Работа по проекту «Родина моя – Поморье»
Лебедева Елена Валерьевна
Теплинская Надежда Павловна
Формирование у дошкольников патриотической компетенции в современном обществе приобрело особую актуальность, так как в последнее время возникла необходимость вернуться к лучшим традициям своего народа, к его вековым корням. Необходимость формирования нравственно-патриотических чувств у дошкольников определяется Программой, и формируются в ходе всего воспитательно-образовательного процесса.
Современная педагогика требует учитывать в педагогическом процессе особенности культуры, традиций регионов, ощущается потребность в глубоком изучении всего богатства духовного наследия своего народа, поскольку с каждым новым поколением дети все меньше знают об истоках, традициях своего народа.
Дошкольное детство самый ценный период в жизни каждого человека, период первоначального становления личности, так как именно в нем происходит усвоение норм и правил, принятых в обществе.
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций. И, конечно, недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно - патриотического воспитания в семье.
В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста.
Патриотизм - сложное и высокое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами. Патриотизм – любовь к семье, дому, родным местам, Родине, гордость за свой народ, желание сохранить, приумножить богатство своей страны.
Нравственно-патриотическое воспитание - взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, направленное на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.
Развитие любви и привязанности к родному дому в первоначальном значении служит первой ступенью патриотического воспитания детей дошкольного возраста. "Родной дом" - сложное многогранное понятие. Оно включает отношение к себе как к личности, отношение к своей семье, включенность в семейные традиции. Первые друзья малыша, детский сад, куда он ходит, улица, на которой стоит его дом, все это включается в представление ребенка о родном доме, своей Родине.
У старших дошкольников эти понятия расширяются. Родина уже ассоциируется не только с домом, улицей, но и родным городом, окружающей природой. Позже приходит осознание причастности к краю и к России, огромной, многонациональной стране, гражданином которой предстоит стать ребенку. В воспитании у дошкольников нравственно – патриотических чувств целесообразно использовать проектную деятельность.
Проектная деятельность - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность воспитателя, детей и родителей (законных представителей), которая имеет общую цель, согласованные методы, средства, приемы и способы деятельности, направленные на достижение общего результата.
В нашем случае проектная деятельность применяется с целью обеспечения познавательной активности детей.
Нами был разработан и реализуется проект для старших дошкольников «Родина моя – Поморье».
Цель проекта: приобщение дошкольников к истории и культуре родного края – Поморья, путем комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма.
Тип проекта: коллективный, информационно – творческий.
Участники проекта: воспитатели, дети подготовительной группы, родители.
Сроки реализации проекта: учебный год
Задачи проекта:
Обучающие:
Формировать понятие Родины, как места, где человек родился, и страны, где он живёт;
Обогащать знания детей об Архангельской области и городе Северодвинске – как значимой части России;
Развивающие:
Развивать мышление, коммуникативные качества личности;
Развивать познавательный интерес к изучению истории, культуры, традиций, природы родного края;
Развивать навыки
творческой деятельности;
Воспитательные:
Воспитывать любовь к своей малой Родине и чувство патриотизма;
Воспитывать гордость своей страной, областью, городом, семьей
.
Работа по нравственно-патриотическому воспитанию ведётся по следующим направлениям:
- формирование представлений: знакомство детей с народными традициями и промыслами; знакомство с устным народным творчеством; знакомство с доступными пониманию детей историческими событиями; расширение представлений о природе, городе и области; знакомство детей с символами (герб, флаг, гимн); формирование элементарных знаний о знаменитых земляках.
- развитие поискового поведения у дошкольников: развитие внутренней активности ребёнка, способности ставить цели, добывать знания, используя разные способы приходить к результатам.
- воспитание чувства сопричастности к культурному наследию Поморья.
Средства реализации поставленных задач:
- развивающая предметно – пространственная среда;
- развивающие виды деятельности (игра, развивающее общение);
- метод детских проектов.
Основные формы работы с детьми:
З
а
нятия;
календарные
и народные
праздники;
развлечения, досуги;
экскурсии;
пополнение развивающей среды,
чтение художественной литературы
беседы, ситуативные разговоры
выставки детских работ, семейных коллекци
й
рассматривание наглядного материала
игры (дидактические, ролевые, хороводные, подвижные, коммуникативные).
Основные направления работы:
1. Взаимодействие с детьми.
2. Взаимодействие с семьями воспитанников.
3. Взаимодействие с сотрудниками детского сада и социальными партнерами.
Планирование деятельности осуществлялось по основным направлениям дошкольного образования:
-Познавательно-речевое развитие
-Художественно-эстетическое развитие
-Физическое развитие
-Социально-личностное развитие
- Речевое развитие.
Проект состоит из 9 разделов:
Один из них - «Я живу в России»
В этом разделе формировали у детей понятия, что в России есть много областей, городов, деревень и других населенных пунктов; столица России – Москва; Архангельская область и город Северодвинск – это часть России; Учили находить на карте Россию, Белое море, Архангельскую область, Северодвинск. Давали детям элементарные знания об истории Поморья
Использовали такие формы работы как:
Беседы: «Что я знаю о России», «Север России – Поморье»
Рассматривание герба, флага России, слушание гимна России.
Заучивание стихов, пословиц, поговорок о Родине;
В разделе «Родительский дом – начало начал»
Продолжили формировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев. Закрепляли знания детей о профессиях родителей; знакомили с обычаями поморской семьи в давние времена, сравнивая с современным семейным бытом.
Одной из интересных форм работы в этом разделе: Был Семейный мини – проект: составление генеалогического древа «Моя родословная». Были организованы Выставки детских рисунков: «Моя семья», «Как мы отдыхали семьей».
В разделе «Природа северного края»
Знакомили детей с разнообразием флоры и фауны Архангельской области. Познакомили детей с некоторыми редкими животными и растениями из Красной книги Архангельской области; обогащали и конкретизировали знания детей об использовании природных богатств поморами.
Мы провели:
Выставку рисунков «Животные Красной книги Архангельской области» ; Викторину « Знатоки природы Севера»; Беседовали «Почему необходимо беречь природу родного края», совместно рассматривали детские энциклопедии о животных северных лесов.
В проекте содержатся разделы ознакомления со знаменитыми земляками. Например, «Наш земляк – М.В. Ломоносов» С его жизнью и творчеством знакомились на экскурсии в библиотеке – игротеке «Гнездышко», где ребятам были представлены познавательные презентации и книги. Были даны элементарные знания о научных открытиях М.В.Ломоносова, значении его трудов для России.
Вызвать интерес к истории Поморья помогли нам произведения северных сказочников Бориса Шергина и Степана Писахова. Он помогли нам сформировать интерес к быту поморов, описанному в произведениях, обогатить словарный запас детей устаревшими словами, объясняя их значение и причину не использования их в современном русском языке. Использовали такие формы работы как:
Беседы: «Не любо, не слушай», «Ты живи мое Поморье, славься русская земля!». Чтение и просмотр мультфильмов по сказкам данных авторов, КВН «Мороженные сказки».
С Поморьем знакомили посредством презентаций: «История и достопримечательности Архангельской области», «Особенности быта поморов», Бесед: «Как жили поморы», «Что я знаю о Белом море», «Почему поморов зовут трескоедами», «Особенности поморской избы».
В разделе «Народные промыслы и традиции Поморья» воспитывали интерес к народным промыслам (Каргопольская глиняная игрушка, мезенская, пермогорская и шенкурская роспись по дереву, рождественские козули и др.) и желание заниматься творчеством по мотивам ДПИ русского Севера. Знакомили детей с народными праздниками, традициями и обычаями поморов; с устным народным творчеством (попевками, частушками, пословицами, поговорками и т.п.)
Формы проведения: Провели в сентябре праздник «Поморский новый год»; Беседы: «Народные обычаи и традиции», «Празднование Рождества», «Игрушки поморов»
Лепка «Каргопольский конь», «Каргопольский мужичок», «Каргопольская барышня»
Лепка и роспись рождественских северных козуль.
Рисование по мотивам северных росписей.
Презентация «Одежда поморов. Северные узоры вышивки».
Рассматривание альбома «Народные ремесла».
Организовали Мини музей «Народные промыслы»
Музыкальное развлечение «Святки – колядки».
В проекте мы опирались и на современные социальные праздники.
Тема: «Защитники Отечества. Северный флот», приурочена к 23 февраля. Здесь мы формировали чувство уважения к Российской армии, воспитывали в детях желание быть похожими на наших солдат, желание служить в Российской армии; Закрепляли и обогащали знания о родах войск, вооружении, военной технике Формы проведения:
Беседы «Что значит быть настоящим мужчиной?»
Праздники: «День защитников Отечества»,
Беседы «Северный флот», «Боевые корабли и подводные лодки, сделанные на СМП – гордость флота»;
Презентация «Славный северный флот: от ботика до ракетоносца»
Фотостенд «Мой папа – защитник Отечества»
Главному празднику страны посвящена Тема: «Знаю. Помню. Горжусь», где перед нами стоит задача расширять знания детей о ВОВ, воспитывать чувство гордости за своих земляков, защищавших нашу страну; дать детям знания о Северодвинске – как о городе трудовой славы в годы ВОВ, об известных героях-земляках Великой Отечественной войны, чьи имена связаны с родным городом, об улицах, названных в честь героев.
Планируем: праздник «9 мая – День Победы»;
Литературно-музыкальная гостиная «Знаю. Помню. Горжусь.»
Оформление выставки «Память поколений»;
Участие семей воспитанников в акции «Бессмертный полк».
Во всех формах работы нам активно помогали родители.
Перспективы проекта:
- использование проекта в других возрастных группах детского сада;
- использование в качестве программы по дополнительному образованию.
Архангельский Север является хранилищем древнерусской культуры и глубочайших традиций духовной жизни поморов. Посредством реализации проекта решаются такие задачи, как приобщение детей и родителей к историческим и культурным ценностям общества, получение знаний о народных обычаях и традициях, развитие эстетического вкуса, воспитание любви к родному краю и уважение к народному творчеству, формирование целостного представления о культуре Поморского Севера.