ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«КОМИССАРОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ-АГРОФИРМА»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ

1

ФИО автора

Захарова Юлия Григорьевна

2

Дисциплина

Русская литература

3

Категория обучающихся

(специальность)

Студенты 1 курса группы 606

по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей

4

Тема занятия

Проблема личности и государства в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник».

5

Вид занятия

Смешанное обучение

6

Тип занятия

Систематизации и обобщения знаний и умений 

7

Технология активного обучения

Перевернутый класс

Методы: кластера, мозговой штурм, «6 шляп»

8

Цели и задачи занятия:

образовательные;

развивающие;

воспитательные

Исследовать вопрос взаимоотношений личности и государства в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник». Учить добывать нужную информацию, используя доступные источники (справочники, учебники, словари, интернет), передавать ее.

Развивать у студентов умение анализировать поэтические тексты, в которых ставится философско-нравственная проблема, с целью формирования собственного взгляда на историю и роль человека в истории. Развивать навыки вносить посильный вклад в достижение общего результата.

Воспитывать у студентов чувство ответственности и самостоятельности при подготовке к уроку. Прививать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.

9

Формируемые компетенции:

Предметные

Ценностно-смысловые

Общекультурные

Информационные

Коммуникативные

Социально-трудовые

личностного самосовершенствования

Формирование навыков работы с текстом, определения выразительных средств, выявления главной темы и проблемы произведения, восприятия и осмысления литературных произведений

Формирование интереса и уважения к литературным ценностям, осознание сопричастности с культурой своего народа, бережного отношения культурному наследию своей страны

Формирование активной гражданской позиции, чувства сопричастности к жизни своей страны, ответственности за свою судьбу и судьбу своей Родины

Формирование навыков использования студентом различных информационных ресурсов для нахождения нужной информации. Совершенствование умений работы с информационными источниками.

Формирование навыков вносить посильный вклад в достижение общего результата, высказывать и аргументировано отстаивать своё мнение, воспитание чувства собственного достоинства и уважения к другой точке зрения.

Формирование навыков устанавливать связь между изученными фактами, привести знания в систему и применения их на практике

Формирование познавательной потребности; навыков концентрации внимания, проведения самостоятельных исследований;

развитие навыков определения цели и планирования деятельности по ее достижению; развитие самостоятельности и ответственности студента за результаты своей деятельности.

10

Формируемые знания

Систематизировать ранее полученные знания о поэме «Медный всадник»

Выявить ранее полученные знания учащихся о теоретико-литературных понятиях: конфликт, поэма.

Продолжить анализировать произведение с целью выявления ключевых образов и главного конфликта поэмы.

11

Формируемые умения

Навыки переработки и анализа информации;

Навыки логично и точно формулировать свои мысли, аргументировать свою точку зрения;

умение анализировать произведение, обобщать и делать выводы

12

Методическое

обеспечение занятия:

наглядные пособия;

технические способы обучения,

программное обеспечение;

литература

Карточки с отрывками поэмы, иллюстрации к поэме, эпиграф к уроку

Презентация https://docs.google.com/presentation/d/1y-0V0yuKlOgUbHmBqPg9X4PDtQdrZYUJ/edit#slide=id.p1

Анализ поэмы

https://www.youtube.com/watch?v=U7NzzQC_b24&t=1s

Видеоурок

https://interneturok.ru/lesson/idei-i-smysly/opyt-vnimatelnogo-chteniya/spisok-urokov/a-s-pushkin-mednyy-vsadnik

А. С. Пушкин «Медный всадник»

https://www.youtube.com/watch?v=99fNiBQ1MqI

А. С. Пушкин «Медный всадник» https://ilibrary.ru/text/451/p.1/index.html

13

Ход занятия

Ход занятия

№ п/п

Этапы урока

Содержание

Время

Деятельность учителя

Деятельность студентов

13.1

Организационный момент

Здравствуйте ребята, мы начинаем наше занятие. Прошу вас отключить уведомления на телефонах, чтобы они не отвлекали нас от работы – нам понадобятся ваши мысли, важно будет мнение каждого и результат нашей совместной работы также будет зависеть от каждого. Запишите в рабочих тетрадях число нашего занятия.

2 минуты

Организовывает начало учебного процесса, настраивает студентов на рабочий лад

Подготавливаются к работе, концентрируют внимание настраиваются на работу, делают необходимую запись в тетради

13.2

Актуализация опорных

знаний

Дома вы предварительно ознакомились с материалами лекции и прежде, чем мы приступим к работе над темой, давайте освежим наши знания произведения. Ответьте на вопросы теста:

1. Жанр «Медного всадника» (по мнению автора)?

а) баллада;

б) поэма;

в) петербургская повесть. +

2. Каким является основной конфликт произведения «Медный всадник»:
а) противостояние идеалов человека и реальности
б) противостояние личности и власти +
в) противостояние света и тьмы в душе героя

3. Кого из героев характеризует цитата: «кумир на бронзовом коне»:
а) Василия
б) Евгения
в) Петра I+

4. После какого случая Евгений начал снимать картуз перед памятником:
а) после того, как юноша увлекся личностью Петра I и деятель стал его кумиром
б) после того как Петр I приснился Евгению в вещем сне
в) после того как памятник якобы ожил и преследовал его+

5. Установите соответствие:

ПЕРСОНАЖИ 

СОБЫТИЯ

а) Пётр I

1)строит планы семейной жизни

б) Евгений

2)пытается организовать помощь пострадавшим

в) Александр I  

3)возводит новую столицу России

4) погибает во время стихийного действия

6. Какие стили речи встречаются в поэме «Медный всадник»? Выберите все верные варианты ответов:

а) сократовский

б) беллетристический+

в) онегинский+

г) гомеровский

д) одический+

7. Соотнесите термин и определение:

ТЕРМИН

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

а) Конфликт

1) «Средний» жанр

эпического рода литературы. По объему, как правило, меньше романа, но больше

рассказа, новеллы

б) Эпиграф

2) столкновение, борьба, на которых построено развитие сюжета.

в) Поэма

3) изречение, краткая цитата, предпосланная чему-либо, например, художественному

произведению, и характеризующая основную идею

г) Повесть

4) повествовательное

произведение в стихах,

обычно на историческую или легендарную тему

10 минут

Объясняет условия выполнения задания

Выполняют в тетрадях тестовые задания, выполняют самопроверку

13.3

Сообщение

темы и цели

занятия

Мы продолжаем наш разговор об удивительном и ныне все еще актуальном произведении А. С. Пушкина.

Тема нашего урока «Проблема личности и государства в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник»».

Обратите внимание на эпиграф:

В этой поэме видим мы горестную участь личности, страдающей как бы вследствие избрания места для новой столицы.

В. Г. Белинский

В. Г. Белинский, говоря о главной теме поэмы «Медный всадник», употребляет союз как бы, словно ставя под сомнение такую трактовку темы. Почему? (Предположения обучающихся).

К этому вопросу мы вернемся в конце нашего урока. А прежде мы постараемся разобраться в конфликте между героями поэмы и определить возможные пути его разрешения. С этой целью мы составим кластер, поразмышляем какие действия выполнял каждый герой, подумаем над тем, возможно ли было избежать конфликта и что для этого необходимо было сделать.

5 минут

Озвучивает тему и цели урока

Записывают тему урока в тетради, получают вопрос для рассмотрения, высказывают свои предположения.

13.4

Обобщение и систематизация знаний

На предыдущем занятии вы получили задание (Приложение 1): часть студентов должны были собрать цитатные характеристики главных героев, вторая часть изучить лекционный материал.

Сейчас мы систематизируем наши знания и вместе составим кластер. Так как мы рассматриваем тему проблемы личности и государства, представленную в поэме в форме конфликта, то и начнем мы с определения характеров главных героев. К тем героям, о которых вы говорили давайте добавим несколько второстепенных героев: Царя Александра I, который правил во время наводнения и народ, окружающий Евгения в этот период.

К какой категории вы отнесете данных героев?

Как вы думаете, почему мы включили их в кластер?

По составленным цитатным характеристикам, определите основные черты героев (Приложение 3).

25 минут

Организовывает, направляет, корректирует работу студентов

Заполняют таблицу, составляя кластер (Приложение 2), отвечают на вопросы.

13.5

Закрепление

изученного

материала

Давайте подумаем, почему во время наводнения возник конфликт между Евгением как человеком, личностью и Петром как представителем власти?

Этот конфликт назрел в момент, описываемый автором, или существовал длительное время?

Давайте составим схему конфликта, дополнив наш кластер.

Назовите действия или шаги, которые предприняли наши герои (Приложение 4).

Определите характер этих действий.

Были ли предпринятые шаги достаточно эффективны?

Предложите действия каждого героя, которые бы помогли избежать конфликта или ослабить его.

25минут

Ставит проблемные вопросы, корректирует и направляет работу студентов

Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение, предлагают пути решения проблемы, записывают схему в тетрадь.

13.6

Подведение

итогов

занятия

Подводя итоги нашего исследования, можно сделать вывод: Поэма Пушкина «Медный всадник» выявляет вечный конфликт – противоречие между интересами личности и власти. Пушкин считал, что этот конфликт неизбежен, по крайней мере, в России.

Невозможно управлять государством и учитывать интересы каждого «маленького человека».

Поэтому сочувствуя «маленькому» человеку, он все-же признает заслуги императора-творца, пытаясь примирить два противостоящих лагеря:

Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо как Россия,
Да умирится же с тобой
И побежденная стихия;
Вражду и плен старинный свой
Пусть волны финские забудут
И тщетной злобою не будут
Тревожить вечный сон Петра!

Давайте вспомним эпиграф нашего урока:

«В этой поэме видим мы горестную участь личности, страдающей как бы вследствие избрания места для новой столицы.» - писал

В. Г. Белинский. Как бы вы объяснили его высказывание?

Сам критик писал: «И смиренным сердцем признаем мы торжество общего над частным, не отказываясь от нашего сочувствия к страданию этого частного...»

Все вместе – малые и большие, государство и «маленький» человек должны решать стоящие задачи, отвечать вызовам, строить будущее. Свою жизнь нужно использовать с пользой не только для себя, но, прежде всего, для общего дела – для процветания своей земли и будущих поколений, а не ограничиваться маленьким мирком. И только тогда государство станет сильным, а только сильное государство способно соблюдать интересы «маленького» человека.

А теперь давайте подведем итоги нашей работы. (Применяется метод «6 шляп»):

«Красная шляпа» — выразить свои чувства, эмоции по поводу изученного материала.

• «Черная шляпа» — выделить сложности, проблемы, связанные с изученной темой.

• «Желтая шляпа» — обобщить все положительные аспекты темы.

• «Белая шляпа» — объективно перечислить события, факты, новые сведения.

• «Зеленая шляпа» —Новые идеи. Предложения.

• «Синяя шляпа» —Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?

15 минут

Обобщает и подводит к выводу, сформулированному Белинским.

С помощью преподавателя делают вывод, записывают его в тетрадь.

13.7

Домашнее

задание

В качестве домашнего задания предлагаю написать эссе на тему «Современные проблемы личности и государства сквозь призму поэмы «Медный всадник»». Если у вас возникли вопросы, я готова ответить на них. На этом наш урок окончен. Благодарю вас за работу на уроке.

3 минуты

Объявляет домашнее задание, условия или особенности его выполнения

Записывают задание, если возникают вопросы, задают их преподавателю

Примечание

Урок рассчитан на 2 академических часа, поэтому в конце первого и начале второго урока по 2-3 минуты на коррекцию дальнейшей деятельности учащихся

Приложение 1

Терминология

Конфликт – это столкновение, борьба, на которых построено развитие сюжета.

Эпиграф – это изречение, краткая цитата, предпосланная чему-либо, например, художественному произведению, и характеризующая основную идею.

Поэма – это повествовательное произведение в стихах, обычно на историческую или легендарную тему.

Повесть – это «средний» жанр эпического рода литературы. По объему, как правило, меньше романа, но больше рассказа, новеллы. Если в романе центр тяжести заложен в целостном действии, в фактическом и психологическом движении сюжета, то в повести основная тяжесть переносится на статичные компоненты произведения – положения, душевные состояния, описания.

Пафос (от греч. «страдание, воодушевление, страсть» – это эмоциональная направленность произведения.

Задание для всех обучающихся – изучить термины.

Задание для обучающихся (1 уровень)

Выбрать (выписать) из текста поэмы цитатные характеристики Петра, Евгения, Города и Невы.

Задание для обучающихся (2 уровень)

Самостоятельно изучить материал лекции:

Всегда в истории человеческого общества взаимоотношения между человеком и государством, личностью и властью были неоднозначны, часто проблемны и конфликтны. Исторически так сложилось, что конфликт этот всегда был неизбежен. Актуальной эта проблема оставалась и в XIX веке, во времена Пушкина, актуальна она и сегодня.

В творчестве Александра Сергеевича Пушкина особое место занимает поэма "Медный всадник". Особенность её заключается в том, что современный читатель может увидеть в данном произведении предостережения, озвученные поэтом и получившие развитие в последующие периоды нашей истории. Конфликт государства и личности остро стоит и сегодня. Как и прежде, личность рискует в нем своей свободой и жизнью, а государство, своим авторитетом. И мы являемся свидетелями того какую трагическую форму может принять такой конфликт.

Давайте же попытаемся разобраться в том, что же хотел сказать нам Александр Сергеевич, о чем предупредить.

Прослушайте один из вариантов анализа поэмы:

Анализ поэмы А.С. Пушкина "Медный всадник" | Подготовка к ЕГЭ по литературе https://www.youtube.com/watch?v=U7NzzQC_b24&t=1s

И так, мы видим, что в поэме можно выделить четыре главных героя:

Петр I, Евгений и, на ряду с ними, также равноправными действующими героями можем смело назвать Петербург – город-символ и Неву – непокорную стихию.

Почему Пушкин обращается именно к этим героям, таким разным, таким неоднозначным?

Последняя поэма Пушкина – художественный итог его размышлений о личности Петра I, споры о котором были очень остры в тот период, также итог размышлений о «петербургском» периоде русской истории. В поэме «встретились» две темы: тема Петра, «строителя чудотворного», творца, реформатора, и тема простого («маленького») человека, «ничтожного героя», волновавшая поэта с конца 20-х годов XIX в., возможно под влиянием трагической судьбы декабристов, бросивших вызов государственной машине и потерпевших в этом противостоянии поражение. Повествование о трагической судьбе заурядного жителя Петербурга, пострадавшего во время наводнения, стало сюжетной основой для историко-философских обобщений, связанных с ролью Петра в новейшей истории России, с судьбой его детища – Петербурга и местом «маленького человека» в процессе развития государства.

Композиция поэмы сообщает масштабность изображаемым событиям: перед нами встает три исторические эпохи с их противоречиями и закономерностями.

Действие поэмы охватывает эпохи: царствование Петра Первого (создание Петербурга), Александра Ι (наводнение: «В тот грозный год// Покойный царь ещё Россией правил»), Николай Ι (пушкинская современность «Люблю тебя, Петра творенье…»).

Давайте обратимся к первому образу - образу Петра Великого. Вначале ХIХ века велись жаркие споры о личности Петра в попытках определить его роль для России. Одни называли его тираном, другие – великим реформатором.

Ознакомьтесь с презентацией, перейдя по ссылке:

https://docs.google.com/presentation/d/1y-0V0yuKlOgUbHmBqPg9X4PDtQdrZYUJ/edit#slide=id.p1

Конфликт в произведении зарождается ещё во вступлении и выражается как конфликт между человеком и стихией. Именно этот конфликт Пушкин переносит и преобразовывает в конфликт между государством и личностью:

государственная власть и человек разделены бездной.

В сцене погони мы видим, как за человеком скачет «карающий меч государственной машины», наказывающий даже за робкую угрозу.

Бессмысленная и безрезультативная погоня имеет глубокий философский подтекст - противоречия между человеком и властью не могут разрешиться или исчезнуть: человек и власть всегда связаны между собой.

Прослушайте видеоурок «Историческая и «частная» темы в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник»»:

https://interneturok.ru/lesson/idei-i-smysly/opyt-vnimatelnogo-chteniya/spisok-urokov/a-s-pushkin-mednyy-vsadnik

Приложение 2

 

Приложение 3

 

Приложение 4

Бездействие, пассивные действияКонфликтгосударствоМаленький человекстихия

Активные, агрессивные действия

Возможные необходимые действия для исключения или ослабления конфликта?Активные действия действияАктивные действия действияРискованные или малоэффективные, запоздалые действия

Результат работы: