?Развитие речи у детей с ОВЗ? 
Детская речь возникает при наличии определенных биологических предпосылок и прежде всего, нормальное психическое развитие ребенка, полноценный слух, правильное строение периферического аппарата, нормального созревания и функционирования центральной нервной системы, и здоровые взаимоотношения с окружающими.
 Среди факторов, способствующих возникновению общего недоразвития речи у детей, может происходить вследствие функциональных причин к ним относятся:
1 Общая вялость ребенка в связи с ослабленным организмом
2 Недостаточное внимание взрослых к развитию речи ребенка 
3 Отсутствие речевого общения с ребенком.
Органические причины:
1 Снижение слуха
2 Задержка психического развития.
3 Травмы головы.
4 Конфликтные взаимоотношения в семье, стресс.
При сочетании всех этих факторов нарушение речи приобретает более стойкий характер. 
Поэтому с таким ребенком важно установить тесный контакт и очень много заниматься особенно родителям. 

Можно рекомендовать.
Родители должны как можно больше и чаще говорить с ребенком и между собой о предметах и явлениях окружающего мира. Благодаря частому проговариванию слов взрослых, у ребенка происходит бессознательное усваивание и накопление словаря.
Учитывая трудности формирования самостоятельной речи у не говорящих детей и сложности в установлении речевого общения. Можно рекомендовать речевую игру по методу наглядного подражания взрослому ребенок повторяет движения. 

Три медведя.
Три медведя шли домой – (ребенок шагает на месте вперевалочку)
Папа был большой – большой (поднять руки над головой, тянуться к верху)
Мама с ним-  поменьше ростом (руки на уровне груди)
А сынок – малютка (просто присесть)
Очень маленький он был (присев покачиваться по - медвежьи)
С погремушками ходил (встать, руки перед грудью сжаты в кулаки)
Дзынь – дзынь, дзынь – дзынь. (имитируют игру с погремушками).

Если у ребенка словарный запас на уровне 2-3 слов. Можно рекомендовать чтение стихотворения А. Барто “Кто как кричит”. Которое учит ребенка развивать умение слушать текст и воспроизводить имеющиеся в тексте звукоподражания.
Кукареку!
Кур стерегу!
Кудах – тах – тах!
Снеслась в кустах.
Пить, пить, пить.
Воды попить.
Мур, Мур.
Пугаю кур.
Ам, ам!
Кто там?
Му, му.
Молока кому?
В этой речевой игре ребенок подражает звукам животных и узнает о домашних животных.
Дети имеющие фразовую речь или предложения можно рекомендовать чтение потешки “Баю – бай” для этой потешки используют сюжетные картинки, на которых изображены кукла, собака. Можно использовать игрушечную собачку, куклу, рассмотреть игрушки, спросить у ребенка (как собачка лает, где хвостик, лапки, ушки). Взять на руки куклу покачать и положить спать. Прочитать потешку, ритмично не спеша.
“Баю – бай, баю – бай,
Ты, собачка, не лай,
Белолапа не, скули,
Мою Таню не буди.
Ребенок слушает потешку и повторяет слова полностью или отдельные слова (бай, собачка, лай).
Дети, у которых речь более сформирована можно рекомендовать по сюжетным картинам составить 1-2-3 предложения или пересказ небольшого рассказа.
Залог успеха речевого развития ребенка во многом зависит от систематической планомерной активности родителей. Мы можем помочь в выборе материала что читать и как читать. Не говорящим детям первоначальные книги- это “хрестоматия для маленьких” Л. Н. Елисеева и другие.
На первом этапе работы с ребенком можно рекомендовать разучивание потешек – когда текст говориться взрослым, а ребенок только воспроизводит действия, которым его обучили.
Пример: Ай ду -  ду, ду –ду!
Сидит ворон на дубу,
Он играет во трубу,
Во Серебряную.
Ребенок вместе с вами может повторять первую строчку. На слова следующей “Сидит ворон на дубу”, садится на стульчик и показывает, как сидит ворон как играет во трубу. На данном этапе желательно чтобы родители прочитывали текст, а затем пересказывали его ребенку, сопровождая показом.
А также можно рекомендовать включать детей в круг домашних дел (уборка комнаты, мытье посуды и др.)
Взрослый дает ребенку задание, при этом обращение должно быть коротким из одного предложения пример:( Возьми чашку, принеси чашку) постепенно обращение может усложняться. И все домашние дела, которые вы делаете вместе с ребенком можно напевать (умываетесь, играете, гуляете использовать потешки, прибаутки, загадки).

Подготовила:
воспитатель первой
 квалификационной
категории.
 Филоненко Н. Н.