Интегрированное развлечение в подготовительной группе
«Веселимся на земле Уральской».
ЦЕЛЬ: приобщение дошкольников к традициям и обычаям Южного Урала посредством народного фольклора.
ЗАДАЧИ:
1. Формировать у детей представление о родной этнокультурной среде и национальных традициях.
2.Воспитывать устойчивый интерес и любовь к народному искусству.
3.Развивать умение использовать полученные знания в самостоятельной деятельности.
Выполнила: музыкальный руководитель
высшей категории Перелыгина М.И.
Муниципальное казенное дошкольное
Образовательное учреждение
«Детский сад № 5».
Под музыку дети заходят в зал и садятся на скамейки.
Выходит хозяйка Арина.
Хозяйка: Здравствуйте, люди добрые!
Приятно видеть вас в добром здравии!
Зовут меня тетушка Арина.
Наш досуг, порою, мелок и, чего там говорить:
Скучно жить без посиделок, их бы надо возродить!
Эй, соседи добрые!
Вам ли сегодня по домам сидеть да в окно глядеть!
Вам ли сегодня туманиться, грустить да печалиться!
Проходите, будьте как дома!
Заходят гости парами.
1 пара: Не беспокойся, хозяюшка!
Мы и дома не лежим, и в гостях не стоим!
2 пара: Гости – люди подневольные, где посадят, там и сидят!
Арина: У нас для каждого найдется и местечко, и словечко!
3 пара: Дома сидеть – ничего не высидеть.
Решили на людей посмотреть и себя показать!
Хозяйка: Редкие гости никогда не в тягость!
4 пара: Туда голуби летают, где их привечают!
5 пара: Ехали мимо, да завернули до дыму!
Хозяйка: Давно мы вас ждем-поджидаем, праздник без вас не начинаем!
Удобно ли вам, гости дорогие?
Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?
6 пара: Гостям-то, известное дело, хватило места, да не тесновато ли хозяевам?
Хозяйка: В тесноте, да не в обиде!
На завалинке, в светелке иль на бревнышках каких,
Собирали посиделки пожилых и молодых.
Отдых – это не безделки, время игр и новостей,
Начинаем посиделки для друзей и для гостей!
На Урале так идет, что талантливый народ
Сам себе и жнец, и швец, и на дудочке игрец.
Лошадей он подкует, дом добротный возведет,
Утварь всю по дому справит,
Чашей полной дом тот станет!
«Во кузнице» (Ансамбль молоточков).
Хозяйка: Делу - время, потехе – час!
Кто будет играть со мной сейчас?
Русская народная хороводная игра «Веточка».
Хозяйка: Веселил нас много раз русский танец перепляс!
Ребенок: Много танцев нам известно,
Мы их любим танцевать.
А на этих посиделках
Кадриль хотели бы сплясать!
Пляска «Кадриль».
Родители: Жить в соседях – быть в беседах!
Хозяйка: Что ж, сядем рядком, да поговорим ладком.
А скажите-ка мне, ребята, как называется край, в котором мы живем? (Урал). Правильно. О нем знают не только в России, но и в других странах.
А чем знаменит наш край Уральский? Чем он богат? (Наш край славится самоцветными камнями, железной рудой, малахитом, золотом. У нас добывают гранит, мрамор).
Неспроста говорят, что Урал наш богат:
Изумруды и алмазы ярче солнца горят!
Есть у нас малахит, и руда, и гранит,
И горючий, самый лучший уголек антрацит.
Вспомните сказки Павла Бажова… Кто помогал людям находить эти богатства? («Серебряное копытце», «Огневушка-помкакушка»).
Люди, живущие на Урале, любят свой край, величают его Седым Уралом.
А чем еще знаменит Урал? (Умельцами, мастерами).
Правильно, еще Урал славится и своими людьми: трудолюбивыми да работящими.
Главная сила Урала – в чудесном искусстве труда.
А что интересного изготавливают у нас на Урале? Это Каслинское литье, Златоустовскую гравюру. Очень ценятся изделия из малахита – вазы, шкатулки, подсвечники. Из уральских самоцветов делают украшения – бусы, серьги, кольца, брошки. Изделия эти делают мастера по камню. И снова вспомним сказки Бажова про таких мастеров: «Медной горы хозяйка», «Малахитовая шкатулка», «Две ящерки», «Каменный цветок».
Где плывут туманы у подножья гор
И глядятся сосны в зеркала озер –
Там Бажов когда-то в сказке воспевал
Доброту людскую и родной Урал.
Много сказов об Урале сложено,
Их сложил народ мастеровой,
Про цветок из камня горного
И хозяйку с длинною косой.
Бабушка расскажет внукам сказки,
В сказке все как наяву:
Ящерки пригрелися на солнце,
Огневушка промелькнет в лесу.
Ах, Урал, мой Урал – богатырь из сказки,
Ты людей наградил щедростью своей.
Каждый труженик здесь, как Данила-мастер,
И цветы на лугах для твоих детей.
(Новокшенова).
Вот и мы с вами сегодня делом займемся. Превратимся в мастеров, будем украшать женские головные уборы. Как называется особенный, чисто русский головной убор? (Кокошник).
Их носили в старину и украшали бисером, золотыми и серебряными нитками, камнями самоцветными.
Мы с вами тоже сейчас будем украшать кокошники, а украшения будут нарисованными. Штампики помогут вам украсить свой кокошник цветами. А камни самоцветные круглой формы можно изобразить ляпушкой.
Не забывайте, что штампик и ляпушку можно обмакивать только в один и тот же цвет, чтобы краски не смешивались, и будьте аккуратны. Чтобы не размазать свой узор, работу начинайте сверху слева направо и постепенно спускайтесь вниз.
А наши соседи, гости дорогие, займутся украшением кокошников, используя аппликацию. Все необходимое вы найдете на столах.
«Чем больше рук, тем легче труд».
Во время работы.
Дети:
1. Работа – вот начало всех начал.
2. Трудиться должен всяк – и стар, и мал.
3. Не пропадет работник никогда,
А много ли добьешься без труда?
4. Усердному работнику хвала!
Отрадны для страны его дела.
5.Трудись до пота, не теряй ни дня!
6. Жизнь без труда, что угли без огня!
Родители:
1.Где труд – там и счастье.
2.Скучен день до вечера, коли делать нечего.
3.Без дела жить, только небо коптить.
4.Дерево ценят по плодам, а человека по делам.
По окончании работы:
Хозяйка: Вот и чудно, вот и ладно!
Видеть это мне отрадно!
Кокошник каждый так хорош,
И на другой он не похож.
Давайте встанем в хоровод,
Пусть полюбуется народ.
«Хоровод с кокошниками»
(«Узоры луговые» исп. Уральский гос. оркестр народных инструментов).
Хозяйка: Что за шум? Что за гром?
Ой, да это гости в дом!
Две соседушки пришли,
Новости нам принесли!
(Входят соседки (взрослые) Марьяна и Ульяна).
Соседки: Здравствуй, хозяюшка!
Хозяйка: Здравствуй, Ульяна! Здравствуй, Марьяна! (Кланяется).
Уля: Мы слыхали, что у вас посиделки в данный час!
Хозяйка: Времени зря не теряя и Урал наш прославляя,
Гости решили уменье показать и кокошник расписать!
Марья: Слышь, Ульяна, подойди. На меня скорей взгляни!
Уля: Ты прекрасна! Так и есть!
Невозможно глаз отвесть!
Марья: А теперь взгляни сюда…(показывает на кокошник),
Такой хочу носить всегда!
Уля показывает на другой: Ну, а этот так хорош, на корону он похож!
Марья: Да! Птица красна опереньем, а человек уменьем!
Уля: Что ж, сейчас и мы покажем свое умение.
Марья: В старину в наших краях песни запевали….
Вот послушайте одну из них!
Песня «Расскажу тебе, кума».
(Шуточная песня Челябинской области).
Марья: А ты слыхала, что в соседней башкирской деревне живет женщина, у которой ленивый сын. До того ленивый, что даже до положенного перед ним куска хлеба дотянуться ему было лень.
Измаялась, исстрадалась с ним мать.
И однажды сделала так: сварив каши, выложила ее в две миски; в одну - поменьше, в другую – побольше. Миску, в которой каши было поменьше, поставила у порога, а другую вынесла во двор.
Вот сын кричит: Есть хочу!
А мать отвечает: У порога стоит миска с кашей, возьми сам и поешь!
Три раза она повторила это.
Как не лень, пришлось сыну самому добираться до миски. Съел он кашу. И очень вкусной она ему показалась.
Еще кашу хочу! – кричит сын.
Во дворе стоит, выйди туда – сказала мать.
Вышел лодырь во двор, умял кашу, да там же и уснул. Мать изнутри заперла дверь на крючок. Ночью сын проснулся от холода, сунулся к двери, а дверь заперта.
- Мама, открой! – просит сын.
Пока не научишься трудиться, не открою! Иди учись! Не научишься, так и домой не возвращайся! – сказала мать.
Сын, не найдя, где пристроиться спать, постучался к соседям. А те говорят: У нас для лодырей места нет.
Тогда отправился сын странствовать. Много земли он исходил, много поту пролил. Зарабатывая себе на пропитание, многим ремеслам обучился. И вот, спустя время, вернулся домой.
- Мама! Открой дверь! Я много подарков тебе принес!
Мать обрадовано распахнула дверь. И с этого дня они зажили припеваючи.
Уля: Да… поучительная сказочка. Ребята, а как вы думаете, каким ремеслам мог обучиться сын, пока странствовал? (Портной, кузнец, хлебопек, столяр, плотник и т.д.)
Марья: Ну, а что нам сидеть, скучать? Не пора ли поиграть? А поиграем мы с вами в татарскую народную игру «Юрта». А вы знаете, что такое юрта? (Дети отвечают). Надо же, все знают, молодцы!
Татарская народная игра «Юрта».
Ребенок: Нет лучше, милее Урала.
И лучше наших песен нет.
Тебе поем, что всех красивей,
Тебе несем мы свой привет.
Ребенок: Тебе, Урал наш, мы танцуем,
Ведем свой вечный хоровод.
Тебя от всей души мы любим,
И прославляем наш народ.
Хоровод «Уральский» муз. Филиппенко
1. На лужку у ворот, где рябина растет,
Мы в тенечке, холодочке заведем хоровод.
2.Про Урал мы споем, в гости вас позовем.
Голубику, ежевику собирать в лес пойдем.
3.Неспроста говорят, что Урал наш богат:
Изумруды и алмазы ярче солнца горят.
4.Есть у нас малахит, есть руда и гранит.
И горючий самый лучший уголек антрацит.
5.Кто у нас побывал, кто наш край повидал.
Не забудет, не забудет голубой наш Урал.
Уля: А мы ведь не с пустыми руками к вам пришли…
Мы каменьев самоцветных принесли.
Марья: Хотим их вам мы подарить,
За всё всех вас благодарить.
(Передают корзину с конфетами Хозяйке)
Уля: Что ж, пожалуй, мы пойдем!
Марья: Завтра к вам еще зайдем!
Родители: Ну и нам идти пора…
Хозяйка: До свидания, друзья! (Уходят по кругу, кланяясь Хозяйке).