Развитие креативного мышления у младших школьников в рамках внеурочной деятельности

Приём «Мозговой штурм»

Придумайте 10 способом использования Лист А4 ( веер, самолетик, кулек, закладка в книге, для записей, сложить в несколько слоев убрать под ножку мебели, трубочка для стрельбы и т.д.)

Способность генерировать оригинальные идеи и нестандартно подходить к решению задачи.

Приём «Хорошо-плохо»

Пофантазируйте. Представьте, что при помощи волшебной палочки

можно увеличить или уменьшить какую-либо часть тела у человека. Что

хорошего или плохого будет, если:

Удлинить у человека руки?

Хорошо: можно достать нужную вещь, не вставая с места или дотянуться

до мяча, закинутого на крышу, или поздороваться с другом через форточку.

Плохо: слишком длинные руки неудобно класть в карманы.

Удлинить нос?

Хорошо: можно узнать, что у соседей на ужин; можно понюхать цветы на клумбе, не наклоняясь к ним.

Плохо: такой нос будет мешать общению людей; будет мешать в

общественном транспорте, будет слишком мѐрзнуть зимой.

Выполняя данное упражнение у учащихся развивается оригинальность и гибкость мышления, воображение и речь.

Прием Толстые и тонкие вопросы

(работа с текстом)

Тонкие вопросы Толстые вопросы

кто... дайте объяснение, почему...

что... почему вы думаете…

когда... почему вы считаете…

может... в чем разница…

будет... предположите, что будет, если…

мог ли... что, если…

как звали...

было ли...

согласны ли вы...

верно...

«Умеющие мыслить, умеют задавать вопросы», — писал американский психолог Элисон Кинг

Рассказ Л.Н. Толстого «Котенок» ( 2 класс)

Были брат и сестра — Вася и Катя; и у них была кошка. Весной кошка пропала. Дети искали её везде, но не могли найти.

Один раз они играли подле амбара и услыхали — над головой что-то мяучит тонкими голосами. Вася влез по лестнице под крышу амбара. А Катя стояла внизу и всё спрашивала:

— Нашёл? Нашёл?

Но Вася не отвечал ей. Наконец, Вася закричал ей:

— Нашёл! Наша кошка… И у неё котята; такие чудесные; иди сюда скорее..

Катя побежала домой, достала молока и принесла кошке.

Котят было пять. Когда они выросли немножко и стали вылезать из-под угла, где вывелись, дети выбрали себе одного котёнка, серого с белыми лапками, и принесли в дом. Мать раздала всех остальных котят, а этого оставила детям. Дети кормили его, играли с ним и клали с собой спать.

Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котёнка.

Ветер шевелил солому по дороге, а котёнок играл с соломой, и дети радовались на него. Потом они нашли подле дороги щавель, пошли собирать его и забыли про котёнка.

Вдруг они услыхали, что кто-то громко кричит:

«Назад, назад!» — и увидали, что скачет охотник, а впереди его две собаки увидали котёнка и хотят схватить его. А котёнок глупый, вместо того чтобы бежать, присел к земле, сгорбил спину и смотрит на собак.

Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них. А Вася что было духу пустился к котёнку и в одно время с собаками подбежал к нему.

Собаки хотели схватить котёнка, но Вася упал животом на котёнка и закрыл его от собак.

Охотник подскакал и отогнал собак; а Вася принёс домой котёнка и уж больше не брал его с собой в поле.

Составляется таблица

Тонкие вопросы

Кто главные герои рассказа

как звали брата и сестру

с чего начинается история

где нашли котят брат и сестра

как котенок оказался на дороге

что случилось однажды на одной из прогулок

что сделала Катя, увидев собак

почему Катя убежала домой

было ли страшно Васе

можно ли назвать Васин поступок смелым, ответственным

Толстые вопросы

почему вы думаете, что дети любили котенка

дайте объяснение, как поведение детей при опасности показало отношение ребят к котенку

в чем разница, в поступках сестры и брата

чему нас учит этот рассказ

предположите, каким будет Вася, когда он вырастет

приём «Яркое пятно»

В начале уроков литературного чтения можно применять прием«Яркое пятно», который повышает познавательный интерес к изучаемой теме и активизирует мыслительную деятельность. Н-р: урок чтения в 4 классе М. Зощенко «На ёлке» может начаться с музыкальной композиции «Новый год» Лазарева.

Прием Дерево предсказаний

Работа с текстом

Что будет дальше?

Чем закончится рассказ?

Правила работы с данным приёмом таковы: ствол дерева – тема, ветви – предположения, которые ведутся по двум основным направлениям – «возможно» и «вероятно» (количество «ветвей» не ограничено), и, наконец, «листья» – обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.

Прием Синквейн

1 строка-сущест., понятие (Н-р: креативность)

2 строка- два прилагательных (актуальная, творческая)

3 строка- три глагола, которое производит сущ. (Применять, развивать, обучать)

4 строка- фраза из 4-х слов, передающая ваше отношение к сущес. (Помогает заниматься самообразованием и саморазвитием.)

5 строка- синоним сущест. Или ваши ассоциации к этому слову. (Личность)

1 строка-существительное (Снег)

2 строка- два прилагательных (пушистый, мягкий)

3 строка-три глагола, которое производит сущ.(Лежит,хрустит, сверкает)

4 строка- фраза из 4-х слов, передающая ваше отношение к сущес.(Белоснежный ковер покрыл землю)

5 строка- синоним сущест. Или ваши ассоциации к этому слову.(Красота!)

Приём «Корзина идей»

Как бросить яйцо на бетонный пол, не разбив его?

Бросить с высоты 1 мм

Завернуть в подушку

В пакете с водой

На батут

На резинке

Окислить в уксусе

Бросить игрушечное

Фото бетонного пола положить на кровать.

Бетон под водой.

Как не бросай, пол не разобьется.

Прием Интеллектуальная разминка

Составьте для обучающихся интеллектуальную разминку на урок.

Н-р: Окружающий мир

Какие камни в Чёрном море?

Лосось – это речная рыба или морская?

Какая птица подкидывает свои яйца в гнёзда других птиц?

Как охотятся осьминоги?

Почему еж зимой спит, а крот - бодрствует?

Какие животные вылезают из кожи вон?

Приём «Елочка ассоциаций»

Упражнение «Елочка ассоциаций» позволяет за короткое время активизировать словарный запас,

Пар жидкость вода

Жидкость вода жизнь

Испарение лёд растение

Влажность температура люди