ГБПОУ Челябинский 
Радиотехнический техникум




Нет таких звуков, красок, образов и мыслей – 
сложных и простых, - для которых не нашлось бы 
в нашем языке точного выражения.
К. Паустовский  









Рабочая тетрадь
по русскому языку
студента(ки)_________группы
__________________________
__________________________


















Челябинск 2020
Тетрадь №1
Фонетика.
Лексика. Фразеология.
Морфемика. Словообразование.








Составитель: О.А. Щетинина, преподаватель русского языка и 
                        литературы Челябинского радиотехнического техникума.

























Тетрадь составлена в соответствии с программой по русскому языку для средних специальных учебных заведений.
В тетради представлены разнообразные упражнения, учитывающие неодинаковый уровень подготовки учащихся.
Самостоятельная работа студентов  будет способствовать успешной подготовке к экзамену по русскому языку.

ф о н е т и к а

Ответьте на следующие вопросы:
Что такое фонетика?
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________

Что такое фонема? Какую функцию она выполняет?
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________

Сколько звуков в русском языке?
________________________________________________________________________________

На какие две группы делятся все звуки речи? Чем звуки этих групп отличаются друг от друга?
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________

Вспомните алфавит. 
1) Назовите буквы, которые не обозначают звуков. Какую функцию они выполняют?
________________________________________________________________________________

2) Назовите буквы, которые обозначают только твердые звуки. Приведите пример (слово, транскрипция).
________________________________________________________________________________

3) Назовите буквы, которые обозначают только мягкие звуки. Приведите пример (слово, транскрипция).
________________________________________________________________________________

Назовите буквы, которые обозначают только звонкие звуки. Приведите пример (слово, транскрипция).
________________________________________________________________________________

Спишите, расположите слова в алфавитном порядке. В выделенных словах укажите количество звуков и букв.
Волк, ехидна (    зв./    б.), антилопа, игуана, песец, бегемот, кенгуру, рысь (    зв./    б.), заяц, зебра, норка, хорь, ягуар (    зв./    б.), гепард, жираф, медведь (    зв./    б.), дикобраз, лиса, ондатра, носорог, обезьяна (    зв./    б.), носорог, шакал, лев, олень, гиена (    зв./    б.),  утконос.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Решите звуковые ?пропорции?: к : г = т : ?, д : т = б : ?, в : ф = з   : ?, к : т = г : ?, 
м : п = н : ? (Пропорция к : г = т : ? означает, что нужно определить, какой звук отличается от т тем же самым, чем  г отличается от к).
________________________________________________________________________________

Подберите 5 пар слов, различающихся одним звуком.
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________

Укажите, сколько раз встречается звук [т] в предложении: 
Документ подписан деканом. __________

Укажите, сколько раз встречается звук [з’] в предложении:
Зина обратилась с просьбой к Лизе. __________
 
Вспомните, какие гласные и в каких позициях могут обозначать два звука. Напишите примеры с каждой гласной во всех позициях.
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________

Напишите рядом в скобках транскрипцию согласных  звуков, обозначенных выделенными буквами.
Образец: НОЖКА [шк]

СВАДЬБА [      ], НРАВИТСЯ  [      ], САПОГ  [      ], СЧЕТЫ  [      ], МЫШЬ  [      ], ЧУВСТВОВАТЬ  [      ],КОСЬБА  [      ], ВОКЗАЛ  [      ], ЛЕЗТЬ  [      ], БРОШЮРА [      ], СШИТЬ  [      ], ЛОДКА  [      ], МОЛОТЬБА  [      ], ЖЁЛУДЬ  [      ] [      ], СОЛНЦЕ  [      ], ГВОЗДЬ  [      ], ВЫСШИЙ  [      ], СДЕЛАТЬ  [      ], МОЕГО [      ], МЁД  [      ], ПОДСТАВКА  [      ] [      ],

Напишите рядом в скобках транскрипцию гласных  звуков, обозначенных выделенными буквами.
Образец: КООРДИНАТЫ [аа]
БЫВШИЙ [      ], ВОДА [      ], БЕЖАТЬ [      ],  В ИСТОРИИ [      ], ПАРАШЮТ [      ], МАЛЯРИЯ [      ], ЖЕЧЬ [      ].
 
Как будут выглядеть слова, если их прочитать ?справа налево?, учитывая количество звуков, составляющих их звуковую оболочку: лён, рос, лоб, люк. Запишите получившиеся слова.
________________________________________________________________________________

Запишите предложение в соответствии с нормами русской орфографии.
[быт’ ч’илав’экам ф ч’илав’эч’искам общ’иств’э вофси нит’ашкай’а аб’азанас’т’ / апрастой’э разв’ит’ий’э внутр’ин’эй’ патр’эбнас’т’и / н’икто н’игавар’ит / што напч’ил’э л’ижыт св’иш’э’ный’ долк д’элат’ м’от / патамушта ана пч’ила //] (А.И. Герцен)
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________

Затранскрибируйте текст: 
Никогда не доказывай своего мнения громко и с жаром, даже если в душе ты убежден в своей правоте; выскажи его спокойно,  ибо это единственный способ убедить. (Ф. Честерфилд)
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________

?Переведите? с языка звуков на язык букв.
[л'эсныj] - _______________________
[усамн'ица] - _____________________
[пр'ивасходныj] - _________________
[с'ир'эбр'иныj] - ___________________
[самал'от] - ______________________
[слатказвуч'ныj] - _________________

Выполните  фонетический разбор слов.
Вторит      ______________________



________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________

Солнце      ______________________

________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________


Его            ___________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________

Запишите в два столбика.
Буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают один звук
Буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Петля, полёт, скамья, язык, ругаться, блистающий, льёт, (с) дядей, мясо, воркование, весь, длинная, вести, уходя, влево, опустился, любить, слушают, молодая. 

Укажите неверное утверждение.
1) А) Гласные звуки образуются только посредством голоса
Б) В образовании согласных звуков участвует голос и шум
В) Некоторые гласные звуки образуются только при помощи шума
Г) Некоторые согласные звуки образуются только при помощи шума

А) Количество слогов в слове напрямую зависит от количества в нем гласных звуков
Б) Количество слогов в слове напрямую зависит от количества в нем согласных звуков
В) В русском языке гласных звуков меньше, чем согласных
Г) В русском языке есть буквы, способные обозначать сразу два звука: согласный и гласный

А) Морфологический разбор – это анализ слова как части речи
Б) Словообразовательный разбор – это выявление того, от основы какого слова и каким способом образовано данное слово
В) Фонетический разбор позволяет написать слово без орфографических ошибок
Г) Разбор по составу предполагает выделение корня, приставки, суффикса, окончания

4)А) В слове ?дешевый? звук [ш] глухой, мягкий
Б) В слове ?варежка? перед [к] идет звук [ж], звонкий, твердый
В) В слове ?чухой? первый звук [ч] звонкий, твердый
Г) В слове ?будка? перед [к] идет звук [т], глухой, твердый 

А) При  образовании гласных звуков воздух свободно проходит через полость рта
Б) При  образовании согласных звуков воздух встречает в полости рта какую-либо преграду
В) Для образования любого гласного звука необходимо участие голосовых связок
Г) Для образования любого согласного звука необходимо участие голосовых связок

Найдите неправильное утверждение о фонетическом разборе слова.
А) Фонетический разбор требует определения части речи
Б) В фонетическом разборе указываются характеристики звуков
В) В фонетическом разборе определяется количество слогов
Г) В фонетическом разборе определяется количество звуков и букв

Укажите правильное расположение слов по алфавиту. 
А) апельсин, абрикос, слива, смородина
Б) абрикос, апельсин, слива, смородина
В) апельсин, абрикос, смородина, слива
Г) абрикос, апельсин, смородина, слива

А) Австрия, Австралия, Латвия, Литва
Б) Австралия, Австрия, Литва, Латвия
В) Австрия, Австралия, Литва, Латвия
Г) Австралия, Австрия, Латвия, Литва

Найдите термины, не употребляемые в фонетическом разборе слова. 
А) ударный гласный
Б) твердый согласный
В) мягкий глухой согласный
Г) безударный звонкий согласный

В каком слове произносится звук [с]?
А) изморось
Б) воз 
В) изморозь
Г) сидеть

В каком слове произносится звук [п’]?
А) глуп
Б) вглубь
В) коробка
Г) стопа

В каком слове произносится звук [ж]?
А) нож
Б) намажьте
В) ближе
Г) резче

В каком слове произносится звук [х]?
А) бухгалтер
Б) порог
В) христианин
Г) похитить

В каком слове произносится звук [с’]?
А) восемь
Б) мороз
В) всадить
Г) сбежать

В каком слове произносится звук [т’]?
А) тест
Б) критерий
В) территория
Г) термос

В каком слове произносится звук [с]?
А) сбросить
Б) счет
В) извлечь
Г) близко

В каком слове произносится звук [т]?
А) тишина
Б) отголосок
В) молотьба
Г) подкоп

В каком ряду во всех словах два слога?
А) ящик, зайка, пьем
Б) бьется, прольют, разъезд
В) подъем, ёжик, запоют
Г) вьюжный, край, стройка

Какому звуку в ?разведке? дана неверная характеристика?
а) [р] – согласный, звонкий, твердый
б) [в'] – согласный, звонкий, мягкий
в) [э] – гласный, ударный
г) [т] - согласный, звонкий, твердый
д) [к] -  согласный, глухой, твердый

Какому звуку в ?косьба? дана неверная характеристика?
а) [к] – согласный, глухой, твердый  
б) [з'] - согласный, звонкий, мягкий
в) [ь'] - согласный, глухой, мягкий
г) [б] - согласный, звонкий, твердый
д) [а] – гласный, ударный

Укажите ?третье лишнее? слово, объясните свой выбор.
1) ______________________________________________________________________________ 
а) аплом[п]
б) па[ш]
в) ко[з']ба

2) ______________________________________________________________________________
а) ло[ш]
б) [з]делать
в) о[д]бор

3) ______________________________________________________________________________
а) кни[ш]ка
б) [з]дать
в) ло[т]ка

4) ______________________________________________________________________________
а) моло[д']ба
б) [ф]сем
в) впре[т’]ь

5) ______________________________________________________________________________
а) пра[ф]ка
б) про[з']ба
в) кру[ш]ка

 Какое средство художественной выразительности, основанное на фонетических законах языка, используется в тексте? (Вставьте пропущенные буквы).
 
Всю ноч… шуршало и шумело,
Ш…птало, в темень уходя,
Т…кло, срывал…сь, ш…лестело
И что-то мне ск…зать х…тело.
Под шум д…ждя, под шум д…ждя.
И мнил…сь мне, что кто-то, строго
Дням отшумевш…м сч…т ведя,
Ст…ит у темного порога
Неотр…зимо, как тр…вога,
Под шум д…ждя, под шум д…ждя.

Ра(с,сс)веет тума(н,нн)о ра…г…рался, 
И умоляя, и стыдя,
А я понять его старался,
Я засыпал и просыпался
Под шум д…ждя, под шум д…ждя.
(Вс. Рождественский)

Выберите правильный вариант ответа:
В каком слове букв больше, чем звуков?
а) опытный; б) доблестный; в) ясный; г) вьюжный.

В каком слове звуков больше, чем букв?
а) осень; б) этаж; в) ближе; г) лает.

В каком слове все согласные звуки – твердые?
а) шепот; б) человек; в) домой; г) ярко.

В каком слове все согласные звуки – мягкие?
а) идешь; б) перья; в) цапля; г) великан.

В каком слове все согласные звуки звонкие?
а) сбил; б) город; в) засветло; г) пробка.

В каком слове все согласные звуки глухие?
а) лодочка; б) повозка; в) статистика; г) койка.

Написание какого слова не расходится с произношением?
а) счастье; б) чувства; в) сбиться; г) сарай.

Подчеркните слово, в котором есть звук [й].
а) песня; б) поэт; в) учёба; г) рисование.

Фонетический чайнворд.
  
1






2









7










6



4

3














5




1. Название части слова, включающей в себя одну гласную.
2. Звук, состоящий из голоса.
3. Название дезинфицирующего средства, которым часто мажут ранки и синяки, состоит из трех звуков, последний из которых оглушается.
4. Слово, состоящее из пяти букв и пяти звуков, мамина девочка.
5. Принятый порядок расположения букв.
6. Односложное слово, в котором из трех согласных звуков один – звонкий непарный, а два – твердые глухие парные. Обозначает бронированный автомобиль на гусеничном ходу.7. Односложное слово с удвоенной согласной в конце. Одно из значений – название учебной комнаты. 

Повторим орфографию

Из данных вам трех словосочетаний одно лишнее. Найдите его. После цифры запишите проверочные слова ко всем примерам и вставьте пропущенные буквы.__________________________________________________________________________
а) зак…лоть волосы;
б) раск...лить докрасна;
в) нак…лоть на вилку;

__________________________________________________________________________
а) ум…лять о пощаде;
б) ум…лять свои заслуги;
в) пом...лись за меня;

__________________________________________________________________________
а) об...жать вокруг школы;
б) сб...жать с уроков;
в) об...жать слабых;

__________________________________________________________________________
а) зап..вать лекарство;
б) зап..вать песню;
в) громко расп...вать;

__________________________________________________________________________
а) запл...тить за проезд;
б) опл...чивать проезд;
в) вопл...тить в жизнь.


Вставьте пропущенные буквы. Распределите в колонки номера слов с соответствующими безударными гласными.

а в корне
 о в корне
е в корне
е в корне
я в корне

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _



од...вать
кр...сноречие
объ...вление
непров...ряемые
расст...влять
разв...вались (знамена)
разв...тая (экономика)
см...шной
пом...стился
 принадл...жать
 разъ...снение
 зам...чают
 пр...ктический
 приумн...жают
 к...знать
 стр...дание
 м...лчание
 осл...бел
 созд...вать
 обн...жать
 л...шадка
 согл...совать
 пом...риться
 оп...здать
 нап...лнять
 н...зина
 т...сненный золотом




Вставьте пропущенные буквы. Выпишите в две колонки слова с чередующимися и безударными гласными в корне. 
Слова с чередующимися гласными в корнях
Слова с безударными гласными в корнях

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _


Заг...реть, з...ря, г...рдец, оз...рник, г...рьковатый, тв...рец, накл...ниться, р...сток, кр...сота, изл...жение, р...стительность, прил...гательное, р...синка, кр...ссворд, л...гуна, выск...чил, поск...кал, отк...чать, проб...рается, б...рлога, м...ролюбивый, к...соглазие, к...сноязычный, к...сательная, неук...снительный, д...ревянный, зад...рать, ст...ральный, т...теря, прик...саться, т...рзать, бл...стательный, л...сток, заст...лать, ст...левой, заж...гание.

Узнайте слово по толкованию лексического значения, запишите, обозначив орфограмму.
1. Выцвести, потерять окраску. ____________________2. Слегка дотронуться до чего-нибудь. ____________________3. Приобрести загар. ____________________4. В математике: прямая, имеющая общие точки с кривой, но не пересекающая ее. ________________5. Смуглый от загара. ____________________6. Сгореть до конца, погаснуть. ____________________7. Масло, добываемое из растений. ____________________8. Догадка, предварительная мысль. ____________________9. Что-то описывать, передавать устной или письменной речью. ____________________

Вставьте пропущенные буквы. Найдите ?третье лишнее? словосочетание, укажите, чем объединены остальные два.1) _____________________________________
      а) ск...кать от восторга;
б) пол...житься на друга;
в) заг...реть на пляже;

2) _____________________________________
      а) южная р...стительность;
б) прил...жение к статье;
в) разж...гить костер;

3) _____________________________________
      а) тв...рительный падеж;
б) известный р...стовщик;
в) изъявительное накл...нение;

4) _____________________________________
      а) зап.вать лекарство;
б) зап.вать песню;
в) громко расп...вать;
5) _____________________________________
      а) перспективная отр...сль;
б) дивная з...ря;
в)  кухонная утв...рь;

6) _____________________________________
      а) разб...рись сам;
б) уехать в Р...стов;
в) задернуть пол...г;

7) _____________________________________
      а) голосистая з...рянка;
б) з...ревать у костра;
в) оз...рилось улыбкой;

8) _____________________________________
      а) передвигался ск...чками;
б) ск...чу верхом;
в) заск...чил на минутку.Соединив приставки со словами, образуйте и запишите новые слова (орфограмма – Ы-И после шипящих).
П р и с т а в к и: пере, про, под, об, от, без, дез, меж, пред, роз, сверх, с, вз.
С л о в а: информация, игра, имя, идея, искусственный, история, искать.
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________

Вставьте пропущенные буквы. Распределите в колонки номера слов с соответствующими безударными гласными.
ы в корне
и в корне

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
без...скусные слова
без...нерционный
без...нициативный
без...сходный спор
без...дейное произведение
без...мянный пес
небез...нтересный рассказ
небез...звестные события
с...мпровизировать объяснение
меж...нститутское выступление
пере...гранный матч
пере...зданный роман
пред...юньская гроза
при...скать дом
пред...дущий разговор
пост...мпрессионистский период
после...юньские события
сверх...зысканная одежда
с...гранный матч
сверх...нтересный разговор


Вставьте пропущенные буквы. Распределите номера слов в две колонки. Рядом со словами дайте объяснение их написания.
ё  
е

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _


ш...рох - _________________________________________________________________________
ш...пот - _________________________________________________________________________
ш...ры - __________________________________________________________________________
ч...рточка - _______________________________________________________________________
ш...рстка - _______________________________________________________________________
ч...порный - ______________________________________________________________________
ж...сткий -________________________________________________________________________
ш...лк - __________________________________________________________________________
ч...тный - ________________________________________________________________________
ш...ссе - __________________________________________________________________________
ж...лтый - ________________________________________________________________________
 ч...ткий - ________________________________________________________________________
 ж...лоб - _________________________________________________________________________
ш...мпол - ________________________________________________________________________
 ч...саный - _______________________________________________________________________
ж...рнов  - ________________________________________________________________________
ш...в - ___________________________________________________________________________
ж...лудь  - ________________________________________________________________________
ж...рдочка - ______________________________________________________________________
ш...к - ___________________________________________________________________________
ч...рствый - _______________________________________________________________________
ж...лчь - _________________________________________________________________________
ш...колад - _______________________________________________________________________
ч...рт - ___________________________________________________________________________
ч...каться  - _______________________________________________________________________
ч...рный -_________________________________________________________________________
 ж...ны - _________________________________________________________________________

Вставьте пропущенные буквы. Найдите ?третий лишний? пример, запишите, чем объединены остальные два.1) _____________________________________
      а) деш...вка;
б) беч...вка;
в) алыч...вка;

2) _____________________________________
      а) круч...ная;
б) камыш...вый;
в) золоч...ный;

3) _____________________________________
      а) малыш...м;
б) щ...тка;
в) реш...тка;
4) _____________________________________
      а) медвеж...нок;
б) еж...нок;
в)  ретуш...р;

5) _____________________________________
      а) стаж...р;
б) массаж...р;
в) обж...ра;

6) _____________________________________
      а) товарищ...м;
б) борщ...м;
в) матч...м. 
Вставьте пропущенные буквы. Пронумеруйте слова в соответствии с орфограммами.
1 – разделительный Ъ
2 – разделительный Ь
3 – Ь на конце  существительных
4 – Ь в инфинитиве
5 – Ь  в глаголах 2-го лица ед. числа
6 – Ь в глаголах повелительного наклонения
7 –  Ь на конце наречий 
8 – отсутствие Ь, Ъ


1. Он тебе выдернет этот зуб так, что ты и не заметиш... __.  2. ?Наден...те!? __ - прошептала она, улыбаясь. 3. Стоит подумать – и всё раз...яснит...ся __ __ . 4. И он посмотрел на свою руку и на короткую руку д...якона __.5. Д...явол __ имеет большую силу, и мы не должны поддават...ся ему __. 6. Вы, как я слышал, собираетесь вступить в брак с дочер...ю __ моего прихожанина и сына духовного, князя Щербинского? 7. ?Я не мир, а меч... __ принёс?, - говорит Христос. 8. Представ... __ себе, что ты бы шел по улице и увидал, что п...яные __ б...ют __ женщину или ребенка, я думаю, ты не стал бы спрашивать, об...явлена __ или не об...явлена __ война этому человеку, а ты бы бросился на него и защитил обижаемого. 9. Он вспомнил ээто только тогда, когда кучер, уже совсем под...ехав __ к нему, откликнул его. 10. ?Да, да, прощай!? - проговорил Левин, задыхаясь от волнения, и, повернувшись, взял свою палку и быстро пошел проч... __ к дому. 11. Скосить и сжать рож... __ и овес и свезти, докосить луга, передвоить пар, обмолотить семена и посеять озимое – все это кажется просто и обыкновенно… 
Л.Н. Толстой.
Продолжите ряды слов, соответствующих изучаемой орфограмме. 
Дочь – _________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Испечь – _______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Отрежь – ______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Смотришь – ____________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Вскачь – _______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Мощный – _____________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Отъявленный – _________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Вьются – ______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________

В каком ряду во всех словах пропущена буква А?
препод...вать, пол...гается, упр...щать;
предст...влять, предн...значение, декл...рация;
д...роженька, ф...нтазия, л...боратория;
пригл...шать, уг...сать, выр...сти.

В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
акк...рдеонист, отр...слевой, нар...щивать;
пог...релец, алг...ритмизованный, н...веллист;
р...стениевод, пар...доксальный, предпол...жить;
я...ственно, путеше...ствовать, предчу...ствие.


Какой ряд состоит из слов, в которых пропущены только проверяемые ударением гласные?
сокр...щать, благосл...вить, р...скошный;
предв...рительно, ск...кать, изб...ратель;
безотл...гательный, отр...сль, ди...гональ;
предпол...жительно, прор...стать, п...норама.

Какой ряд состоит из слов, в которых пропущены только чередующиеся безударные гласные корня?
соед...нение, от...гощать, приор...тет;
забл...стел, проб...раться, пост...лат;
прив...легированный, изв...нился, разв...вать ум;
прост...раться, пал...садник, пренебр...жительно.

Расставьте ударение в словах.

1. Творог2. километр3. каталог4. набело5. облегчить6. звонит7. закупоренный8. приподняла9. кухонный10. красивее11. торты12. принял13. танцовщик
14. цыган15. приданое16. шасси17. шприцы18. партер19. иначе20. оленина21. досуг22. эксперт23. черпать24. щавель25. хвоя26. сироты
27. жалюзи28. простыня29. мышление30. обеспечение31. сведущий32. столяр33. таможня34.цемент35 договор36. феномен37. документ38. ломоть


 



Л е к с и к а. Ф Р А З Е О Л О Г И Я

Ответьте на следующие вопросы:
Что такое лексика? Дайте понятие этого термина.
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________

Как называется раздел языкознания, где изучается лексика?
_______________________________________________________________________________

Как называются слова 1) одинаковые по звучанию, но различные по значению; 2) различные по звучанию, но тождественные или близкие по значению; 3) различные по звучанию и имеющие прямо противоположные значения?
_______________________________________________________________________________

Какие виды омонимов вы знаете?
_______________________________________________________________________________

Назовите и охарактеризуйте группы слов русского языка по происхождению.
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________

Скажите, что в толковом словаре раньше: осень или весна? зима или  лето? утро или вечер? собрание или собираться? обед или ужин? прыжок или прыгать? час или минута?
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________

Напишите слова, значения которых приведены ниже:
___________________ - отверстие вулкана.
___________________ - период, продолжающийся четверть года.
___________________ - речь, произносимая одним актером.
___________________ - публичная распродажа, при которой покупателем становится тот, кто 
                                        предложит более высокую цену.
___________________ - чувство неприязни, нерасположения к кому- или чему-либо.
___________________ - слепая преданность идее.
___________________ - насильственное выселение из страны.
___________________ - содержащий похвалу кому-либо или чему-либо, 
___________________ - мировосприятие, мироощущение.
___________________ - союз, объединение.
___________________ - тождественный вполне совпадающий.

Подчеркните слова с переносным значением.
Цветущая груша, вкусная груша, резиновая груша; мыться в бане, устроить кому-нибудь баню; черное платье, черные дни, черные мысли; пробка бутылки, пробка на дороге; свинцовая туча, туча народу. 

В каких словосочетаниях выделенные слова употреблены в прямом значении?
железное здоровье
гроза мальчишек
гибкость политики
неуловимая грация движений
драгоценное время
В каких словосочетаниях выделенные слова употреблены в переносном значении?
дубовый лист
дубовый стиль
казенный подход
казенные деньги

В каких словосочетаниях прилагательное ?кислый? употреблено в переносном значении?
кислое яблоко
кислая картошка
кислое тесто
кислое настроение
кислое выражение лица
кислая среда

Составьте словосочетания со словами, употребив их сначала в прямом, а затем в переносном значении:
вода - __________________________________________________________________________
ветер  - _________________________________________________________________________
золотой -________________________________________________________________________
деревянный - ____________________________________________________________________
тепло - _________________________________________________________________________
грязь - __________________________________________________________________________
горячо - ________________________________________________________________________


Замените заимствованные слова русскими синонимами.
Иллюзия - _________________; финал - __________________; эгоизм - ___________________;
 перспектива - ______________________; полемика - _____________________; популярный - __________________; тотальный - ______________;  толерантность - _________________; актуальный - _____________________; гармония - _______________________. 


Укажите различие в значении паронимов:
бесстрашный – бесстрастный_____________________________________________________
________________________________________________________________________________
водный – водяной_________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
здравица – здравница _____________________________________________________________
________________________________________________________________________________
земляной – землистый_____________________________________________________________
________________________________________________________________________________
искусный –искусственный _________________________________________________________
________________________________________________________________________________
компания – кампания______________________________________________________________
________________________________________________________________________________
невежа – невежда________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ 
представляется – предоставляется ________________________________________________
________________________________________________________________________________
призирать – презирать ___________________________________________________________
________________________________________________________________________________
туристский – туристический______________________________________________________
________________________________________________________________________________
Укажите значения омонимов:
брак ___________________________________________________________________________
ключ ___________________________________________________________________________
среда ___________________________________________________________________________
коса  ___________________________________________________________________________
мир_____________________________________________________________________________
свет ___________________________________________________________________________

Соедините стрелками синонимы.

Безвольный
Растерянный

Благотворительный
Доходчивый

Велеречивый 
Благоприятный

Величественный
Предупредительный

Вежливый
Слабохарактерный

Второсортный
Грандиозный

Влиятельный
Высокопоставленный

Легендарный
Раздосадованный

Недовольный
Мифический

Нормальный
Естественный

Филантропический
Посредственный

Одобрительный
Красноречивый

Понятный 
Оторопелый 



Выберите из данных слов синонимы и антонимы, номера их занесите в таблицу.

Синонимы
Антонимы

1,11
6














1) смотреть сверху вниз, 2) терять время, 3) разгромить, 4) отвадить, 5) отозваться с похвалой, 6) уважать, 7) проиграть, 8) расхвалить, 9) копаться, 10) отшить, 11) ни в грош не ставить, 12) отругать, 13) одержать победу, 14) приблизить, 15) спешить, 16) жениться, 17) исчезнуть, 18) появиться, 19) заволноваться, 20) успокаиваться, 21) образоваться, 22) разойтись, 23) переполошиться.


Подберите антонимы к следующим слова:
Великий - ______________ , недостаток  - ________________ ,строить -___________ _____, обильный  - _________________ , здоровье   - ________________ , первый   - ______________, заболевать   - _________________ .


Подберите к выделенным словам из левого столбика соответствующие антонимы из правого столбика (подчеркните выбранный вами вариант):

Волшебный голос
а) убогий
б) скудный
в) раздражающий

Бедная растительность
а) маленькая
б) скромная
в) пышная

Разные вкусы
а) однотипные
б) тождественные
в) схожие

Суровый тон
а) легкий
б) мягкий
в) тихий

Тонкая работа
а) толстая
б) топорная
в) заметная

 

Подчеркните пары слов, которые  являются антонимами?
веселье – горе
упрек – похвала
зной – прохладный
помнить – забвение
ведро - ненастье

Поставьте ударение в иноязычных словах, определите их значение:
амбиции - _______________________________________________________________________
вербальный - ____________________________________________________________________
феномен - _______________________________________________________________________
эпиграф - _______________________________________________________________________
телепатия - _____________________________________________________________________
дилер - _________________________________________________________________________
экспансия - ______________________________________________________________________
факсимиле - _____________________________________________________________________
маркетинг - _____________________________________________________________________

Прочитайте строки из произведений А.С. Пушкина, выпишете устаревшие слова, определите их значение.
1) Но, боже мой, какой позор являет Киев осажденный! 2) Наш витязь старцу пал к ногам и в радости лобзает руку. Светлеет мир его очам, и сердце позабыло скуку. 3) Владимир-солнце пировал; меньшую дочь он выдавал за князя храброго Руслана и мед из тяжкого стакана за их здоровье выпивал. 4) Ни сарафан, ни перлов ряд, ни песни лести и веселья ее души не веселят. 5) Руслан, досаду в сердце кроя, грозит ей молча копием, трясет его рукой свободной, и, задрожав, булат холодный вонзился в дерзостный язык. 6) Поэзии чудесный гений, певец таинственных видений, любви, мечтаний и чертей, могил и рая верный житель, и музы ветреной моей наперсник, пестун и хранитель. 7) В чертоги входит хан младой; за ним отшельниц милых рой; одна снимает шлем крылатый, другая кованые латы, та меч берет, ты пыльный щит; одежда неги заменит железные доспехи брани.
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________

Найдите слово, не имеющее отношения к остальным с точки зрения активного или пассивного употребления. Подчеркните его.
 Уста, ланиты, чрево, чело, десница, перси, очи. 

Определите признаки заимствованных слов (подчеркните их).
Ладья, афиша, караван, оазис, извержение, лифт, джемпер, пальто, экран, брошюра, страна.  

23. Укажите, к какому типу лексических единиц относятся слова (диалектизмы, термины, профессионализмы, жаргонизмы, неологизмы, историзмы, архаизмы). 
1) зерцало, ворог, уста (архаизмы)
2) урядник, опричник, кафтан (____________________)
3) авиаконцерн, пиар, дайджест (____________________)
4) баско ("хорошо, красивый"), векша ("белка"), курень ("казачий дом") (_________________)
5) префикс, полисемия, фонема (____________________)
6) баранка ("рулевое колесо"), подвал ("нижняя часть газетного листа"), шапка ("общий заголовок для нескольких статей") (____________________)
7) фанера ("фонограмма"), хвост ("не сданный в срок экзамен"), кирпич ("дорожный знак")  (____________________)
8) ланиты ("щеки"), выя ("шея"), десница ("правая рука") (____________________)
9) бурак ("свекла"), кочет ("петух"), баять ("говорить") (____________________)
10) закурсивить (" выделить курсивом"), ябедники ("самозаписывающиеся устройства"), забурить ("пробурить скважину") (____________________)
11) стукач, кемарить, салага (____________________)
12) инверсия, пунктуация, фразеологизм (____________________)
13) кольчуга, гусар, продналог (____________________)
14) бифидок, евро, интернет-кафе (____________________)
15) прикид, косить, въезжать (____________________)


Исправьте ошибки в определении значений фразеологизмов.
Лежать на боку – болеть 
________________________________________________________________________________

Заколдованный круг – гадать
________________________________________________________________________________

Кривить душой – обижаться
________________________________________________________________________________

Белая кость – чистоплотный человек
________________________________________________________________________________

Колоть глаза - ошибаться
________________________________________________________________________________


Объясните значение фразеологизмов:
Не ударить в грязь лицом - ________________________________________________________
Тише воды ниже травы - _________________________________________________________
Стиснув зубы  - _________________________________________________________________
Косая сажень в плечах - __________________________________________________________
Рубить сплеча - __________________________________________________________________
Пройти огонь, воду и медные трубы - _______________________________________________
Почивать на лаврах - _____________________________________________________________
Показывать товар лицом - ________________________________________________________
Подливать масло в огонь - _________________________________________________________
Двуликий Янус - __________________________________________________________________
Курить фимиам - ________________________________________________________________

Найдите среди словосочетаний фразеологизмы и определите их значение:
Щучья икра  - ___________________________________________________________________
По щучьему веленью - ____________________________________________________________
За семь верст киселя хлебать  - ____________________________________________________
Хлебать щи  - ___________________________________________________________________
Взять отпуск  - __________________________________________________________________
Взять быка за рога - ______________________________________________________________
Набрать воды в рот - ____________________________________________________________
Попить воды - ___________________________________________________________________
Мышиного цвета  - _______________________________________________________________
Мышиная возня  - ________________________________________________________________

Исправьте ошибки в употреблении фразеологизмов:
Меня обвели вокруг пальцев ____________________________________________________
Держи ухо востро _____________________________________________________________
Он мастер на руку _____________________________________________________________
Я никому не хочу вытирать очки _________________________________________________
Это из ряда выходящий случай __________________________________________________
Он сделал из мухи медведя______________________________________________________
Я привык называть все вещи их именами __________________________________________
Он попал пальцем на небо ______________________________________________________

Укажите ?третье лишнее? выражение:
 А) хоть пруд пруди
 Б) хоть глаз выколи
 В) хоть отбавляй
А) души не чаять
Б) носить на руках
В) сбывать с рук
А) снимать стружку
Б) давать задний ход
В) давать жизнь
А) во весь дух
Б) во все лопатки
В) во весь голос

М о р ф е м и к а.   с л о в о о б р а з о в а н и е

Ответьте на следующие вопросы:

Что изучает словообразование? 
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________

Что такое грамматические формы одного и того же слова?
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________

Какие слова называются однокоренными?
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________

Перечислите значимые части слова.
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________

Дайте определение следующим понятиям:

Корень - ________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Приставка - ____________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Суффикс - ______________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Окончание - _____________________________________________________________________
________________________________________________________________________________


Выпишите в два столбика: родственные слова и формы одного и того же слова:

Свет, светлеть, светлячок, светлячка, светить, светлого, свечение, светлячком


Краска, красить, краски, окраска, покрасить, краской

Родственные слова
Формы слова

Родственные слова
Формы слова








Берег, бережок, берега, береговой, (на берегу) безбрежный


Конец, концом, заканчивать, концовка, концы, конечный

Родственные слова
Формы слова

Родственные слова
Формы слова









Запишите в две колонки номера слов.

Однокоренные слова
Формы слова

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _



ведать
ведомый
видел
видит
провидец
свидетель
видеотехника
вид
удивительный
в удивлении 
диво
удивительна
дивлюсь
удивление
язык
языческий
язычество
языческому
19. языковый
20. языковой
21. языкознание


Разгадай шарады: 
Корень мой находится в ?цене?,
В ?очерке? найди приставку мне,
Суффикс мой в ?тетрадке? все встречали,
Все же – в дневнике я и в журнале.
________________________

В ?списке? вы мой обнаружите корень,
Суффиксы – в ?собрании? встретите вскоре,
В слове ?рассказ? вы приставку найдете,
В целом – по мне на уроки придете
     ________________________


Выберите однокоренные слова (выделите корни):

Горчица, горка, горнист, гордый, горе, горянка, гореть, городить, гораздо
________________________________________________________________________________ 

Головня, гололед, голень, голубой, голубец, голубь, голкипер, голосок, голодать
________________________________________________________________________________

Подарю, дата, сдать, дама, подачка, подавить, дачка, издавна, дамба
________________________________________________________________________________

В перечисленных ниже словах выделите основу и окончание.

Влево, десять, спишь, именно, гулять, метро, брешь, мять, иго, тишь, было, мать, лишь, странно, зять, съешь, пальто.


Подчеркните слова, в которых нет и не может быть окончания.

Младенец, зябко, плач, прилетев, лицо, сосна, осень, шутя, око. 

Выберите слова, в которых есть суффикс. Выделите его. 

Заочник, возвышающийся, спал, полеты, твердо, заслонка, ошейник, живучесть.
Определите способ словообразования приведенных ниже слов.
Столовая (_____________), перегрузка (_____________), восхождение (____________), долгожданный (_____________), ГИБДД (___________), вход (_____________),вуз (_____________),  коневодческий (_____________), гниль (_____________), подоконник (_____________), рабочий (_____________), спецкор (_____________), вице-мэр (_____________), полуживой (_____________),  мойдодыр (_____________), синь (_____________).

В приведенных ниже словах выделите суффикс(ы).

Свечение, подтолкну, лиственница, влагоотталкивающий, подберезовик, проэкзаменоваться, 

Сделайте морфемный анализ слов.

Назывался, потрясения,  минуя, пароходство, снова, 

наполняются, восьмьюдесятью, вырвали, нежданную, 

повторить, безликостью, замерзшим, просунув, 

молчаливый, водонапорная. 

Подберите слова, соответствующие схемам.
1) ( ( ( (___________________ 
2) ( ( ( (             ___________________
3) ( ( ( (             ___________________
4) ( ( (                 ___________________
5) ( ( ( ( (          ___________________
6) ( ( (  (___________________ 

Выделите в словах окончания. Запишите в три колонки номера слов.

Нулевое окончание
Окончание
Нет окончания

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _


читатель
дремлют
английского
восточный
весел
громко
брать
рисунок
песка
лицо
лиц
дочь
слон
смел
сказал
словарь
веселье
армий
лист
искал
находила
стричь
снова
окно
рисунка
ложь
впрямь



Выделите в словах основы. Запишите номера основ. 
Примечание: непроизводная основа состоит только из корня. В состав производной включены приставки и суффиксы. 
Непроизводная 
Производная 

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _


общая
старшеклассники
вдогонку
конспект
конный
обозначить
притворство
пригореть
аккорд
рюкзачок
сажать
царевич
ягода
ценный
усложнит
сумма
равный
в-шестых
пчелка
ожидаю
неподалеку
мяч
пить
интересно
грамматический
вкратце
комиссия 



Выделите в словах основы. Запишите слова парами в колонки. 
Примечание:производящая основа та, от которой произошла производная. 

Производящая основа
Производная основа

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _  _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _  _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _  _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _  _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _  _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _  _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _  _ _ _ _ _ _ _

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _  _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _  _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _  _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _  _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _  _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _  _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _  _ _ _ _ _ _ _



тема
тематический
темнота
темнеть
темный
тьма
учить
выучить
учитель
сплошь
сплошной
боковой
сбоку
бок
растительный
растениеводство
растение
растить
расти
водить
водитель
дом
по-домашнему
домашний


Выделите в словах суффиксы, запишите их номера в две колонки.
Будучи 
главнее 
замолчать
обстоятельственный
межсезонье
заманчивый 
усыпление
пристанционный
9. курочка
10. целехонький
11. меньше
12. рассыпчатый
13. растянул
14. тропинка
15. прокричав
16. хлебница
17. живущий
18. кружечка
19. смеющийся
20. раскаленный
21. наконечник
22. свысока
23. вчетвером
24. во-первых
25. маленький
26. переводческий.

Формообразующие суффиксы
Словообразующие суффиксы

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _



Разберите слова по составу, записав их в таблицу.
Озаглавить, выделенными, расписание, окончанию, неподвижных, однокоренные, безболезненный, бесчувственный, расположиться, оказывается, распределены, обозначают, вспыхнувшие, выращенных, растопить, льющееся, прижались, занимать, смещение, приблизиться, пристанционный.
Приставка
Корень
Суффикс
Окончание

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _



Укажите номера слов с приставками и без них.
Слова с приставками
Слова без приставок

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _



беседа
безмен
бесконечный 
бесноватый
безымянный
безъязыкий
возражение
воздушный
возводить
возыметь
восемьсот
воскресить
восковой
восток
доблестный
добавить
доброта
доверху
заботиться
заблестеть
заголовок
зависеть
извещать
изящный
извне
изъездить
известковый


Распределите в две колонки номера слов в зависимости от способа словообразования.

Суффиксальный способ
Префиксальный способ

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _




морозный
возражения
светятся
пригород
зачехлить
овражек
безлунный
впустить
аллейка
сыроватый
бесшумный
сдать
жжение
решение
запустить
отмыть
окованный
смешной
закричав
проверенный
рассмотри
неблизкий
каменщик
беззастенчивый


Распределите в колонки номера слов в зависимости от способа образования.
Префиксальный способ
Суффиксальный способ
Префиксально-суффиксальный способ

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _




брошюрка
убыть
вразвалку
дизельщик
предлинный
удлинить
презрение
проигрыш
беспроигрышный
выиграть
должник
содоклад
подорожник
подоходный
достоверный
дощечка
недосуг
снискать 
дезинформация
итоговый
удосужиться
раздразнить
содружество
недруг
дублер
разъединить
ельник
по-летнему
улучшить
подлунный


Пронумеруйте слова в соответствии со способами их образования.
1 – префиксальный
2 – суффиксальный
3 – префиксально-суффиксальный
4 – безаффиксный

крик…
беспощадный…
шестнадцать…
перечитать…
цепочка…
свист…
сфабриковать…
потихоньку…
тишина…
притерпеться…
творчество…
россыпь…
расчет…
сушь…
отступ…
сыпь…
светила…
нерусский…
порыбачить
антитезис…
жизненный…


Распределите в колонки номера слов в зависимости от способа образования.

Аффиксный способ
Безаффиксный способ
Сложение 

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _




профком
запросто
переполнить
выползти
полоска
стенгазета
наплыв
напев
пароходостроитель
пальба
отчет
отсек
ТАСС
СНГ
отказ
отдых
осевой
карманный
согрев
навар
адресовать
завком
пресс-служба
горсвет


Пронумеруйте слова в соответствии со способом их образования.
1 – префиксальный
2 – суффиксальный
3 -  префиксально-суффиксальный
4 – безаффиксный
5 – сложение

неаккуратный…
адресный…
по-боевому…
землепашец…
лесовод…
бур…
по-дружески…
дровишки…
задрожать…
великодушный…
перевод…
выжить…
жизненный
обезжирить
проживать
приход
винодел
имечко


Рядом с данными словами поставь номер, соответствующий способу словообразования.
1 – лексико-семантический 
2 – лексико-синтаксический
3 – морфолого-синтаксический

спустя два года…
ступай себе…
захватить книгу…
курсы медсестер…
умалишенный человек…
сильнодействующее средство…
ехать стоя…
выйти в учительскую…
ход ладьей…
личное местоимение…
бить тревогу…
есть мороженое…
Онежская губа…
электрическая плита…
зайти в булочную…
дежурный по классу…
труднопроходимая местность…
слабоуспевающий ученик…

Распределите в колонки номера слов в зависимости от способа образования.
Морфологический способ
Неморфологический способ

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _


 
именовать девочку
сильно перемудрить
подопытный кролик
широкая просека
рекламный проспект
состояние здоровья
большое состояние
в течение дня
в течении реки
боевое офицерство
болотная топь
мостовая улица
бежать по мостовой
кривая рама
кривой старик
проиллюстрировать книгу
заряд энергии
крестьянское наречие
наречие времени
запустить луноход
отражение в зеркале
раненный в бок
раненый стонал
пятерка по труду
отсечь ножом
грациозный олененок
легкораненый волк
воин, раненный легко
желтоватый цвет
благожелательный человек



ПОВТОРИМ ОРФОГРАФИЮ
Вставьте пропущенные буквы.
На пути к славе ему пр...шлось пр...одолеть многие пр...пятствия, но камнем пр...ткновения оказалась, пожалуй, н...обходимость общаться с цензорами. Сама мысль о б...спр...кословном п...дчинении чужой воле всегда пр...дставлялась ему ом...рзительной, а уж за время печатания первой книги он пр...исполнился откровен...ого пр...зрения и н...нависти к цензуре. При этом, общаясь с друзьями и пр...ятелями, он оставался пр...симпатичным, н...пр...тязательным, н...пр...хотливым в быту человеком, при первой в...зможности стр...мящимся пр...ткнуться где-нибудь в уголке и потихоньку работать. Он почти всегда пр...бывал в хорошем настроении, и его не пр...льщали материальные блага. Поэтому все, кто знал его, не только пр...клонялись перед его т...лантом, но и искренне любили.

27. Вставьте пропущенные буквы в словах. Запишите их номера в три колонки.

о
ё
Е

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _



Ож__г руку, 
капюш__н, 
печ__нка,
кипяч__ный, 
ш__рох, 
ш__пот, 
глянц__вый, 
с плащ__м, 
сгущ__нка, 
прож__рливый, 
деш__вый, 
плюш__вый
ш__кировать, 
дириж__р, 
ч__порный, 
беч__вка, 
девч__нки, 
маж__рный, 
груш__вый, 
письмец__, 
туш__нка, 
щ__лочь, 
ч__рточка, 
стаж__р, 
под крыш__й, 
ш__рты, 
пунц__вый, 
свинц__вый, 
напряж__нный, 
ч__лка, 
крыж__вник, 
с плач__м, 
замш__вый, 
ж__лудь, 
трещ__тка, 
облиц__ванный,
с Кузьмич__м,
холщ__вый,
рубаш__чка,
расч__ска.



Вставьте пропущенные буквы в словах. Запишите их номера в две колонки.

ы
И

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _



Ц__рк, 
ц__пленок, 
реакц__я, 
улиц__, 
сестриц__н, 
ц__трон, 
ц__ганский, 
племянниц__н,? 
дикц__я, 
гнездо птиц__,
 ц__рюльник, 
ц__стерна, 
проц__тировать, 
ц__кнуть, 
позиц__я, 
куриц__н, 
спиц__, 
ц__низм, 
ц__плятница, 
лекц__я, 
Троиц__н день, 
огурц__, 
эволюц__я, 
пальц__, 
три девиц__, 
ц__ганщина, 
куц__й, 
ц__вилизац__я, 
ц__фры, 
на ц__почках, 
синиц__, 
порц__я, 
краснолиц__ый, 
ц__ркулировать, 
смуглолиц__й, 
иниц__алы, 
нора лисиц__, 
ц__гане, 
делегац__я, 
белолиц__й, 
панц__рь, 
рац__я, 
бойц__, 
ц__кличный, 
бледнолиц__й, 
пац__ент, 
зайц__, 
эмоц__ональный.


29.  Допишите, где нужно, окончания существительных. 
Домишк__, пара сапог__, по алле__, об удовольстви__, жить в деревн__, городишк__, по галере__, жить в Казан__, грядка помидор__, во всем величи__, бородищ__, жить в Гвине__, по площад__, пять килограмм__, сидит в уныни__, ручищ__, двое грузин__, по пустын__, сушить на батаре__, жить в согласи__, актеришк__, много апельсин__, о помощ__, был в музе__ и в планетари__, отдыхал в санатори__, шесть лимон__, трусишк__, деревья в ине__, о песн__, шинелищ__, о несчасть__, о Мари__, этих цыган__, бывать в Рязан__, носищ__, о злоде__, о трагеди__, быть в област__, рота солдат__, кулачищ__, этих башкир__, о Юри__, оставить на сидень__, флаг на башн__, волчищ__, о Лиди__, о басн__, этих таджик__, быть в Заполярь__, человечищ__, быть на экскурси__, пять гектар__, о Наталь__, о бур__, голосишк__, сойти с рельс__, о бан__, быть в раздумь__, стоять в отдалени__.

30. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы в суффиксы существительных и прилагательных. Выделите суффиксы.
Казац__кий, приветл__вый, листоч__к, скваж__на, кресл__це, француз__кий, доверч__вый, солом__нка, ящич__к, масл__це, ткац__кий, заботл__вый, изюм__нка, человеч__к, селень__це, грец__кий, усидч__вый, горош__на, кузнеч__к, веснушч__тый, скольз__кий, сбивч__вый, трещ__на, ковш__к, лапч__тый, киргиз__кий, уклонч__вый, бус__нка, карандаш__к, пузырч__тый, журналист__кий, диков__нка, пальт__цо, причудл__вый, узорч__тый, мужиц__кий, вкрадч__вый, впад__на, письм__цо, крупитч__тый, авангардист__кий, разборч__вый, старейш__на, плать__це, перевоз__ик, турист__кий, разговорч__вый, кармаш__к, желань__це, перебеж__ик, альпинист__кий, словоохотл__вый, карманч__к, ружь__цо, аппарат__ик, рыбац__кий, сговорч__вый, мешоч__к, здань__це, разнос__ик.

31. Вставьте пропущенные буквы.
Гласныепослешипящих и Ц
Правописаниеприставок
Окончанияглаголови сущ-х (Е или И)
Правописаниесуффиксов
ПравописаниеН-НН

1. ж__нглёр2. ш__рты3. ож__г руку4. ш__лковый5. ч__порный6. камыш__вый7. пиж__н8. ж__лудь9. обреч__нный10. печ__м11. стриж__шь12. этаж__м13. плащ__м14. деш__вый15. пораж__н16. пш__нка17. гараж__м18. алыч__вый19. холщ__вый20. копч__ный21. смеш__н22. лиш__н23. золоч__ный24. ож__г лица25. гребеш__к26. петуш__к27. врач__м28. плащ__м29. обж__ра30. трущ__бы31. границ__32. ц__ганский34. ц__ркач35. рац__я37. ц__нга38. аукц__он
1. __делать2. во__вратить3.ра__бег4. ра__дать5. __горяча6. ра__цветка7. и__ведать8. во__ход9. и__черпать10. бе__водный11. пр__брежный12. пр__вить13. пр__образить14. пр__подавать15. пр__рвать16. пр__бавить17. пр__ём18. пр__сесть19. пр__ехать20. пр__красный21. пр__ветливый22. пр__неприятно23. пр__морский24. пр__ставить25. пр__мьера26. пр__парат27. пр__ватный28. пр__вилегия29. пр__митив30. пр__учить31. пр__градить32. пр__мудрый33. пр__рода34. пр__бавить35. пр__тендент36. пр__стиж37 пр__жаться
1. наполн__шь2.ворот__шь3. дыш__шь4. завяж__шь5. отреж__шь6. кол__тся7.стел__шь8. отруб__шь9. рису__шь10. корм__шь11. мел__шь12. жал__тся13. скаж__шь14. напиш__шь15. спор__шь16. верт__шь17. смотр__шь19. ненавид__т20. верт__тся22. вид__т23. руш__тся24. сбива__тся25. стел__шь26. зна__т27. в здани__28. в пол__29. в лекци__30. о матер__31. к ноч__32. о наци__33. о звер__34. об ини__35. скорост__
1. унаслед__вать2. совет__вать3. отвоёв__вать4. догад__ваться5.треб__вать6. слыш__мый7. вид__щий8. рису__щий9. вытека__мый10. отбира__мые11. сортиру__щий12. дыш__щий13. стел__щий14. сад__к15. плеч__ко16. замоч__к17. крючоч__к18. мяч__к19. гор__ц20. красав__ц21. красав__ца22. рыбац__ий23. француз__ий24. немец__ий25. горняц__ий26. матрос__ий27. доверч__вый28.алюмини__вый29. тюл__вый30. совестл__вый31. завистл__вый32. никел__вый33. надоедл__вый34. миндал__вый35. стрельб__ще36. человеч__ще37. свояч__ница
1. лимо__ый2. ветре__ый3. чугу__ый4. оловя__ый5. торфя__ой6. кури__ый7. карма__ый8. лебеди__ый9. деревя__ый10. кухо__ый11. ледя__ой12. серебря__ый13. обветр__ый14. комари__ый15. сорва__ый16. кваше__ый17. приуче__ый18. жаре__ый19. кожа__ый20. купле__ый21. решё__ый22. кова__ый23. балова__ый24. плетё__ый25. напуга__ый26. копчё__ый27. вяза__ый28. багря__ый29. сезо__ый30. обеде__ый31. отложе__ый


32. Слитное написание обозначьте ?/?, дефисное – ?-?. 
(Жаро)понижающий, (жёлто)волосатый, (жизне)радостный, (жюль)верновский, (задне)язычный, (земле)ройный, (зимне)весенний, (идеал)реалистический, (иззелена)синий, (индо)европейский, (информационно)рекламный, (картофеле)уборочный, (коричнево)красный, (лимонно)кислый, (лично)командный, (масло)жировой, (железо)бетонный, (машинно)тракторный, (машино)строительный, (медно)прокатный, (молочно)кислый, (молочно)белый, (национально)освободительный, (общественно)полезный, (общественно)экономический, (право)бережный, (снежно)белый, (словарно)технический, (электронно)вычислительный.
33. Вставьте, где нужно, букву н в суффиксы причастий и отглагольных прилагательных. Выделите суффиксы в словах.
Балован__ый, морожен__ое мясо, ранен__ый, много раз игран__ый этюд, смышлен__ый, кован__ый сундук, варен__ый, брошен__ый, вязан__ый на спицах шарф, священ__ый, уже ношен__ый жакет, лакирован__ый, вязан__ый, нечаян__ый, громкость увеличен__а, свежеморожен__ый, беседка сломан__а, маринован__ый, жарен__ый, сорван__ый, квартира меблирован__а, краден__ый, скошен__ый, желан__ый, куплен__ый, полирован__ый, книга прочитан__а, крашен__ый, связан__ый, непрошен__ый, задание выполнен__о, ломан__ая линия, неглажен__ый, поношен__ый, рискован__ый, скован__ый, поле вспахан__о, маслен__ый пирожок, покрашен__ый, медлен__ый, тренирован__ый, ошибка обнаружен__а, мечен__ый, подписан__ый, решен__ый, колбаса нарезан__а, неписан__ый закон, подметен__ый, путан__ый, неждан__ый, экскурсия хорошо организован__а, рван__ый, погашен__ый, немудрен__ый, неслыхан__ый, статья опубликован__а, зван__ый ужин, написан__ый, ткан__ый, невидан__ый.
34.  Вставьте пропущенные буквы.
Проверяемыебезударныегласные
Непроверяемыебезударныегласные
Чередующиесягласныев корне
Двойныесогласные
УпотреблениеЬ и Ъ

1. обр__мление2. раскр__шить3. разл__новать4. сум__рки 5. в__рсистый 6. огр__нённый7. тр__петать8. спол__снуть9. т__нировать10. разув__рять11. б__чар12. св__щенник13. объ__виться14. засв__стеть15. ожест__чение16. нак__вальня17. подр__берье18. пов__литься19. к__рпусной20. пров__жать21. др__хлеть22. цв__тистый23. обт__сать24. хл__потливый25. вып__чка26. напр__вление27. см__рение28. л__ктевой29. кл__пать30. осн__щение31. р__птать32. м__тодика33. перел__мить34. ж__рдевой35. д__ревянный36. пр__дильный
1.к__нс__стенция 2. в__н__грет3. г__р__зонт4. к__ртина5. к__рзина6. к__л__мбур7. д__л__гация8. эк__пировать9. д__л__тант10. тр__ф__рет11. ген__алогия12. в__девиль13. к__нонада14. алг__ритм15. сан__торий16. ярм__рка17.к__мп__новать18. м__ц__нат19. п__лисадник20. п__р__скоп21. ск__лет22. б__кл__жан23. д__вальвация24. д__аг__наль25. м__золь26. х__реография27. в__ол__нчель28. д__ф__рамб29. пр__амбула30. ф__тиль31. эл__ксир32. пан__хида33. р__гламент34. с__р__нада35. д__в__денд36. р__з__денция
1. возг__рание2. пол__гать3. з__ря4. заг__р 5.г__релка6. вл__жить7. к__сание8. разл__жить9. прик__снулся10. кл__нить11. тв__рец12. прекл__нение13. тв__рчество14. р__стение15. р__сток16. Р__стов17. выр__щенный18. вым__кнуть19. обм__кнуть (перо)20. пром__кашка21. утв__рь22. пл__вец23. пл__вучесть24. попл__вок25. р__внение26. выр__вненный27. р__вноправие28. бл__стеть29. зам__рать30. подп__реть31. расст__лать32. зад__рать33. соч__тание34. оп__реться35. выж__гание36. обсч__таться
1. кол__екция2. ис__кус__тво3. пьес__а4. авторал__и5. пер__ила6. пер__он7. кол__ичество10. кил__ограм__11.метал__ол__ом12. белорус__ка13. рус__кий14. хок__ей15. ил__юстрация16. колон__а17. цел__офан18. кор__ектор19. пас__ивный10. кас__а21. агрес__ор22. один__адцать23. рас__а24. стрес__25. мис__ия26. гал__ерея27. эф__ект28. ал__огичный29. пес__имист30.ис__ледование31. ком__ерсант32. фил__иал33. хоб__и34. интел__игент35. кол__едж36. нарцис__37. грам__офон
1. ад__ютант2. с__экономить3. б__ю4. пен__юар5. борщ__6. задач__7. двух__ярусная8. трёх__этажный9. много туч__10. горяч__11. сжеч__12. стриж__13. щелоч__14. допеч__15. замуж__16. пред__явитель17. кулич__18. отреж__19. желч__20. помощ__21. отсроч__ка22. бетон__щик23. с__еш__те24. блиндаж__25.интер__ер26. ин__екция27. кар__ер28. ноч__29.точ__ка30. уст__е31. нож__32.береч__33. тысяч__34. встреч__35. спряч__36. вазоч__ка


35. Образуйте сложные прилагательные от данных словосочетаний и слов. Объясните их правописание.
Русский и французский словарь ____________________________________________________
социальные и бытовые условия_____________________________________________________
спрягаемый по-разному___________________________________________________________
научное и производственное объединение____________________________________________
изложенный ниже________________________________________________________________
подобный обезьяне_______________________________________________________________
общее образование_______________________________________________________________
общественный и исторический_____________________________________________________
нуждающийся остро______________________________________________________________
палевый и дымчатый_____________________________________________________________
переднее нёбо____________________________________________________________________
защитить поле___________________________________________________________________
любить мир______________________________________________________________________
почтовый и телеграфный__________________________________________________________
юго-восток______________________________________________________________________
профессора и преподаватели_______________________________________________________
пустой и порожний_______________________________________________________________
пять рублей______________________________________________________________________
сорок вёдер______________________________________________________________________
девяносто лет____________________________________________________________________
Тянь-Шань______________________________________________________________________
угро-финн_______________________________________________________________________
сойти с ума______________________________________________________________________
лишить ума______________________________________________________________________
хлопок-сырец____________________________________________________________________
полутьма________________________________________________________________________
четвертьфинал___________________________________________________________________
шлакобетон______________________________________________________________________
полусон_________________________________________________________________________
унтер-офицер ___________________________________________________________________


36. Вставьте, где нужно, пропущенные орфограммы и знаки препинания. Слитное написание обозначьте ?/?, дефисное – ?-?. При раздельном написании оставьте пробел.
Мы желаем рас__казать о том как сам господин закон почтит__льно отн__сился к деньгам. История (н__) зна__т (н__) чего более пор__зит__льного чем это.
Там у них за уг__ловные пр__ступления нак__заний почти (н__) было. И (в) место нак__зания обв__няемый пл__тил ден__жный штраф. Так (что) уг__ловный код__кс выгл__дел у них (все) р__вно (как) р__сторан__ое меню. Там цена указан__а за любой проступок. И каждый соглас__но указан__ой цене мог выб__рать себе любое дело (по) к__рману. Но вот (что) пор__зит__льно цены за убийство (в) общем счете (н__) пр__вышали цен за драки и м__ральные оск__рбления.
Судя по ценам инт__л__генция мало ценилась в те времена. Конюхи и повара стоили (не) сколько дороже. Кражи и огр__бления так (же) оплач__вались (все) возможными ден__жными штрафами. (В) общ__м ден__жный штраф являлся сколько можно заключить единствен__ым возмезд__ем за всякое пр__ступление.



И коне__но такой закон действующий (в) течени__ многих столет__й (бе__) сомнения отличным образом обработал сознание у людей кто имел (по) больше денег тот мог (н__) только своим ближн__м разб__вать морды жердью или там (чем) угодно но мог и убивать их и делать все что ему забл__г__рас__удит__ся закон стоял на страже (все) возможных мелких его инт__ресов и душевных потребностей. И мы пол__гаем что и в наше время там где (с) лишком поч__тает__ся б__гат__тво это высокое гордое сознание остает__ся (н__) измен__ым.
(М.Зощенко)





































СОДЕРЖАНИЕ

Фонетика………………………………………………………………………..3
Лексика. Фразеология…………………………………………………………17
Морфемика. Словообразование………………………………………………23









HYPER13PAGE  HYPER15


3



Русский язык