Открытый урок ?Работа над особенностями фактурного изложения фортепианного произведения в классе специального фортепиано? Выполнила: Каткова Л.Г. преподаватель по классу фортепиано высшей категории МАОУК ДО г. Нягани ?ДШИ? г. Нягань Открытый урок преподавателя по классу фортепиано Катковой Людмилы Геннадьевны Тема урока: ?Работа над особенностями фактурного изложения фортепианного произведения в классе специального фортепиано? Цель урока – Через восприятие, познание, творческое воображение научить понимать особенности фактурного изложения фортепианных произведений. Тип урока: комбинированный. проверка выполнения домашнего задания; проверка ранее усвоенных знаний; сообщение темы, цели и задач урока; изложение нового материала; восприятие и осознание нового материала; осмысление, обобщение и систематизация знаний; Форм урока: индивидуальная; Задачи урока: Образовательные: Через исполняемые произведения, учить думать и размышлять о звучащей музыке, мыслить образно, понимая особенности фактурного изложения фортепианных произведений и влияние фактуры на характер и стилистику пьесы. Развивающие: Развивать слуховой контроль, чувство стиля, эпохи, в которую было написано произведение, подключать образное мышление и свою интерпретацию исполняемого произведения. Воспитывающие: Воспитывать в ученике чувство самоконтроля к исполняемому произведению. С первых шагов фиксировать внимание на звуковых задачах и через эти ощущения добиваться эмоционального, живого исполнения, передавая через игру своё отношение, свои чувства к исполняемому произведению Воспитание полифонического мышления, полифонического слуха, то есть способности расчлененно, дифференцированно воспринимать (слышать) и воспроизводить на инструменте несколько сочетающихся? друг с другом? в одновременном развитии звуковых линий. Методические приемы: Словесный; Практический; Наглядный; Творчески-поисковый; Оборудование: 2 фортепиано (обучающемуся и преподавателю), 2 стула, нотные пособия, компьютер для прослушивания музыкального материала. Урок является основной формой организации учебной и воспитательной работы. Урок в классе фортепиано в музыкальной школе – это особый вид деятельности, не похожий на уроки в общеобразовательной школе, т.к. это индивидуальное занятие преподавателя с учеником, целью которого является овладение игрой на музыкальном инструменте, привитие любви к музыке, раскрытие творческих способностей, расширение кругозора и, как следствие, – повышение интеллекта. Урок проводится с учащейся 6 класса Кан Анитой. На уроке мы постараемся дать понятие, что собой представляет фактура фортепианного произведения, какие бывают виды фактур, как фактура влияет на характер и особенности музыкального произведения. Репертуарный план урока : Е. Поплянова ?Колыбельная Луны? Ф. Бургмюллер ?Тарантелля? С. Рахманинов ?Музыкальный момент? си минор ?Какен? каз. н. п. в обработке Затаевича К. Черни ?Этюд? Л. Жульева ?Косари? В. Моцарт ?Соната? Ре мажор И.С. Бах ?Двухголосная инвенция? до минор И.С. Бах ?Трёхголосная инвенция? си минор И.С. Бах ?Трёхголосная инвенция? ми минор Виды музыкальной деятельности на уроке: 1.Музыкально-образовательная деятельность: Проанализировать характерные особенности фактурного изложения характерные для разных эпох и стилей. Дать классификацию фактур и найти отличительные особенности. Определить технические приёмы, необходимые для исполнения определённых фактурных изложений. 2.Исполнительство: Ф. Бургмюллер ?Тарантелля? ?Какен? каз. н. п. в обработке Затаевича К. Черни ?Этюд? Л. Жульева ?Косари? В. Моцарт ?Соната? Ре мажор И.С. Бах ?Двухголосная инвенция? до минор И.С. Бах ?Трёхголосная инвенция? си минор И.С. Бах ?Трёхголосная инвенция? ми минор Д. Кабалевский ?Полечка? Украинская песня ?Ой ты, дивчина? 3.Восприятие: Прослушивание С. Рахманинов ?Музыкальный момент? си минор 2. Е. Поплянова ?Колыбельная Луны? 4.Творчество: 1.Проработать и проанализировать фактурное изложение в исполняемых произведениях и как оно влияет на характер и раскрытие образа. 2.Определить как менялось фактурное изложение у композиторов разных эпох. 3.Анализ фактурных особенностей в исполняемых произведениях. 4. Упражнения для развития координации и преодоления трудностей в голосоведении многоголосной фактуре изложения . Ход урока В музыкально-исполнительском искусстве есть одна существенная особенность, которая отличает этот род деятельности от других видов творческой работы. ?Чтобы создавать произведения искусства, надо уметь это делать? - сказал А.Блок. И в самом деле, чтобы раскрыть исполнительский замысел фортепианного произведения, исполнителю надо владеть многими умениями и навыками, сочетающими музыкальные и технические задачи. У композиции всегда есть конкретный создатель. Композитор, который предоставляет звуковую структуру, письменно фиксирует произведение. Нотации осуществляются с помощью нотной грамоты или сопутствующих ей знаков. Тональность, размер, ритм – всё постоянно и не терпит значительных изменений. Естественно, каждое произведение требует определённых аспектов исполнения. Итак, фактура в музыке – это изложение слушателю материала в определённом оформлении, которое будет отражать описанную звуками действительность. Фактура является главным связующим между авторской идеей и восприятием её другими людьми. Слово по происхождению латинское, означает ?оформление?, ?строение?, ?обработка?. Фактура в музыке - определение наглядное. Фактура – музыкальная ткань произведения, способ изложения музыкальной мысли, музыкального материала. У каждого произведения есть тематика и определённая направленность. Поскольку работа здесь исключительно над восприятием, нужно доносить эмоции и ситуации как можно более точно. Грубо говоря – давать чёткую картинку. Например, композитор пишет колыбельную. (Слушаем пьесу Е. Попляновой ?Колыбельная Луны?) Есть мелодия, аккомпанемент, но они с тем же успехом могли примениться в военной песне или танцевальной композиции. Нужно придать им окраску спокойствия, тишины, лёгкости. Поэтому не будут использоваться отрывистые штрихи, в приоритете будет легато и более низкие звуки. Без ?писка? и резких движений. Исполняется ?Тарантелла? композитора Ф. Бургмюллера Вообще то это этюд, но Бургмюллер даёт ему название, даёт нам подсказку о характере произведения, его образном содержании. Мы знаем, что ?Тарантелла?, это зажигательный танец, который появился на свет в 15-м столетии на юге Италии. Быстро, быстрее, ещё быстрее – это главный принцип исполнения танца тарантеллы. Неистовый темп танца заставляет исполнителя выкладываться полностью, вовлекая в действие всё новых и новых танцоров. Давай посмотрим, какие фактурные особенности и приёмы использует композитор, чтобы отобразить характер этого танца. Конечно, это прежде всего быстрый темп и триольное движение восьмыми нотами. Очень важную роль здесь играют штрихи и повторяющиеся фразы из группировки восьмых нот, имитирующие кружение танцующих. Исполняется ?Музыкальный момент? №3 си минор Сергея Рахманинова Сергея Рахманинова называют одним из самых выдающихся композиторов – мелодистов. Сам композитор говорил: ?Я хотел бы спеть тему на фортепиано так, как её спел бы певец?. Мелодизм Рахманинова отличается богатством оттенков, яркими образами и гибкой динамикой. Композитор говорил, что писать неболшие фортепианные пьесы намного сложнее, нежели концерты или симфонии. Тематическая идея пьесы должна быть выражена предельно чётко, без отступлений. И как раз в этом заключается самая трудная задача для композитора – сказать это кратко, ясно , немногословно. Шесть музыкальных моментов –это своеобразный цикл, написанный в1896 году. Цикл был посвящён знаменитому собирателю казахских народных песен А.В. Затаевичу. В исполненном ?Музыкальном моменте? мы слышим развитие скорбно лирического образа. В мелодии, в основе которой лежит совсем короткая попевка, появляются то экспрессивные всплески и распевные интонации, широкое мелодическое дыхание и паузы-вздохи. Все эти элементы в сочетании с использованием песенно-эпических интонаций, придают произведению особую многомерность. В строгом аккордовом сопровождении слышится пение траурного хора. Видимо какие-то личные трагические события в жизни композитора нашли отражение в этом произведении. Основная классификация фактур. Самое базовое деление, два основных вида фактуры в музыке характеризуются количеством используемых голосов. Монодическая – это вид фактуры, в котором используется одноголосное движение. Можно сказать, что это ?горизонтальное измерение?, так как визуально на нотном стане показана сплошная линия, без ответвлений в виде аккордов. Примерами могут быть григорианское пение или творчество народов, не знавших многоголосия. Полифоническая – вид, подразумевающий как минимум два одновременно звучащих голоса. То есть мелодических линий может быть и три, и четыре, но уже никак не одна. И каждая линия имеет свою самостоятельную мелодию. Для полифонии характерно постоянное число голосов, плавный переход от одного к другому. Количеством будет регулироваться плотность композиции или её ?прозрачность? – более разреженное звучание. Типы полифонической фактуры Многоголосие в музыке именуется полифонией, имеет тематическую и ритмическую связь голосов. В фактурном аспекте оно подразделяется на типы: Контрастная – одновременное сочетание разных мелодий. Примером КОНТРАСТНОЙ полифонии могут стать старинные танцы, небольшие клавирные пьесы типа маленьких прелюдий И. С. Баха. В произведениях такого типа изложение может быть и двух и трехголосным и даже большего количества голосов, но не строго выдерживаемым. Голоса ?противопоставлены? друг другу по своему значению (выразительности, развитости), представляют самостоятельные мелодические линии и охватывают иногда довольно широкую часть клавиатуры. Обычно в таких пьесах главный голос - верхний.амых выдающихся композиторов-мелодистов. Сам композитор говорил: ?Я хотел Подголосочная – одновременное сочетание вариантов одной мелодии. Примером ПОДГОЛОСОЧНОЙ полифонии могут служить обработки народных песен, в которых основная мелодия сопровождается подголосками, имитационно связанными с главным голосом.из самых в ы(Исполняем ?Какен? каз. н. п. в обработке Затаевича) ам композитор говорил: ?Я хотел Имитационная – последовательное (?с опазданием?) проведение одной темы в разных голосах. (Исполняем И.С. Бах ?Двухголосная инвенция? до минор) Исполненная инвенция представляет собой имитационный тип полифонической фактуры. Здесь основная тема попеременно идёт сначала в верхнем голосе, а затем проходит в левой руке, как бы подражая верхнему голосу. Такое изложение музыкального материала приводит к необходимости не только дифференцировать движения рук, выполняя контрастные между собой штрихи, длительности, но и создать различный ?вес? рук. Ставиться задача выявления в изучаемой пьесе главного и второстепенного, первого и второго планов звучания; более яркого тембра в мелодии и более мягкого – сопровождения или подголоска. Говоря о фактуре, следует отметить, что такое сочетание как ?фактура и склад? является неделимым. Таким аспектом является гармония. Она предполагает множество видов фактуры, но также подразделяется на основные два: гомофонно-гармоническая, отличающаяся чётким разделением мелодических рисунков: главной темы, аккомпанемента, дополнительных тем; это мелодия с аккордовым сопровождением аккордовая, в которой все звуки одинаковой длительности, а сама фактура многоритмичная. Это последовательность аккордов, в которых верхний голос представляет собой мелодию. Типы гармонических фактур. Аккордо-фигуративный тип – звуки аккорда воспроизводятся поочерёдно. Ритмический тип – многократное повторение аккорда или созвучия. Дублировки – в октаву, в квинту, другие интервалы, создающие плавное движение голосов относительно друг друга. Разные виды мелодических фактур, основанных на придании движения голосам. Например, вспомогательные или дополнительные звуки в аккордах, усложняющие композицию. Но это – самая общая классификация, отдельные пункты которой редко встречаются обособленно. То есть музыка разбавляется отдельными приёмами, стилистическими особенностями, взятыми из разных видов фактур. Для каждой эпохи характерны разные так называемые фишки. Начало пути к разносторонности История развития фактуры в музыке – это исполнительство, гармония, оркестровка, а самое главное, сочинение. Некоторые композиторы оказали огромное влияние на разнообразие фактур в произведениях. В 17 веке приёмы и склады были достаточно простыми и очень логичными. Использовалось смешение гармонической и полифонической фактур – многоголосие с разнообразными раскладками. Пользовались популярностью пассажи и арпеджио. Арпеджированное сопровождение как раз создавало нужные настроения, при этом не давило на слух глубиной тяжёлых аккордов. Таким способом активно пользовался И.С. Бах. (Исполняем И.С. Бах ?Трёхголосная инвенция? си минор) Использование всевозможных пассажей и арпеджио в фактуре своих произведений характерно и для композиторов романтиков, я предлагаю послушать Этюд Карла Черни, который построен на гаммообразных пассажах в параллельном движении рук. (Исполняется ?Этюд? Карла Черни До мажор) Разновидность арпеджио ?фигурация? была часто используема Моцартом, звучала активно, бодро и остро. Она удобна тем, что чётко передаёт гармонии и создаёт определённый ритм без скачков. Музыка австрийского романтика характеризуется как легковесная, солнечная и неотягощённая как раз благодаря своей фактуре. Переход к яркой стилистике. (Исполняется В. Моцарт ?Соната? Ре мажор) По мере введения новшеств, расширения фантазии авторов произведений, к 19 веку типов фактуры стало как минимум в три раза больше. Поскольку разные виды смешивались, перенимали и сочетали детали, появились абсолютно новые музыкальные оформления. Гармонический склад становился намного плавнее и мелодичнее, а выразительность передавалась не набором самих звуков, а их порядком и расположением. Ярким примером является Ф. Лист, который применил смешанные фактурные изложения в пьесах, например, ?Серые облака?, и в целых циклах ?Годы странствий? и ?Поэтические и религиозные гармонии?. Отдельно стоит отметить музыку Шопена, который использовал фортепианную фактуру. В числе его излюбленных приёмов были октавная техника и беглое проигрывание гамм. В своих вальсах (?Блестящий вальс?, Вальс ля-минор) он распространил гармонические фигурации, разложенные на протяжные ряды звуков. Такие произведения требуют высокой исполнительской техники, но слушаются и воспринимаются легко. Период новаторства 20 век в искусстве ознаменовал переход от традиционных форм к совершенно новым и нестандартным. Поэтому для этой эпохи характерен уход от гармонической и полифонической фактуры. Она становится несвязанной, разделённой на слои. Большой разброс динамики и тембров становится обыкновением в произведениях. Часто встречается контролируемая алеаторика, то есть импровизированная фактура. Ограничена она только ритмом и пределами высоты. Большую роль играет формообразование, потому как в рваной и разбросанной фактуре важно сохранять слитное построение композиции. Пусть даже плохо различимый, рисунок создает образ. Как определить тип фактуры в музыке новой эпохи – открытый для искусствоведов вопрос, так как слишком много взаимодействий и обменов приёмами. Эмоции, эмоции, эмоции… Все вышеизложенное ведёт к тому, что то, какая бывает фактура в музыке, напрямую определяют эмоции и желаемый отклик слушателя. Чтобы душевные состояния передать, используются разные регистры: низкий, передающий страшные и мощные звуки, отображающий таинственность или траур (тьма, ночь, тяжёлые шаги, звуки локомотива, гул войск); средний, который является близким к человеческому голосу, настраивающий на спокойствие и некоторую медлительность (повествования, рутина, отдых и размышления); высокий, побуждающий и яркий, в зависимости от инструмента может быть и весёлым, и напряжённым (крик и визг, трели птиц, колокольчики, суетливые движения); Благодаря такому распределению музыка может настраивать на умиротворение, поднимать настрой или же заставлять волосы на голове шевелиться от страха. И напрямую фактурное решение зависит от использованного в главной теме регистра. Поэтому различные виды ?тканевой? обработки композиции помогают людям проникаться переживаниями композитора, рисовать в голове картины мира, каким он был в глазах авторов произведений. Чувствовать лёгкость, наслаждаясь музыкой Шопена, воинственность в опусах Бетховена или динамику движений у Римского-Корсакова. Фактура в музыке - это коммуникатор сквозь эпохи и различия в восприятии. (Исполняется концертная пьеса Л. Жульевой ?Косари?) Исполненная пьеса ?Косари? композитора-современника Л. Жульевой наглядный тому пример. Фактура пьесы очень разнообразна и направлена в первую очередь на передачу образа и настроения произведения заложенного композитором. Здесь и виртуозные пассажи изображающие порывы ветра и размеренное движение аккордов, настраивающие слушателей на эпические размышления и просторы необъятных полей, здесь и распевные мелодии в стилистике народных песен. А усложнение и ускорение ритмических фигурации очень наглядно рисует картину напряженной и жаркой страды на полях, где весело и споро идёт борьба за урожай. В целом, фактура - это ?устройство? музыкального произведения, но устройство не ?по горизонтали?, а ?по вертикали?, это словно бы ?вертикальный разрез? звучащего пласта. Работа над фактурой фортепианного произведения требует от ученика хорошо развитого музыкального слуха, художественного воображения, памяти, внимания, свободы движений и техники. Поэтому целесообразно начинать изучение строения музыкальной ткани от пьес с одноголосным изложением, к многоголосному, от простого – к сложному. Работая над фактурой фортепианного произведения, исполнителю необходимо охватить все элементы музыкальной ткани и согласовать их между собой таким образом, чтобы наиболее ярко и ясно донести до слушателя как крупный план, так и мельчайшие детали художественно-музыкального замысла композитора. Для выполнения этих задач пианист должен обладать большим комплексом навыков, среди которых одно из главных мест занимает высокоразвитая способность координации. Она необходима для того, чтобы в процессе исполнения сохранить независимость каждого элемента музыкальной фактуры, не разрушая при этом гармоничную связь отдельных линий, подчинив их основному направлению движения и развития музыки. Без навыков координации игра исполнителя представляет однообразно звучащий поток, в котором зачастую тонет ведущая мелодия. Задачи, связанные с координацией, возникают уже на первых порах музыкальных занятий, например при разучивании одноголосных песенок двумя руками поочерёдно. (Исполняем ?Ой ти, дивчино?, укр. нар. песня) Чтобы чередование рук было своевременным и плавным, ?надо уметь распределять внимание между руками, не прерывая игрового процесса.? Следующий этап в развитии координации наступает при игре двумя руками одновременно, да ещё и разными штрихами . к(Исполняется пьеса Д. Кабалевского ?Полечка?композитор говорил: ?Я хотел Основной сложностью при исполнении этой пьески является ведение мелодии на легато в левой руке и лёгкое стаккато аккомпанемента правой руки. Другим немаловажным фактором в работе над фактурой фортепианного произведения является двигательно-техническая исполнительская свобода, которую иногда тщетно ищут в чисто мышечном освобождении отдельных участков пианистического аппарата. Третьим фактором является воображение исполнителя, его способность мысленно представить звуковую картину изучаемого фортепианного произведения. Выдающийся пианист И. Гофман говорил: ?Если мысленная картина ясна, руки выполнят её без затруднений?. Не последнюю роль в работе над фактурой играет развитие мышления (ясное представление составляющих линий музыкальной ткани), слуха (способности слышать фактуру музыки в полном объёме), техники (способность пианистического аппарата к гибкому взаимодействию всех его звеньев). Фортепианные произведения со сложным фактурным изложением требуют от исполнителя серьёзной музыкально-слуховой и технической подготовки. Поэтому их изучение рекомендуется подготавливать определёнными упражнениями, которые будут способствовать решению определённых технических задач и подготовят музыкальный слух исполнителя к нужным для данного произведения слуховым представлениям. Основное ?руководство? во время работы над таким заданием осуществляет слух ученика. Первоначальным упражнением ученика и овладением такой техники исполнения может быть игра аккордов (интервалов, трезвучий с обращениями), в которых необходимо выявить ярче верхний или нижний звук (голос). Достигается это плотным погружением веса всей руки на соответствующий палец – извлечением ?тяжелого? звука; затем палец задерживается на клавише и добавляется другой звук путем легкого прикосновения. Добавление легкого звука в процессе упражнения происходит все быстрее и, наконец, извлекаются одновременно с тем же ощущением разного веса в пальцах руки.(Исполняем И.С. Бах ?Трёхголосная инвенция? ми минор) Фактура в музыке - это плод фантазии автора. Любую эмоцию можно изобразить инструментом. Посвистывающие флейты будут лучше всего олицетворять лёгкость и радость, тяжелые виолончели могут показать скорбь и траур, литавры и колокола придают эпичность. А задача исполнителя - донести до слушателя, о чём здесь попытался рассказать композитор. Поэтому непременным условием работы с учащимся над особенностями фактурного изложения нужно начинать с первого прикосновения и кропотливо работать на протяжении всего процесса обучения. Список литературы 1. Алексеев А. – ?Методика обучения игре на фортепиано?. Изд. ?Музыка?, 1978 г., издание третье 2. Любомудрова Н. – ?Методика обучения игре на фортепиано?. Изд. ?Музыка?, 1982 г. 3. Браудо И. – ?Об изучении клавирных сочинений Баха в музыкальной школе?. М. – Л. Изд. ?Музыка?, 1965 г. 4. Ройзман Л. – вступительная статья к изд. ?И. С. Бах? - ?Нотная тетрадь А. М. Бах?, Изд. ?Музыка?, 1973 г. 5. Копчевский Н. – вступительная статья к изд. ?И. С. Бах? - ?Инвенции? - Ред. Ф. Бузонни – М. Музыка, 1983 г. 6. ?Новая иллюстрированная энциклопедия?. 7.Е. М. Тимакин ?Навыки координации в развитии пианиста?8.Е.М. Тимакин "Воспитание пианиста" 9. Г.М. Цыпин "Обучение игре на фортепиано" 10. Г. Нейгауз "Об искусстве фортепианной игры" 11.А. Шмидт – Шкловская ?О воспитании пианистических навыков? 12.Я. Мильштейн ?Советы Шопена пианистам?
Работа над особенностями фактурного изложения фортепианного произведения в классе специального фортепиано