* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} h1 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 24pt; font-weight: bold;} h4 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt; font-weight: bold;} .Заголовок 1 Знак {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 24pt; font-weight: bold;} .Заголовок 4 Знак {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt; font-weight: bold;} .Hyperlink {color: #0000FF; text-decoration: underline ;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Strong {font-weight: bold;} .Emphasis {font-style: italic;} .Balloon Text {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;} .Текст выноски Знак {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;}

Развитие читательской грамотности обучающихся средних классов посредством интеграции урочной и внеурочной деятельности

Читать - это ещё ничего не значит:
что читать и как понимать читаемое -
вот в чём главное дело.
К.Д.Ушинский

Сегодня в рамках реализации ФГОС нового поколения много говорят о формировании функциональной грамотности учащегося. Для учителей русского языка и литературы этот вопрос наиболее актуален. Где, как не на этих уроках, учиться понимать текст и тренировать грамотность. Что же такое читательская грамотность?

Читательская грамотность - это способность человека понимать и свободно использовать навыки и умения чтения и письма для получения информации из текста, размышлять и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять знания и возможности, принимать участие в социальной жизни.

Важность формирования читательских умений для успешного обучения бесспорна, поскольку уровень развития читательской грамотности во многом определяет как общую успешность обучения, так и формирования всех компонентов функциональной грамотности. Читательская грамотность - основа функциональной грамотности в целом. Читательская грамотность формируется средствами разных учебных предметов и разными форматами внеурочной деятельности. В гимназии «Школа бизнеса» в 5 классе реализуется программа внеурочной деятельности «Читаем, решаем, живём. Читательская грамотность. Основы смыслового чтения и работы с текстом» разработанная в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, с учетом Примерной рабочей программы курса внеурочной деятельности «Читаем, решаем, живём. Читательская грамотность. Основы смыслового чтения и работы с текстом», 5-6 класс», одобренной на заседании Ученого совета ГБОУ ИРО Краснодарского края. Программа рассчитана на 34 часа в течение учебного года (1 раз в неделю).

Под смысловым чтением понимается осознанное чтение, позволяющее извлекать из текста информацию в соответствии с учебной задачей. Смысловое чтение является метапредметным результатом освоения образовательной программы основного общего образования.

В рамках внеурочной деятельности предусмотрена работа с противоречивой, неоднозначной информацией, которая учит оценивать надёжность источника и достоверность информации, распознавать скрытые коммуникативные цели, в том числе манипуляции, осмыслять сообщения информационного потока и вырабатывать свою точку зрения.

Работа в рамках данной программы поможет пятикласснику развить сформированные в начальной школе читательские умения и продвинуться в овладении новыми умениями в процессе решения более сложных читательских задач. Для успешного понимания текста школьниками важно постоянно развивать и совершенствовать основные читательские умения.

Во-первых, умения, связанные с нахождением и извлечением информации: определять место, где содержится искомая информация (фрагмент текста, гиперссылка, сайт и т.д.), находить и извлекать одну или несколько единиц информации, расположенных в одном или разных фрагментах текста; определять наличие/отсутствие искомой информации в тексте и др.

Во-вторых, умения интегрировать и интерпретировать информацию: понимать фактологическую информацию (сюжет, последовательность событий); понимать смысловую структуру текста (определять тему, главную мысль/идею текста); понимать значение слова или выражения на основе контекста; устанавливать связи между событиями или утверждениями; делать выводы.

В-третьих, умения оценивать содержание и форму текста: оценивать содержание текста и понимать назначение его структурных элементов; оценивать полноту и достоверность информации; обнаруживать противоречия в одном или нескольких текстах; высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу; обсуждаемому в тексте; оценивать форму текста и др.

В-четвертых, умение использовать информацию из текста, применять полученную информацию для решения практической задачи без привлечения или с привлечением фоновых знаний, прогнозировать на основе информации текста события, течение процесса, а также моделировать реальную жизненную ситуацию.

Формирование читательской грамотности - это непростой процесс, который требует от учителя использования современных форм и методов обучения.

На занятиях учащимся предлагаются читательские задачи, спроектированные на основе текстов разных форматов: сплошных, несплошных. Работая с предложенными текстами, решая поставленные задачи разного уровня трудности, пятиклассники выявляют явную и скрытую информацию, сопоставляют графическую и визуальную информацию.

Так, в 5 классе, тему «Типы речи» мы начали с рассмотрения иллюстраций (несплошного текста) на этапе актуализации знаний. Ребята представили себя фотографами, которые оказались в зимнем лесу. У нас получились три вида фотографий: фотография с изображением действия (лиса бежит за зайцем по снегу), фотография с изображением зайца, притаившегося под деревом и фотография с засвеченным изображением. Работа велась по группам. Ребята сделали подписи ко всем фото, и, конечно, догадались, что речь пойдет о типах речи: повествование, описание, рассуждение. Чтобы доказать их суждения, ребятам было предложено составить и записать алгоритм действий. И уже на этапе построения и реализации проекта выхода из затруднения получился вот такой алгоритм действий:

Рассмотреть фото

Выписать ключевые слова, образы (какими частями речи они являются?)

Задать вопросы к картинке

Сколько можно фотографий подобрать к данным фотографиям?

Определить цель

После создания алгоритма ребята предложили составить таблицу - запоминалку, вместе мы разработали ее структуру, вот что получилось:

Тип речи/ признаки

Повествование

Описание

Рассуждение

Ключевые слова, образы

Лиса, заяц, бежит, догонит, съест, не успеет

Белый заяц, длинные уши, серые лапы и уши

Возможно, заяц, что-то не получилось

Используемые части речи

Существительные и глаголы

Прилагательные и существительные

Все части речи

На какой вопрос отвечает текст

Что? Где? Кода?

Какой?

Почему?

Цель текста

Рассказать о событии

Описать изображение

Поразмышлять

Кластер и ассоциативный куст

Умение читать несплошной текст (воспринимать его, извлекать информацию, данную в явном и неявном виде, интерпретировать её.

Афиша

Умение переводить информацию в другие текстовые формы. (Создать сплошной текст на основе несплошного текста)

Объявление (БАРСУК)

ЧЕК

В заданиях предлагается сформулировать на основе текста собственную гипотезу, выявлять связь между прочитанным и реальностью, в которой живет пятиклассник. Все основные читательские умения развиваются комплексно при выполнении пятиклассниками предлагаемых читательских задач на уроках.

Материал занятий позволяет включить пятиклассников в активную деятельность, связанную с чтением, пониманием, анализом текстов разных типов и стилей, оценкой, содержащейся в них явной и скрытой информации. Сопоставление информации из различных источников, овладение приемами поиска и извлечения информации разного вида (текстовой, графической) по заданной теме, сопоставления вербальной и визуальной информации, расположенной в разных частях множественного текста, приемами выделения главной и второстепенной информации позволит пятиклассникам глубоко осмысливать прочитанное, приходить к верным выводам, применять свои читательские умения не только в учебных ситуациях, но и в более широком жизненном контексте. Обратим внимание, что во ФГОС ООО 2021 г. на уровне целеполагания.

В условиях ослабления интереса к чтению успешная реализация программы может способствовать не только повышению этого интереса, но и формированию потребности использовать чтение как средство познания мира и самого себя в этом мире. Основы смыслового чтения и работы с текстовой информацией закладываются уже в начальной школе и продолжают развиваться в 5 классе и совершенствоваться в течение всех лет обучения.

Развитие читательской грамотности формируется с применением сплошных и несплошных текстов

Уровни читательской компетентности

5 уровень

Нахождение информации

Интерпретация текста

Рефлексия и оценка

Найти и установить последовательность или комбинацию отрывков глубоко скрытой информации, часть которой может быть задана вне основного текста. Сделать вывод о том, какая информация в тексте необходима для выполнения задания. Работать с правдоподобной и/ или достаточно объёмной информацией.

Истолковать значения нюансов языка или показать полное понимание текста и всех его деталей.

Критически оценить текст или выдвинуть гипотезы о нём на основе специальных знаний. Работать с понятиями, которые противоположны ожиданиям, основываясь на глубоком понимании длинных или сложных текстов.

4 уровень

Нахождение информации

Интерпретация текста

Рефлексия и оценка

Найти и установить возможную последовательность или комбинацию отрывков глубоко скрытой информации, каждая часть которой может отвечать множественным критериям в тексте с неизвестным контекстом или формой. Сделать вывод о том, какая информация в тексте необходима для выполнения задания.

Использовать глубокие идеи, заложенные в тексте для понимания и применения категорий в незнакомом контексте; истолковывать разделы текста, беря в расчет понимание текста в целом. Работать с идеями, которые противоречат ожиданиям и сформулированы в негативном контексте.

Использовать академические и общественные знания для выдвижения гипотез или критической оценки текста. Демонстрировать точное понимание длинных и сложных текстов.

3 уровень

Нахождение информации

Интерпретация текста

Рефлексия и оценка

Найти и в некоторых случаях распознать связи между отрывками информации, каждый из которых, возможно, отвечает множественным критериям. Работать с известной, но противоречивой информацией.

Объединить несколько частей текста для того, чтобы определить главную мысль, объяснять связи и истолковывать значения слов и смысл фраз. Сравнивать, противопоставлять или классифицировать части информации, принимая во внимание множество критериев. Работать с противоречивой информацией.

Делать сравнения или устанавливать связи, давать объяснения или оценивать особенности текста. Демонстрировать точное понимание текста в связи с известными, повседневными знаниями или основывать выводы на менее известных знаниях.

2 уровень

Нахождение информации

Интерпретация текста

Рефлексия и оценка

Найти один или более отрывков информации, каждый из которых, возможно, отвечает множественным критериям. Работать с противоречивой информацией.

Определить главную мысль, понимать связи, формировать и применять простые категории или истолковывать значения в пределах ограниченной части текста, когда информация малоизвестна и требуется сделать простые выводы.

Делать сравнения или устанавливать связи между текстом и внешними знаниями или объяснять особенности текста, основываясь на собственном опыте и отношениях.

1 уровень

Нахождение информации

Интерпретация текста

Рефлексия и оценка

Найти один (или более) независимый друг от друга отрывок явно выраженной в тексте информации по простому критерию.

Распознать главную тему или авторские намерения в тексте на известную тему, когда требуемая информация в тексте общеизвестна.

Устанавливать простые связи между информацией в тексте и общими, повседневными знаниями.

Группа 1

Учащиеся должны показать, что понимают, о чем говорится в тексте, определить тему и главную мысль; найти и выявить в тексте информацию, которая представлена в различном виде; сформулировать прямые выводы и заключения на основе фактов, которые имеются в тексте.

Задание на слайде

Группа 2

Учащиеся анализируют, интерпретируют и обобщают информацию, которая представлена в тексте, формулируют на ее основе сложные выводы и оценочные суждения.

Группа 3

Учащиеся используют информацию из текста для различных целей: решают учебно-познавательные и учебно-практические задачи без привлечения или с привлечением дополнительных знаний и личного опыта.

В настоящее время особую роль в учебном процессе имеют оценочные процедуры федерального уровня (ВПР), в которых оценивается функциональная грамотность школьников и, в частности, читательская грамотность.

Одно из проверяемых умений в соответствии с ФГОС (ВПР 5 класс, русский язык, задания 6-8): «умение распознавать основную мысль текста; адекватно формулировать основную мысль, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления, определять тему и главную мысль текста» по результатам ВПР-2022 сформировано у обучающихся 5-х классов лишь на 58% (результаты в среднем по Российской Федерации). Грамотный анализ и использование в своей работе результатов оценочных процедур позволит учителям начальной школы успешно реализовывать ФГОС.