* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} .No Spacing {margin-bottom: 0pt;} .Balloon Text {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;} .Текст выноски Знак {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;}

Интегрированное развлечение в подготовительной группе

«Веселимся на земле Уральской».

ЦЕЛЬ: приобщение дошкольников к традициям и обычаям Южного Урала посредством народного фольклора.

ЗАДАЧИ:

1. Формировать у детей представление о родной этнокультурной среде и национальных традициях.

2.Воспитывать устойчивый интерес и любовь к народному искусству.

3.Развивать умение использовать полученные знания в самостоятельной деятельности.

Выполнила: музыкальный руководитель

высшей категории Перелыгина М.И.

Муниципальное казенное дошкольное

Образовательное учреждение

«Детский сад № 5».

Под музыку дети заходят в зал и садятся на скамейки.

Выходит хозяйка Арина.

Хозяйка: Здравствуйте, люди добрые!

Приятно видеть вас в добром здравии!

Зовут меня тетушка Арина.

Наш досуг, порою, мелок и, чего там говорить:

Скучно жить без посиделок, их бы надо возродить!

Эй, соседи добрые!

Вам ли сегодня по домам сидеть да в окно глядеть!

Вам ли сегодня туманиться, грустить да печалиться!

Проходите, будьте как дома!

Заходят гости парами.

1 пара: Не беспокойся, хозяюшка!

Мы и дома не лежим, и в гостях не стоим!

2 пара: Гости – люди подневольные, где посадят, там и сидят!

Арина: У нас для каждого найдется и местечко, и словечко!

3 пара: Дома сидеть – ничего не высидеть.

Решили на людей посмотреть и себя показать!

Хозяйка: Редкие гости никогда не в тягость!

4 пара: Туда голуби летают, где их привечают!

5 пара: Ехали мимо, да завернули до дыму!

Хозяйка: Давно мы вас ждем-поджидаем, праздник без вас не начинаем!

Удобно ли вам, гости дорогие?

Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?

6 пара: Гостям-то, известное дело, хватило места, да не тесновато ли хозяевам?

Хозяйка: В тесноте, да не в обиде!

На завалинке, в светелке иль на бревнышках каких,

Собирали посиделки пожилых и молодых.

Отдых – это не безделки, время игр и новостей,

Начинаем посиделки для друзей и для гостей!

На Урале так идет, что талантливый народ

Сам себе и жнец, и швец, и на дудочке игрец.

Лошадей он подкует, дом добротный возведет,

Утварь всю по дому справит,

Чашей полной дом тот станет!

«Во кузнице» (Ансамбль молоточков).

Хозяйка: Делу - время, потехе – час!

Кто будет играть со мной сейчас?

Русская народная хороводная игра «Веточка».

Хозяйка: Веселил нас много раз русский танец перепляс!

Ребенок: Много танцев нам известно,

Мы их любим танцевать.

А на этих посиделках

Кадриль хотели бы сплясать!

Пляска «Кадриль».

Родители: Жить в соседях – быть в беседах!

Хозяйка: Что ж, сядем рядком, да поговорим ладком.

А скажите-ка мне, ребята, как называется край, в котором мы живем? (Урал). Правильно. О нем знают не только в России, но и в других странах.

А чем знаменит наш край Уральский? Чем он богат? (Наш край славится самоцветными камнями, железной рудой, малахитом, золотом. У нас добывают гранит, мрамор).

Неспроста говорят, что Урал наш богат:

Изумруды и алмазы ярче солнца горят!

Есть у нас малахит, и руда, и гранит,

И горючий, самый лучший уголек антрацит.

Вспомните сказки Павла Бажова… Кто помогал людям находить эти богатства? («Серебряное копытце», «Огневушка-помкакушка»).

Люди, живущие на Урале, любят свой край, величают его Седым Уралом.

А чем еще знаменит Урал? (Умельцами, мастерами).

Правильно, еще Урал славится и своими людьми: трудолюбивыми да работящими.

Главная сила Урала – в чудесном искусстве труда.

А что интересного изготавливают у нас на Урале? Это Каслинское литье, Златоустовскую гравюру. Очень ценятся изделия из малахита – вазы, шкатулки, подсвечники. Из уральских самоцветов делают украшения – бусы, серьги, кольца, брошки. Изделия эти делают мастера по камню. И снова вспомним сказки Бажова про таких мастеров: «Медной горы хозяйка», «Малахитовая шкатулка», «Две ящерки», «Каменный цветок».

Где плывут туманы у подножья гор

И глядятся сосны в зеркала озер –

Там Бажов когда-то в сказке воспевал

Доброту людскую и родной Урал.

Много сказов об Урале сложено,

Их сложил народ мастеровой,

Про цветок из камня горного

И хозяйку с длинною косой.

Бабушка расскажет внукам сказки,

В сказке все как наяву:

Ящерки пригрелися на солнце,

Огневушка промелькнет в лесу.

Ах, Урал, мой Урал – богатырь из сказки,

Ты людей наградил щедростью своей.

Каждый труженик здесь, как Данила-мастер,

И цветы на лугах для твоих детей.

(Новокшенова).

Вот и мы с вами сегодня делом займемся. Превратимся в мастеров, будем украшать женские головные уборы. Как называется особенный, чисто русский головной убор? (Кокошник).

Их носили в старину и украшали бисером, золотыми и серебряными нитками, камнями самоцветными.

Мы с вами тоже сейчас будем украшать кокошники, а украшения будут нарисованными. Штампики помогут вам украсить свой кокошник цветами. А камни самоцветные круглой формы можно изобразить ляпушкой.

Не забывайте, что штампик и ляпушку можно обмакивать только в один и тот же цвет, чтобы краски не смешивались, и будьте аккуратны. Чтобы не размазать свой узор, работу начинайте сверху слева направо и постепенно спускайтесь вниз.

А наши соседи, гости дорогие, займутся украшением кокошников, используя аппликацию. Все необходимое вы найдете на столах.

«Чем больше рук, тем легче труд».

Во время работы.

Дети:

1. Работа – вот начало всех начал.

2. Трудиться должен всяк – и стар, и мал.

3. Не пропадет работник никогда,

А много ли добьешься без труда?

4. Усердному работнику хвала!

Отрадны для страны его дела.

5.Трудись до пота, не теряй ни дня!

6. Жизнь без труда, что угли без огня!

Родители:

1.Где труд – там и счастье.

2.Скучен день до вечера, коли делать нечего.

3.Без дела жить, только небо коптить.

4.Дерево ценят по плодам, а человека по делам.

По окончании работы:

Хозяйка: Вот и чудно, вот и ладно!

Видеть это мне отрадно!

Кокошник каждый так хорош,

И на другой он не похож.

Давайте встанем в хоровод,

Пусть полюбуется народ.

«Хоровод с кокошниками»

(«Узоры луговые» исп. Уральский гос. оркестр народных инструментов).

Хозяйка: Что за шум? Что за гром?

Ой, да это гости в дом!

Две соседушки пришли,

Новости нам принесли!

(Входят соседки (взрослые) Марьяна и Ульяна).

Соседки: Здравствуй, хозяюшка!

Хозяйка: Здравствуй, Ульяна! Здравствуй, Марьяна! (Кланяется).

Уля: Мы слыхали, что у вас посиделки в данный час!

Хозяйка: Времени зря не теряя и Урал наш прославляя,

Гости решили уменье показать и кокошник расписать!

Марья: Слышь, Ульяна, подойди. На меня скорей взгляни!

Уля: Ты прекрасна! Так и есть!

Невозможно глаз отвесть!

Марья: А теперь взгляни сюда…(показывает на кокошник),

Такой хочу носить всегда!

Уля показывает на другой: Ну, а этот так хорош, на корону он похож!

Марья: Да! Птица красна опереньем, а человек уменьем!

Уля: Что ж, сейчас и мы покажем свое умение.

Марья: В старину в наших краях песни запевали….

Вот послушайте одну из них!

Песня «Расскажу тебе, кума».

(Шуточная песня Челябинской области).

Марья: А ты слыхала, что в соседней башкирской деревне живет женщина, у которой ленивый сын. До того ленивый, что даже до положенного перед ним куска хлеба дотянуться ему было лень.

Измаялась, исстрадалась с ним мать.

И однажды сделала так: сварив каши, выложила ее в две миски; в одну - поменьше, в другую – побольше. Миску, в которой каши было поменьше, поставила у порога, а другую вынесла во двор.

Вот сын кричит: Есть хочу!

А мать отвечает: У порога стоит миска с кашей, возьми сам и поешь!

Три раза она повторила это.

Как не лень, пришлось сыну самому добираться до миски. Съел он кашу. И очень вкусной она ему показалась.

Еще кашу хочу! – кричит сын.

Во дворе стоит, выйди туда – сказала мать.

Вышел лодырь во двор, умял кашу, да там же и уснул. Мать изнутри заперла дверь на крючок. Ночью сын проснулся от холода, сунулся к двери, а дверь заперта.

- Мама, открой! – просит сын.

Пока не научишься трудиться, не открою! Иди учись! Не научишься, так и домой не возвращайся! – сказала мать.

Сын, не найдя, где пристроиться спать, постучался к соседям. А те говорят: У нас для лодырей места нет.

Тогда отправился сын странствовать. Много земли он исходил, много поту пролил. Зарабатывая себе на пропитание, многим ремеслам обучился. И вот, спустя время, вернулся домой.

- Мама! Открой дверь! Я много подарков тебе принес!

Мать обрадовано распахнула дверь. И с этого дня они зажили припеваючи.

Уля: Да… поучительная сказочка. Ребята, а как вы думаете, каким ремеслам мог обучиться сын, пока странствовал? (Портной, кузнец, хлебопек, столяр, плотник и т.д.)

Марья: Ну, а что нам сидеть, скучать? Не пора ли поиграть? А поиграем мы с вами в татарскую народную игру «Юрта». А вы знаете, что такое юрта? (Дети отвечают). Надо же, все знают, молодцы!

Татарская народная игра «Юрта».

Ребенок: Нет лучше, милее Урала.

И лучше наших песен нет.

Тебе поем, что всех красивей,

Тебе несем мы свой привет.

Ребенок: Тебе, Урал наш, мы танцуем,

Ведем свой вечный хоровод.

Тебя от всей души мы любим,

И прославляем наш народ.

Хоровод «Уральский» муз. Филиппенко

1. На лужку у ворот, где рябина растет,

Мы в тенечке, холодочке заведем хоровод.

2.Про Урал мы споем, в гости вас позовем.

Голубику, ежевику собирать в лес пойдем.

3.Неспроста говорят, что Урал наш богат:

Изумруды и алмазы ярче солнца горят.

4.Есть у нас малахит, есть руда и гранит.

И горючий самый лучший уголек антрацит.

5.Кто у нас побывал, кто наш край повидал.

Не забудет, не забудет голубой наш Урал.

Уля: А мы ведь не с пустыми руками к вам пришли…

Мы каменьев самоцветных принесли.

Марья: Хотим их вам мы подарить,

За всё всех вас благодарить.

(Передают корзину с конфетами Хозяйке)

Уля: Что ж, пожалуй, мы пойдем!

Марья: Завтра к вам еще зайдем!

Родители: Ну и нам идти пора

Хозяйка: До свидания, друзья! (Уходят по кругу, кланяясь Хозяйке).