Аммосова Мария Гаврильевна

Легойский лицей-интернат Усть-Алданского улуса РС (Я), Россия

Развитие координационных способностей у детей в настольном теннисе

Аннотация: Настольный теннис идеальная игра для людей всех возрастов и профессий, для любого времени года и любого помещения, где можно поместить складной прямоугольный стол, разделенный на два поля с невысокой сеткой.

Ключевые слова: Настольный теннис, координация движения.

Актуальность. В физиологии спорта, а также в теории физического воспитания и спортивной тренировки основными физическими (двигательными) качествами показывают: силу, быстроту, выносливость, ловкость и гибкость. Однако в последние годы существующего основного термина ловкость, оказавшегося очень многозначным, нечетким и «житейским», ввели в теорию и практику термин координационные способности, стали говорить о системе таких способностей и необходимости дифференцированного подхода к их развитию [1]. В настоящее время специалисты насчитывают от 2-3 общих до 5-7 (по другим данным до 11-20 и более) специальных и специфически проявляемых координационных способностей, таких как координация деятельности больших мышечных групп всего тела; общее равновесие; равновесие со зрительным контролем и без него; равновесие на предмете; уравновешивание предметов; быстрота перестройки двигательной деятельности и т.д. Среди координационных называют также способность к пространственной ориентации, мелкую моторику, способность к дифференцированию, воспроизведению, отмериванию и оценке пространственных, силовых и временных параметров движений, ритм, вестибулярную устойчивость, способность произвольно расслабить мышцы [2].

Цель исследования. Разработать методику развития координационных способностей у детей среднего школьного возраста по средствам игры в настольный теннис, раскрыть творческий и игровой потенциал каждого ребенка через обучение игры в настольный теннис.

Задачи исследования

Провести анализ литературных источников

Выявить особенности развития координационных способностей у детей 12-15 лет средствами настольного тенниса.

Разработать методику развития координационных способностей средствам настольного тенниса и проверить ее эффективность.

Разработать методические рекомендации по совершенствованию координационных способностей детей 12-15 лет.

Характеристика игры в настольный теннис

В современном настольном теннисе игроки демонстрируют мощные атакующие удары, неожиданные контратаки и стремительные перемещения. Это энергичная, изобретательная игра, требующая творчества и инициативы, наблюдательности и интуиции в разгадывании траекторий крученых мячей. Игрок должен обладать точным глазомером, устойчивой концентрацией внимания, умением правильно выбирать выгодную позицию у стола, точно рассчитывать последствия своих атакующих действий, захватывать инициативу, быстро ориентироваться в постоянно меняющейся игровой ситуации.

Контрольные тесты

Процедура тестирования

Результат:

Приседания с подбиванием мяча ракеткой.

По команде «На старт!» Испытуемый начинает подбивать мяч. После команды «Марш!» Испытуемый начинает приседать 10 раз, подбивая мяч ракеткой.

фиксируется время приседаний с подбиванием мяча ракеткой с точностью до десятой доли секунды.

Бег вокруг стола, удерживая мяч на ракетке.

по команде «На старт!». Испытуемый начинает бежать,  держа мяч на ракетке вокруг стола стараясь не уронить его.

фиксируется время,  за которое испытуемый пробежит полный круг вокруг стола и не уронит мяч.

Таблиц 1. Контрольные тесты

Испытуемые

Результаты до

Результаты после

Прирост

1

28

26

2

2

22

21

1

3

28

26

2

4

27

25

2

Таблица 2. Показатели прироста уровня координационных способностей у учащихся 12-15 лет в тесте «приседания подбивая мяч ракеткой» до и после эксперимента

Испытуемые

Результаты до

Результаты после

Прирост

1

8,7

7,1

1,6

2

8,5

7

1,5

3

7

6

1

4

8,1

7

1,1

Таблица 3. Показатели уровня проявления координационных способностей в тесте бег вокруг стола, удерживая мяч на ракетке (сек)у учащихся 12-15 лет до и после эксперимента.

Выводы

Как свидетельствуют данные таблицы 1, у всех испытуемых наблюдается прирост развития координационных способностей в тесте приседания, подбивая мяч ракеткой.

В среднем прирост улучшения показателей в данном тесте составил 3,8 удара или 5,3 % прироста, при этом максимальный прирост составил 13,5 % а минимальный прирост 3,2 %, что свидетельствует об улучшении качеств в выполнении данного теста.

Проведенный анализ литературы, наблюдения за соревновательной деятельностью и беседы с тренерами позволили выявить, что средства настольного тенниса способствуют совершенствованию двигательных способностей детей 12-15 лет и координационных способностей в частности.

На основании анализа литературы и бесед с тренерами разработана методика совершенствования координационных способностей и психофизические функций детей 12-15 лет в условиях учебных занятий.

Список литературы

1. Лях В.И. Критерии определения «координационных способностей» // Теория и практика физической культуры. 1991. -№ 11.- С. 17-20.

2. Лях В.И. Основные закономерности взаимосвязей показателей, характеризующих координационные способности детей и молодежи: попытка анализа в свете концепции Н.А.Бернштейна // Теория и практика физической культуры.- 1996. № 11.- С. 20-25.