Развитие моторики у детей дошкольного возраста при стертой дизартрии

Своевременная коррекция нарушений речевого развития является необходимым условием психологической готовности детей к обучению в школе, создает предпосылки для наиболее ранней социальной адаптации дошкольников с нарушениями речи. От постановки правильного заключения зависит выбор направлений коррекционно-логопедического воздействия на ребенка со стертой дизартрией и эффективность этого воздействия.

Опираясь на теоретические основы формирования мелкой моторики рук, можно выделить следующие критерии нормального развития функции рук: отсутствие сильно выраженных дефектов; нормальное функционирование мышц верхних конечностей; подвижность кистей рук;

Для определения уровня сформированности мелкой моторики была использована методика Марии Монтессори. [5], а также взяты задания из диагностических методик Галины Анатольевны Волковой [3] и Натальи Валентиновны Нищевой [6].

Первая часть исследования проводилась при помощи специально разработанной доски – бизиборд. М. Монтессори писала, что развитие тонких движений рук напрямую связано с речью ребенка «… если с речью у ребенка не все в порядке, в этом наверняка виновата мелкая моторика» [5].

Вторая часть исследования мелкой моторики включала в себя задания из диагностических методик Галины Анатольевны Волковой и Натальи Валентиновны Нищевой.

При исследовании учитывались состояния: произвольной моторики пальцев рук, навыка работы с карандашом, навыка манипуляции с предметами.

По результатам исследования высокий уровень развития мелкой моторики у одного ребенка. У троих детей средний уровень развития мелкой моторики, у двоих детей низкий уровень развития мелкой моторики и у четырех детей уровень развития мелкой моторики ниже среднего.

Мелкая, общая и артикуляционная моторика тесно связана друг с другом. Если у ребенка не развита мелкая моторика, имеются задержки общей моторики, то это может привести к запозданию овладения речью и недостаточно развитым артикуляционным аппаратом.

Для исследования состояния артикуляционной моторики у детей со стертой дизартрией была использована методика Е.Ф. Архиповой [1], в которую входили задания, рекомендованные Л.В.Лопатиной и Г.В.Денюхиной.

В комплекс заданий, направленных на исследование артикуляционной моторики входит:

исследование кинетического орального праксиса;

исследование мышечного тонуса;

исследование кинестетического орального праксиса;

исследование мимической мускулатуры;

В процессе проведенного исследования по выявлению особенностей мелкой и артикуляционной моторики у детей со стертой дизартрией отмечались затруднения при выполнении заданий по словесной инструкции.

При анализе данных проведенного исследования использовалась система оценок: артикуляционная моторика: от 0 до 3 бал-

лов;

мелкая моторика: от 0 до 3 баллов.

При обследовании обращалось внимание на: объем выполнения движений (полный, неполный); темп (нормальный, быстрый, замедленный); активность (нормальная, заторможенность, двигательное беспокойство); координация движений (нормальная, некоординированность); длительность удержания позы.

По результатам исследования высокий уровень развития артикуляционной моторики у одного ребенка. У троих детей средний уровень развития артикуляционной моторики, у четверых детей уровень развития артикуляционной моторики ниже среднего, у двоих детей низкий уровень развития мелкой моторики

В процессе проведенного исследования по выявлению особенностей мелкой и артикуляционной моторики у детей со стертой дизартрией отмечались затруднения при выполнении заданий по словесной инструкции.

Таким образом, нами было проведено исследование состояния моторных функции у дошкольников со стертой дизартрией, которое показало, что в большинстве случаев дети со стертой дизартрией имеют уровень ниже среднего и средний уровень развития мелкой и артикуляционной моторики. Также стоит отметить, что уровень мелкой моторики и уровню артикуляционной моторики соответствует друг другу.

Анализ проведенного исследования состояния артикуляционной и мелкой моторики у дошкольников 5-6 со стертой дизартрией показал, что состояние и уровень развития недостаточный. Проведенное исследование моторики дошкольников со стертой дизартрией выявило недостаточную

сформированность как статической, так и динамической координации движений. У детей со стертой дизартрией имеются общие и специфические особенности формирования и развития психомоторики, проявляющиеся в низком уровне сформированности моторных функций, в изменениях переключаемости, темпа, ритма движений. Результаты исследования мелкой моторики дошкольников со стертой дизартрией показали, что у испытуемых отмечаются случаи чрезмерного напряжения руки, изменения темпа движений и нарушение их очередности, замены движений. Проявления недостаточности артикуляторной моторики у детей со стертой дизартрией выражаются в двигательной неловкости, неполном объеме артикуляторных движений, скованности, замедленности, толчкообразности движений, наличии синкинезий.

Моторные функции тесно связаны с речевыми функциями. Развитие мелкой моторики необходимо для стимуляции развития речи. Важно сформировать у детей дошкольного возраста всю моторную сферу, а именно: мелкую моторику, артикуляционную моторику, общую моторику и мимическую.

По результатам обследования, мы пришли к выводу, что задания выполнены преимущественно на уровнях среднем и ниже среднего, т. е. словообразовательные и моторные умения у детей со стертой дизартрией сформированы недостаточно. В связи с чем, детям требуется специальная логопедическая помощь.

На основе выводов этого обследования и анализа работ авторов, которые занимались этой проблемой, нами был разработан комплекс логопедических заданий, направленный на развитие мелкой и артикуляционной моторики у детей 5-6 лет со стертой дизартрией.

При разработке комплекса упражнений по преодолению нарушений мелкой и артикуляционной моторики были использованы нетрадиционные дидактические средства и приемы развития мелкой и артикуляционной моторики у детей со стертой дизартрией, а также модифицированы методики Е.Ф. Архиповой, М.Монтессори, М. М. Кольцовой.

Занятия по развитию мелкой и артикуляционной моторики могут проводиться в индивидуальной форме. А также включаться в логопедические занятия в качестве дополнительных.

Нами было составлено 5 комплексов. Каждый комплекс включает в себя 6 заданий: 4 задания направлены на развития мелкой моторики;

ECONOMICS / «Colloquium-journal»#14(66),2020

2 задания направлены на развития артикуляционной моторики;

Одно из нетрадиционных средств развития мелкой моторики это «бизиборд». Бизиборд – это специальная развивающая доска, которая включает в себя различные задания и упражнения, направленные на развития мелкой моторики. Первая доска была разработана в 1907 году итальянским врачом и педагогом Марией Монтессори. С каждым годом доска приобретала новые задания, а старые - усовершенствовались. Бизиборд подходит для детей разного уровня.

Для младших дошкольников в заданиях используются такие предметы, к которым в повседневной жизни родители не подпускают их: выключатели, розетки, телефоны, дверные цепочки, дверные защелки и так далее. Именно это и вызывает у детей особый интерес.

Для детей старшего возраста используются уже более сложные задания. В них входят упражнения, направленные на развитие памяти; логики; мышления; изучения цветов, цифр, букв; значений много – мало, больше – меньше и т.д.

Таким образом, бизиборд способствует развитию мелкой моторики детей, а также расширяет кругозор, развивает у детей логическое мышление, творческие способности, улучшает усидчивость и внимательность. Ребенок развивает пальчиковую активность, выполняя задания с мелкими предметами.

При работе с детьми с нарушением речи важно уделять особое внимание пальчиковой гимнастике. Используя в логопедической работе нетрадиционные формы проведения пальчиковой гимнастики с элементами массажа, можно достичь отличного результата. Такие упражнения способствуют формированию и развитию моторных умений и навыков, что позволяет в дальнейшем корректировать речь и устранить дефект.

К современной нетрадиционной форме проведения пальчиковой гимнастики можно отнести гидрогимнастику. Это выполнение различных заданий в воде. Для проведения требуется специальное оборудование: различные емкости для воды, термометр, полотенце, салфетки.

Занятие проводится в первой половине дня, продолжительность 10-15 минут, 3 раза в неделю.

Выполняется массаж от простых движений к более сложным. Что образовывает тесную связь между тонкими движениями пальцев рук и речевой зоной. При выполнение самомассажа, используются различные предметы: карандаши, колпачки от фломастеров, мячики, массажеры.

Все упражнения сопровождаются речью логопеда, а именно, стихами, скороговорками, чистоговорками. Важно движения выполнять синхронно с текстом и выдерживать паузы.

При работе с водой обязательно использование контрастных ванн. В прохладной воде при температуре 17 градусов упражнения выполняются 3-4 секунды, в теплой воде при температуре 36 градусов – 7-8 секунд.

Вследствие развития мелкой моторики эффективнее проходит работа по постановке и автоматизации звуков, быстрее развивается речь, что в свою очередь способствует предупреждению дисграфии и дислексии, при подготовке детей к обучению в школе.

В работе по развитию мелкой моторики логопед использует разнообразные игры, задания, упражнения. Все они способствуют развитию мелких мышц рук. С целью разнообразить задания, педагог использует в своей работе камешки Марблс.

Марблс – это стеклянные камушки небольшого размера различных цветов. Но усовершенствованные камушки уже сделаны из силикатного песка, золы и соды, которые расплавляются в печи.

Использование на занятиях таких камушков направленно на решение сенсорных задач с учетом умений и навыков детей, а также на приобретение новых знаний и умений.

Все задания подбираются с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей, а также с учетом умственных и моторных способностей.

При работе с детьми решаются следующие задачи:

развитие мелкой моторики;

развитие зрительно – двигательной координации;

развитие внимания, памяти и мышление;

обогащение словарного запаса;

развитие фантазии творческих способно-

стей;

формирование правильного образа

предме

-

тов;

развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения;

формирование волевых умений;

Камушки могут использоваться как дополнительный дидактический материал для выполнения различных заданий.

Например:

использование при изучении лексической темы;

использование как фишек, для выкладывания схемы предложения, звукового анализа слова по схеме, звуко - буквенного анализа;

использование при постановке, автоматизации и дифференциации звуков и

т.д

;

Игры с Марблс оказывают положительное влияние на психику ребенка. При обычном перекладывании, ребенок успокаивается, концентрируется, настраивается на дальнейшую работу. Задания с использованием данного дидактического материала позволяет развивать творческие способности ребенка, снять усталость и напряжение. Игры с камешками Марблс – это физическое и умственное развитие ребенка.

М. М. Кольцова в своих исследованиях выделяет такой метод коррекционной работы с детьми над развитием артикуляционной моторики как биоэнергопластика. Основная цель данного метода – это обеспечение сопряженной работы пальцев, кистей рук и артикуляционного аппарата [4].

«Colloquium-journal»#14(66),2020 / ECONOMICS

При выполнении артикуляционной гимнастики с использованием движений рук активизируется внимание, мышление, развивается чувство ритма, ориентировка в пространстве. Важно тщательно отслеживать точность, синхронность, ритмичность речевых органов и кистей рук. С этой целью возможно использование на занятиях музыкального сопровождения, счета, либо стихотворных строк [2].

Статические упражнения направлены на развитие мышечной силы, а также помогают ребенку найти и принять правильную артикуляционную и пальчиковую позу.

Динамические упражнения направлены на нормализацию мышечного тонуса, развитие переключаемости движений, плавности и точности выполнения.

Бионэргопластика улучшает моторные возможности детей, способствует коррекции звукопроизношения. За счет параллельного развития артикуляционной и мелкой моторики сокращается вдвое время занятий, усиливается их результативность. Данная методика позволяет перейти от зрительной опоры к выполнению движений по ощущениям.

Для повышения результативности и большего интереса старших дошкольников возможно использование бионэргопластики в сопровождении со сказками. В 1932 году профессор Э. Кунце представил метод «Каталога», который является основой в создании артикуляционных сказок. Смысл данной методики заключается в создании рассказа, в которой ребенок в праве сам выбирать героев. Данный метод направлен на снятие психологической инерции и стереотипов в придумывании сказочных героев. Дети углубляются в игру и с интересом придумывают сюжет сказки.

Данная методика направлена на:

 

развитие артикуляционной моторики;

формирование умения связывать в единую сюжетную линию случайно выбранные объекты;

развитие концентрации внимание;

развитие творческих способностей;

обогащение словарного запаса;

закрепление и развитие навыков речевого общения;

формирование навыков построения связных монологических высказываний;

Итак, нами были предложены комплексы логопедических заданий для развития мелкой и артикуляционной моторики у детей 5-6 лет со стертой дизартрией на логопедических занятиях. В процессе логопедического обследования использовалась игровая и продуктивная деятельность. Список литературы:

Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии /Е. Ф. Архипова. – Москва: Астрель, 2008. 254 с.

Бушлякова

, Р. Г. Артикуляционная гимнастика с

биоэнергопластикой

– Санкт-Петербург:

ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011г. 240 с.

Волкова, Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушением речи. Вопросы дифференциальной диагностики / Г.

А. Волкова. – Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2004. 144 с.

Кольцова, М. М. «Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка» – Москва, 1973

г. 142 с.

Монтессори, М. Развитие речи по методике Монтессори [Электронный ресурс] – М. Монтессори. – Режим доступа:

https://rechrebenka.ru/razvitie-rechi-po-metodikemontessori

Нищева

, Н. В. Блокнот логопеда. Секреты развития мелкой моторики с 4 до 7 лет. ФГОС