* {font-family: Arial; font-size: 11pt;}
a.NoteRef {text-decoration: none;}
hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;}
table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;}
td {border: 1px solid black;}
.Normal {margin-bottom: 8pt;}
.Emphasis {font-style: italic;}
.List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;}
.No Spacing {font-family: 'Times New Roman';}
.Strong {font-weight: bold;}
.Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;}
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Образовательный эффект
1. Орг. момент.
- Давайте дружно скажем девиз урока:
Мы пришли сюда учиться – не лениться, а трудиться.
Работаем старательно, слушаем внимательно. Учащиеся выполняют все требования учителя
Создание мотивации к изучению темы занятия.
2.Мотивирование к учебной деятельности, выход на тему занятия
- Мы продолжаем путешествие в увлекательный мир финансов. Для этого нам необходимо вспомнить, что мы уже знаем о деньгах.
Словесная игра «Скажи наоборот»
Я называю признак монеты, а вы называете признак банкноты.
Монета круглая, а банкнота…
Банкнота бумажная, а монета…
Монета звенит, а банкнота…
Монета металлическая, а банкнота…
Хором продолжают предложение
- прямоугольная
- металлическая
- шуршит
- бумажная
3. Постановка темы, целей урока.
- Сейчас вы увидите отрывок из мультфильма, посмотрите внимательно и попробуйте определить тему нашего занятия.
Для самостоятельного вывода, учитель организует просмотр мультипликационного фильма «Смешарики. Уроки финансовой грамотности» серия «Фальшивый пиастр»
- Кто догадался, какова тема нашего занятия?
- Правильно, тема нашего урока «Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок.» (слайд 1)
- Как вы думаете, какую проблему мы с вами будем рассматривать?
Учащиеся выполняют все требования учителя
Учащиеся высказывают свои предположения.
Постановление проблемы, ответы детей, озвучивание темы .
Отличать настоящие деньги от подделок.
Создание мотивации к изучению темы занятия.
4. Освоение учебного материала финансовой грамотности (решение учебной задачи)
Учитель сообщает новую информацию по теме (с использованием учебника и презентации). Учебник с.44
- Действительно, некоторые несознательные граждане умеют очень точно копировать деньги, выпущенные государством. Это называется мошенничество, подделка, такие деньги ненастоящие, т. Е. фальшивые. За пользование такими купюрами в нашей стране предусмотрена уголовная ответственность. Чтобы не попасть в эту ловушку необходимо научиться распознавать поддельные банкноты и монеты. Как это можно сделать? (слайд 2)
Дети читают
5. Решение практической финансовой задачи
- А сейчас мы с вами посмотрим, как же наши бумажные деньги защищают от подделок. Сегодня, по оценкам экспертов, всего несколько стран, и Россия в том числе, печатают по-настоящему надежные деньги, которые очень трудно подделать.
- Давайте проведем опыт. (Учитель предлагает детям исследовать фальшивые деньги и настоящие банкноты.)
- Про водяные знаки, элементы с выпуклым рельефом, про индивидуальные номера каждой банкноты мы уже с вами слышали. Как вы думаете, достаточно ли этого?
Учащиеся разглядывают бумажные деньги номиналом 100 и 50 рублей.
Дети выявляют отличия
Ответы детей
Перенесение теоретических знаний на практическую ситуацию по теме
- Оказывается не достаточно. Взгляните на слайд (слайд 3). Мы видим изображение 500 и 2000 купюры. В купюру внедрена защитная нить. Посмотрите, есть ли защитная нить на ваших купюрах номиналом 1000,100 и 50 рублей?
- А теперь посмотрите на просвет. Как поменялась наша защитная полоса?
- А теперь посмотрите и сравните, какая нить на 1000-ной 2000-ной банкнотах?
- Но не думайте, если вы взяли и посмотрели на просвет купюру в 1000 рублей, что она фальшивая, если увидели полоску как 100 рублях. Оказывается, в более ранних модификациях, защитная полоса была ныряющая, а на просвет выглядела как непрерывная темная полоса.
Учащиеся разглядывают бумажные деньги номиналом 1000,100 и 50 рублей. Видят защитную нить обрывистую и светящуюся.
Смотрят на просвет.
- Нить стала темной и сплошной
- Нить толще. На просвет проявляется номинал и ромбики по всей длине нити, светлые на темном фоне.
- Следующий защитный элемент, это микроотверстия (микроперфорация) (слайд 4). Попробуйте самостоятельно найти их.
- Что вы видите?
- Как их можно обнаружить?
- Бумажная поверхность в области микроперфорации должна быть гладкой на ощупь, её шероховатость будет говорить о некачественном исполнении и возможности подделки.
Учащиеся ищут микроотверстия. Смотрят с обеих сторон купюру, под углом, на просвет. Выясняют, что микроотверстия
делаются специальным образом
Ответы детей:
- Видим номинал из микроотверстий, на купюре в 50 рублей нет микроотверстий
- Видим, когда смотрим на просвет
Прощупывают, гладкая ли у них микроперфорация. Делают вывод, что их купюры не фальшивые.
- Для того, чтобы разглядеть микротекст, (слайд 5) нам понадобится лупа. Микротекст расположен на стороне реверс. Какая это сторона? Аверс – это лицевая сторона банкноты, на которой обычно изображена главная информация: номинал, портрет государственного деятеля или другой символики. Иногда на аверсе банкноты также указывается год выпуска или серия. Чтобы совершить правильное определение аверса, нужно обратить внимание на яркость и контрастность изображения. Обычно аверс отличается более яркими цветами и более детализированными элементами.
Реверс – это обратная сторона банкноты, которая может содержать различные элементы: исторические события, известные места, знаковые детали символов государства. Чтобы различить реверс, следует обратить внимание на общую композицию, цветовую гамму и характерные детали. Обычно реверс отличается более спокойными и приглушенными цветами, меньшей детализацией и более свободным расположением элементов.
- На слайде мы видим микротекст с 1000-й банкноты. Рассмотрите микротекст со своих купюр.
Вспоминают, какая сторона называется реверс, а какая аверс. И как их можно отличить. Ответы детей: Лицевой стороной банкнот называется аверс, то есть обращённый лицом.
Учащиеся под лупой разглядывают и обнаруживают микротекст.
- Есть ли у вас на купюрах микроузоры? Скрытые муаровые полосы. (слайд 6)
- Где мы их можем увидеть?
- Скрытые радужные полосы. На лицевой части купюры имеется поле, которое под прямым углом зрения выглядит однотонным, но при её наклоне поле переливается многоцветными муаровыми полосками, словно цвета радуги. Найдите эти муаровые полосы.
Учащиеся разглядывают бумажные деньги.
- Микроузоры расположены на обратной стороне купюры на крупных полях
Учащиеся ищут муаровые полосы. Рассматривают купюры под углом.
-Защитные волокна(слайд 7)
Короткие разноцветные волокна, вплетенные в бумажное полотно.
Учащиеся ищут Защитные волокна. Рассматривают купюры под углом.
-Меняющая расцветку краска(слайд 8)
Если наклонять рублёвые купюры, можно наблюдать различные рисунки. В зависимости от величины угла наклона меняется их расцветка.
Рассматривают купюры под углом, наблюдают различные рисунки.
-Скрытое изображение (кипп-эффект) (слайд 9)
На купюрах имеются вертикальные узорчатые ленты. Если наблюдать их, направив в сторону источника света наклонённый дензнак, просматриваются две буквы «РР».
Рассматривают купюры, находят две буквы «РР».
-Рельефное изображение (слайд 10)
Элементы с выпуклым рельефом были разработаны как для слабовидящих людей, так и для дополнительной защиты.
Рассматривают купюры
-Водяной знак (слайд 11)
линии, изображения или рисунки, которые видны на просвет.
Рассматривают купюры
- Сколько новых способов защиты денег мы сегодня узнали?
9 новых способов – они все незаметны простому глазу, чтобы найти и рассмотреть, нужна лупа и ультрафиолетовая лампа.
6. Подведение итогов
- Теперь попробуйте разгадать чайнворд. В нем спрятаны названия способов защиты купюр от подделок.
Раздает учащимся задания (Приложение 1)
- Давайте проверим правильность ваших ответов.
- Ребята, вы узнали много способов защиты денег от подделки, сможете ли вы теперь отличить настоящую купюру от фальшивой?
Оказывается, есть и другие защитные элементы. О них вы можете узнать на сайте ЦБ РФ. Но точное количество защитных признаков подлинных банкнот не разглашается. Как вы думаете, почему?
Подводя итог, обращает внимание на нравственный аспект: «Мир денег удивительный и необычный мир. Но не надо преувеличивать роль денег и превращать их в единственную цель в жизни».
Учащиеся разгадывают чайнворд.
Сверяют свои ответы.
- да, сможем отличить
чтобы защитить деньги от подделок.
Реализация самопознания и самоанализа в результате изучения темы
7. Рефлексия
-Понравилось ли вам занятие?
Выдаются смайлики с правом выбора дорисовать эмоцию, которую они испытывают.
- На этом занятие завершается. Всем спасибо за работу, до новых встреч!
Учащиеся дорисовывают эмоцию, которую испытывают в конце занятия показываю эмоцию учителю.
8. Домашнее задание
Прочитать с.44-51
Дети записывают