Развивающие игры для детей 3 -4 лет

«Угадай – ка»

Цель : развитие речи и логического мышления, навыков классификации предметов, расширение словарного запаса.

Ход игры : спрячьте игрушку или картинку с изображением, например, котёнка.

«Угадай, кто к нам пришёл в гости? Его мама кошка, а папа кот.»

Так же обыграть других гостей – диких или домашних животных. Для подсказки можно использовать загадки.

«Разные вопросы»

Цель : усвоение грамматических основ русского языка.

Ход игры : задать вопросы:

«Где растут листья?» (На ветке), «Где растут ветки? (На дереве), «Где растут деревья?» (В лесу) и другие на любую тему в логической последовательности.

Игры на развитие памяти и внимания для детей 3 – 4 лет

«Что изменилось?»

Для этой игры подойдут любые игрушки, которые есть у малыша. Нужно расставить перед ним несколько игрушек. Трех или четырех будет достаточно. Затем нужно дать ему возможность внимательно их рассмотреть – но тоже не больше одной или двух минут. После этого взрослому нужно попросить ребенка отвернуться ненадолго и спрятать одну из игрушек. А затем попросить его повернуться и сказать, что изменилось, какой игрушки не хватает?

Со временем можно усложнить игру, увеличив количество предметов или просто меняя их местами. Вместо игрушек можно использовать любые вещи, которыми родители сами пользуются в быту. Это могут быть предметы одежды – рукавицы, носки, ботинки, и т.п. Играть с ними можно занимаясь домашними делами, таким образом вовлекая в них ребенка. Можно играть, используя овощи или фрукты, если речь идет о разгрузке покупок или о приготовлении еды. Вариантов много. Эта игра тренирует зрительную память и внимание.

«Дорисуй картинку»

Эту игру называют по-разному, но название так или иначе связано с рисованием. Суть ее заключается в том, что ребенку предлагается несколько картинок, на которых изображены рисунки с недостающими частями, и ему нужно их дорисовать.

Например, на картинке изображен заяц, у которого не хватает одного ушка, или кот, которому забыли дорисовать хвост. Или домик, у которого нет окон и дверей. Когда ребенок дорисует их, можно предложить ему раскрасить получившуюся картинку.

«Найди отличие»

Эту игру можно считать разновидностью предыдущей. Только на этот раз малышу показывают уже готовые картинки. Они почти одинаковые, только на них может отличаться какая-нибудь деталь. Например, на одной картинке у мальчика зеленая кепка, а на другой – желтая. Или на одной картинке на тарелке лежит красное яблоко, а на другой – зеленое. Или на одной клумбе растет три цветка, а на другой – один, а может быть, вообще ни одного. Ребенок должен найти эти различия и назвать их.

В более сложном варианте надо найти более существенные различия – недостающие или лишние детали.

«Найди похожее»

Здесь тоже задействованы овощи и фрукты. Для полноценной игры потребуется несколько разных плодов – по цвету, форме или виду. Надо предложить ребенку собрать вместе плоды одного цвета – например, красного. И тогда он сложит в одну кучу помидор, красный перец, красное яблоко и гранат. Все по наличию. Если только зеленое – то он должен найти среди общей кучи зеленое яблоко, зеленый перец, зеленый лук, укроп, огурец и т.д.

Можно предложить ему разделить на отдельные группы фрукты и овощи. Можно сортировать плоды по размеру. Или, если есть такая возможность, и если у малыша уже есть навык, можно попросить собрать вместе предметы, которые начинаются на одну букву. То есть помидор, перец и персик. Или морковь и мандарин. Кроме овощей и фруктов не возбраняется использовать другие продукты – желательно те, которые нельзя разбить или разлить.

В такую игру хорошо играть на даче или во время совместных походов в магазин.

«Что за звук?»

В этот раз нужно собрать вместе разные предметы, способные издавать звуки, а ребенка усадить спиной. Затем заставить предметы звучать. Например, открыть и закрыть шкатулку, пошуршать книжными страницами или пакетом, подбросить о стенку мячик, а затем спросить у малыша, что за звук он услышал и какой предмет его издает.

Эта игра развивает слуховую память.

Ее можно перенести на улицу, так как там много скрытых источников шума. И там тоже надо спрашивать ребенка, что за звуки он слышит. Например, шум машины, пение птиц, капли дождя, падающие на крышу, весенняя капель, скрип колес тележки, и т.д.

«Зеркало»

Суть игры в том, что малыш повторяет все движения взрослого. Начинается с простого – нужно просто поднять руку или ногу, повернуть голову или подмигнуть. Следующий этап – нужно повторить несколько сложных действий. Например, трижды подпрыгнуть и затем один раз хлопнуть в ладоши.

Это развивает внимание и учит подражать.

«Вопрос – ответ»

Суть в том, что чаду задают вопрос, на который он может отвечать только «да» или «нет». В нее можно играть одновременно с другими перечисленными играми, а вопросы будут относиться к предметам, с которыми ребенок имеет дело. Например: «помидор красный? – Да! Сахар кислый? – Нет. Конфеты растут на дереве? – Нет. Птицы летают? – Да.» Таким образом ребенок учится анализировать и закрепляет в памяти свои познания об окружающем мире.

«Что неправильно?»

Эта игра похожа на предыдущие. В этот раз взрослый называет малышу несколько утверждений об окружающем мире, которые ему известны. Среди них будет одно, которое будет содержать неправильную информацию. Например: «Небо – синее. Трава – зеленая. Рыбы плавают в воде. Камни – твердые. Кошки летают». Ребенок должен назвать, где взрослый сказал неправильно. Кошки не летают, ведь у них нет крыльев!

Как вариант, он может после каждого предложения говорить «да» или «нет».

Не будем забывать   про игры, тренирующие не только  внимание, но и координацию движений, и ловкость. Например, известная игра с мячом — «Съедобное — несъедобное». Вы бросаете мяч ребенку. И если при этом вы назвали то, что можно есть он ловит мяч. А если что-то несъедобное, он отбрасывает мяч.

«Капуста, морковка, горох, ох…»

Еще одна игра, в которой нужно отвечать «да» или «нет» на вопросы. В этом случае перечисляются овощи, которые можно или нельзя посадить в огороде. «Картошка растет в огороде? – да. А яблоки? – нет.»

Спрашивать можно не только об овощах и не только об огороде. Вместо них можно спрашивать, какие животные могут жить дома, а какие – в лесу. Какую одежду носят зимой. Какая еда сладкая, а какая соленая. Вариантов много.