МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГБПОУ «АМВРОСИЕВСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
РАЗРАБОТКА
воспитательного мероприятия
по теме:
«МЫ РАЗНЫЕ, НО МЫ ВМЕСТЕ – И В ЭТОМ НАША СИЛА»
Советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями
Хибик Натальи Владимировны
2024
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
В настоящее время особенно актуальной стала проблема терпимого отношения к людям иной национальности, культуры. Не секрет, что сегодня всё большее распространение среди молодёжи получили недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации проникают в семью, колледж. Поэтому, необходимо активизировать процесс поиска эффективных механизмов воспитания в духе толерантности.
1995 год по инициативе ЮНЕСКО был объявлен Международным годом Толерантности. С того времени слово "толерантность" прочно вошло в нашу повседневную жизнь. Представители более чем 185 стран подписали Декларацию Принципов Толерантности, в которой четко определили этот термин.
В разных языках слово "толерантность" имеет сходное значение и является своеобразным синонимом "терпимости". Основой толерантности является признание права на отличие.
Основные критерии "толерантности" и их показатели можно определить, исходя из определения самого понятия "толерантность" – активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культуры, нации, религии, социальной среды.
Проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме. Проблема культуры общения – одна из самых острых в колледже, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто.
В своей жизни мы общаемся с представителями разных национальностей, культур, миров, социальных слоёв, поэтому надо уметь уважать культурные ценности, как своего народа, так и представителей другой культуры, религии, научиться находить точки соприкосновения.
Кроме того, толерантность как качество личности помогает человеку адаптироваться в другой среде, к неожиданно новым для него условиям жизни.
Люди, не обладающие этим качеством, проявляют категоричность, оказываются неспособными к изменениям, которых требует от нас жизнь.
Цель проведения мероприятия: привлечь студентов к изучению проблемы толерантности; рассказать о таком качестве, как «толерантность» в интересной и доступной форме.
План
проведения воспитательного мероприятия
План –
хронокарта
мероприятия.
План-конспект воспитательного мероприятия
I. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ
Вступительное слово педагога
- Добрый день, дорогие студенты, преподаватели. Я рада приветствовать Вас!
2. Объявление темы и цели мероприятия
Тема нашего мероприятия: «Мы разные, но мы вместе – и в этом наша сила». Как вы думаете, о чём пойдёт речь?
Чтобы точно ответить на этот вопрос, посмотрите видеоролик
Социальный ролик. Толерантность.
Цель нашего мероприятия: привлечь студентов к изучению проблемы толерантности; рассказать о таком качестве, как «толерантность» в интересной и доступной форме.
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Начальная мотивация.
Мы начинаем разговор о толерантности. Что же это такое? Не всем, может быть понятно это слово, многим даже и не знакомо. Но смысл, который оно несёт, очень важен для существования и развития человеческого общества.
Современный культурный человек – это не только образованный человек. Этого мало. Это человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы людей, всего общества в целом.
Понятие «толерантность»
Что такое толерантность
16 ноября 1995 года, в Париже участники двадцать восьмой конференции ЮНЕСКО, а это 185 стран, приняли Декларацию принципов толерантности. Согласно Декларации принципов толерантности, мы понимаем, что “толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого разнообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальность, это гармония в многообразии, это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира.
В своей жизни мы общаемся с представителями разных национальностей, культур, миров. социальных слоёв, поэтому надо уметь уважать культурные ценности как своего народа, так и представителей другой культуры, религии, научиться находить точки соприкосновения.
Кроме того, толерантность как качество личности помогает человеку адаптироваться в другой среде, к неожиданно новым для него условиям жизни. Люди, не обладающие этим качеством, проявляют категоричность, оказываются неспособными к изменениям, которых требует от нас жизнь.
Толерантность. Мы разные, но мы вместе.
Игра «Приветствие»
А теперь продолжим наше мероприятие игрой – викториной.
Приглашаются студенты. Раздаются карточки.
На карточках написаны приветствия из разных стран, ваша задача поздороваться с как можно большим количеством людей.
поклон и сложенные ладони (Таиланд);
сложить руки на уровне груди и поклониться (Япония);
приветствие ладонями(Индия);
потереться носами (Новая Зеландия);
пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг
от друга (Великобритания);
крепко обняться и три раза поцело
вать друг друга в щеки (Россия)
показать язык (Тибет);
очень крепко пожать друг другу руки, стоя
близко друг к другу (Германия);
обняться и поцеловать в щеки четыре раза по очереди (П
ариж).
Участники разбредаются по аудитории и приветствуют друг друга способом, указанным на карточке (садятся на места)
Обсуждение:
- понравилась ли вам игра?
- попробуйте догадаться, из каких стран происходят ваши приветствия;
- было ли трудно здороваться каким-то способом?
- показались ли какие-то из приветствий смешными?
- как бы отреагировали люди из этих стран на ваши приветствия?
- какую роль играют приветствия в нашей жизни?
Преподаватель: - Слово «толерантность» лучше всего переводится как «терпимость».
- А в чем же кроется основная причина нетерпимости?
Главная причина нетерпимости в мире – различия между людьми – различиям во внешности, языке, взглядах и т.д.
Мы сегодня постараемся понять, что «отличный» не значит «плохой», справиться со своими чувствами и страхами по поводу тех, кто отличается от тебя и осознать «красоту различий».
Мультфильм про толерантность
И
гра «Домино»
- Кто знает правила игры в «Домино»?
Я предлагаю вам поиграть в «особенное домино». Наша цель собрать в цепочку всю группу.
Я начинаю, «с одной стороны я женщина, с другой стороны я люблю мороженное»…
Игра продолжается, пока все участники не станут частью домино.
Мультфильм о дружбе и уважении
Игра «Волшебная рука»
Участники обводят на листе свою руку. Предлагается написать на пальчиках хорошие качества, а на ладошке – то, что хотелось бы изменить в себе.
Толерантность
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Рассказ «
Пер
ед вами две дороги»
Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась сумка. Он тихонько стонал, а в глазах стояли слёзы.
- Подожди, я подойду к нему, - сказала девушка.
- Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, - ответил молодой человек, сжав её руку.
- Отпусти. Видишь у него сломана нога. Смотри, смотри, у него кровь на штанине.
- А нам-то что? Он сам виноват.
- Отпусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.
- Говорю тебе: он сам во всём виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?
- Я всё равно подойду. - Девушка вырвала руку.
- Я тебя не пущу. Ты – моя девушка и не смей общаться со “всякими”. Пойдём отсюда, - он попытался увести её.
- Знаешь что, я... Да как ты можешь? Ему же больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь!
Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень ещё раз попытался удержать её. Она решительно одёрнула руку.
- Что с вами? - спросила она мужчину. - Что с вашей ногой.
- Я сломал её... кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.
- Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать “скорую”.
- Спасибо, леди, спасибо...
- Послушай, - обратилась девушка к молодому человеку, который подошёл к ним, -у тебя нет “мобильника”?
Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда... Она поднялась и приблизилась к парню.
- Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.
- Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.
Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошёл прочь.
- У вас открытый перелом, - проговорила она. - Я пойду вызвать врача. Потерпите.
Она быстро пошла к телефонному автомату.
- Девушка! - окликнул её мужчина – Спасибо вам! - Девушка обернулась и улыбнулась.
- Вы обязательно найдёте себе счастье.
Почему молодой человек отказался помочь?
Как бы вы поступили в этом случае?
Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?
Как мы должны поступать с людьми, которые просят милостыню?
Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее.
Социальный ролик «Урок толерантности»
Тестирование «Насколько Вы толерантны»
1. Вы считаете, что у вас возникла интересная идея, но её не поддержали. Расстроитесь?
а) да;
б) нет.
2. Вы встречаетесь с друзьями, и кто-то предлагает начать игру. Что вы предпочтете?
а) чтобы участвовали только те, кто хорошо играет;
б) чтобы играли и те, кто ещё не знает правил.
3. Спокойно ли воспримите неприятную для вас новость?
а) да;
б) нет.
4. Раздражают ли вас люди, которые в общественных местах появляются нетрезвыми?
а) если они не переступают допустимых границ, меня это вообще не интересует;
б) мне всегда были неприятны люди, которые не умеют себя контролировать
5. Можете ли вы найти контакт с представителями иной, чем у вас, профессии, с иным положением, обычаями?
а) мне трудно было бы это сделать;
б) я не обращаю внимание на такие вещи.
6. Как вы реагируете на шутку, объектом которой становитесь?
а) мне не нравятся ни сами шутки, ни шутники;
б) если даже шутка и будет мне неприятна, я постараюсь ответить в такой же манере.
7. Согласны ли с мнением, что многие люди «сидят не на своём месте», «делают не своё дело»?
а) да;
б) нет.
8. Вы приводите в компанию друга (подругу), который становится объектом всеобщего внимания. Как вы на это реагируете?
а) мне, честно говоря, неприятно, что таким образом внимание отвлечено от меня;
б) я лишь радуюсь за него (неё).
9. В гостях вы встречаете пожилого человека, который критикует современное молодое поколение, превозносит былые времена. Ваша реакция:
а) уйдете пораньше под благовидным предлогом;
б) вступите в спор.
А теперь подсчитайте количество баллов.
За ответы № 1б, 2б, 3а, 4а, 5б, 6б, 7б, 8б, 9а поставьте по 2 балла.
От 0 до 4 баллов: вы непреклонны, эгоистичны, упрямы. Возникает впечатление, что вы стремитесь навязать свое мнение другим во что бы то ни стало. Часто повышаете голос. С вашим характером трудно поддерживать нормальные отношения с людьми, которые не соглашаются с тем, что вы говорите и делаете.
От 6 до 12 баллов: вы способны твердо отстаивать свои убеждения. Вы, безусловно, можете вести диалог, менять свое мнение, если это необходимо. Способны иногда и на излишнюю резкость, неуважение к собеседнику. И в такой момент вы действительно можете выиграть спор с человеком, у которого более слабый характер. Но стоит ли «брать горлом», когда можно победить более достойно?
От 14 до 18 баллов: твердость ваших убеждений отлично сочетается с большой тонкостью, гибкостью вашего ума. Вы можете принять любую идею, с пониманием отнесетесь к достаточно парадоксальному на первый взгляд поступку, даже если вы его не одобряете. Вы достаточно критически относитесь к своему мнению и способны с уважением и тактом по отношению к собеседнику отказаться от взглядов, которые, как выяснилось, ошибочны.
Заключительное слово педагога
Праздник наш кончается,
Что же нам еще сказать,
Разрешите на прощанье,
Вам здоровья пожелать.
Чтобы в вашей жизни было как можно больше радостных и счастливых дней. Оставайтесь всегда неповторимыми и самыми красивыми и добрыми! Пусть в Ваших глазах не гаснут улыбки, и пусть всегда в жизни светит Вам звезда счастья и любви! И будьте толерантными людьми, ведь это так просто!
Толерантность – это так просто.
Список использованных источников.
Артюхова Т.
Ю.
Образовательная среда
как условие
развития личностных характеристик толерантности подростков и юношей / Т. Ю. Артюхова, О. А.
Шулакова
// Психология обучения. –2008.
Мы –разные
: книга для чтения по проблемам толерантности / сост.: И. К
. Кирьянов, О.Б.
Подвинцев
; Краев. целевая программа развития полит. культуры и
гражд
. образования населения
Перм
. края. –
[Изд. 2–е,
перераб
. и доп.]. –Пермь: Тип. купца Тарасова, 2007.
https://ru.wikipedia.org
https://www.youtube.com/watch?v=ibi2WQasNRw
https://www.youtube.com/watch?v=83881ww-rZ8&t=233s
https://www.youtube.com/watch?v=Zfh3AuQKecQ
https://www.youtube.com/watch?v=E-EW2DzswH8&t=2s
https://www.youtube.com/watch?v=Z2a9PJivhQo
https://www.youtube.com/watch?v=50ex2Hi_INo&t=4s
https://www.youtube.com/watch?v=hxfAgdg4VBw&t=11s