ПРАВИЛА РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА:педагог должен говорить негромко, но так, чтобы каждый мог его услышать, чтобы процесс слушания не вызывал у детей значительного напряжения;педагог должен говорить внятно;педагог должен говорить в умеренном темпе со скоростью 120 слов в минуту;педагог должен уметь пользоваться паузами - логическими и психологическими; без логических пауз речь безграмотна, без психических – бесцветна;педагог должен говорить с интонацией, т.е. уметь ставить логическое ударение, выделять отдельные слова, важные для содержания сказанного;мелодичность придаёт голосу педагога индивидуальную окраску и может существенно влиять на эмоциональное самочувствие обучающихся: воодушевлять, увлекать, успокаивать.«Слово – важнейший педагогический инструмент, его ничем не заменишь. В слове аккумулируются отношения между людьми. Слово выражает идею, а идея – столбовой корень воспитания». (В.А.Сухомлинский) Подробную информацию по теме Вы можете найти в литературе:Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия, 1997.Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Развитие диалогического общения [Текст]: метод.пособие. /А.Г.Арушанова. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили / Адель Фабер, Элейн Мазлиш ; [пер. с англ. А. Завельской]. — М. : Эксмо, 2010. — 336 с.Корзун А.В. Веселая дидактика: Использование элементов ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками http://www.trizminsk.org/e/233007.htm [Электронный ресурс]Хоменко Н.Н. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) и проблемы образования /Н.Н.Хоменко. - Челябинск, 1999.Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №174 "Росинка"Рекомендациидля педагогов по речевому развитию детейУчитель-логопед:Никифорова Е.С.Ульяновск, 2025
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙСодержательное и многоплановое общение взрослого с ребенком. Нужно находить интересные темы для непринужденной беседы. Целесообразно обсуждать впечатления от совместных мероприятий, походов, прочитанных книг.Отвечать на детские вопросы. Отвечать на вопросы грамотно, четко, внятно. Не иронизировать, не посмеиваться над нелепостью и наивностью вопросов. Иногда полезно отвечать ребенку вопросом на вопрос для активизации рассуждения: «А как ты думаешь?» Развивать мелкую моторику пальцев рук. Собирать мозаику, перебирать горох и фасоль, лепить из теста, пластилина. Все это способствует речевому развитию детей. Развивать речевое дыхание, от которого зависит громкость, чистота и выразительность звучащей речи. В этом помогут специальные упражнения по формированию правильной осанки и правильного речевого дыхания.Проговаривать чистоговорки, потешки, стихотворения.Учить говорить выразительно. Что значит говорить выразительно? «Выразительность» предполагает умение выражать свое отношение к тому, о чём идет речь, подчеркивать самое главное, важное; «выразительно говорить» - говорить ярко, образно, заразительно, привлекая внимание слушателей.Предлагать речевые словесные игры детям, расширяя словарный запас, совершенствуя грамматический строй речи, воспитывая интерес к звучащей речи.Развивать связную речь. Предлагать пересказывать небольшие рассказы, сказки и сочинять их самостоятельно, работать с сериями картинок с последующим составлением рассказа.ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕЧИ ПЕДАГОГАСистематическое чтение литературы. При чтении нужно вникать в смысл прочитанного и пополнять свой лексикон новыми словами. Выполнение упражнений для развития речевого дыхания, дикции, голоса, интонации. Решение тестов по культуре речи. Это способствует формированию таких коммуникативных качеств, как правильность, точность, уместность. Использование приёмов для усиления выразительности и яркости речи. Можно употреблять метафоры, сравнения, пословицы и поговорки, приводить примеры из реальной жизни и литературы, использовать игру слов, тонкий юмор. Дискуссия. Обсуждение с коллегами, детьми или друзьями спорных вопросов помогает развивать навыки выслушивать, говорить убедительно и корректно отстаивать своё мнение. Повышение квалификации и систематическая работа над собственным самообразованием. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЧИ ПЕДАГОГАотсутствие речевых дефектов, таких как заикание, неправильное произношение звуков, а также наличие в речи акцентов и различных диалектных особенностей;правильное использование интонационных средств: силы голоса, темпа, логического ударения, пауз, ритма, мелодии, тембра;речь должна быть эмоционально насыщенной, богатой интонациями, достаточно громкой и не слишком быстрой;педагог должен говорить спокойным, умеренным голосом.