкам
1



56.
День рождения! Знакомимся с гостями
Драматизация песни ?К нам гости пришли?.  Коллективное составление рассказа ?Как я гостей встречал? по вопросам учителя
1



57.
День рождения! Провожаем гостей
Отрывок из сказки А. Милна ?Вини- Пух и все, все, все…?. Ролевая игра ?Кукла  провожает гостей?
1



58.
Накрываем на стол
Отгадывание загадок. Правила этикета за столом. Слова обозначающие предметы посуды. Ролевая игра ?Кукла накрывает на стол?
1



59.
Поздравляем маму
Заучивание стихотворения к 8 Марта по выбору учащихся. Составление поздравления маме с опорой на условно- графические схемы предложений
1




Мир природы (9 ч.)



60.
?К нам весна шагает…?
Слушание стихотворения А. Плещеева ?Весна?. Расширить словарный запас школьников, обозначающие признаки весны
1



61.
Первоцветы
Слушание стихотворения ?Подснежник?.  Расширить словарный запас школьников, названий первые весенние цветы
1



62.
Весенняя прогулка.
Экскурсия на школьный двор. Отгадывание загадок.
1



63.
?А у нас в квартире кот! А у вас??
Слушание стихотворения Б. Заходер ?Кискино горе?. Закреплять умение составлять рассказ из личного опыта
1



64.
Учу попугая говорить
Отгадывание загадки. Составление описания попугая по картинно- графическому плану
1



65.
У меня есть щенок!
Проигрывание стихотворения А. Прокофьева ?Тузик?
1



66.
Здравствуй лето!
Слушание стихотворения И. Гуриной ?Здравствуй лето!?
1



67.
Здравствуй, лето!
Отгадывание загадок, доскажи словечко. Экскурсия на школьный двор. Составление рассказа о лете по впечатлениям о прогулке. Правила поведения в лесу
1



68.
Летние каникулы.
Летние каникулы. Знать правила безопасного поведения во время каникул.
1