* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} h2 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 18pt; font-weight: bold;} .Заголовок 2 Знак {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 18pt; font-weight: bold;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .Strong {font-weight: bold;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;}

Работа по проекту «Родина моя – Поморье»

Лебедева Елена Валерьевна

Теплинская Надежда Павловна

Формирование у дошкольников патриотической компетенции в современном обществе приобрело особую актуальность, так как в последнее время возникла необходимость вернуться к лучшим традициям своего народа, к его вековым корням. Необходимость формирования нравственно-патриотических чувств у дошкольников определяется Программой, и формируются в ходе всего воспитательно-образовательного процесса.

Современная педагогика требует учитывать в педагогическом процессе особенности культуры, традиций регионов, ощущается потребность в глубоком изучении всего богатства духовного наследия своего народа, поскольку с каждым новым поколением дети все меньше знают об истоках, традициях своего народа.

Дошкольное детство самый ценный период в жизни каждого человека, период первоначального становления личности, так как именно в нем происходит усвоение норм и правил, принятых в обществе.

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций. И, конечно, недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно - патриотического воспитания в семье.

В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста.

Патриотизм - сложное и высокое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами. Патриотизм – любовь к семье, дому, родным местам, Родине, гордость за свой народ, желание сохранить, приумножить богатство своей страны.

Нравственно-патриотическое воспитание - взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, направленное на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим. 

Развитие любви и привязанности к родному дому в первоначальном значении служит первой ступенью патриотического воспитания детей дошкольного возраста. "Родной дом" - сложное многогранное понятие. Оно включает отношение к себе как к личности, отношение к своей семье, включенность в семейные традиции. Первые друзья малыша, детский сад, куда он ходит, улица, на которой стоит его дом, все это включается в представление ребенка о родном доме, своей Родине.

У старших дошкольников эти понятия расширяются. Родина уже ассоциируется не только с домом, улицей, но и родным городом, окружающей природой. Позже приходит осознание причастности к краю и к России, огромной, многонациональной стране, гражданином которой предстоит стать ребенку. В воспитании у дошкольников нравственно – патриотических чувств целесообразно использовать проектную деятельность.

Проектная деятельность - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность воспитателя, детей и родителей (законных представителей), которая имеет общую цель, согласованные методы, средства, приемы и способы деятельности, направленные на достижение общего результата.

В нашем случае проектная деятельность применяется с целью обеспечения познавательной активности детей.

Нами был разработан и реализуется проект для старших дошкольников «Родина моя – Поморье».

Цель проекта: приобщение дошкольников к истории и культуре родного края – Поморья, путем комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма.

Тип проекта: коллективный, информационно – творческий.

Участники проекта: воспитатели, дети подготовительной группы, родители.

Сроки реализации проекта: учебный год

Задачи проекта:

Обучающие:

Формировать понятие Родины, как места, где человек родился, и страны, где он живёт;

Обогащать знания детей об Архангельской области и городе Северодвинске – как значимой части России;

Развивающие:

Развивать мышление, коммуникативные качества личности;

Развивать познавательный интерес к изучению истории, культуры, традиций, природы родного края;

Развивать навыки

творческой деятельности;

Воспитательные:

Воспитывать любовь к своей малой Родине и чувство патриотизма;

Воспитывать гордость своей страной, областью, городом, семьей

.

Работа по нравственно-патриотическому воспитанию ведётся по следующим направлениям:

формирование представлений: знакомство детей с народными традициями и промыслами; знакомство с устным народным творчеством; знакомство с доступными пониманию детей историческими событиями; расширение представлений о природе, городе и области; знакомство детей с символами (герб, флаг, гимн); формирование элементарных знаний о знаменитых земляках.

- развитие поискового поведения у дошкольников: развитие внутренней активности ребёнка, способности ставить цели, добывать знания, используя разные способы приходить к результатам.

- воспитание чувства сопричастности к культурному наследию Поморья.

Средства реализации поставленных задач:

- развивающая предметно – пространственная среда;

- развивающие виды деятельности (игра, развивающее общение);

- метод детских проектов.

Основные формы работы с детьми:

З

а

нятия;

календарные

и народные

праздники;

развлечения, досуги;

экскурсии;

пополнение развивающей среды,

чтение художественной литературы

беседы, ситуативные разговоры

выставки детских работ, семейных коллекци

й

рассматривание наглядного материала

игры (дидактические, ролевые, хороводные, подвижные, коммуникативные).

Основные направления работы:

1. Взаимодействие с детьми.

2. Взаимодействие с семьями воспитанников.

3. Взаимодействие с сотрудниками детского сада и социальными партнерами.

Планирование деятельности осуществлялось по основным направлениям дошкольного образования:

-Познавательно-речевое развитие

-Художественно-эстетическое развитие

-Физическое развитие

-Социально-личностное развитие

- Речевое развитие.

Проект состоит из 9 разделов:

Один из них - «Я живу в России»

В этом разделе формировали у детей понятия, что в России есть много областей, городов, деревень и других населенных пунктов; столица России – Москва; Архангельская область и город Северодвинск – это часть России; Учили находить на карте Россию, Белое море, Архангельскую область, Северодвинск. Давали детям элементарные знания об истории Поморья

Использовали такие формы работы как:

Беседы: «Что я знаю о России», «Север России – Поморье»

Рассматривание герба, флага России, слушание гимна России.

Заучивание стихов, пословиц, поговорок о Родине;

В разделе «Родительский дом – начало начал»

Продолжили формировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев. Закрепляли знания детей о профессиях родителей; знакомили с обычаями поморской семьи в давние времена, сравнивая с современным семейным бытом.

Одной из интересных форм работы в этом разделе: Был Семейный мини – проект: составление генеалогического древа «Моя родословная». Были организованы Выставки детских рисунков: «Моя семья», «Как мы отдыхали семьей».

В разделе «Природа северного края»

Знакомили детей с разнообразием флоры и фауны Архангельской области. Познакомили детей с некоторыми редкими животными и растениями из Красной книги Архангельской области; обогащали и конкретизировали знания детей об использовании природных богатств поморами.

Мы провели:

Выставку рисунков «Животные Красной книги Архангельской области» ; Викторину « Знатоки природы Севера»; Беседовали «Почему необходимо беречь природу родного края», совместно рассматривали детские энциклопедии о животных северных лесов.

В проекте содержатся разделы ознакомления со знаменитыми земляками. Например, «Наш земляк – М.В. Ломоносов» С его жизнью и творчеством знакомились на экскурсии в библиотеке – игротеке «Гнездышко», где ребятам были представлены познавательные презентации и книги. Были даны элементарные знания о научных открытиях М.В.Ломоносова, значении его трудов для России.

Вызвать интерес к истории Поморья помогли нам произведения северных сказочников Бориса Шергина и Степана Писахова. Он помогли нам сформировать интерес к быту поморов, описанному в произведениях, обогатить словарный запас детей устаревшими словами, объясняя их значение и причину не использования их в современном русском языке. Использовали такие формы работы как:

Беседы: «Не любо, не слушай», «Ты живи мое Поморье, славься русская земля!». Чтение и просмотр мультфильмов по сказкам данных авторов, КВН «Мороженные сказки».

С Поморьем знакомили посредством презентаций: «История и достопримечательности Архангельской области», «Особенности быта поморов», Бесед: «Как жили поморы», «Что я знаю о Белом море», «Почему поморов зовут трескоедами», «Особенности поморской избы».

В разделе «Народные промыслы и традиции Поморья» воспитывали интерес к народным промыслам (Каргопольская глиняная игрушка, мезенская, пермогорская и шенкурская роспись по дереву, рождественские козули и др.) и желание заниматься творчеством по мотивам ДПИ русского Севера. Знакомили детей с народными праздниками, традициями и обычаями поморов; с устным народным творчеством (попевками, частушками, пословицами, поговорками и т.п.)

Формы проведения: Провели в сентябре праздник «Поморский новый год»; Беседы: «Народные обычаи и традиции», «Празднование Рождества», «Игрушки поморов»

Лепка «Каргопольский конь», «Каргопольский мужичок», «Каргопольская барышня»

Лепка и роспись рождественских северных козуль.

Рисование по мотивам северных росписей.

Презентация «Одежда поморов. Северные узоры вышивки».

Рассматривание альбома «Народные ремесла».

Организовали Мини музей «Народные промыслы»

Музыкальное развлечение «Святки – колядки».

В проекте мы опирались и на современные социальные праздники.

Тема: «Защитники Отечества. Северный флот», приурочена к 23 февраля. Здесь мы формировали чувство уважения к Российской армии, воспитывали в детях желание быть похожими на наших солдат, желание служить в Российской армии; Закрепляли и обогащали знания о родах войск, вооружении, военной технике Формы проведения:

Беседы «Что значит быть настоящим мужчиной?»

Праздники: «День защитников Отечества»,

Беседы «Северный флот», «Боевые корабли и подводные лодки, сделанные на СМП – гордость флота»;

Презентация «Славный северный флот: от ботика до ракетоносца»

Фотостенд «Мой папа – защитник Отечества»

Главному празднику страны посвящена Тема: «Знаю. Помню. Горжусь», где перед нами стоит задача расширять знания детей о ВОВ, воспитывать чувство гордости за своих земляков, защищавших нашу страну; дать детям знания о Северодвинске – как о городе трудовой славы в годы ВОВ, об известных героях-земляках Великой Отечественной войны, чьи имена связаны с родным городом, об улицах, названных в честь героев.

Планируем: праздник «9 мая – День Победы»;

Литературно-музыкальная гостиная «Знаю. Помню. Горжусь

Оформление выставки «Память поколений»;

Участие семей воспитанников в акции «Бессмертный полк».

Во всех формах работы нам активно помогали родители.

Перспективы проекта:

- использование проекта в других возрастных группах детского сада;

- использование в качестве программы по дополнительному образованию.

Архангельский Север является хранилищем древнерусской культуры и глубочайших традиций духовной жизни поморов. Посредством реализации проекта решаются такие задачи, как приобщение детей и родителей к историческим и культурным ценностям общества, получение знаний о народных обычаях и традициях, развитие эстетического вкуса, воспитание любви к родному краю и уважение к народному творчеству, формирование целостного представления о культуре Поморского Севера.