* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} .header {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .Верхний колонтитул Знак {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .footer {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .Нижний колонтитул Знак {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;}

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования

« Детская школа искусств №50»

РАБОТА НАД ВАРИАЦИОННОЙ ФОРМОЙ С УЧАЩИМИСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ БАЯНА И АККОРДЕОНА ДШИ

План-конспект открытого урока

Составитель: Шапарева Л.С.

преподаватель по классу баяна

Кемерово 2024

План-конспект урока по учебному предмету

«Специальность (баян)» с ученицей 5 класса, обучающейся по дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программе в области музыкального искусства

«Народные инструменты».

Тема урока: «Работа над вариационной формой с учащимися старших классов баяна и аккордеона ДШИ».

Цель: Закрепление и совершенствование знаний и практических навыков на материале изучаемого произведения.

Задачи:

образовательные:

закрепить теоретические

знания;

совершенствов

ать практические

навыки;

сформировать навык

грамотного прочтения нотного

текста;

развивающие:

р

азвить

память, вниман

ие, навыки слухового

контроля;

развить творческую

активность

;

воспитательные:

воспитать

умение самостоятельно работать с музыкальным

матер

иалом;

воспитать трудолюбие и

усидчивость

.

Вид урока: практическое занятие.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: индивидуальная.

Методы урока: словесные, наглядные, практические.

Технические средства обучения: два баяна, нотный материал, пюпитр, стул.

План урока:

Организационный этап

(2

мин.

)

.

Основной

этап:

Работа над вариациями на примере «Песенки крокодила Гены» В. Шаинского в обработке У. Ютилы (33 мин.).

Подведение итогов

(

5 мин.

)

.

Ход урока:

Организационный

этап (2 мин.).

Задача – мотивировать ученика на предстоящую работу.

Приветствие. Сообщение темы и цели урока. Вступительное слово преподавателя.

Основной

этап

(

33

мин.)

.

Задача проанализировать музыкальную форму произведения, принципы варьирования на примере «Песенки крокодила Гены» В. Шаинского в обработке У. Ютилы.

Преподаватель:- Слово «вариация» имеет латинское происхождение и означает «изменение». Вариации в музыке – форма, которая состоит из первоначального проведения темы и её изменённых повторений.

Задание ученику: Сыграть произведение целиком. Затем по просьбе преподавателя повторить только «тему».

Преподаватель:- Расскажи, пожалуйста, об основной теме. Какой у неё характер?

Ученик:- Тема песни звучит радостно, незатейливо, но минорный лад придаёт некоторую грустинку, всё-таки «день рождения только раз в году». Тональность с-moll, штрих – легато, подвижный темп.

Преподаватель:- Всё верно. Но надо сказать ещё, что поскольку это жанр песни, то на лицо прослеживается куплетная форма, то есть, есть запев и припев. Запев звучит более энергично, упруго, а припев – более напевно.

Ученик:- После проведения темы идёт первая вариация. В ней хорошо прослушивается основная мелодия песни.

Преподаватель:- В чём трудность исполнения?

Ученик:- Вариация первого куплета (запев) строится на арпеджированных пассажах, плюс октавные скачки. Мелодия проходит на высоких звуках, которые играются 4-ым и 5-ымпальцами. Чтобы мелодия не «утонула» в шестнадцатых длительностях, эти пальцы должны играть немного активнее, чем все остальные.

Преподаватель:- Затем идут вторые вариации (припев). Что происходит здесь?

Ученик:- Меняется вид техники. Из арпеджированных пассажей она переходит в тремоло.

Преподаватель:- И какие были сложности в игре?

Ученик:- Главное – не потерять пульс в движение шестнадцатых. Играть «тремоло» сложно, если не умеешь работать мехом.

Преподаватель:- Затем идёт вариация следующего куплета. Что ты можешь сказать про неё?

Ученик:- Эта самая сложная вариация. После «тремоло» мехом левая рука устаёт, но поскольку наступает кульминация, динамика не должна спадать. Пришлось много поработать над длинными арпеджиями, которые должны звучать легко и играться по всему диапазону клавиатуры.

Преподаватель:- И, наконец, звучит последняя вариация. Что было интересного в ней?

Ученик:- Из-за того, что скорость увеличивается в два раза, по сравнению с первой вариацией, главное – чёткое исполнение.

Подведение итогов

урока

(5 мин)

.

Задача обобщить и систематизировать знания.

Преподаватель:- Вся работа над произведением должна быть направлена на то, чтобы оно звучало в концертном исполнении. Удачное, яркое, эмоционально наполненное и в то же время глубоко продуманное исполнение. Техника не должна быть самоцелью. Техника – это средство для создания музыкально-художественного образа, и, чем разнообразнее эти средства, тем убедительнее передача музыкального содержания.

Список литературы

И. Алексеев «Методика преподавания игры на баяне» изд. «

Музгиз

»,

Москва.

1960 г.

П.

Говорушко

«Основы игры на баяне»

изд. «Музыка»

,

М

осква

,

1966 г.

М.

Имханицкий

«Новое об артикуляции и штрихах на баяне» изд. РАМ

им.

Гнесиных

, Моск

ва,

1966 г.

И.

Пуриц

«Методические статьи по обучению игре на баяне» изд. МГИМ им. А.Г.

Шнитке

, Москва,

2009 г.

С.Н. Федин «Специальный инструмент. Причины нарушения стабильности исполнения на эстраде у баянистов и их устранение

в

классе специального

инструмента»

изд.

КГУКиИ

, Кемерово,

2010 г.