Развивающая предметно-пространственная среда.
Развивающая предметно-пространственная среда в специальных дошкольных образовательных учреждениях является важным реабилитационным и социально-адаптивным средством воспитания и развития детей с отклонениями в развитии и имеет существенное отличие от предметно-развивающей среды дошкольных учреждений общего вида.
При организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольных образовательных учреждениях для слабовидящих детей необходимо учитывать:
- структуру первичного дефекта и проблемы, возникающие у детей при ориентации, овладении и взаимодействии с окружающей средой;
- специфику организации свободного, безбарьерного передвижения и контакта, общения детей с окружающей средой;
- соответствие информационного поля коррекционно-развивающей среды познавательным и коммуникативным возможностям детей;
- обеспечение в среде обучающих, тренинговых и коррекционных средств формирования социально-адаптивных знаний, навыков и умений самостоятельной жизнедеятельности;
- организацию поэтапного введения ребенка в тот или иной блок коррекционно-развивающей среды с опорой на “зону его актуального развития’’, для удовлетворения коммуникативных и познавательных потребностей при контакте со сверстниками и взрослыми на принципах организации «зоны ближайшего развития»;
- меру доступности, целесообразности среды для достижения ребенком положительных результатов в различных видах деятельности с применением специальных вспомогательных средств, дидактических материалов, коррекционных ситуаций;
- обеспечение комплексного подхода к развивающей предметно-пространственной среде во взаимосвязи медицинских и психолого-педагогических средств коррекции;
- требования к развивающей предметно-пространственной среде базируются на основе стандартов, рекомендаций к оснащению, финансированию и функционированию всех блоков среды в соответствии с профилем специального учреждения.
В развивающей предметно-пространственной среде взаимосвязаны задачи коррекционно-компенсаторной и лечебно-восстановительной работы.
Своеобразие подбора предметной атрибутики, игрушек, дидактических материалов, оборудования и технических средств обусловлено первичным дефектом, степенью его выраженности и характером вторичных отклонений и особенностями контактирования детей со средой, способами и возможностями переработки информации и характером коммуникативных возможностей и способностей.
Использование обще дидактических подходов при организации развивающей предметно-пространственной среды в специальных дошкольных учреждениях крайне ограничено и служит только основой.
Специфика социальных потребностей детей с проблемами в развитии и задач коррекционной работы обуславливает ее коррекционную направленность, которая является основным условием успешности социальной адаптации и реабилитации детей с проблемами развития.
Иначе говоря, оборудование и оснащение развивающей предметно-пространственной среды в специальных дошкольных учреждениях компенсирующего вида насыщена специфическими средствами и способами введения ребенка в социум.
Познавательное развитие.
Предметно-пространственная среда обеспечивает ребенку с ОВЗ возможность отражения: разнообразного предметно-объектного окружения, выполняющего роль визуального стимульного материала, побуждающего его обогащать зрительный опыт; предметов в разнообразных глубинных зон пространства, обеспечивая приспосабливаемость функциональных механизмов зрительного восприятия к приобретению и использованию зрительного опыта при работе вблизи и вдали.
Подбор материалов и оборудования осуществляется для тех видов деятельности ребенка с ОВЗ, которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих, коррекционно-развивающих, коррекционно-компенсаторных задач и в коррекционной деятельности специалиста.
Материалы и оборудование отвечают коррекционно–развивающим требованиям, безопасны для зрения ребенка; включают для детей индивидуальные приспособления, улучшающие и повышающие различительную способность глаз (индивидуально фоновые плоскости для усиления контраста, снижения зрительной утомляемости, расширения поля взора), оптические средства, увеличивающие устройства для повышения способности к детальности восприятия в процессе познания (в случаях особой востребованности); орудийные предметы (детские указки), помогающие ребенку с нарушением зрения в процессе рассматривания изображений организовывать зрительное слежение по контуру, по плоскости, зрительную локализацию; быть «активаторами» зрения амблиопичного глаза, бинокулярных механизмов – подбираться по величине, цвету, объемности в соответствии со зрительным режимом (назначается врачем-офтальмологом).
Материалы – объекты исследования в реальном времени для сенсорного развития: объемные геометрические тела (монотонные и разноцветные), деревянные наборы шаров и кубов разных величин, наборы геометрических фигур, вкладыши-формы, наборы образцов (зрительных эталонов), объекты для зрительной локализации, сличения, идентификации, соотнесения, сериации (по величине, форме, цвету); природные объекты (природный материал); искусственно созданные материалы для развития зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук (мозаика, объекты для нанизывания, плетения, шнуровки) с активизацией зрения и зрительных функций.
Мелкие предметы различной формы для сортировки, обучению счету, развития мелкой моторики.
Группа образно-символического материала представлена специальными наглядными пособиями, репрезентирующими детям c нарушением зрения мир вещей и событий: модели, предметные картинки, «дидактические пособия».
Группа нормативно-знакового материала включает разнообразные наборы букв и цифр, приспособления для работы с ними, незашумленные алфавитные таблицы, наборы карточек с визуально-фактурным изображением букв, повышающим полимодальность образа.