« Музыкально – ритмическое развитие детей раннего возраста».
Раннее детство – период интенсивного физического и психического развития. Именно в этом возрасте умственное и нравственное развитие ребенка особенно зависит от его физического состояния и настроения.
По мнению ученых, психологические основы обучения закладываются с рождения. Уже в раннем детстве нужно создавать условия для успешного развития природных задатков ребенка. Известный отечественный психолог Б.М.Теплов считал, что «способность существует только в движении, только в развитии…И развитие это осуществляется не иначе как в процессе той или иной практической или теоретической деятельности».
Нас окружает много разных звуков! Мы слышим речь, природу, музыку и всевозможные шумы. На момент рождения у детей сформированы все органы чувств. Но почему же, когда они вырастают, то одни - хорошо и выразительно говорят, а другие говорят монотонно и неэмоционально; одни умеют петь, а другие- нет.; одни красиво и ритмично двигаются, а другие – скованно и угловато, одни- неисправимые фантазеры, а другие без помощи взрослого не могут ничего придумать, для одних мир полон гармоничных звуков и музыка доставляет радость, а для других музыка всего лишь звуковые сигналы, действующие на слух. Ответ прост: в раннем возрасте родители забыли о развитии музыкально- ритмического восприятия, когда интенсивно развиваются сенсорные системы - зрение, слух, тактильная чувствительность. А ведь наверняка, каждая мама замечала реакцию своего малыша на музыку: улыбка, замирание, сосредоточение и поиск источника звука, ритмичные подрагивания ручек или ножек. И музыка не только мощнейший стимул эмоционального общения, она важная составляющая психического и интеллектуального развития малыша. Почему?
Во - первых, известно, что ребенок усваивает речь, находясь в человеческом окружении. Если он лишается общения с людьми, то после 3 летнего возраста, ему трудно научиться говорить. Между музыкой и речью много общего. Музыкальные звуки так же как и речь воспринимаются слухом. Интонационная окраска речи передается с помочью тембра, высоты, силы голоса, темпа речи, акцентов, пауз. Музыкальная интонация обладает теми же возможностями. Поэтому музыкальный язык тоже должен усваиваться человеком в раннем детстве. Каждый знает, что с возрастом большую роль начинает играть зрительное восприятие и на слух обращается меньше внимания. И что же происходит? Малыши вырастают и становятся безразличны к этому морю звуков, которое нас окружает. У них слабо развито слуховое внимание, слуховая память, они не музыкальны, как правило, отсутствует чувство ритма. Такие дети не умеют петь, у них нет желания и умения слушать музыку и получать от этого радость. Недостаточно развита как общая, так и мелкая моторика.
Во - вторых, как известно, у двух полушарий нашего мозга разные функции. Левое полушарие отвечает за логику, правое - за эстетику. А что же объединяет работу двух полушарий? РИТМ! Он упорядочивает не только слуховые или зрительные впечатления, но и развивает координацию движений, помогает малышу ощутить свое тело и даже правильно и ровно дышать. В дальнейшем от чувства ритма зависит артикуляция, плавность и четкость речи. Но вне МУЗЫКИ чувство ритма не может ни пробудиться, ни развиться.
Поэтому помните:
- Очень важно развивать музыкально- ритмическое восприятие в раннем возрасте потому что, чем меньше ребенок, тем больше он восприимчив к звучанию окружающего мира. –-- Основным стимулом для развития музыкально- ритмического восприятия ребенка является человеческий голос, поэтому не только разговаривайте с ним, но и пойте колыбельные, укачивая малыша на руках или песенки, сопровождающие игру и ваше с ним , общение.
- Музыка должна быть тихой, спокойной и мелодичной. Классическую музыку необходимо подбирать со звучанием высокочастотных инструментов ( скрипка, виолончель) . Начинайте прослушивания с 1 минуты.
-При подборе электронных музыкальных игрушек помните, что звук не должен быть механическим, скрипучим, резким и ритмически не выраженным.
-Важно не только показывать, но и научить малыша музыкально- ритмическим играм с погремушкой, барабанчиком, дудочкой, металлофоном. - Играйте с малышом, ведь игры важнее игрушек, игра – это великий учитель всех детей. Именно в игре они познают мир, узнают новое и неизведанное.
Работая по «Программе от рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, я обратила внимания, как четко расписаны все возрастные возможности ребенка, к которым надо стремиться, чтобы развить полноценную личность.
Направлениями работы по программе являются:
Расширение и обогащение представлений об окружающем мире в процессе музыкально-двигательных показов
2. Развитие эмоциональной сферы в процессе слушания музыки
3. Развитие речи в процессе пения-подпевания
4. Развитие музыкально-слуховых представлений
5. Упражнения для развития крупной и мелкой моторики
6. Игры на общение (коммуникативные, хороводные, подвижные с правилами)
7. Пальчиковая гимнастика.
8. Логоритмические игры
9. Игры – потешки.
10. Игры с предметами
11. Игры – массаж
12. Игры с подражательными, имитационными движениями
13. Игровая гимнастика
14. Хороводные игры и танцы под пение взрослого
15. Ритмические игры с музыкальными инструментами и игрушками
16. Музыкотерапия (профилактика и коррекция нервно-психических нарушений, установление равновесия в деятельности нервной системы)
(П. И. Чайковский «Детский Альбом»)
Ведущий вид деятельности и основа становления личности ребенка до 2-х лет – предметная игра. Поэтому с детьми данного возраста проводятся игры – занятия, в которых усвоение какого – либо материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности.
«Догони мяч», «Передай мяч», «Маленькие и большие». Прослушать и разыграть «Потешку», поиграть пальчиками.
Создавать радостное настроение при пении, движениях и игровых действий под музыку. Вызывать эмоциональный отклик на музыку с помощью разнообразных приемов: жестом, мимикой, подпеванием, движением. Начинать развивать музыкальную память, помогать различать тембровое звучание музыкальных инструментах (дудочка, барабан, флейта).
Приложение1. Приложение 2.
В возрасте от 2 -3 лет продолжается воспитание интереса к музыке, желание слушать спокойные и бодрые песни, подпевать, выполнять простейшие танцевальные движения.
Двигательная активность способствует быстрому физическому и умственному развитию детей раннего возраста. Это связано с тем, что музыка воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребенка. На положительных реакциях дети лучше и быстрее усваивают разнообразный материал, познают окружающий мир, развиваются физически, умственно, незаметно учатся говорить правильно.
Основу музыкальных занятий в раннем возрасте составляет в основном слушание пения педагога, звучание различных детских музыкальных инструментов и игрушек. Развитие музыкальной восприимчивости и активности детей связаны с радостными переживаниями, а также с выполнением игровых приемов воспитания. Хороший результат дает только то, что ребенок воспринимает охотно, с желанием.
Один из вариантов использования потенциала музыкального искусства связан с фоновой музыкой – музыкой звучащей «вторым планом», без установки на осознанное восприятие на занятиях и в свободной деятельности.
Звучание музыки фоном в режимные моменты (прием детей утром, зарядка, умывание, настрой на занятия, физкультминутки, подготовка ко сну, подъем и др.) создает эмоционально комфортный климат в группе.
Приложение 3.
Раннее музыкальное развитие детей, как и развитие речи ребенка, немыслимо без активного участия родителей. Музыкальный руководитель, создавая папки – передвижки в группах, проводя консультации, выступая на родительских собраниях, помогает родителям в развитии их ребенка. Раннее развитие у детей – это залог их успешного будущего, легкой адаптации в любом коллективе и, наконец, счастливой жизни.
Приложение 4.
Приложение 1.
Для музыкального развития детей подобраны музыкальные игры и упражнения, которые предполагают активное взаимодействие взрослого с ребенком, ребенка с игрушкой или предметом, например с погремушкой.
Эти игры способствуют знакомству детей с новой для них деятельностью и направлены на развитие музыкальной активности: слушания, подражания, выполнения движений в соответствии с мелодией музыки или песней
КАРТОЧКА "Упражнение с погремушкой"
1 г. 3 мес. - 1 г. 5 мес.
Цель: побуждать детей к выполнению ритмичных движений под музыку. Оборудование: погремушки по количеству детей.
Музыкальный репертуар: "Ой, на горе-то", русская народная песня, обр. М. Раухвергера.
Содержание:
внесите коробку с погремушками;
предложите детям взять погремушки и потанцевать с ними;
выполняйте движения, ударяя погремушкой о ладонь и подпевая:
По ладошке стук да стук,
Вот какой веселый звук.
Что же это за игрушки?
Это наши погремушки;
под вторую часть музыки предложите детям покружиться.
Усложнение
1 г. 6 мес. - 2 г. - предложите детям постучать погремушкой по коленке:
По коленочке стучим,
Громко-громко говорим:
Тук-тук-тук, тук-тук-тук,
Погремушка, ты наш друг.
2-3 г. - предложите детям исполнить танец целиком, добавьте припев с кружением:
Мы покружимся сейчас,
Вот какой веселый пляс!
Музыкальные занятия для детей с 1 года до 1,5 лет
Занятие на интонационную выразительность речи
Цель: познакомить детей с интонационной выразительностью речи на примере потешки про гуся.
Оборудование (материал): игрушка – белый гусь.
Ход занятия
1. Педагог (или родитель) предлагает ребенку игрушку и называет ее: "Это гусь".
2. Взрослый выразительно читает потешку:
Гусь, гусь, белый гусь! Нашу деточку не кусь!
Иди на лужок, Там ждет Ваня-пастушок.
3. Взрослый играет с ребенком и при этом по-разному, с разной интонацией читает потешку.
Усложнение
Взрослый предлагает ребенку: "Давай позовем гуся: "Тега, тега, тега!" (приближает гуся к ребенку) А как гусь разговаривает? Он говорит "Га-га-га". Взрослый предлагает детям песенку "Гуси, гуси", муз. народная.
Стихи про гуся:
Ой, глядите – это гусь!
А тебя я не боюсь!
Ну, лети-ка ты домой,
И не стой передо мной!
Гусь, гусь, сердитый гусь!
Ты смотри, ребят не кусь!
В ванне мы с тобой вдвоем
И играем, и поем.
Взрослый показывает, как гусь ходит, летает, плавает.
Занятие на интонационную выразительность речи
Цель: познакомить детей с интонационной выразительностью речи на примере потешки про петушка.
Оборудование (материал): игрушка – петушок.
Ход занятия
1. Педагог (или родитель) показывает ребенку игрушку и называет ее: "Это петушок!"
2. Взрослый выразительно читает потешку:
Посмотрите, петушок,
Ярко-красный гребешок,
Он в сапожках идет
И для всех ребят поет:
"Ку-ка-ре-ку!"
3. Взрослый играет с ребенком и при этом по-разному, с разной интонацией читает потешку.
Усложнение
Взрослый предлагает ребенку: "Давай позовем петушка: "Петя, Петя!" (приближает петушка к ребенку) А как петушок разговаривает? Он говорит "Ку-ка-ре-ку!"
Взрослый предлагает песенку про петушка "Петушок, петушок, золотой гребешок!", муз. народная.
Стихи про петушка:
Петушок, петушок, золотой гребешок, маслена головушка, шелкова бородушка.
Что ты рано встаешь, голосисто поешь, голосисто поешь – деткам спать не даешь?
Музыкальное занятие с игрушечной кошкой
Цели: побуждать детей произносить звукоподражание "мяу", широко открывая рот; разучить танец "Ай, да".
Оборудование: игрушка – кошка.
Ход занятия
1. Воспитатель (или родитель) показывает игрушечную кошку и говорит: "Это кошка, она мяукает, вот так: "Мяу-мяу". Кошечка широко открывает ротик, чтобы все ее слышали".
2. Взрослый поет песню "Кошка" (муз. Ан. Александрова, сл. Н. Френкель) и обыгрывает ее. Предлагает ребенку сложить ладони "мисочкой" и "покормить" кошечку.
3. Взрослый: "Когда киска была голодная, она мяукала жалобно мяу-мяу, а когда поела из наших мисочек, сразу весело замурлыала мур-мур. Давайте повеселимся вместе с кошечкой и потанцуем".
4. Взрослый предлагает детям разучить танец "Ай, да", муз. В. Верховинца, сл. и движения Г. Ильиной.
Усложнение
Взрослый предлагает позвать киску: "Кис-кис-кис" (приближает кошку), затем проводит игру "Догоним киску".
Взрослый предлагает поиграть с киской в прятки: накрывает детей прозрачной тканью – прячет их, а киска детей ищет, и наоборот: взрослый прячет кошку, а дети ее ищут.
Музыкальное занятие с игрушечным мишкой
Цель: учить в танце ставить ножку на пятку, пританцовывая.
Оборудование: игрушка – мишка.
Ход занятия
1. Воспитатель (или родитель) показывает игрушечного мишку и говорит: "Это мишка. Он большой, сильный, красивый и умеет танцевать вот так, посмотрите (показывает). Ну-ка, а как мы с вами будем танцевать, давайте покажем мишке". Все разучивают танец.
2. Взрослый: "Мишка так рад, что вы разучили его танец, что решил с вами поиграть в игру "Кто умеет лучше топать" (муз. М. Раухвергера). Мишка топает ногами в ритме музыки, дети повторяют движения, затем мишка кружится ("Парный танец", литовская народная музыка), дети повторяют.
Усложнение
Взрослый предлагает игру "Догонялки с мишкой".
Детям читаются стихи про мишку:
Мишка наш в кусты залез, Мишка наш малину ест. А потом пойдет плясать, Наших деток забавлять.
Приложение 2
Конспект игры - занятия для раннего возраста «Птичий двор»
Цели
- развивать умение ритмично ходить и бегать под музыку;
- слушать песни в исполнении взрослого, подпевать звукоподражание;
- развивать мелкую моторику рук;
- повторять знакомые пляски и упражнения;
- развивать слуховое внимание, тембровый слух.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Педагог: Здравствуйте, малыши! Сегодня мы будем с вами здороваться необычно: Здравствуйте, котятки! (мяу-мяу ) – поглаживание рук
Здравствуйте, щенятки! (ав-ав) – сжимать и разжимать кулачки
Здравствуйте, цыплятки! (пи-пи-пи) – по ладошке стучать пальчиком
Здравствуйте, ребятки! (здравствуйте) – раскрыть широко руки
Педагог: Дети! Вы так хорошо пропищали, прямо как настоящие цыплята! А посмотрите, кто на ваш зов пришел? Выходит к детям Курочка и Петушок, те разглядывают их. Педагог: А давайте мы сегодня так поиграем: вы будете цыплятками, а курочка – ваша мама-наседка. Согласны? Тогда отправляемся на птичий двор!
«Птички» (пальчиковая игра) Птички полетели, – дети быстро машут кистями рук
Крыльями махали, – сжимают и разжимают кулачки
На деревья сели, – растопырили пальцы (деревья) и положили на колени руки
Вместе отдыхали – руки под щечку.
Петушок: Молодые петушки! Расправляйте гребешки!
Выходите за порог, ждут вас просо и горох!
«Петушок-проказник» муз. И.Пономаревой
Дети на 1 ч – шагают, поднимая колени, 2 ч – стучат руками по бокам (крылья)
Курочка: Ко-ко-ко! Ко-ко-ко! Не ходите далеко!
Лапками гребите, зернышки ищите!
«Цыплята» (подпрыгивание и бег)
Дети на 1 ч – подпрыгивают, 2 ч – бегают, по окончании присели и клюют зернышки (по полу)
Педагог: Молодцы, цыплятки, наелись зернышек! А теперь посидите, отдохните, да послушайте, с кем еще любят дружить курочки и петушки.
Песня «Есть у солнышка дружок» авт. Тиличеева
Дети слушают песню, в конце исполняют звукоподражание «Ку-ка-ре-ку!»
Курочка: Я по извилистой дорожке принесла платки в лукошке. Посмотрите, вот какие: красные и голубые!
«Пляска с платочками» муз. Ануфриева
Педагог: Все ребята молодцы, танцевали от души! А теперь пришла пора послушать сказку, которую нам приготовила Курочка …
«ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ» (сказка-шумелка)
Используется ширма, игрушки би-ба-бо, музыкальные инструменты.
Однажды в курятнике, в гнезде за ящиком кто-то тихо пискнул. Вот так: СВИСТЕЛКА
Курица-мама подбежала к гнезду и стала слушать.
В самом большом яйце снова кто-то пискнул, чуть-чуть громче: СВИСТЕЛКА
Курица осторожно постучала по яйцу. ПОСТУЧАТЬ КАРАНДАШОМ ПО СТОЛУ
Яйцо раскололось, и из него вылез маленький цыплёнок: СВИСТЕЛКА
«С днём рожденья, малыш», – сказала мама-курица. «Пойдём, я покажу тебе, где можно покушать», и она пошла из курятника во двор, вот так: КОРОБОЧКА
А цыплёнок побежал за ней, вот так: КОРОБОЧКА
Курица привела своего маленького цыплёнка к кормушке с кашей. И они начали её клевать. Вот так: КСИЛОФОН КРУГОВОЙ
Мама-курица сказала: «Стой здесь, я сейчас приду!», и куда-то ушла. И цыплёнок остался один. Он стоял, стоял и вдруг услышал тихий звон. ТРЕУГОЛЬНИК
«Как красиво звонят», – сказал цыплёнок. «Это потому, что у меня день рожденья? Надо об этом всем рассказать». И он подошёл к большой важной утке. КАСТАНЬЕТЫ
«Слышите, как красиво звонят?» спросил цыплёнок. ТРЕУГОЛЬНИК
«Это потому, что у меня день рожденья!». Но утка ничего ему не ответила. Тогда цыплёнок подошёл к толстой свинье, которая что-то ела из корыта. КУБАСА
«Слышите, как красиво звонят?» ТРЕУГОЛЬНИК
«Это потому, что у меня день рожденья!» Но свинья ничего не сказала. Тогда цыплёнок подошёл к кошке, которая вылизывала язычком свои лапы: «Слышите, как красиво звонят?». Кошка сказала «Мяу» и тихонько пошла к цыплёнку поближе. ТИХОНЬКО ПОСТУЧАТЬ подушечками пальцев
Но тут прибежала мама-курица и закричала: «Ну-ка быстро домой!» И они пошли в курятник. ПОСТУЧАТЬ ПО КОРОБОЧКЕ
А в курятнике бегало много маленьких цыплят: СВИСТУЛЬКИ ДВЕ
«Слышите, как красиво звонят», – спросил цыплёнок. ТРЕУГОЛЬНИК
«Это потому, что у нас день рожденья!», – запищали цыплята и захлопали крылышками.
Вот так: ПОХЛОПАТЬ В ЛАДОШИ
Педагог: А теперь давайте попрощаемся с Курочкой и Петушком. Наше занятие окончено.
Дети прощаются с Курицей, уходят в группу.
Приложение 3.
Конспект проведения «Режима дня с навыков самообслуживания в песнях».
Тема: «Осенние картинки»
«Прием детей»
Воспитатель: Утром всех ребят встречаю, по секрету сообщаю: Осень в гости к нам пришла и подарки принесла. Посмотреть решила осень, как живет здесь детвора. (Звучит песня «Осень постучалась», дети в приемной переодеваются, слушая музыку)
Зарядка.
Воспитатель: Часики бегут, бегут, на зарядку нас зовут. Становитесь в круг, ребятки, дружно сделаем зарядку. (Звучит песня «Тик-так», дети выполняют комплекс упражнений. Кукла Осень выполняет движения с детьми, затем разбрасывает на ковер листья.)
Воспитатель: Осень листья разбросала, вместе с нами танцевала. Вы листочки соберите, всем ребятам покажите. Мы подуем на листок, покружись для нас, дружок.
(дети выполняют дыхательное упражнение)
Мытье рук и пальчиковая гимнастика.
Воспитатель: Скоро завтракать пойдем, значит, дружно мы сейчас к умывальнику пройдем. Наши ручки мы помоем и ладошки разотрем. Звучит песня «Умывание».
Физкультурная минутка на развитие ритмического слуха.
Воспитатель: Как мы весело живем и танцуем, и поем, веселимся и играем, никогда не заскучаем. Становитесь-ка, ребятки, на ритмичную зарядку! (Звучит песня «У меня, у тебя звонкие ладошки)
Театрализация.
Воспитатель: Сказки любим мы читать и зверей изображать. Птичками летаем, целый день играем. А давайте мы сейчас песню разыграем.
(Инсценировка песни «Жили у бабуси». Используются атрибуты: платок, маски гусей.)
Подготовка ко сну.
Воспитатель: Отдохнуть пришла пора, одеяла и подушки очень ждут вас, детвора.
(Звучит «Сладкая греза», музыка П. Чайковского)
Пробуждение.
Воспитатель: Все проснулись, потянулись, улыбнулись. Глазки открываем, Осень мы встречаем. (Звучит музыка Чайковского). Отдохнули все ребятки и готовы малыши на веселую зарядку. (Звучит песня «Ты похлопай).
Таким образом, использование песен и классической музыки, звучащей вне занятий, способствует индивидуализации воспитательной работы с детьми, созданию в коллективе атмосферы доброжелательности и сотрудничества. Детские песни помогают согласовывать воспитательные усилия не только в рамках непосредственно образовательного процесса, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.