Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка - детский сад №29 «Ягодка» г. Белорецк
муниципального района Белорецкий район
Республики Башкортостан
СОГЛАСОВАНО:
Старший воспитатель
________________/______________
Конспект
Образовательной деятельности по теме:
«Курай – символ Башкортостана»
Образовательная деятельность: познавательная деятельность
Возрастная группа: средняя группа
Разработала: Аетбаева Д.М.
2023 год
Цель: формирование знаний о музыкальном инструменте – курай, символ духовной красоты башкирского народа. Расширять представления детей о родном крае, культуре и традициях башкирского народа. Воспитание патриотизма у детей.
Задачи:
Образовательные:
Уточнить и углубить знания и представления о Республике Башкортостан.
Формировать элементарные представления о государственных символах.
Знакомство с народной башкирской сказкой «
Курай
».
Развивающие:
Способствовать развитию мыслительной и познавательной активности, развитию памяти, внимания, речи.
Развивать познавательный интерес к родному краю.
Способствовать развитию музыкального слуха, умение наслаждаться музыкой
курая
.
Воспитательные:
Воспитывать любовь к родному краю, вызывать чувства гордости и ответственности по отношению к родине.
Предварительная работа: рассматривание государственных символов, рассматривание башкирских музыкальных инструментов и прослушивание их, чтение башкирских народных сказок.
Активизация словаря: егет (юноша), хан (правитель), тирмэ (юрта).
Методические приёмы: показ мультфильма «Курай», муляж «Чак-чак», макет юрты, плакат с изображением соцветия курая.
Оборудование: цветок курая с заданиями, изображение современного флага и герба РБ, слушание музыки курая, разрезной флаг для игры «Собери флаг РБ», телевизор, магнитофон.
Ход образовательной деятельности
Организационный момент.
Сегодня к нам в группу пришли гости, давайте с ними поздороваемся и приветствуют друг друга.
Здравствуй небо голубое (руки вверх, легкое движение кистями)
Здравствуй солнце золотое (рисуем руками круг перед собой)
Здравствуйте матушка Земля (наклон, руки развести в стороны)
Здравствуйте мои друзья (поворот головы вправо и влево)
Дети присаживаются за столы.
Основная часть.
Воспитатель: Какие башкирские народные сказки вы знаете? (Ответы детей)
Сегодня мы познакомимся ещё с одной башкирской народной сказкой «Курай».
- Кто такой Егет?
- Кто такой хан?
- А каким был хан?
- Что за секрет был у хана?
- Для чего каждый раз вызывали Егетов к хану?
- Как спас курай Егета?
Ответы детей.
Воспитатель: ребята к нам пришло письмо от Егета, давайте я вам его прочитаю:
«Здравствуйте дети, услышал я, что вы изучаете культуру своего края, и мне захотелось проверить ваши знания. Для вас я придумал интересное путешествие в мир Башкортостана. А поможет вам в этом соцветие курая. Каждый лепесток соцветия приготовил для вас интересное задание. Вам нужно выполнить все 7 заданий соцветия курая. Желаю удачи!»
Вывешиваю лист ватмана с изображением соцветия курая.
- Ребята что это такое?
- Верно, это соцветие курая, растения, которое распространено на территории Башкортостана.
- Сколько лепестков у соцветия?
- Семь лепестков символизирует семь родов, положивших начало единению народов, проживающих на территории РБ.
1. Задание.
Собери флаг
Сколько цветов? (3)
Какой он формы? (прямоугольной)
Какие цвета вы видите на флаге? (синий, белый, зеленый).
Что они означают? (ответы детей)
- Синий цвет-это безоблачное, ясное небо, белый-воздух, чистота души народа, зеленый-трава, вера в жизнь.
- Ребята, какой формы герб? (Герб Республики Башкортостан представляет собой круг, обрамленный национальным орнаментом, изображение памятника Салавату Юлаеву на фоне восходящего Солнца, ниже изображено соцветие курая, символ мужества народов. Лента, окрашенная в цвета государственного флага Республики Башкортостан, с надписью по белому полю: «Башкортостан».)
2. Задание.
Воспитатель: Ребята, а следующее задание нужно сказать как называется жилище башкир? (юрта-тирмэ. При строительстве использовали войлок. Чтобы в юрту не попал дождь и снег, поверх войлока покрывали брезентом и обвязывали верёвкой из конского волоса).
3.Задание.
Воспитатель: назовите сладкое блюдо башкир? (чак-чак)
4.Физминутка.
Не много отдохнем в пути:
Колосись ты мой курай
И под солнцем созревай.
До небес расти, тянись.
И цветок свой раскрывай.
А потом играй, играй.
Точно птица распевай.
В целом мире нету краше,
Звука твоего курай!
5.Задание в тетрадях.
Рассмотрите картинку и расскажите что нарисовано. Покажите стрелкой из чего сделаны инструменты.
Помогите Борису и Алмазу выбрать
инструмент
на котором они сыграют мелодию.
6.Задание.
Отгадайте загадку:
Спросите, каждый назовет,
Что за тростник у нас поет.
Прославил он башкирский край,
Мелодичный наш… (курай)
7.Задание.
Игра «Угадай инструмент»
Ребята если вы услышите курай вы хлопаете в ладоши. А если нет то топаете ногами. (Дети слушают музыку где есть барабан, дудочка, бубен, колокольчик).
Слушанье мелодии курая.
- Понравилась вам мелодия?
- Какая она по настроению?
Ответы детей
Воспитатель: Полюбуйтесь ребята, мы собрали все лепестки курая, на этом наше путешествие законченно.
Рефлексия:
- Ребята о чем мы сегодня говорили?
- Что вам больше всего понравилось?
- Что нового вы узнали?