Методическая разработка
«Развитие навыков ансамблевого музицирования в обучении на отделении общего инструмента»
Методическое сообщение
Александровой Т. М. ,преп.
МБУ ДО ДШИ№6
г. Ульяновск 2021
Едва ли найдётся в современном мире человек, который бы ничего не слышал о синтезаторе. А как появился этот инструмент? История музыки – это не только история смены стилей и жанров, но также и история поисков новых звучаний. Каждая эпоха обладает своим неповторимым тембром, прочно закрепившимся ныне в нашем сознании. Так период 17-18 веков вызвал к жизни клавесин и струнный оркестр, а 19 век – современное фортепиано и большой симфонический оркестр.
С той поры работа по конструированию новых инструментов, казалось, почти замерла. Дальнейшее обогащение звуковой палитры оркестра происходило уже почти исключительно за счёт усовершенствования инструментов и роста исполнительского мастерства. Но прошли десятилетия, и великие технические открытия – телеграф, телефон, радио – дали создателям музыкальных инструментов совершенно новые средства.
Возникла электромузыка – область увлекательнейшего творческого сотрудничества радиотехников, акустиков и музыкантов. На первых порах электроинструменты были очень сложны, несовершенны и удручающе громоздки. Так, один из первых электрических органов – «Телармониум» американца Кохилла весил 200 тонн. Он, конечно, так и остался лабораторным образцом. И только в конце 60-х годов 20 века Роберт Муг разработал первый в мире коммерчески успешный клавишный синтезатор. Для его дальнейшего развития пришлось снизить цену. Уменьшить габариты и улучшить звучание инструмента. Сейчас ни один эстрадный концерт не обходится без фонограммы, записанной на синтезаторе.Звучит синтезатор и в музыкальных школах.
Игра в ансамбле – один из действенных способов музыкального развития учащихся в ДШИ. Что мы подразумеваем под словом «ансамбль»? «Ансамбль» - французское слово, в переводе означает «вместе». Ансамбль для музыкантов - это совместное исполнение музыкального произведения несколькими участниками, или – музыкальное произведение для небольшого состава исполнителей, излюбленный с давних времён тип музицирования.В соответствии с количеством исполнителей ( от 2 до 10 ), ансамбль называется дуэтом, трио, квартетом и так далее, по латинским названиям цифр.
История подсказывает нам один из возможных путей образования ансамбля: к поэтическому напеву рожка пастуха присоединяется другой инструментальный голос; он оплетает мелодию первого исполнителя выразительным орнаментом звуковых кружев, но не мешает слушать главный напев. Так же и в пении: когда голоса певцов складываются в многоцветье вокальных узоров. Это тоже ансамбль. Он не похож на соревнование певцов, где каждый из претендентов на победу хочет показать прежде всего своё собственное мастерство. В ансамбле, напротив, каждый стремится соразмерить свою индивидуальность, технические возможности с возможностями партнёра по ансамблю, что обеспечивает слаженность и стройность исполнения того или иного произведения в целом.
Часто ансамбли формируются по классическим принципам – фортепианные, струнные, вокальные. Такой подход нельзя назвать современным. Включение синтезатора в состав ансамбля расширяет тембровую палитру, увеличивает динамическую амплитуду звучания, активно развивает музыкальные способности учащихся.
Применение приёма темпо – ритмического сопровождения игры учащегося даёт ему колоссальный опыт слушания и понимания ритма как системы комбинации различных длительностей. Воспитывается ощущение сильной доли, что немаловажно для учащегося. Синтезатор не даёт отклониться от темпа и учит играть ритмично. Темп можно устанавливать в соответствии с техническими возможностями на данный момент.
Даже изучение гамм под темпо – ритмическое сопровождение можно превратить в игру и каждое упражнение станет занимательным и интересным.
Одним из важнейших качеств ансамбля является синхронность – совпадение с предельной точностью мельчайших длительностей у всех исполнителей. Незаметное в сольном исполнении изменение темпа при совместной игре может резко нарушить синхронность, что тут же замечает слушатель.
Так же очень важны в ансамбле соблюдение штрихов, единая фразировка.
В заключении следует сказать, что трудности, подстерегающие участников ансамбля, с лихвой окупаются радостью совместного творчества и неугасающего интереса к обучению.