РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДЛЯ 1-4 КЛАССОВ

ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ

Учитель: Смагина Светлана Михайловна

Учитель начальных классов

МАОУ СОШ №109

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа “Юный патриот” составлена на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения и основной образовательной программы образовательного учреждения.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Личностными результатами программы внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Юный патриот» является формирование следующих умений:

внутренняя позиция учащегося с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно

оценить

как хорошие или плохие;

эмпатия

как понимание чувств других людей и сопереживание им;

начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;

положительная мотивация учебной деятельности;

самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

сознание необходимости получения знаний, как средств реализации коммуникативных умений и навыков.

формирование чувства любви к Родине, уважения к ее истории, культуре, традициям, народам нормам общественной жизни.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.);

способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей;

совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы;

адекватно воспринимать предложения и оценку учителей,

товарищей,родителей

и других людей;

Познавательные УУД:

добывать новые знания: находить дополнительную информацию по содержанию курса, используя дополнительную литературу, свой жизненный опыт;

владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования. Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, право, свобода, обязанность, ответственность.

перерабатывать полученную информацию, делать выводы;

владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;

овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения;

знание наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России.

устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД:

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им;

учиться выполнять различные роли в группе.

Личностные УУД:

знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре;

осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;

осознание ответственности за общее благополучие;

развитие этических чувств;

установка на здоровый образ жизни;

самооценка.

Общая характеристика учебного предмета

Программа «Юный патриот» является основой к программе патриотического воспитания обучающихся на ступени начального общего образования с учетом воспитательной, учебной, внеучебной, социально значимой деятельности обучающихся, основанной на системе духовных идеалов, моральных приоритетов, реализуемого в совместной деятельности школы, семьи и других объектов общественной жизни.

Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.

Программа «Юный патриот» предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.

Содержание программы.

Изучаемый материал представлен четырьмя основными направлениями:

1 направление – 1 класс «Маленькие Россияне»;

2 направление – 2 класс «Моя Малая Родина»;

3 направление – 3 класс «Россия – Родина моя»;

4 направление – 4 класс «Я – гражданин России».

Программа дает материал по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком уровне. В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела программы. Учитель может самостоятельно распределять количество часов, опираясь на собственный опыт и имея в виду подготовленность учащихся и условия работы в данной группе.

Форма организации работы по программе в основном – коллективная, но также используются групповая и индивидуальная формы работы.

Предполагается использовать игровую, проектную, художественно-творческую, познавательную виды деятельности

Занятия творческого объединения являются комплексными – на них используются различные виды деятельности как теоретического, так и практического характера.

Формы теоретических занятий: беседы, сообщения, встречи с интересными людьми, просмотр и обсуждение видеоматериала, заочные путешествия.

Формы практических занятий: творческие конкурсы, викторины, интеллектуально-познавательные игры, экскурсии в музеи, встречи с воинами, выполнение рисунков и стенгазет, оформление страниц портфолио, выставки, создание творческих проектов, участие в акциях.

.

Место учебного курса в учебном плане

Программа «Юный патриот» разработана на четыре года занятий с детьми младшего школьного возраста с 1 по 4 класс и рассчитана на поэтапное освоение материала на занятиях во внеурочной деятельности. Занятия проводятся 1 раз в неделю, всего 135 часов (1 классов – 33 ч., 2, 3, 4 классы по 34 ч. в год)

Связь содержания программы с учебными предметами.

Занятия по данной программе тесно связаны с уроками литературного чтения, окружающего мира, технологии и изобразительного искусства и опираются на знания, получаемые на этих уроках, они расширяют и углубляют знания, умения, навыки.

Литературное чтение:

• анализ и оценка поступков героев,

• развитие чувства прекрасного,

• развитие эмоциональной сферы ребёнка,

• чтение произведений о России, её природе, людях, истории,

• приобщение к литературе как к   искусству слова, опыт создания письменных творческих работ,

• просмотр и обсуждение видеофрагментов, фильмов.

Русский язык:

• раскрытие воспитательного потенциала русского языка,

• развитие внимания к слову и чувства ответственности за сказанное и написанное.

Окружающий мир:

• правила поведения в отношениях «человек – человек» и «человек – природа» и т.д.

• общечеловеческие правила поведения,

• наследие предков в культуре и символах государства,

• славные и трудные страницы прошлого,

• знакомство с профессиями и ролью труда в развитии общества.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

Предметом промежуточной оценки освоения данной программы являются индивидуальные образовательные достижения обучающихся.

Предметом итоговой оценки освоения обучающимися данной программы должно быть достижение планируемых личностных, предметных и метапредметных результатов.

По окончании курса дети должны знать:

- о значимых страницах истории страны,

- о главных символах государства,

- о примерах исполнения гражданского и патриотического долга,

- о национальном составе свое края,

- о традициях казачества,

- о традициях и культурном достоянии своего края,

- о моральных нормах и правилах поведения,

- об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями,

- традиции и историю своей семьи,

- традиции и историю своей школы.

По окончании курса дети должны уметь:

- различать символы государства — флаг, герб России и флаг, герб субъекта Российской Федерации,

- определять на карте границы и крупные города России,

- рассказывать о родной стране, своем крае, селе,

- ориентироваться в историческом времени,

- бережно относиться к традициям своей семьи и образовательного учреждения,

- уважительно относиться к защитникам Родины,

- читать и воспринимать тексты обществоведческого содержания,

- уметь выражать чувства и переживания творческими средствами.

Ожидаемые результаты

Освоение детьми программы «Юный патриот» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями ФГОС.

В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:

- готовность и способность обучающихся к саморазвитию,

- мотивации к учению и познанию,

- ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества,

- основы российской, гражданской идентичности,

- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду,

- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей,

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане,

- учитывать выделенные ориентиры действий, планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей деятельности.

В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

- узнавать государственную символику своего региона,

- описывать достопримечательности родного края,

- находить на карте, свой регион и его главный город,

-использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

-первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;

- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми

- формировать собственное мнение и позицию;

-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

- использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

В результате занятий у обучающихся могут быть развиты такие качества личности:

патриотизм;

уважение к истории, традициям, обрядам, культуре страны;

ответственность и чувство долга, милосердие, достоинство, уважение;

трудолюбие;

настойчивость;

дисциплинированность;

любовь к малой родине.

Формы контроля

Представление и защита проектов, тестирование, практические работы, творческие работы учащихся

Тематическое планирование

№ п/п

Название модуля

Краткое содержание

Кол-во часов

1 класс «Маленькие Россияне» - 33 ч (теоретических -23, практических -10)

1

«Я и я»

формирование гражданского отношения к себе.

4

2

«Я и семья»

формирование гражданского отношения к своей семье.

6

3

«Я и культура»

формирование отношения к искусству.

5

4

«Я и школа»

формирование гражданского отношения к школе.

8

5

«Я и мое Отечество»

формирование гражданского отношения к Отечеству

6

6

«Я и планета»

формирование гражданского отношения к планете Земля.

4

2 класс «Моя Малая Родина» - 34ч (теоретических -13, практических -21)

1

«Я и я»

формирование гражданского отношения к себе, другим людям

4

2

«Я и семья»

формирование гражданского отношения к своей семье.

5

3

«Я и культура»

формирование отношения к искусству.

4

4

«Я и школа»

формирование гражданского отношения к школе.

6

5

«Я и мое Отечество»

формирование гражданского отношения к Отечеству.

9

6

«Я и планета»

формирование гражданского отношения к планете Земля.

6

3 класс «Россия – Родина моя» - 34ч ( теоретических -18, практических -16)

1

«Я и я»

формирование гражданского отношения к себе, другим людям

4

2

«Я и семья»

формирование гражданского отношения к своей семье.

5

3

«Я и культура»

формирование отношения к искусству.

11

4

«Я и школа»

формирование гражданского отношения к школе.

6

5

«Я и мое Отечество»

формирование гражданского отношения к Отечеству.

5

6

«Я и планета»

формирование гражданского отношения к планете Земля.

3

4 класс «Я – гражданин России» - 34ч ( теоретических -16, практических -18)

119

«Я и я»

формирование гражданского отношения к себе, другим людям

3

220

«Я и семья»

формирование гражданского отношения к своей семье.

6

321

«Я и культура»

формирование отношения к искусству.

9

422

«Я и школа»

формирование гражданского отношения к школе.

6

523

«Я и мое Отечество»

формирование гражданского отношения к Отечеству.

5

624

«Я и планета»

формирование гражданского отношения к планете Земля.

5

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности «Юный патриот»

1 класс «Маленькие Россияне» - 33 ч (теоретических -23, практических -10)

№ п/п

Дата

Тема занятия

Всего часов

Содержание деятельности

Воспитательная работа

Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности

Практическая часть занятия /форма организации деятельности

Я и я

1

Я, ты, мы

1

Формирование гражданского отношения к себе.

Беседы

Воспитание

ответственности и чувство долга, милосердия, достоинство, уважения;

трудолюбия;

настойчивости;

дисциплинированности

2

Мой сосед по парте.

1

3

Кто что любит делать.

1

4

Антиреклама вредных привычек.

1

Поручения детям подготовить сообщения по теме

Я и семья

5

Моя семья – моя радость.

1

Формирование гражданского отношения к своей семье.

Беседы.

Прослушивание сказок.

Воспитание первоначального опыта осуществления совместной продуктивной деятельности;

сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми; уважение к своей семье, любовь к родителям

6

Фотографии из семейного альбома. Кто мои бабушка, дедушка?

1

Поручения детям подготовить сообщения по теме, подобрать фотографии

7

Кто они по национальности? (Места расселения. Отличие от других народов.)

1

8

Моя семья.

1

Исследование своей семьи, как зовут, какие они по характеру, их любимые занятия и увлечения.

9

Семейная обрядность. (Воспитание мальчика. Воспитание девочки.)

1

10

Старшинство в семье. Уважение к старшим.

1

Слушаем сказки моей бабушки. Моя красивая мама. Нарисовать портрет мамы.

Я и культура

11

Дары природы.

1

Формирование отношения к искусству.

Беседы. Лекции.

Изготовление поделок из овощей

Формировать собственное мнение и позицию;

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; уважение к истории, традициям, обрядам, культуре страны, казачества

12

Мисс осени.

1

13

История Новосибирска

1

14

Семейные традиции. (Семейные традиции, связанные с казачьими праздниками, обычаями.)

1

Встреча с героями города

15

Откуда пришли елочные игрушки.

1

Изготовление ёлочных украшений

16

Встречаем Новый год

Участие в празднике

Я и школа

17

Мой школьный дом.

1

Формирование гражданского отношения к школе.

Беседы. Разучивание правил. Лекции.

Воспитание

любови к малой родине; трудолюбия;

настойчивости;

дисциплинированности,

милосердия

18

Правила поведения в школе.

1

19

Законы жизни в классе.

1

20

Школа вежливости.

1

21

Десант чистоты и порядка.

1

Участие в уборке территории школьного двора

22

Самый красивый школьный двор.

1

23

Экскурсии по школе.

1

Экскурсия по школе

Я и мое Отечество

24

Мои права и обязанности.

1

Формирование гражданского отношения к Отечеству.

Рассказы ветеранов. Просмотр видеофильмов.

Беседы.

Разучивание песен.

Воспитание

патриотизма;

уважение к истории, ответственности и чувства долга, милосердия.

25

Они защищают Родину.

1

Посещение музея военной техники

26

Мои родные – защитники Родины.

1

27

Маленькие герои большой войны.

1

28

Поклон тебе, солдат России.

1

Поручения детям подготовить сообщения по теме

29

Высота 224,1

1

Возложение цветов к «Звёздочке»

Я и планета

30

Планета просит помощи.

1

Формирование гражданского отношения к планете Земля.

Беседы. Просмотр видеофильмов.

Воспитание любви к малой родине; трудолюбия;

настойчивости;

дисциплинированности,

милосердия

31

Маленькая страна.

1

32

Мягкие лапки, а в лапках царапки.

1

33

В гости к зеленой аптеке.

1

Экскурсия в парк

2 класс «Моя Малая Родина» - 34ч (теоретических -13, практических -21)

№ п/п

Дата

Тема занятия

Всего часов

Содержание деятельности

Воспитательная работа

Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности

Практическая часть занятия /форма организации деятельности

Я и я

1

Я – ученик.

1

Формирование гражданского отношения к себе.

Беседы

Воспитание

ответственности и чувство долга, милосердия, достоинство, уважения;

трудолюбия;

настойчивости;

дисциплинированности

2

Мой портфель.

1

3

Подумай о других.

1

Поручения детям подготовить сообщения по теме

4

Игры на развитие произвольных процессов.

1

Игры на развитие произвольных процессов.

Я и семья

5

Я помощник в своей семье.

1

Формирование гражданского отношения к своей семье.

Беседы.

Поручения детям подготовить сообщения по теме

Воспитание первоначального опыта осуществления совместной продуктивной деятельности;

сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми; уважение к своей семье, любовь к родителям.

6

Моя любимая мамочка.

1

Подготовить сообщение, приготовить презентацию о своих родителях

7

Об отце говорю с уважением.

1

8

Мама, папа, я – дружная семья.

1

Веселые старты

9

Здесь живет моя семья.

1

Подготовить сообщение о своей семье

Я и культура

10

Труд и быт жителей Новосибирска.

1

Формирование отношения к искусству.

Беседы. Лекции.

Формировать собственное мнение и позицию;

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; уважение к истории, традициям, обрядам, культуре страны

11

Поэты и писатели нашего города

1

Поручения детям подготовить сообщения по теме

12

Что посеешь, то и пожнешь.

1

13

Песни сибиряков.

1

Разучивание песен

Я и школа

14

Обязанности ученика в школе.

1

Формирование гражданского отношения к школе.

Беседы. Разучивание правил. Лекции.

Воспитание

любови к малой родине; трудолюбия;

настойчивости;

дисциплинированности,

милосердия

15

Я люблю свою школу. Самый уютный класс.

1

Выполнение рисунков и стенгазеты

16

По каким правилам мы живем в школе?

1

17

Школьная символика (гимн, герб, флаг).

1

Создание творческих проектов

18

Десант чистоты и порядка.

1

Участие в уборке территории школьного двора

19

Игры сибиряков .

1

Игры на воздухе.

Я и мое Отечество

20

Урок Мира и Добра.

1

Формирование гражданского отношения к Отечеству.

Рассказы ветеранов. Просмотр видеофильмов.

Беседы.

Разучивание песен.

Выполнение рисунков и стенгазеты

Воспитание

патриотизма;

уважение к истории, ответственности и чувства долга, милосердия.

21

Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг).

1

22

Мы и наши права.

1

23

Мой любимый Новосибирск.

1

Создание творческих проектов

24

Наш город.

1

Экскурсия

25

О чем шепчут названия улиц родного города.

1

Создание творческих проектов.

26

След Великой Отечественной войны в жизни родного края

1

Создание творческих проектов

27

Предания и легенды о Героях-Сибиряках.

1

28

Открытка ветерану.

1

Выполнение рисунков

Я и планета

29

Весна в родном городе.

1

Формирование гражданского отношения к планете Земля.

Беседы. Просмотр видеофильмов.

Воспитание любови к малой родине, природе родного края; трудолюбия;

настойчивости;

дисциплинированности,

милосердия

30

Знай и люби свой край.

1

31

Экология нашего города.

1

Создание творческих проектов.

32

День добрых волшебников.

1

Участие в акции «Помоги родной природе». Сбор мусора

33

Уж тает снег, бегут ручьи.

1

Конкурс чтецов

34

Знаток природы

1

Интеллектуально-познавательная игра

3 класс «Россия – Родина моя» - 34ч (теоретических -18, практических -16)

№ п/п

Дата

Тема занятия

Всего часов

Содержание деятельности

Воспитательная работа

Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности

Практическая часть занятия /форма организации деятельности

Я и я

1

Кому нужна моя помощь?

1

Формирование гражданского отношения к себе.

Беседы

Воспитание

ответственности и чувство долга, милосердия, достоинство, уважения;

трудолюбия;

настойчивости;

дисциплинированности

2

Кто что любит и умеет делать.

1

Оформление страниц портфолио

3

Мы все такие разные. Для чего я рожден?

1

4

Быть человеком.

1

Интеллектуально – познавательная игра

Я и семья

5

В гостях у предков. Откуда я родом.

1

Формирование гражданского отношения к своей семье.

Беседы. Разучивание стихов.

Создание творческих проектов.

Воспитание первоначального опыта осуществления совместной продуктивной деятельности;

сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми; уважение к своей семье, любовь к родителям.

6

Почему меня так назвали.

1

7

Что значит быть хорошим сыном и дочерью. Моя семья – моя радость. Традиции семьи.

1

8

Мой папа – мастер на все руки. Мамины помощники. У моих родителей – золотые руки.

1

Поручения детям подготовить сообщения по теме

9

Доброта в стихах и сказках. Спешите творить добро! Что такое хорошо, а что такое плохо. Панорама добрых дел.

1

Выполнение рисунков и стенгазеты

Я и культура

10

Раз – словечко, два – словечко – будет песенка.

1

Формирование отношения к искусству.

Беседы. Лекции.

Просмотр видеофильмов и мультфильмов.

Формировать собственное мнение и позицию;

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; уважение к истории, традициям, обрядам, культуре страны

11

Музыкальная азбука.

1

12

Люблю тебя, моя Россия.

1

13

Богатыри земли Русской.

1

14

Мои любимые книги.

1

Создание творческих проектов.

15

Новогодние зарисовки.

1

Выполнение рисунков

16

Виртуальная экскурсия на Родину Деда Мороза в Великий Устюг.

1

17

Новогодняя сказка.

1

Постановка спектакля

18

Экскурсия в библиотеку.

1

Экскурсия в сельскую библиотеку

19

Дети войны.

1

20

Экскурсия в школьный музей.

1

Я и школа

21

Вежливая улица. По каким правилам мы живем.

1

Формирование гражданского отношения к школе.

Беседы. Лекции.

Творческая викторина

Воспитание

любови к малой родине, к своей школе и одноклассникам; трудолюбия;

настойчивости;

дисциплинированности,

милосердия

22

Мой класс – моя семья. Наша школа в будущем.

1

Создание творческих проектов.

23

Мои права и обязанности. Школьный Устав.

1

24

Ты и твои друзья.

1

25

Каков я в школе? Сценки из школьной жизни.

1

Участие в школьном спектакле

26

Военно–историческая песня.

1

Разучивание военных песен.

Я и мое Отечество

27

Знакомства с символами Российского государства. Наша страна – Россия.

1

Формирование гражданского отношения к Отечеству.

Из воспоминаний детей войны. Просмотр видеофильмов.

Беседы.

Разучивание песен.

Воспитание

патриотизма;

уважение к истории, ответственности и чувства долга, милосердия.

28

Конституция – основной закон жизни страны. Флаги России.

1

29

Район, в котором я живу. Мой край.

1

Создание творческих проектов.

30

Лента времени. Исторические события, связанные с жизнью Кировчан.

1

31

Как развивается Кировский район?

1

Помощь пожилым людям

Я и планета

32

День солнца

1

Формирование гражданского отношения к планете Земля.

Беседы. Просмотр видеофильмов.

Участие в празднике

Воспитание любови к малой родине, природе родного края; трудолюбия;

настойчивости;

дисциплинированности,

милосердия

33

Сад на окошке.

1

Выращивание рассады цветов

34

Животные из Красной книги. Красная книга . Животные – рекордсмены.

1

Создание творческих проектов.

4 класс«Я – гражданин России» - 34ч (теоретических -16, практических -18)

№ п/п

Дата

Тема занятия

Всего часов

Содержание деятельности

Воспитательная работа

Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности

Практическая часть занятия /форма организации деятельности

Я и я

1

Кто я? Какой я? Откуда я родом.

1

Формирование гражданского отношения к себе.

Беседы

Воспитание

ответственности и чувство долга, милосердия, достоинство, уважения;

трудолюбия;

настойчивости;

дисциплинированности

2

Хочу и надо. Тест «Познай себя».

1

Выполнение теста

3

Письмо самому себе. Правила жизни.

1

Создание творческих проектов.

Я и семья

4

День пожилого человека. Песни бабушек.

1

Формирование гражданского отношения к своей семье.

Беседы. Разучивание стихов.

Участие в празднике

Воспитание первоначального опыта осуществления совместной продуктивной деятельности;

сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми; уважение к своей семье, любовь к родителям.

5

Панорама добрых дел.

1

Оформление страниц портфолио

6

Забота о родителях – дело совести каждого.

1

7

Фотовыставка «Я и моя семья».

1

Создание творческих проектов.

8

Моя семья. Наша домашняя коллекция.

1

9

Игры с младшим братом (сестрой). Мои семейные обязанности. Уклад семьи.

1

Поручения детям подготовить сообщения по теме

Я и культура

10

Знаменитые писатели и поэты.

1

Формирование отношения к искусству.

Беседы. Лекции.

Просмотр видеофильмов и мультфильмов.

Формировать собственное мнение и позицию;

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; уважение к истории, традициям, обрядам, культуре страны

11

Сто великих женщин.

1

Создание творческих проектов.

12

Образ русской женщины.

1

13

О красоте, моде и хорошем вкусе.

1

Создание творческих проектов.

14

Музыкальные превращения.

1

15

Предметы быта в роли музыкальных инструментов.

1

16

Музыкальный калейдоскоп «Угадай мелодию».

1

Творческий конкурс

17

Как встречают Новый год в разных странах.

1

18

Обычаи и праздники народов, живущих в России. Традиции .

1

проект

Я и школа

19

Продолжаем изучать Школьный Устав.

1

Формирование гражданского отношения к школе.

Беседы. Лекции

Воспитание

любови к малой родине, к своей школе и одноклассникам; трудолюбия;

настойчивости;

дисциплинированности,

милосердия

20

Школьный двор. Десант чистоты и порядка.

1

Трудовой десант. Уборка территории школьного двора

21

Я и мой класс.

1

Оформление стенгазеты

22

Учителя родной 109 в ВО войне

1

беседа

23

Наши классные обязанности. Зачем нужно учиться в школе.

1

Создание творческих проектов.

24

Мы и спорт

1

Спортивные соревнования

Я и мое Отечество

25

Поговорим о толерантности. Устная история родного края.

1

Формирование гражданского отношения к Отечеству.

Рассказы ветеранов. Просмотр видеофильмов.

Беседы.

Разучивание песен.

Воспитание

патриотизма;

уважение к истории, ответственности и чувства долга, милосердия.

26

Геральдика – наука о гербах. Символика России. Символы нашего края.

1

27

Государственные праздники.

1

Участие в празднике

28

Права ребенка. Книга Ю Яковлева «Ваши права, дети». Наше право и наш интерес.

1

Создание творческих проектов.

29

От вершины к корням. Из истории появления законов.

1

Я и планета

30

В ответе за тех, кого приучили.

1

Формирование гражданского отношения к планете Земля.

Беседы. Просмотр видеофильмов.

Выполнение рисунков и стенгазеты

Воспитание любови к малой родине, природе родного края; трудолюбия;

настойчивости;

дисциплинированности,

милосердия

31

Природа в поэзии.

1

Трудовой десант. Изготовление кормушек.

32

Тропы природы. Волшебный мир руками детей.

1

33

Животные из Красной книги. Красная книга края.

1

Создание творческих проектов.

34

Семь чудес света.

1

Приложение

Тест (вариант №1 )

1. Выбери и отметь правильный ответ:

Как называется наша страна?

а) СССР; б) Россия; в) США; г) Англия.

2. Выбери и отметь правильный ответ:

Что значит быть гражданином?

а) иметь права;

б) выполнять законы, иметь права;

в) выполнять законы.

3. Напиши полное название нашей страны:

Р ___________________

Ф ___________________

4. Соедини линиями дату и название праздника:

 

23 февраля День согласия и примирения

 

1 мая День защитника Отечества

 

4 ноября День России

 

июня

 

День солидарности трудящихся

5.Какие правила поведения в школе ты знаешь?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Почему нужно соблюдать режим дня?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

7. Допиши предложение:

Родной край – это__________________________________________.

8.Назови реки Новосибирской области.

__________________________________________________________________________________________________________________________

9. Растения Новосибирской области: ___________________________________________________________________________________________________________________________________.

10. Напиши дату начала и окончания Великой Отечественной войны. __________________________________________________________________

11. Представь ситуацию.Однажды Вова поехал в театр. В автобусе он сел у окна и с интересом рассматривал улицы. Вдруг в автобус вошла женщина с маленьким ребенком на руках. Как ты поступишь в данной ситуации?

_______________________________________________________________________________________________________________________________

12. Ты отправился в лес на прогулку. Напиши, правила поведения в лесу.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Тест (вариант №2 )

1. Впиши пропущенные слова.

Главой нашего государства является __________________________,

а законы создаёт ___________________________________

2. Выбери и отметь правильный ответ:

Как выглядит государственный флаг Российской Федерации?

а) горизонтальные полосы: белая, синяя, красная;

б) вертикальные полосы: синяя, белая, красная;

в) горизонтальные полосы: синяя, красная, белая;

г) вертикальные полосы: красная, белая, синяя.

3. Выбери и отметь правильный ответ:

Что такое герб?

а) нагрудный знак;

б) отличительный знак города, государства;

в) эмблема;

г) рисунок.

4. Выбери и отметь правильный ответ:

До какого возраста человек считается ребёнком?

а) до 14 лет; б) до 18 лет;

в) до 20 лет; г) до 25 лет.

5. Закончи предложение:

Каждый человек имеет право на _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Представь,

что ты видишь, как ветер срывает со стены дома государственный флаг России, и он падает в грязь. Что ты сделаешь?

__________________________________________________________________________________________________________________________

Объясни названия праздников.

Праздники

Событие, которое дало название празднику

9 Мая – День Победы

12 июня – день независимости России

12 апреля – день космонавта

Нарисуй российский флаг.

Напиши

название своего регионального центра

.

__________________________________________________________

Города Новосибирской области: __________________________________________________________________________________________________________________________

Охраняемые растения Новосибирской области:

________________________________________________________

________________________________________________________

Какого человека можно назвать другом? Напиши.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Тест №3

1. Из нарисованных гербов выбери и обведи российский герб:

2. Выбери и отметь правильный ответ:

Кто утверждает важные законы нашей страны?

а) президент России;

б) правительство Российской Федерации;

в) государственная дума;

г) народ.

3. Перечисли города России:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Впиши даты и названия двух любых государственных праздников.

(Если сможешь, заполни все листки календаря):

январь

февраль

март

май

июнь

ноябрь

5.Напиши, что означают цвета флага России.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. День рождения нашей страны

а) 1 января

б) 1 сентября

в) 12 июня

г) 9 мая

7. Соедини начало и конец пословиц:

Родина – мать… …зайцу дорог

Родная сторона- мать, а… …умей за неё постоять

Родной куст и… …чужая- мачеха.

Напиши пословицы и поговорки о Родине.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Чем славится Новосибирск и область?

10. Охраняемые растения и животные Новосибирской области:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11.Как мы узнаём о прошлом нашей страны.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

12. Прочитай рассказ.Пришла летняя пора. Поспела в лесу малина. Решили три друга - Вася, Миша и Митя - принести домой по корзинке спелых ягод. Долго бродили по лесу. Малины наелись, корзинки наполнили.

Вдруг Митя увидел, что в кармане нет ключа от дома. Решил вернуться поискать, туда где малину собирали. Миша вздохнул, пожалел товарища и пошел домой. А Вася… .Напиши как должен был поступить Вася.

Учебно– методическое обеспечение

1.Библиотечный фонд:

Алексеева, Л.Н. Стихи о растениях [Текст] / сост.

Л.Н.Алексеева

. – СПб: Тритон, 2007.

Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе [Текст] / сост.

М.К.Антошин

. М.: Айрис – пресс, 2003.

Баранова, И.В. Нравственные ценности [Текст] / сост.

И.В.Баранова

. – М.: Генезис, 2004.

Бродовска

, З.В. В стране экологических загадок [Текст] / З.В.

Бродовская

. – Новосибирск, 2003.

Внеурочная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс] –Режим доступа:

konf

//

www

.

ipkps

.

bsu

.

edu

.

ru

Газман

, О.С. Воспитание: цели, средства, перспектива

[Текст] /О.С.

Газман

. - М.: Новое педагогическое мышление, 2009. - 221с.

Данилюк, А.Я. и др. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России

[Текст] /Вестник образования. – 2009. -

№17. - 9 - 13с.

Жиренко

, О.Е. Внеклассные мероприятия [Текст] / сост.

О.Е.Жиренко

. –

М.:

Вако

, 2007

Концепция патриотического воспитания граждан РФ

[Текст] /Воспитание школьников. – 2005. - №1. – 147с.

Концепция духовно – нравственного воспитания российских школьников

[Текст] – М.: Просвещение, 2009. – 35с.

Круглов, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки [Текст] / сост.

Ю.Г.Круглов

. М.: Просвещение, 2011.

Кувашова

, И.Г. Праздники в начальной школе [Текст] / сост.

И.Г.Кувашова

– Волгоград

: изд. «Учитель», 2011.

Лизинский

, В.М. Проект программы гражданского и патриотического воспитания [Текст] / Научно – методический журнал зам. директора по воспитательной работе. - 2012. - №3. – 40с.

Молодова

, Л.М. Экологические праздники для детей [Текст] / сост.

Л.М.Молодова

. – Минск:

Асар

, 2009.

О воспитательном компоненте Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения [Текст] / Воспитание школьников. 2009. - №8 – 10 -16с.

Павленко, Г.В. Ваши любимые песни [Текст] / сост.

Г.В.Павленко

. – Смоленск: Русич, 2006.

Перекатьева

, О.В. Сценарии школьных праздников [Текст] / сост.

О.В.Перекатьева

. – Ростов–на–Дону, 2011.

Программа духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования [Текст] / авт. – сост.

Е.В.Богданова

,

Н.В.Кондукова

,

Е.В.Хребтова

. – Белово, 2010. – 48-49с.

Савинов, Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [Текст] / сост.

Е.С.Савинов

. – М.: Просвещение, 2010. – 191., 204с.

20.Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост.

В.Г.Черемисина

. - Кемерово:

КРИПКиПРО

, 2010. - 14- 36.

2. Интернет-ресурсы

газета «1 сентября»:

www

.

festival

.1

september

.

ru

единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов:

http

://

school

-

cjllection

.

edu

.

ru

презентация уроков «Начальная школа»:

http

://

nachalka

.

info

образовательный портал «Учёба»:

http

://

uroki

.

ru

3. Технические средства обучения

магнитная доска

компьютер

мультимедийный проектор

экспозиционный экран