Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей № 3»

ПРИНЯТО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

предметной кафедрой

__________________

Протокол №______от

« » августа_2020г.

зам директора по УВР

_________________

«__» августа 2020 г.

Директор МАОУ Лицей №3

__________________

№ __«_» августа 2020 г.

ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»

Возрастная группа обучающихся: 6,5-10,5 лет (1-4 класс)

Красноярск

Пояснительная записка к внеурочному курсу «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»

Рабочая программа адресована обучающимся в возрасте 6,5-10,5 лет (1-4 класс).

Направленность: общеинтеллектуальная.

Данная рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утверждён Приказом Минобрнауки России 06.10.2009 г. №373, в ред. приказа от 31.12.2015 № 1576).

Рабочая программа составлена на основе:

Примерной основной образовательной программой начального общего образования (Одобрено Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, Протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15).

Основной образовательной программы

начального общего образования МА

ОУ Лицея № 3 (

от 10.08.2020 № 202);

Методический конструктор. «Внеурочная деятельность». Стандарты второго поколения

П.В.Степанов

,

Д.В.Григорьев

, Издательство Просвещение 2011 год;

На основе

авторской программы

«З

анимательная математика», автор

 

Е.Э.Кочурова

. Сборник программ внеурочной деятельности под редакцией

Н.Ф.Виноградовой

1-4 класс, Москва Издательский

центр «

Вентана

- Граф» 2012 год.

Используемые учебные пособия:

- Рабочая тетрадь. «Занимательная математика». Е.Э. Кочурова, А.Л. Кочурова. Москва Издательский центр «Вентана - Граф» 2020 год.

Цель: повышение уровня математического развития обучающихся, формирование логического мышления посредством освоения основ содержания математической деятельности.

Задачи:

Расширять кругозор обучающихся в различных областях элементарной математики;

Воспитывать интерес к предмету через занимательные упражнения;

Учить правильно применять математическую терминологию;

Обучить методике выполнения логический заданий;

Научить анализировать представленный объект невысокой степени сложности, мысленно расчленяя его на основные составные части, уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

Создать прочную основу для дальнейшего обучения этому предмету.

Срок реализации программы в соответствии с календарным учебным графиком с 1 сентября 2020 года по 26 мая 2021 года.

На изучение курса учебным планом отводится 33 часа в 1 классе, 34 часа во2-4 классах.

Формами контроля реализации программы является: результативное участие в соревнованиях различных уровней, олимпиадах («Кенгуру», «Полиглот»).

Результаты освоения курса внеурочной деятельности.

Личностные результаты

развитие любознательности, сообразительности при выполнении

разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения

преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности

любого человека;

воспитание чувства справедливости, ответственности;

развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности

мышления.

Метапредметные результаты.

Сравнивать

разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения  конкретного задания.

Моделировать

в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в

ходе самостоятельной работы.

Применять

изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.

Анализировать

правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.

Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственно

е мнение и аргументировать его.

Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.

Аргументировать

свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.

Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

Контролироват

ь свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки. Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).

Искать

и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице,

для ответа на заданные вопросы.

Моделировать

ситуацию, описанную в тексте задачи. Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.

Конструировать

последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.

Объяснять

(обосновывать)

выполняемые и выполненные действия.

Воспроизводить

способ решения задачи.

Сопоставлять

полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

Анализировать

предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.

Выбрать

наиболее эффективный способ решения задачи.

Оценивать

предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).

Участвовать

в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.

Конструировать

несложные задачи.

Ориентироваться

в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».

Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения.

Проводить

линии по заданному маршруту (алгоритму).

Выделять

фигуру заданной формы на сложном чертеже.

Анализировать

расположение деталей (

танов

, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.

Составлять

фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.

Выявлять

закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.

Сопоставлять

полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

Объяснять (доказывать)

выбор деталей или способа действия при заданном условии.

Анализировать

предложенные возможные варианты верного решения.

Моделировать

объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин

и др.) и из

развёрток.

К концу изучения курса учащиеся научатся:

 Предметные результаты в 1 классе:

умение называть числа в последовательности от 1до 20;

правильно выполнять арифметические действия на сложение и вычитание;

умение рассуждать логически грамотно;

умение решать и составлять ребусы, содержащие числа от 1 до 20.

Предметные результаты во 2 классе:

умение выполнять арифметические действия на сложение и вычитание в пределах 100;

знание таблицы умножения однозначных чисел и соответствующих случаев деления;

умение рассуждать логически грамотно;

умение анализировать текст задачи: ориентироваться, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа

(

величины);

умение восстанавливать примеры: поиск цифры, которая скрыта.

Предметные результаты в 3 классе:

знание чисел от 1 до 1000;

умение выполнять арифметические действия в пределах 1000;

умение выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Предметные результаты в 4 классе:

знание чисел-великанов (миллионы и др.) и их последовательность;

числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево;

умение решать занимательные задачи с римскими цифрами;

умение конструировать фигуры из деталей

танграма

, составлять фигуры, представленные в уменьшенном масштабе.

Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.

Название раздела (темы)

Содержание курса внеурочной деятельности

Формы организации

Виды деятельности обучающихся

Числа. Арифметические действия. Величины

Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков.

Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа.

Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.

Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число и др. Поиск нескольких решений.

Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.

Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.)

Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.

Числа-великаны (миллион и др.) Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.

Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).

Занимательные задания с римскими цифрами.

Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.

поисковые и научные исследования, диспуты, олимпиады

Математические игры:

«Веселый счёт» – игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения». Игры «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай» «Какой ряд дружнее?» Игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч». Математические пирамиды: «Сложение в пределах 100», «Вычитание в пределах 100», «Умножение», «Деление». Игры «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др.

Работа с конструкторами:

моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков.

Танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат». ЛЕГО-конструкторы. Набор «Геометрические тела». Конструкторы «Танграм»Спички», «Полимино», «Кубики», «Паркеты и мозаики», «Монтажник», «Строитель» и др.

-дистанционные средства обучения (образовательная онлайн платформа Учи.ру, онлайн конференция, онлайн консультация);

-цифровые образовательные ресурсы, размещенные на образовательных сайтах; видеоконференции ZOOM, e-mai

‒ решение занимательных задач

‒ оформление математических газет

‒ знакомство с научнопопулярной литературой, связанной с математикой

‒ проектная деятельность

‒ самостоятельная работа ‒ работа в парах, в группах

‒ творческие работы

- участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;

-skype-общение;

Мир занимательных задач

Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия.

Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.

Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания.

Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий.

Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.

Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания.

Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.

Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».

Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.

Геометрическая мозаика

Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.

Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.

Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции.

Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения.

Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.

Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).

Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из разверток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр. (По выбору учащихся.)

Календарно - тематическое планирование

1класс

п/п

Дата

Тема занятия

Кол-во часов

Аудиторные

Внеаудиторные

1

Математика – это интересно

1

1

2

Танграм: древняя китайская головоломка 

1

1

3

Путешествие точки

1

1

4

Игры с кубиками

1

1

5

Танграм: древняя китайская головоломка

1

1

6

Волшебная линейка

1

1

7

Праздник числа 10

1

1

8

Конструирование многоугольников из деталей танграма

1

1

9

Игра-соревнование «Весёлый счёт»

1

1

10

Игры с кубиками

1

1

11

Конструкторы лего

2

1

12

Конструкторы лего

1

13

Весёлая геометрия

1

1

14

Математические игры

1

1

15

«Спичечный» конструктор

2

1

16

«Спичечный» конструктор

1

17

Задачи-смекалки

1

1

18

Прятки с фигурами

1

1

19

Математические игры

1

1

20

Числовые головоломки

1

1

21

Математическая карусель

2

1

22

Математическая карусель

1

23

Уголки

1

1

24

Игра в магазин. Монеты

1

1

25

Конструирование фигур из деталей танграма

1

1

26

Игры с кубиками

1

1

27

Математическое путешествие

1

1

28

Математические игры

1

1

29

Секреты задач

1

1

30

Математическая карусель

1

1

31

Числовые головоломки

1

1

32

Математические игры

1

1

33

КВН

«Математика – Царица наук»

1

1

Календарно - тематическое планирование

2 класс

№ п/п

Дата

Наименование разделов, тем

Кол-во часов

Аудит

Внеаудит

1

Удивительная снежинка. Геометрические узоры.

1

1

2

Игры. Крестики-нолики.

1

1

3

Математические игры.

1

1

4

Прятки с фигурами.

1

1

5

Секреты задач.

1

1

6

«Спичечный» конструктор. Построение конструкций.

1

1

7

«Спичечный» конструктор. Построение конструкций.

1

1

8

Геометрический калейдоскоп.

1

1

9

Числовые головоломки.

1

1

10

Игры. «Шаг в будущее»

1

1

11

Геометрия вокруг нас.

1

1

12

Путешествие точки.

1

1

13

Игры. «Шаг в будущее»

1

1

14

Тайны окружности.

1

1

15

Математическое путешествие.

1

1

16

Игры. «Новогодний серпантин»

1

1

17

Головоломки. «Новогодний серпантин»

1

1

18

Математические игры. «Вычитание в пределах 100».

1

1

19

«Часы нас будят по утрам…»

1

1

20

Геометрический калейдоскоп. Конструирование.

1

1

21

Головоломки с лишними данными.

1

1

22

Секреты задач.

1

1

23

Ребусы. «Что скрывает сорока

1

1

24

Интеллектуальная разминка.

1

1

25

Дважды два – четыре. Математические пирамиды: «Умножение».

1

1

26

Дважды два – четыре. Математические пирамиды: «Деление».

1

1

27

Дважды два – четыре. Игра «Не собьюсь».

1

1

28

В царстве смекалки.

1

1

29

Интеллектуальная разминка. Электронные математические игры

1

1

30

Составь квадрат.

1

1

31

Мир занимательных задач.

1

1

32

Мир занимательных задач. Задачи, имеющие несколько решений.

1

1

33

Математические фокусы.

1

1

34

Математическая эстафета.

1

1

Календарно - тематическое планирование

3 класс

№п/п

Дата

Тема занятия

Кол-во часов

Аудиторные

Внеаудиторные

1

Интеллектуальная разминка

1

1

2

«Числовой» конструктор

1

1

3

Геометрия вокруг нас

1

1

4

Волшебные переливания

1

1

5

В царстве смекалки

2

1

6

В царстве смекалки

1

7

«Шаг в будущее»

1

1

8

«Спичечный» конструктор

2

1

9

«Спичечный» конструктор

1

10

Числовые головоломки

1

1

11

Интеллектуальная разминка

2

1

12

Интеллектуальная разминка

1

13

Математические фокусы

1

1

14

Математические игры

1

1

15

Секреты чисел

1

1

16

Математическая копилка

1

1

17

Математическое путешествие

1

1

18

Выбери маршрут

1

1

19

Числовые головоломки

1

1

20

В царстве смекалки

2

1

21

В царстве смекалки

1

22

Мир занимательных задач

1

23

Геометрический калейдоскоп

1

1

24

Интеллектуальная разминка

1

1

25

Разверни листок

1

1

26

От секунды до столетия

2

1

27

От секунды до столетия

1

28

Числовые головоломки

1

1

29

Конкурс смекалки

1

1

30

Это было в старину

1

1

31

Математические фокусы

1

1

32

Энциклопедия математических развлечений

2

1

33

Энциклопедия математических развлечений

1

34

Математический лабиринт

Календарно - тематическое планирование

4 класс

№п/п

Дата

Тема занятия

Кол-во часов

Аудиторные

Внеаудиторные

1

Тема 1. Числа. Арифметические действия. Величины.  (17 ч.)

Интеллектуальная разминка

1

1

2

Числа-великаны

1

1

3

Мир занимательных задач

1

1

4

Кто что увидит?

1

1

5

Римские цифры

1

1

6

Числовые головоломки

1

1

7

Секреты задач

1

1

8

В царстве смекалки

1

1

9

Математический марафон

1

1

10

«Спичечный конструктор»

1

1

11

«Спичечный конструктор»

1

1

12

Выбери маршрут

1

1

13

Интеллектуальная разминка

1

1

14

Математические фокусы

1

1

15

Занимательное моделирование

1

1

16

Занимательное моделирование

1

1

17

Занимательное моделирование

1

1

18

Тема 2. Мир занимательных задач (11 ч.)

Математическая копилка

1

1

19

Какие слова спрятаны в таблице?

1

1

20

«Математика — наш друг!»

1

1

21

Решай, отгадывай, считай.

1

1

22

В царстве смекалки

1

1

23

В царстве смекалки

1

1

24

Числовые головоломки

1

1

25

Мир занимательных задач

1

1

26

Мир занимательных задач

1

1

27

Математические фокусы

1

1

28

Блиц-турнир по решению задач

1

1

29

Тема 3. Геометрическая мозаика (6 ч.)

Интеллектуальная разминка

1

1

30

Интеллектуальная разминка

1

1

31

Математическая копилка

1

1

32

Геометрические фигуры вокруг нас

1

1

33

Математический лабиринт

1

1

34

Математический праздник

1

1

Оценка выполнения учащимися ______ класса

курса внеурочной деятельности «___________________________________________»

(Критерии оценки задает учитель на основе заявленных форм контроля, результатов изучения курса)

Критерии

Оценка(балл) 1,2,3

ФИО уч-ся

Критерии оценки (балла):

Олимпиады, конкурсы, викторины и тд – 1 участник, 2 –призер, 3 призовое место

3-ученик самостоятельно, правильно выполняет задания

2-- ученик допускает при выполнении заданий единичные негрубые ошибки, которые может исправить сам

1-- ученик материал усвоил частично, допускает значительное количество ошибок