Развитие памяти у дошкольников посредством
дидактических игр
Память — это важнейшая познавательная функция, которая лежит в основе психики человека и связывает его с прошлым, настоящим и будущим. В дошкольном возрасте память от непроизвольной формы переходит к произвольной, сознательно регулируемой. Память лежит в основе способностей ребенка, является условием успешного обучения, приобретения знаний и умений. Основная задача педагогов и родителей ускорить развитие произвольной и словесно-логической памяти детей. Для усвоения малышом большего объема информации упражнения рекомендуется подавать в увлекательной игровой форме, следует использовать наглядные пособия и эмоционально преподносить запоминаемый материал. Помощниками в непринужденной учебе станут упражнения и игры для развития памяти и внимания. Регулярное включение игр и упражнений в занятия и свободную деятельность дошкольников позволит добиться очень неплохих результатов.
Игра «Запомни картинки»
Цель: развитие произвольной зрительной памяти.
Ход игры: предлагаю ребенку 6-10 картинок (в зависимости от возраста и индивидуальных психических особенностей ребенка). Ребенок должен рассматривать эти картинки в течение 1 минуты. Затем картинки убираю и прошу ребенка назвать те картинки, которые ему удалось запомнить. Игру можно организовать и с несколькими детьми, и в парах. Выигрывает тот, кто запомнил больше картинок.
Игра «Запомни и повтори слова»
Цель: развитие произвольной слуховой памяти.
Ход игры: предлагаю ребенку 6-10 слов (в зависимости от возраста и индивидуальных психических особенностей ребенка). Читать слова следует медленно. Ребенок должен прослушать слова, а затем повторить те, которые запомнил.
Игра «Запомни пары картинок»
Цель: развитие смысловой памяти.
Ход игры: предлагаю ребенку 6-10 пар картинок, связанных друг с другом по смыслу. Раскладываю их попарно перед ребенком. Картинка, на которой нарисовано дерево, кладется рядом с изображением яблока. Ребенок должен внимательно рассмотреть все рисунки и постараться их запомнить. Через 1 мин убираю картинки из нижнего ряда. Прошу ребенка, чтобы он, глядя на оставшиеся картинки, назвал те, которые убраны.
Игра «Запомни пары слов»
Цель: развитие произвольной слуховой памяти.
Ход игры: предлагаю ребенку 6-10 пар слов, связанных друг с другом по смыслу. Ребенок должен прослушать пары слов и постараться запомнить их.
Читать пары слов следует медленно. Затем зачитываю только первое слово из пары, а ребенок должен назвать второе слово. Например, ночь – луна, книга –страница, вода – рыба, праздник – радость, спички – костер, город –улица, зима – снег, музыка – песня и т. д.
Игра «Запомни картинки и слова»
Цель: развитие умения связывать запоминаемые слова и какой-либо знакомый образ.
Ход игры: предлагаю ребенку картинки и называю слова, написанные под ними. Затем прошу ребенка по картинкам вспомнить слова, соответствующие им.
Игра «Цифры потерялись»
Цель: развитие произвольной зрительной памяти.
Ход игры: предлагаю ребенку запомнить расположение цифр в таблице в течение 1 минуты. Затем эту таблицу убираю и прошу ребёнка назвать недостающие цифры во второй таблице.
Игра «Запомни фотографию»
Цель: развитие произвольной зрительной памяти и внимания.
Ход игры: предложить ребёнку внимательно посмотреть и постараться запомнить фотографию (1 минута), затем её закрыть и предложить другую фотографию, похожую на первую, но отличающуюся от неё некоторыми деталями, и ответить, что изменилось?
Игра «Точки»
Цель: развитие произвольной зрительной памяти и внимания.
Ход игры: предлагаю ребенку запомнить расположение точек в квадрате, разделенном на 16 клеток, затем карточку убираю и предлагаю квадрат с 16 клетками, в котором ребенок самостоятельно расставляет точки по памяти.
Игра «Нарисуй картинку по памяти»
Цель: развитие произвольной зрительной памяти и внимания.
Ход игры: предлагаю ребенку рассмотреть карточку и запомнить узор в квадрате, затем карточку убираю и прошу ребенка нарисовать такой же узор в квадрате на листе бумаги.
Игра «Запоминаем вместе»
Цель: развитие произвольной слуховой памяти и внимания.
Ход игры: один ребенок называет какой-нибудь предмет, второй повторяет названное слово и добавляет какое-нибудь свое. Третий ребенок повторяет первые два слова и добавляет третье и т. д. Это упражнение рекомендуется проводить неоднократно.
Игра «Бусы»
Цель: развивать зрительную память.
Ход игры: прошу ребёнка внимательно посмотреть, из каких геометрических фигур сделаны бусы, в какой последовательности они расположены, а затем нарисовать такие же бусы на листе бумаги.
Предложенные игры и упражнения помогут развивать память детей, подготовить их к школе, обеспечить в дальнейшем более успешное обучение.
Литература:
Жировина
Л.Ф. Развиваем память детей/
/ Ребенок в детском саду,
2010
,
№
6
-
29-38 с.
Симонова Л.Ф. Память. Дети 5-7 лет.
Ярославль: Академия развития
:
Академия Холдинг, 2001.
4.Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1996.