Проект
«Развитие социально-эмоциональных навыков младших школьников, способствующих пребыванию в поликультурной среде»
В последние десятилетия в жизни детей произошли колоссальные изменения: ускорился темп жизни, увеличилось число факторов стресса, возрастает конкуренция и ответственность без наличия своевременных и доступных способов релаксации. Вдобавок ко всему растет и количество информации, необходимой к переработке и усвоению. В таких условиях младшим школьникам стало труднее освоить навыки человеческих чувств, основы эмоциональной и социальной жизни.
Перед школой ФГОС ставит задачу воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей.
Немаловажной частью деятельности по развитию эмоционального интеллекта является внеучебная деятельность.
К сожалению, в настоящее время в образовательных организациях возникла проблема сокращения количества часов внеурочной деятельности. В условиях сокращения в образовательных организациях часов внеурочной деятельности для реализации требований ФГОС, предлагается интегрировать УМК «Школа возможностей», направленный на развитие социально-эмоциональных навыков обучающихся начальных классов, с курсом внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Социокультурные истоки» в рамках внедрения управленческого проекта ОО «Создание личностно - развивающей среды в современной поликультурной школе».
В основе проекта лежат следующие принципы
Принцип ориентации на идеал
. Воспитание всегда ориентировано на определённый идеал, который являет собой высшую цель стремлений, деятельности воспитания и самовоспитания, духовно-нравственного развития личности.
Принцип соответствия требованиям современного общества и общественно значимым ценностям
Принцип следования нравственному примеру.
Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Пример — это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим.
Принцип идентификации (персонификации
). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него
Принцип диалогического общения
. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми.
Принцип
полисубъектности
воспитания
. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет
полисубъектный
, многомерно-деятельностный характер.
Принцип разнообразия и альтруистичности деятельности
реализуется посредством организации разнообразной деятельности детей- организации труда, игры, общения, которые направлены на помощь, содействие, сопереживание объектам окружающего мира.
Принцип учета потребностей обучающихся, их социальные роли
. Работа школы опирается на особенности контингента обучающихся, уровень их познавательных интересов.
Данный проект разработан на основе:
• УМК «Социально-эмоциональное развитие детей младшего школьного возраста», входящего в состав серии «Школа возможностей». Данный комплекс основан на теоретической разработке: «Социально-эмоциональное развитие детей» Е. А. Сергиенко, д-р. психол. наук, профессор,
Основополагающими в данном комплексе для реализации проекта являются следующие методические пособия: для педагога «Как развивать социально-эмоциональные навыки», «Социально-эмоциональное развитие детей младшего школьного возраста» 1-4 классы; рабочая тетрадь для детей «Обо мне и для меня» для 1-2 класса; материалы для родителей 1-2 класс; хрестоматия художественной литературы по развитию личностного потенциала.
• авторской программы духовно-нравственного воспитания «Социокультурные истоки» И.А. Кузьмин, А.В. Камкин– М.: Издательский дом «Истоки», 2015.
Проект «Развитие социально-эмоциональных навыков младших школьников при реализации курса внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Социокультурные истоки» направлен на интеграцию содержания занятий с УМК «Социально-эмоциональное развитие детей младшего школьного возраста», входящего в состав серии «Школа возможностей».
Цель проекта: разработка учебно-методических материалов к курсу внеурочной деятельности «Социокультурные истоки» с использованием инструментов УМК «Школа возможностей».
Задачи проекта:
1. Разработать календарно-тематическое планирование по интегрированию УМК «Школа возможностей» с курсом внеурочной деятельности «Социокультурные истоки».
2. Создать банк занятий внеурочной деятельности «Социокультурные истоки» с использованием инструментов УМК «Школа возможностей».
3. Способствовать развитию компетенций эмоционально-волевой сферы обучающихся начальных классов.
Планируемые результаты
1. Разработка календарно-тематического планирования и занятий внеурочной деятельности «Социокультурные истоки» с использованием материалов учебно-методического комплекса «Школа возможностей».
2. Проект восполнит в школе дефицит инструментов по развитию актуальных навыков и компетенций в рамках реализации ФГОС.
3. Успешное развитие социальной и эмоциональной сторон личности школьника, навыков успешной социальной жизни внутри школьного коллектива.
4. Развитие компетенций эмоционально-волевой сферы: понимание и регуляция эмоционально-поведенческих состояний; восприятие и понимание причин эмоций; просоциальное поведение в коммуникациях; социально-коммуникативный компонент.
5. Диссеминация педагогического опыта профессиональному сообществу.
Этапы реализации проекта
I. Организационный 2022-2023 гг.
1. Создание нормативно-правовой базы проекта.
2. Утверждение проекта педагогическим сообществом в ОО.
3. Разработка интегрированного календарно-тематического планирования курса внеурочной деятельности «Социокультурные истоки» с УМК «Школа возможностей».
4. Создание личностно- развивающей образовательной среды в учебном кабинете.
II. Практический 2023-2025 г.г.
1. Разработка внеурочных занятий курса «Социокультурные истоки» с использованием материалов УМК «Школа возможностей».
2. Разработка диагностического инструментария для изучения образовательных потребностей участников проекта.
3. Реализация основных мероприятий проекта.
4. Проведение практических занятий согласно календарно-тематическому планированию.
5. Проведение диагностики и анализ ее итогов с целью разработки и корректировки комплекса мероприятий по проекту.
III. Практико-аналитический 2025 -2026г.г.
1. Анализ и обобщение результатов проекта.
2. Разработка рекомендаций по использованию позитивных результатов в педагогической практике.
3. Диссеминация опыта по реализации проекта.
Механизм реализации проекта
Календарно- тематическое планирование для реализации данного проекта разработано для обучающихся 1-4 классов
1 класс
При проведении занятий внеурочной деятельности, которые потенциально могут оказать наиболее благотворное влияние на развитие эмоционального интеллекта ребенка и его духовно- нравственной культуры, используются разнообразные методы обучения.
Структура занятий строится на основе методических рекомендаций авторов курсов «Социокультурные истоки» и «Социально-эмоциональное развитие детей младшего возраста».
В структуру занятий включаются активные методы обучения:
«Ресурсный круг», «Подумай, объединись, поделись», «Верно-неверно»,
«Квадрат настроения», «Отсроченная отгадка», «Две звезды и одно пожелание», «Корзина идей», «Билет на выход», «Синквейн», «Интеллектуальная карта», «Тренинг», «Экспресс- самодиагностика», «Градусник настроения», «Мозговой штурм», «Поздоровайся глазами», «Добро в ладошках», «Подари подарок другу», «Комплименты» и другие методы обучения.
Критерии результативности реализации проекта
На занятиях регулярно проводятся разнообразные оценочные процедуры. (Приложение №4)
Оценка с фиксацией результатов проводится в начале и в конце учебного года. В ходе каждого занятия педагогу необходимо наблюдать за детьми, быть внимательным к прогрессу каждого ребёнка, его изменениям и достижениям. В этом педагогу поможет предложенная технология наблюдения. В начале учебного года по результатам оценки определяется зона образовательных потребностей каждого ребёнка. В конце года на основе результатов диагностики делаются выводы о степени удовлетворения образовательных потребностей детей и динамике в развитии их умений.
Объектом наблюдения являются параметры компетенций и блоков компетенций социально-эмоционального развития.
1. Восприятие и понимание причин эмоций.
• Идентификация эмоций.
• Выражение эмоций.
• Понимание причин эмоций.
2. Понимание и регуляция эмоциональных состояний.
• Эмоциональное прогнозирование и регуляция эмоциональных состояний.
• Понимание контекста взаимодействия.
3. Просоциальное поведение в коммуникации.
4. Социально-коммуникационный компонент.
• Коммуникативная компетентность.
• Социальная компетентность.
Для каждой компетенции выделено от двух до пяти критериев наблюдения, которое проводится педагогом с опорой на указанные индикаторы. Результаты наблюдения фиксируются в сводных таблицах отдельно по каждой компетенции (см. Приложение «Оценка»). Оценка уровня развития навыка ученика проводится по 10-балльной шкале, которая соответствует трём уровням.
1-й уровень (1—3 балла) — не пытается проявлять оцениваемый навык / пытается, но ничего не получается.
2-й уровень (4—7 баллов) — нерегулярно применяет оцениваемый навык / показывает средний (не регулярный) результат.
3-й уровень (8—10 баллов) — регулярно и успешно применяет оцениваемый навык.