Работа над речью слепых и слабовидящих детей на уроках истории и её компенсаторные функции.

/из опыта работы/

Осокина А.А., учитель ГОКУ «Школа- интернат №8» г. Иркутск

Аннотация.

Одной из главных задач в деятельности учителя, работающего со слепыми и слабовидящими детьми, является работа над компенсацией слепоты или дефекта зрительного анализатора.

Зрительные ощущения дают человеку наибольшее количество тонко дифференцированных данных широчайшего диапазона. Достаточно сказать, что количество зрительных фиксаций только за один день достигает у человека, примерно, 100 тыс., хотя, конечно, далеко не все из них становятся фактами сознания и являются информационными, что объясняется избирательностью восприятия.

Роль зрительного анализатора в психическом развитии уникальна, структурно и функционально, зрительный анализатор сложнейший и наиболее совершенный орган, тесно взаимосвязанный с двигательным, тактильным, обонятельным, слуховым анализаторами. Нарушение его деятельности оказывает влияние на своеобразие эмоционально-волевой сферы, характера, влечет серьезные и зачастую нечем не восполнимые потери в области чувственного восприятия.

У слабовидящих детей отмечается, на ряду с ограниченным запасом представлений, их искажение в результате затрудненного и замедленного восприятия. Представления отмечаются нечеткостью и нестойкостью, замедленны процессы запоминания, затруднены мыслительные операции. Дефект зрения накладывает отпечаток на поведение обучающихся. Это проявляется в неуверенности, пассивности, а также в раздражительности, агрессивности, повышенной утомляемости. Конечно, возместить утраченное невозможно, но можно создать условия для благоприятного развития личности, получения полноценного образования, приобретение трудовых навыков.

«Компенсация слепоты, - пишет Л.И. Солнцева, - представляет собой целостное психическое образование, обеспечивает адекватное и активное отражение внешнего мира и создающее возможность овладения различными формами деятельности, свойственными каждому из возрастов».

На уроках истории есть немало возможностей для систематического проведения такой работы. Богатый словарный запас является одним из неприметных условий компенсаций чувственного опыта, а содержание предмета дает многообразные яркие картины труда, быта, традиции, культуры разных народов в движении и развитии, огромное количество слов и понятий. Работа над содержанием и конкретизацией новых слов и понятий должна проводиться особенно тщательно: ученик должен получить правильное первоначальное представление. Конечно, самое лучшее предъявить для знакомства натуральный предмет или макет, а чаще всего приходиться использовать плоские или рельефные рисунки. Контуры предметах на плоских рисунках должны быть отчетливыми, краски яркие и чистых тонов, а рисунки не должны быть перегружены деталями. При рассматривании подробно описываемые его размеры, формы, цвета, выделяем характерные особенности, функциональное назначение, обращаемся к жизненному опыту, сравнивая с чем-то близким и похожим. Опираясь на остаточное зрение, работаем и с сюжетными картинами, причем всегда первоначальное описание картины или фрагмента делает педагог, детально прорабатывая необходимый объект. Вслед за свои рассказом тут же просим ребят описать тот или иной предмет, фрагмент или всю картину. Это позволяет сразу выявить ошибки восприятия, уточнить описание, конкретизировать те детали, из которых складывается образ. При работе над усвоением сложных понятий через объяснение частного идем к общему. На уроке, где дается первоначальное знакомство с понятием «кочевые племена», необходимо довести до понимания, что это не только люди на конях. Это понятие предполагает совершенно особый образ жизни. И мы с ребятами начинаем рисовать юрту- жилище кочевника. Рисуем, словно строим: вот каркас из прутьев и легких жердей, на него накладываем шкуру, и кошму, обозначаем отверстие вверху, разводим костер. Становится совершенно очевидно, почему не дом, не замок, а юрта – жилище кочевника. Во время рисования на разные лады проговариваем новые слова, относящиеся к теме. Или еще пример: идет работа на углубление и конкретизацией сложного понятия «крепостное право». Устраиваем «театр на уроке», сюжеты просты: «сдача оброка помещику крестьянами», «думы крестьянина на городском поле». Артисты распределяют роли, немного репетируют и начинают представление. Раскрепощаются самые стеснительные, «зажатые» ученики, эта деятельность им явно на пользу, речь их звучит свободно, эмоционально. У школьников теперь вполне определенное понимание крепостного права, барщины, оброка.

Конкретизировать слово можно через знакомство с его происхождением: князь – конязь, конный воин, едущий впереди войска, правитель государства: «баскак» - по-монгольски «давитель», воевода- тот, кто водит в бой воинов/от слова «вои» и «водить»/ и т.д. Усвоить значение слов помогает объяснение процесса изготовления предмета. Славяне пользовались лодками -однодеревками, для которых выдалбливали ствол дерева, затем распаривали колоду, разводили борта, накрепко связывая нос и корму, чтобы лодка не треснула.

Несколько уточняющих вопросов и у ребят складывается довольно четкое представление. Посещение музеев и проведение виртуальных экскурсий стало неотъемлемой частью современного обучения истории. В процессе постоянной работы на уроках истории можно значительно увеличить словарный запас, добиться осознанного включения в речь все новых и новых слов. Одновременно идет работа над грамматической структурой речи.

Речь, успешно формируемая у слепых и слабовидящих детей, имеет важное компенсаторное значение. Понимание речи взрослых, развитие потребности в речевом общении, обобщении словарного запаса, формирование грамматического строя речи оказывает влияние на развитие всех процессов психики и личности школьника в целом. Это способствует развитию словесно-логических способов обобщения, формированию образной памяти и мышления.

Практика показывает, что утрата зрения не препятствует накоплению словарного запроса и правильному пользованию логико-грамматическими категориями. Богатство речи оказывают положительное влияние на развитие мыслительной деятельности. однако, при поражении зрения речь развивается труднее, медленнее, чем у норматипичных сверстников, сказывается обедненным чувственным опытом. Но по мере обогащения опытом в условиях школьного обучения, речь развивается в сочетании с конкретным многообразием сложных образов, отражающих предметы и явления действительности.

Когда мы знакомимся с историческими событиями, мы не только излагаем факт, но и раскрываем причинно-следственные связи. Содержание исторического рассказа насыщенна пространственно- временными ориентирами, описаниями, характеристиками исторических личностей и тд.

Работа над структурой ответов учащихся является постоянным элементом уроков истории. Так, обучая пересказу исторической статьи, необходимо довести до понимания, что их развернутые пересказы должны отвечать на вопросы: где? когда? что произошло? в какой связи и последовательности? чем закончилось? – то есть учим выстраивать логику событий, поступков людей, давать собственную оценку. В данной работе приходится постоянно преодолевать склонность обучающихся к односложным ответам, затрудненность пространственно- временного ориентирования, неуверенность, речевую замкнутость. В работе следует использовать следующие методы и приемы: работа с планом по рассказу, коллективные поиски разных вариантов начала рассказа и его конца, пересказа, полные и краткие, выделения наиболее важного момента. Но особое значение в работе над конструированием речи следует придавать творческим видам деятельности. Так в 6 классе ребята знакомятся с Куликовской битвой. В учебнике есть четкий рисунок «поединок Пересвета с Челубеем», обозначающий начало битвы. Детально отработав его, просим ребят нарисовать словесную картину конца сражения русских и монголо-татарского войск.

Воссоздающие воображения, опыта работы по первой картинке позволяют ребятам справиться с этим заданием.

При прохождении темы «Древня Греция» устраиваем состязание рассказчиков мифов Древней Греции, инсценирование споров, граждан Афин и Спарты о том, чье государство лучше и могущественнее, плач-монолога раба, рассказ путешественника, побывавшего в другой стране. В таких творческих работах присутствует сильный побудительный мотив к речевой деятельности, ребята старательнее чем обычно конструируют свой рассказ, эмоционально украшают его.

Длительная целенаправленная работа над речью дает свои результаты и позволяет перейти в старших классах к объемным по форме и сложным по содержанию формам работы. Так на итоговых уроках используем форму сквозного повторения и даем самостоятельные задания типа: «охарактеризовать крестьянские войны в истории Отечества, выделить общее и особенное» или «проследить политику государства закрепощению крестьян» или «показать роль личности правителя в условиях самодержавия на исторических приемах». Овладение к этому времени структурой устных ответов, накопленный словарный запас, определенный речевой опыт позволяет ученикам изложить имеющиеся знания в системе, выделить причинно-следственные связи, подчеркнуть главное, сделать выводы. Работая в системе зачетов по некоторым темам со старшеклассниками, вижу, что лекционные занятия требуют особого подхода: изложение материалов учителя должно быть по структуре примерно таким, каким бы мы хотели услышать его от учащихся. Дети с нарушение зрения в силу повышенной утомляемостью не могут долго слушать монологическую речь, следовательно, чаще включаем элементы беседы, совмещаем графическое изображение событий с рассказом, а иногда включаем проигрыватель и слушаем, предположим, песни гражданской войны.

Начиная новую тему, даем перспективные задания, которые должны быть выполнены к концу четверти. В этих заданиях очерчен круг вопросов, дана дополнительная литература с указанными страницами и сайтами. У ребят есть время выполнить задание постепенно, не перегружая зрение.

Большинство ребят на уроке излагают материал грамотно, продуманно, свободно владея речью, и получают сами от этого удовольствие.

В таких устных отчетах по теме у детей есть возможность для творческого самовыражения, а речь становиться главным инструментом. Немалую роль играет и дух соревнования, всегда присутствующий в таких работах: дети буквально вслушиваются в чужую речь, отмечая ее сильные и слабые стороны, они вносят мыслительные поправки в конструкцию своих ответов, а также желая завоевать внимание класса. Конечно, одного учебника недостаточно, необходимо начитывать материал по дополнительной литературе, и здесь большую помощь может оказать использование в работе ИКТ технологий: говорящая книга, диктофон, тифло флеш плеер, компьютерные интерактивные тренировочные программы, тифлопрограммы FOCUS 40, JAWS 15.0 и др.

Некоторые события в истории Отечества нашли в свое время такой отклик в литературе, что целые темы можно объяснять на материале поэзии и прозы, например» Отечественная война 1812 года». можно ли сказать лучше, чем А.С. Пушкин:

«Страшись, о рать иноплеменных!

России двинулись сыны;

Восстал и стар и млад; летят на дерзновенных.

Сердца их мщеньем зажжены…»

или

«Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоенный,

Москвы коленопреклоненной

С ключами старого Кремля…»

Привлечение в данной теме произведений Л.Н. Толстого, Г.П. Данилевского, А.С. Пушкина, Д. Давыдова, звучание художественных отрывков истинно русского языка, эстетически отточенных и глубоких по содержанию, не только оказывает сильное эмоциональное воздействие, но и создает более высокий речевой фон урока. А речевая среда в процессе формирования речи имеет определяющую роль, а для слепых и слабовидящих обучающихся тем более.

Работа над речью на уроках истории не только позволяет добиваться определенных результатов в рамках предмета, но и способствует формированию личности, подготавливает к трудовой и общественной деятельности, т.е. выполняет компенсаторную роль.

Литература:

Литвак А.Г.

Тифлопсихология

., М. Просвещение., 1985

Ермаков В.П., Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. М., Просвещение., 1990