?Развитие речи у детей с ОВЗ? Детская речь возникает при наличии определенных биологических предпосылок и прежде всего, нормальное психическое развитие ребенка, полноценный слух, правильное строение периферического аппарата, нормального созревания и функционирования центральной нервной системы, и здоровые взаимоотношения с окружающими. Среди факторов, способствующих возникновению общего недоразвития речи у детей, может происходить вследствие функциональных причин к ним относятся: 1 Общая вялость ребенка в связи с ослабленным организмом 2 Недостаточное внимание взрослых к развитию речи ребенка 3 Отсутствие речевого общения с ребенком. Органические причины: 1 Снижение слуха 2 Задержка психического развития. 3 Травмы головы. 4 Конфликтные взаимоотношения в семье, стресс. При сочетании всех этих факторов нарушение речи приобретает более стойкий характер. Поэтому с таким ребенком важно установить тесный контакт и очень много заниматься особенно родителям. Можно рекомендовать. Родители должны как можно больше и чаще говорить с ребенком и между собой о предметах и явлениях окружающего мира. Благодаря частому проговариванию слов взрослых, у ребенка происходит бессознательное усваивание и накопление словаря. Учитывая трудности формирования самостоятельной речи у не говорящих детей и сложности в установлении речевого общения. Можно рекомендовать речевую игру по методу наглядного подражания взрослому ребенок повторяет движения. Три медведя. Три медведя шли домой – (ребенок шагает на месте вперевалочку) Папа был большой – большой (поднять руки над головой, тянуться к верху) Мама с ним- поменьше ростом (руки на уровне груди) А сынок – малютка (просто присесть) Очень маленький он был (присев покачиваться по - медвежьи) С погремушками ходил (встать, руки перед грудью сжаты в кулаки) Дзынь – дзынь, дзынь – дзынь. (имитируют игру с погремушками). Если у ребенка словарный запас на уровне 2-3 слов. Можно рекомендовать чтение стихотворения А. Барто “Кто как кричит”. Которое учит ребенка развивать умение слушать текст и воспроизводить имеющиеся в тексте звукоподражания. Кукареку! Кур стерегу! Кудах – тах – тах! Снеслась в кустах. Пить, пить, пить. Воды попить. Мур, Мур. Пугаю кур. Ам, ам! Кто там? Му, му. Молока кому? В этой речевой игре ребенок подражает звукам животных и узнает о домашних животных. Дети имеющие фразовую речь или предложения можно рекомендовать чтение потешки “Баю – бай” для этой потешки используют сюжетные картинки, на которых изображены кукла, собака. Можно использовать игрушечную собачку, куклу, рассмотреть игрушки, спросить у ребенка (как собачка лает, где хвостик, лапки, ушки). Взять на руки куклу покачать и положить спать. Прочитать потешку, ритмично не спеша. “Баю – бай, баю – бай, Ты, собачка, не лай, Белолапа не, скули, Мою Таню не буди. Ребенок слушает потешку и повторяет слова полностью или отдельные слова (бай, собачка, лай). Дети, у которых речь более сформирована можно рекомендовать по сюжетным картинам составить 1-2-3 предложения или пересказ небольшого рассказа. Залог успеха речевого развития ребенка во многом зависит от систематической планомерной активности родителей. Мы можем помочь в выборе материала что читать и как читать. Не говорящим детям первоначальные книги- это “хрестоматия для маленьких” Л. Н. Елисеева и другие. На первом этапе работы с ребенком можно рекомендовать разучивание потешек – когда текст говориться взрослым, а ребенок только воспроизводит действия, которым его обучили. Пример: Ай ду - ду, ду –ду! Сидит ворон на дубу, Он играет во трубу, Во Серебряную. Ребенок вместе с вами может повторять первую строчку. На слова следующей “Сидит ворон на дубу”, садится на стульчик и показывает, как сидит ворон как играет во трубу. На данном этапе желательно чтобы родители прочитывали текст, а затем пересказывали его ребенку, сопровождая показом. А также можно рекомендовать включать детей в круг домашних дел (уборка комнаты, мытье посуды и др.) Взрослый дает ребенку задание, при этом обращение должно быть коротким из одного предложения пример:( Возьми чашку, принеси чашку) постепенно обращение может усложняться. И все домашние дела, которые вы делаете вместе с ребенком можно напевать (умываетесь, играете, гуляете использовать потешки, прибаутки, загадки). Подготовила: воспитатель первой квалификационной категории. Филоненко Н. Н.
Развитие речи у детей с ОВЗ