* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 8pt;}

МБОУ «Ойская СОШ им. А.В.Дмитриева с УИОП»

Урока истории

на тему:

«Внешняя политика Николая 1.

Крымская война 1853-1856гг.»

Сивцева Т.М.

Учитель истории и обществознания

с.Ой 2024г.

Аннотация

Урок посвящен изучению причин, хода и последствий Крымской войны. Учащиеся раскроют вопросы сущности процессов и последствий, которые оказали значительное влияние на развитие международных отношений. Раскроют роль личности в событиях мирового масштаба, поймут значение мужества простых людей.

В процессе изучения данной темы создаются условия для развития творческого мышления учащихся, их познавательной активности, умения самостоятельно пополнять знания, используя ресурсы библиотеки.

План урока по теме:

Внешняя политика Николая 1. Крымская война 1853 – 1856 гг.» В 9 «б» классе.

Цель урока: Учащиеся должны получить знания о причинах войны, ее основных этапах, причинах поражения России в войне.

Оборудование урока: карта “Крымская война 1853-1856 гг”, раздаточный материал, опережающее задание, портреты Нахимова и Корнилова.

1) Оргмомент

2) Актуализация знаний:

На предыдущем занятии мы уже познакомились с внешней политикой Николая I. Вами была составлена схема по основным внешнеполитическим направлениям России при Николае I.

Вопросы для обсуждения с учащимися:

1. Назовите эти направления?

2. Что представлял из себя Восточный вопрос 1826 по 1849 гг.?

Обострение Восточного вопроса привело к Крымской войне. Этому событию посвящен наш сегодняшний урок.

Учитель обьясняет план изучения нового материала:

ПЛАН

1. Предпосылки войны. Восточный вопрос.

2. Начальный этап войны.

3. Вступление в войну Англии и Франции.

4. Оборона Севастополя.

5. Борьба на Кавказе.

6. Парижский мир. Итоги войны.

1. Задание учащимся: Прочтите первый пункт параграфа №14 и ответьте на вопросы.

1. Чего хотела добиться Россия в Восточном вопросе?

2. Какие страны составляли конкуренцию России в решении Восточного вопроса?

3. Перечислите внешнеполитические ошибки Николая I, приведшие Россию к дипломатической изоляции накануне войны.

Задание учащимся: прочитайте каковы были цели участников войны. Найдите причину войны.

Участники преследовали следующие цели:

Россия - Распространение влияния на Ближнем Востоке, достижение выгодного режима Черноморских проливов, расширение Черноморской торговли.

Турция- Ослабление России, захват Крыма и Закавказья.

Франция и Англия- Ослабление России, распространение экономического и политиче-ского влияния на Ближнем Востоке

Причина войны: Борьба России, Франции и Англии за укрепление влияния на Ближнем Востоке.

2.Начальный этап войны –октябрь 1853 – апрель 1854 гг. Основной противник Турция. Военные события разворачиваются на Балканском и Закавказском фронтах. Самой значительной победой была победа русского флота в Синопском сражении 18 ноября 1853года. Командовал флотом вице-адмирал П.С.Нахимов.

Сообщение учащегося о П.С.Нахимове.

Задание учащимся: Сформулируйте причины победы русского флота в Синопском сра-жении.

Эта победа привела к серьезным изменениям в ходе войны.

3. В марте 1854 года Англия и Франция объявили России войну. Основные противни-ки России – Турция, Англия, Франция и Сардинское королевство.

Задание для учащихся:

Сравните подготовленность России и её противников к предстоящей войне

В России была рекрутская система, отсталая военная промышленность и парусный флот

А так же неконкурентоспособное гладкоствольное оружие.

В Англии и Франции всеобщая воинская повинность, развитые капиталистические отношения, паровой флот, были введены в оборот новейшие образцы нарезного оружия

Ответьте на вопрос: Изменилась ли для России ситуация в ходе войны с вступлением в нее Англии и Франции?

Флот Англии и Франции атаковал русские порты Одессу, Архангельск, Петропавловск-Камчатский, Кольский залив, Соловецкие острова, Аланские острова. Эти нападения бы-ли отбиты, а турки потерпели поражение в Закавказье, но под нажимом Австрии русские войска выходят из Молдавии и Валахии. Свои войска в дунайские княжества вводит Ав-стрия.

Сентябрь 1854 года – 60 тысяч союзников высадились в Крыму в районе Евпатории и наступают на Севастополь. Крепость осталась один на один с противником после пора-жения русских войск на реке Альме.

4. Оборону города возглавил В.А.Корнилов.

Сообщение учащегося о В.А.Корнилове. Оборона города длилась 11 месяцев.

Учащиеся отвечают на вопросы к документу.

Осажденные переходили в контратаки, совершали вылазки в стан врага. Война затягива-лась. Это привело к недовольству в армиях Англии и Франции.

В конце августа 1855года была предпринята последняя бомбардировка Севастополя из 800 орудий противника. Затем начался общий штурм. Был захвачен Малахов курган и южная часть города покинута его защитниками.

Противник занял Керчь, Еникале, Анапу, Кинбурн.

5. На Кавказе русские захватили крепость Карс. Была открыта дорога на Эрзерум.

6. Эти события заставили воюющие стороны пойти на подписание Парижского мир-ного договора, в марте 1856 года.

Условия Парижского договора

Результаты для России

В обмен на Крым и Севастополь Россия отдает Турции Карс. За Россией остается Север-ного Причерноморье

Черное море объявляется нейтральным. Россия и Турция не могут иметь военного флота и укреплений на Черном море. Южные рубежи России остались без защиты. Россия теря-ет права защитницы балканских народов.

Задание учащимся: Работая с документом №3 ответить на вопрос. Каковы причины поражения России в войне

Закрепление изученного материала. Учащиеся отвечают на вопрос о взаимосвязи крепостного права и поражения в Крымской войне.

Домашнее задание: Составьте три вопроса по изученному материалу.

ДОКУМЕНТ №1

ВОПРОС: Сформулируйте причины победы русского флота в Синопском сражении.

“ За залпом последовал батальонный огонь. Ставши бортом, мы, не крепя парусов, открыли огонь. Турки, кажется, этого не ожидали. Они воображали, что бросив якорь, мы пошлем людей по реям убирать паруса, а потому орудия их были наведены по мачтам и первый залп не причинил нам почти никакого вреда. Потом под нашим огнем и при гу-стом дыме им было трудно взять верный прицел”.

ДОКУМЕНТ №2

ВОПРОС: Какую тактику применяли осаждавшие? К каким последствиям она приводила?

“…Неприятель открыл сильную бомбардировку со всех бастионов… и вскоре вся огром-ная зала начала наполняться раненными с ужасными ранами: оторванные руки, ноги по колена и по пояс приносились вместе с раненными на носилках; с лишком 400 раненных нанесли нам в сутки, с лишком 30 ампутаций… В первый день неприятель выпустил с лишком 30 000 снарядов; считают, что по сей день выпущено до 400 000. Бомбы падают где ни попало, но вообще вреда изломом бастионов сделали немного. На бастионах счи-тают до 100 подбитых пушек из тысячи; разрушенные амбразуры исправляются ночью, но это стоит людей, и у нас считают в течение этого времени (от 28 марта до 7 апреля) до 6000 выбывших из строя… На перевязочный пункт, кроме солдат, приносят и женщин и детей с оторванными членами от бомб, которые падают в Корабельную слободку, часть города, где еще, несмотря на видимую опасность, продолжают жить матросские жены и дети”.

ДОКУМЕНТ №3

Задание к документам: Выделите причины поражения России в Крымской войне.

“Право, грустно становиться, когда подумаешь, как вообще мы дурно вооружены – и сол-даты и офицеры. Саблю нашу совестно обнажить: она гнется, как проволока, пистолеты у нас только у верховых, и то своей тяжестью и неуклюжестью отвращают от изучения ис-кусства цельной пистолетной стрельбы…. У наших врагов дело другое: онис особенной ловкостью владеют своим оружие, тогда как у нас в целой дивизии едва найдется один офицер, который умел бы рубиться, и едва найдется пять человек, которые бы хорошо стреляли из пистолетов…”

“ В самом начале Восточной войны армия… столь хорошо дисциплинированная с внеш-ней стороны, оказались без хорошего вооружения, без амуниции, разграбленная лихоим-ством и взяточничеством начальников, возглавляемая генералами без инициативы и без знаний. Финансы оказались истощенными, пути сообщения через огромную империю непроездными, и при проведении каждого мероприятия власть наталкивалась на трудно-сти, создаваемые злоупотреблениями и хищениями”.