* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 8pt;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;}

Проект

«Развитие социально-эмоциональных навыков младших школьников, способствующих пребыванию в поликультурной среде»

В последние десятилетия в жизни детей произошли колоссальные изменения: ускорился темп жизни, увеличилось число факторов стресса, возрастает конкуренция и ответственность без наличия своевременных и доступных способов релаксации. Вдобавок ко всему растет и количество информации, необходимой к переработке и усвоению. В таких условиях младшим школьникам стало труднее освоить навыки человеческих чувств, основы эмоциональной и социальной жизни.

Перед школой ФГОС ставит задачу воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей.

Немаловажной частью деятельности по развитию эмоционального интеллекта является внеучебная деятельность.

К сожалению, в настоящее время в образовательных организациях возникла проблема сокращения количества часов внеурочной деятельности. В условиях сокращения в образовательных организациях часов внеурочной деятельности для реализации требований ФГОС, предлагается интегрировать УМК «Школа возможностей», направленный на развитие социально-эмоциональных навыков обучающихся начальных классов, с курсом внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Социокультурные истоки» в рамках внедрения управленческого проекта ОО «Создание личностно - развивающей среды в современной поликультурной школе».

В основе проекта лежат следующие принципы

Принцип ориентации на идеал

. Воспитание всегда ориентировано на определённый идеал, который являет собой высшую цель стремлений, деятельности воспитания и самовоспитания, духовно-нравственного развития личности.

Принцип соответствия требованиям современного общества и общественно значимым ценностям

Принцип следования нравственному примеру.

Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Пример — это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим.

Принцип идентификации (персонификации

). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него

Принцип диалогического общения

. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми.

Принцип

полисубъектности

воспитания

. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет

полисубъектный

, многомерно-деятельностный характер.

Принцип разнообразия и альтруистичности деятельности

реализуется посредством организации разнообразной деятельности детей- организации труда, игры, общения, которые направлены на помощь, содействие, сопереживание объектам окружающего мира.

Принцип учета потребностей обучающихся, их социальные роли

. Работа школы опирается на особенности контингента обучающихся, уровень их познавательных интересов.

Данный проект разработан на основе:

УМК «Социально-эмоциональное развитие детей младшего школьного возраста», входящего в состав серии «Школа возможностей». Данный комплекс основан на теоретической разработке: «Социально-эмоциональное развитие детей» Е. А. Сергиенко, д-р. психол. наук, профессор,

Основополагающими в данном комплексе для реализации проекта являются следующие методические пособия: для педагога «Как развивать социально-эмоциональные навыки», «Социально-эмоциональное развитие детей младшего школьного возраста» 1-4 классы; рабочая тетрадь для детей «Обо мне и для меня» для 1-2 класса; материалы для родителей 1-2 класс; хрестоматия художественной литературы по развитию личностного потенциала.

авторской программы духовно-нравственного воспитания «Социокультурные истоки» И.А. Кузьмин, А.В. Камкин– М.: Издательский дом «Истоки», 2015.

Проект «Развитие социально-эмоциональных навыков младших школьников при реализации курса внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Социокультурные истоки» направлен на интеграцию содержания занятий с УМК «Социально-эмоциональное развитие детей младшего школьного возраста», входящего в состав серии «Школа возможностей».

Цель проекта: разработка учебно-методических материалов к курсу внеурочной деятельности «Социокультурные истоки» с использованием инструментов УМК «Школа возможностей».

Задачи проекта:

1. Разработать календарно-тематическое планирование по интегрированию УМК «Школа возможностей» с курсом внеурочной деятельности «Социокультурные истоки».

2. Создать банк занятий внеурочной деятельности «Социокультурные истоки» с использованием инструментов УМК «Школа возможностей».

3. Способствовать развитию компетенций эмоционально-волевой сферы обучающихся начальных классов.

Планируемые результаты

1. Разработка календарно-тематического планирования и занятий внеурочной деятельности «Социокультурные истоки» с использованием материалов учебно-методического комплекса «Школа возможностей».

2. Проект восполнит в школе дефицит инструментов по развитию актуальных навыков и компетенций в рамках реализации ФГОС.

3. Успешное развитие социальной и эмоциональной сторон личности школьника, навыков успешной социальной жизни внутри школьного коллектива.

4. Развитие компетенций эмоционально-волевой сферы: понимание и регуляция эмоционально-поведенческих состояний; восприятие и понимание причин эмоций; просоциальное поведение в коммуникациях; социально-коммуникативный компонент.

5. Диссеминация педагогического опыта профессиональному сообществу.

Этапы реализации проекта

I. Организационный 2022-2023 гг.

1. Создание нормативно-правовой базы проекта.

2. Утверждение проекта педагогическим сообществом в ОО.

3. Разработка интегрированного календарно-тематического планирования курса внеурочной деятельности «Социокультурные истоки» с УМК «Школа возможностей».

4. Создание личностно- развивающей образовательной среды в учебном кабинете.

II. Практический 2023-2025 г.г.

1. Разработка внеурочных занятий курса «Социокультурные истоки» с использованием материалов УМК «Школа возможностей».

2. Разработка диагностического инструментария для изучения образовательных потребностей участников проекта.

3. Реализация основных мероприятий проекта.

4. Проведение практических занятий согласно календарно-тематическому планированию.

5. Проведение диагностики и анализ ее итогов с целью разработки и корректировки комплекса мероприятий по проекту.

III. Практико-аналитический 2025 -2026г.г.

1. Анализ и обобщение результатов проекта.

2. Разработка рекомендаций по использованию позитивных результатов в педагогической практике.

3. Диссеминация опыта по реализации проекта.

Механизм реализации проекта

Календарно- тематическое планирование для реализации данного проекта разработано для обучающихся 1-4 классов

1 класс

Тема урока

Предметные результаты

Личностные результаты

Тема занятия

УМК «Школа возможностей»

Цель занятия

Планируемые результаты

Мир

1

Введение в предмет.

Солнышко, мама и папа

Родители. Мама. Папа. Сердечное тепло родителей. Родительская любовь. Солнышко. Свет. Родительское благословение. Благодарность

Понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;

Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.

2

Мир и лад

(Поле, школа и семья)

Что объединяет поле, школу и семью? Мир. Лад. Согласие. Уважение. Первая книга. Дети с любовью создают свою Первую книгу. В Первой книге запечатлена душа семьи.

Мой класс — это место, где мне хорошо

Способствовать осознанию детьми своей принадлежности к классу и важности позитивных взаимоотношений с одноклассниками.

Ребёнок ассоциирует себя с собственным классом; настроен на выстраивание позитивных взаимоотношений с одноклассниками.

3

Истоки и школа

Истоки глазами детей. Рождественский дар.

Правила нашего класса

Способствовать принятию договорённостей для создания комфортной среды в классе.

Ребёнок знает нормы и правила, соблюдение которых поможет каждому ученику чувствовать себя в классе комфортно; может привести примеры ситуаций, иллюстрирующих соблюдение этих правил в классе; готов соблюдать правила класса.

При проведении занятий внеурочной деятельности, которые потенциально могут оказать наиболее благотворное влияние на развитие эмоционального интеллекта ребенка и его духовно- нравственной культуры, используются разнообразные методы обучения.

Структура занятий строится на основе методических рекомендаций авторов курсов «Социокультурные истоки» и «Социально-эмоциональное развитие детей младшего возраста».

Класс 3

Предмет внеурочная деятельность «Социокультурные истоки»

Занятие внеурочной деятельности

Предпочтительное время проведения активности:

40 минут

Предметно-специфические навыки:

 

научатся получать необходимую информацию из общения;

извлекать информацию, представленную в разных формах и преобразовывать её;

закрепят умение работать с текстом;

предпосылки для развития навыков коммуникации и сотрудничества

В структуру занятий включаются активные методы обучения:

«Ресурсный круг», «Подумай, объединись, поделись», «Верно-неверно»,

«Квадрат настроения», «Отсроченная отгадка», «Две звезды и одно пожелание», «Корзина идей», «Билет на выход», «Синквейн», «Интеллектуальная карта», «Тренинг», «Экспресс- самодиагностика», «Градусник настроения», «Мозговой штурм», «Поздоровайся глазами», «Добро в ладошках», «Подари подарок другу», «Комплименты» и другие методы обучения.

Критерии результативности реализации проекта

На занятиях регулярно проводятся разнообразные оценочные процедуры. (Приложение №4)

Оценка с фиксацией результатов проводится в начале и в конце учебного года. В ходе каждого занятия педагогу необходимо наблюдать за детьми, быть внимательным к прогрессу каждого ребёнка, его изменениям и достижениям. В этом педагогу поможет предложенная технология наблюдения. В начале учебного года по результатам оценки определяется зона образовательных потребностей каждого ребёнка. В конце года на основе результатов диагностики делаются выводы о степени удовлетворения образовательных потребностей детей и динамике в развитии их умений.

Объектом наблюдения являются параметры компетенций и блоков компетенций социально-эмоционального развития.

1. Восприятие и понимание причин эмоций.

Идентификация эмоций.

Выражение эмоций.

Понимание причин эмоций.

2. Понимание и регуляция эмоциональных состояний.

Эмоциональное прогнозирование и регуляция эмоциональных состояний.

Понимание контекста взаимодействия.

3. Просоциальное поведение в коммуникации.

4. Социально-коммуникационный компонент.

Коммуникативная компетентность.

Социальная компетентность.

Для каждой компетенции выделено от двух до пяти критериев наблюдения, которое проводится педагогом с опорой на указанные индикаторы. Результаты наблюдения фиксируются в сводных таблицах отдельно по каждой компетенции (см. Приложение «Оценка»). Оценка уровня развития навыка ученика проводится по 10-балльной шкале, которая соответствует трём уровням.

1-й уровень (1—3 балла) — не пытается проявлять оцениваемый навык / пытается, но ничего не получается.

2-й уровень (4—7 баллов) — нерегулярно применяет оцениваемый навык / показывает средний (не регулярный) результат.

3-й уровень (8—10 баллов) — регулярно и успешно применяет оцениваемый навык.